Наслаждение страхом
Этот пост будет посвящен нескольким вопросам: почему нам нравится страшное? Как мозг превращает страх в удовольствие? Почему некоторые люди любят ужастики, а другие нет? Почему среди девушек так популярен формат трукрайма?
Сразу обозначу, что обсуждаемое в этом посте находится на уровне теорий и гипотез, как я часто говорю, следует помнить что люди разные. На рассуждения об этой теме меня натолкнула собственная дочь. Как водится у тревожных родителей, она очень аккуратный и боязливый ребенок. Все новое у нее вызывает тревогу, она всегда спросит можно ли сделать то или иное, рассуждает об опасностях и вредных вещах. При этом ее любимый праздник - Хэллоуин, а любой мультик с монстрами и "ужастиками" будет выбран в первую очередь. Немного странно, не находите? Однако, вероятно, этому есть вполне рациональное объяснение.
Как оказалось, Амигдала (она же миндалина) - еще и босс в игре Bloodborne, понятно чем вдохновлялись авторы
Когда мы сталкиваемся с пугающим, первым реагирует такой участок мозга как миндалина. Это небольшая, миндалевидная (неожиданно, правда?) структура в глубине височной доли мозга. Она относится к глубинным структурам мозга, в нейроанатомии такими структурами называют то, что входит в "древние" центры мозга, которые реагируют на условно примитивном уровне. Так вот, кроме остальных своих функций, миндалина отвечает за формирования первичной реакции на стимулы. Когда наши органы чувств считывают потенциальную опасность (громкий звук, двигающийся объект), миндалина тут же запускает симпатическую систему и активирует тело. Только после этого сигнал идет в кору мозга, где анализируется и ему дается оценка опасно/неопасно. Кора уже придает осознанный характер реакции на пугающее и либо гасит активность миндалины, либо подтверждает опасность.
В удовольствии от встречи с пугающим есть несколько компонентов и, думаю, что у разных людей преобладают разные. Часть людей безусловно кайфует именно от этого выплеска адреналина в результате первичной реакции миндалины. Многочисленные исследования показывали, что есть люди с повышенным порогом страха, их миндалина реагирует на стимул намного хуже, но при этом в их мозге повышенный дофаминовый тонус, то есть они получают больше удовольствия от сильных раздражителей. Эти люди становятся профессиональными экстрималами. Мы отклонились от темы, в общем одна группа людей, кайфующих от ужастиков, просто получает удовольствие от первичного возбуждения.
Для меня намного интереснее другая группа. Это те люди, которые получают удовольствие от процесса взятия страха под контроль. Когда после животной реакции на скример, кора берет ситуацию под контроль, человек получает удовлетворение. Удовлетворение от того, что опасность миновала, от того, что он мог совладать со страхом. Так вот, существует теория, что таких переживаний ищут как раз те люди, которые часто испытывают тревогу и страх в повседневной жизни. Так, в искусственной симуляции (в коре есть предустановка, что ситуация безопасна) они получают важный для них опыт борьбы со страхом. Здесь напрашивается аналогия с методом экспозиции в психотерапии, когда мы просим пациента столкнуться с тем что пугает. В методе экспозиции главное - постепенное наращивание раздражителя. Зачастую экспозиция начинается с мысленного представления ситуации, в которой человек сталкивается, например, с пауком (при арахнофобии). То есть вполне вероятно, что люди ищут микродозы безопасного страха, чтобы получить опыт совладения с ним.
Что касается трукрайма, то действительно, в популяции его зрителей преобладают женщины. Исследователи связывают это с тем, что женщины ассоциируют себя с позицией жертвы и ищут источник информации, чтобы повысить чувство контроля в повседневной жизни. Плюс к этому, истории про маньяков, это способ безопасно пережить то, чего человек опасается в реальной жизни. Так что любовь к ужастикам, трукрайму и жести скорее всего не про темные стороны нашей души, а про наши страхи и попытку совладать с ними.

Современная психиатрия
51 пост250 подписчиков
Правила сообщества
За аргументированную дискуссию и вежливое общение.