На север. Часть третья (Умба)
Наш палаточный лагерь просыпался рано утром – виной тому ошибка в расчетах, приведшая к катастрофической нехватке пива. Накануне, выявив этот тактический просчет, мы с Капитаном решили на лодке сходить в ближайший населенный пункт. Для этого надо было перебраться через два озера, а после пройти пешком порядка пяти километров, что мы и решили сделать, несмотря на уже позднее время – было около шести-семи часов вечера. Но этот путь нам пройти было не суждено: на середине дороги через лес мы встретили парочку местных девушек, собиравших грибы, которые по секрету сказали нам, что магазин уже закрыт, а пива там вообще дефицит.
Та самая дорога через лес
Вероятно, это был знак свыше.
Проснувшись раньше всех, мы с Капитаном отправились в путешествие за рыбой, и в этот раз нам (а потом и не только нам) благоволила удача. Погода была так себе, ветер и дождь периодически сменялись чистым небом, причем происходило это резко и крайне неожиданно.
Ремарка: погода в Карелии реально непредсказуемая. Вы можете проснуться под проливным дождем и мысленно похоронить весь свой день, а через час над вами уже будет чистое небо. А потом налетит шквальный ветер, выбрасывающий лодки с моторами на берег так, будто они весят как маленькая байдарка, а не по сто с лишним килограмм каждая.
Наловив на завтрак, обед и ужин, мы потихоньку начали сворачиваться, и, как выяснилось, очень вовремя. По рации с базы нам передали, что к ним в лагерь приползла еще одна гадюка, причем незваная гостья ведет себя крайне агрессивно. Мы собрали снасти и помчались обратно, успев к развязке этой трагичной ситуации: Граф огрел гадюку огромным бревном и отрубил ей голову, причем происходило все это буквально в пяти шагах от нашего костра.
Пообедав, мы начали строить имперские планы по продолжению поездки. Граф, Санта и Леха ушли на воду, а я, Царь и Капитан решили еще немного пооткисать в лагере.
Граф, кстати, поймал самого крупного окуня за всю поездку. Его мы пожертвовали местным
Наша поездка должна была продолжаться по двум направлениям. Первое – Мурманск и заезд оттуда в Териберку или на полуостров Рыбачий (в зависимости от погоды), а второе – поселок Умба и его близлежащие окрестности. Проблема заключалась в том, что, как ни крути, до Умбы нужно было дать неплохой крюк, и вопрос был в том, делать ли его до Мурманска или же после.
Решили «до».
Собрав лагерь, мы переночевали и поутру отправились в путь, прогрызаясь сначала через колею дороги до Лимсозера, а потом через выбоины Калевальского «шоссе». Когда мы наконец выехали на поворот в сторону Кольского, на трассу «Кола», в Бусике повисло минутное молчание – все успели соскучиться по ровному асфальту (в особенности, сам Бусик, будто приобретший пару десятков лишних лошадок от радости, да и пассажиры – в Боксере регулировка положения сидений – привилегия только водителя).
Пообедав на заправке, мы тронулись в путь, погружаясь в медитативное любование северным шоссе. Природа Центральной Карелии постепенно сменялась ландшафтами Кольского полуострова, сосны уступили место низким березам, а мы продолжали наматывать километры.
В Умбе мы оказались поздним вечером, чудом забронировав гостиницу, где нас даже покормили ужином.
Пару слов об Умбе и причинах нашего пребывания в этом месте. Относительно недалеко находится небезывестный среди рыбаков поселок Варзуга, стоящий на одноименной реке и уже давно являющийся настоящей Меккой среди любителей покидать блесна в воду с целью вылова красной рыбы. Кроме того, там расположены еще несколько геологических объектов, о которых речь пойдет дальше.
Ремарка: на очередной заправке по пути ко мне подошли Капитан и Леха с фразой «у тебя какая-то веревочка под машиной зацепилась и висит». Внутри у меня похолодело, когда «веревочка» была идентифицирована как трос ручника, слетевший с крепления и болтавшийся чуть ли не до земли. Неполадку удалось устранить сравнительно легко уже в Умбе при помощи гаечного ключа, WD-40 и такой-то матери, как водится.
На следующее утро, позавтракав и набрав припасов в дорогу, мы двинулись на восток, по пути останавливаясь посмотреть виды Баренцева моря.
Череп, видимо, оставила на берегу лисичка. Ну или собака, кто ж знает
Первой нашей остановкой был маяк в поселке Кашкаранцы. Стоит отметить, что дорога, рядом с Умбой бывшая вполне себе асфальтовой, примерно через пятьдесят километров трансформировалась в обычную гравийную укатку, а еще через пару десятков – в совсем необычную, по которой проехался грейдер и оставил после себя «волны» высотой и длиной примерно в 30-40 миллиметров. Ехать по всему этому кайфу было очень сложно, машину трясло, говорить внутри приходилось криком. Потом от Санты мы узнали, что, оказывается, на такой дороге можно поймать «резонансную скорость» – ту, на которой машина будет как бы «лететь» от одного горба к другому, не успевая проваливаться. Правда, Граф и Санта ехали на сравнительно небольшом и легком Subaru Forester, и их резонанс поймался в районе 50 км/ч. А вот нам приходилось туго – вибрации исчезали на скорости около 75 км/ч. А теперь представьте, как огроменный Бусик летит над буграми на дороге на околошоссейной скорости. Управление машиной осуществляется следующим образом: я притормаживаю (начинает нещадно трясти), чуть доворачиваю руль и снова ускоряюсь, выходя на «крейсерскую» (тряска исчезает), и так до следующего изменения траектории. Страшно пипец, по кустам иногда лежат перевернутые и разбитые автомобили, но ехать надо быстро, иначе дело дрянь.
Таким непростым образом мы выбрались на берег моря, к уже упомянутому маяку.
Красиво… с моря дует ледяной ветер, неподалеку магазинчик – «у дяди Бори» или что-то вроде того. Впереди – бескрайняя рябь холодного моря.
Но это не было нашей конечной целью. Едем дальше.
Следующая остановка на нашем пути – мыс Корабль и аметистовый берег. Он на самом деле аметистовый – эта разновидность кварца встречается там почти повсеместно, правда, качество у него… не ювелирное. И вообще, это природный заповедник, так что копать там нельзя. Но у нас есть старые образцы с того места, для представления.
Доехали мы туда не сразу – Граф сказал, что знает короткую дорогу, ну и… думаю, вы все поняли. Развороты в ограниченном, с одной стороны крутым склоном, а с другой – стеной леса, пространстве на довольно-таки большом автобусе – вещь, скажу прямо, незабываемая. Но мы справились, не в последнюю очередь благодаря совместному дирижированию Капитана и Царя.
Наконец, пред нами предстал пляж. Ну, как пляж, огромная известняковая стенка с прожилками флюорита и кварца.
Вот такая стенка. Спускаться совсем непросто
Немного погуляв там и едва не застряв на узкой полосе берега из-за прилива, мы ушли с пустыми руками и вернулись на «стиральную доску», которая тут по какой-то наивности зовется дорогой.
Еще около 30 километров страданий, и мы (попутно решив отказаться от поездки на Варзугу) подъезжаем к заключительной точке нашего путешествия – дюнам.
Да, дюны. На Кольском.
Не верите? Езжайте и посмотрите
Уже на съезде к этому месту на лесной дороге начал появляться песок. Его становилось все больше и больше, и в какой-то момент у меня появилось стойкое чувство, что если я остановлю тяжелый переднеприводный Бусик, то снова тронуться он уже не сможет. Как оказалось, это была чистая правда – подъехав к стоянке перед дюнами и остановившись, мы встряли в песок, благо, пара лопат камней под колеса решили дело.
Дюны… это место расположено между Белым морем и рекой Варзуга, из-за чего его лихо продувает, не давая укорениться скудной северной растительности. В пустыне есть и деревенька – очень необычный вид, будто обычную карельскую деревню взяли и перенесли в сердце Сахары.
Посреди дороги сидят дети и играют в куличики (квест – филигранно объехать сие творчество и ничего не раздавить), на фоне возвышается церковь… мы поехали туда на Субару, уверовав в полный привод и умные системы стабилизации. Ощущение, что плывешь на корабле – на руль машина отзывается неохотно, все время стремится двигаться по колее. Там, кстати, подсняли ролик, достойный рекламы Subaru (но покажу его я только когда скачаю, наконец, файлы с дрона).
Смотрится все это очень эпично и будто из другого мира. Вообще, при поездке на север тебя не оставляет ощущение, что ты покинул родную Землю и колесишь где-то по просторам другой планеты – холодной, ветреной, но безумно завораживающей.
Привет с Марса
И, конечно, мы были бы не мы, если бы не нашкодили там, куда и доехать-то сложно
На этом планы на окрестности Умбы закончились. Мы вернулись в гостиницу, где нас поджидал вкусный ужин и неожиданный гость – лиса. Как выяснилось, лисичка была местная, всеми любимая и постоянно приходила полакомиться остатками ужина и щедрыми дарами жителей городка и постояльцев.
День закончился, но наше путешествие было в самом разгаре – впереди ждал Мурманск и самые заповедные уголки нашей страны.
P.S.: в этот раз буду публиковать пост в Лигу Путешественников, а не автотуризм. Всех приветствую, правила прочитаны, в том числе, правила прохода кораблей через Босфор и Дарданеллы. На всякий случай оставляю ссылки на предыдущие посты:
Лига путешественников
24.8K постов53.3K подписчика
Правила сообщества
1) Больше времени проводите со своими близкими, особенно с родителями.
2) Видео приемлемы исключительно в качестве поддержки основной части поста, репосты влогов из ютуба удаляются.
3) Старайтесь всегда быть вежливыми, поверьте — это качество еще никогда никому не сделало плохо.
А вообще, если вы читаете внутренние правила сообщества на сайте, где есть основные правила, которые вы, наверняка, уже прочитали, то почитайте заодно еще и правила провоза багажа в японских авиалиниях или правила прохода кораблей через Босфор и Дарданеллы
Рекомендация: указывайте в тегах географическое положение.