Серия «На Север!»

На север. Часть 5 (на краю света)

Все посты серии на pikaby

Дорога снова звала нас, и мы откликнулись. На время попрощавшись с Бусиком, мы заняли места в Subaru и Шевроле и двинулись на запад, направляясь в сторону границы c Норвегией. Следующей нашей остановкой должен был быть поселок Титовка.

Сразу скажу, что дорога до Титовки – отличная, ровный асфальт с постоянными подъемами и спусками. Она пролегает по местам боевой славы Красной Армии, где проходили тяжелые бои за защиту севера. Впрочем, дорога порадовала нас не только историей, но и невероятными видами: периодический мелкий дождь порождал радуги буквально каждые пять-семь минут. За полтора часа дороги мы насмотрелись на эту красоту

На север. Часть 5 (на краю света) Автопутешествие, Водопад, Кольский полуостров, Полуостров Рыбачий, Радуга, Север, Путешествия, Путешествие по России, Природа, Природа России, Карелия, Длиннопост, Фотография

И вот так на протяжении полутора часов

Прямо перед Титовкой нас ждала уже знакомая картина – пограничная застава, проверяющая проезжающие на запад через мост автомобили. В этот раз тщательной проверки не было – нас спросили, куда мы направляемся, и, услышав, что после моста поворачиваем направо, успокоились и пропустили без лишних вопросов.

Впрочем, сначала мы повернули налево…

Прямо за мостом нас ждала Старая Титовка – точнее, кафе и последняя заправка по пути на Рыбачий. Бензин чуть дороже, что объясняется сложностью логистики и большим потоком проезжающих. Мы заправили машины бензином, себя – кофе и, наконец, двинулись в сторону полуострова Средний.

Все говорят, что дорога на Средний и Рыбачий – сущий ад, но мы, выехав на первый отрезок, были приятно удивлены. Граф, сидевший за рулем Шевроле, сказал, что когда он был тут в прошлый раз, дорога была намного хуже. Теперь же по ней могла проехать и обычная легковушка – тем страннее было видеть суровые подготовленные вездеходы, у которых колеса порой были по середину наших боковых стекол.

Ремарка: дорога и правда стала лучше, и, как выяснилось позже, этому есть логичное объяснение. Дело в том, что в этих заповедных местах строят новую базу отдыха (или глэмпинг какой-нибудь, уже не помню) с просто охреневшим бюджетом. Организаторы сего места сделали часть дороги вполне комфортной, а дальше начали строить собственное ответвление. Выглядит колоссально и внушительно, посмотрим, что из этого выйдет. Вообще, там активно начинают строить много оборудованных мест отдыха, что… немного напрягает.

Первая локация – водопад Мельничный на реке Титовка. Внушительные скалы рассекают водяной поток, создавая неповторимый вид. Стоя над водопадом, чувствуешь все величие северной природы…

На север. Часть 5 (на краю света) Автопутешествие, Водопад, Кольский полуостров, Полуостров Рыбачий, Радуга, Север, Путешествия, Путешествие по России, Природа, Природа России, Карелия, Длиннопост, Фотография

Впрочем, устроив перекур перед вторым этапом и насладившись сполна этим зрелищем, мы начали осознавать, что время у нас уходит куда быстрее, чем нам хотелось бы. Была уже половина третьего, а нам еще предстояло проехать больше пятидесяти километров далеко не по асфальту.

Чем дальше вглубь Среднего – тем хуже становится дорога, поверьте. Сначала это просто небольшие ухабы, потом – грунтовка, потом – накатанный по камням путь.

На север. Часть 5 (на краю света) Автопутешествие, Водопад, Кольский полуостров, Полуостров Рыбачий, Радуга, Север, Путешествия, Путешествие по России, Природа, Природа России, Карелия, Длиннопост, Фотография

Нормально...

На север. Часть 5 (на краю света) Автопутешествие, Водопад, Кольский полуостров, Полуостров Рыбачий, Радуга, Север, Путешествия, Путешествие по России, Природа, Природа России, Карелия, Длиннопост, Фотография

... все еще нормально...

На север. Часть 5 (на краю света) Автопутешествие, Водопад, Кольский полуостров, Полуостров Рыбачий, Радуга, Север, Путешествия, Путешествие по России, Природа, Природа России, Карелия, Длиннопост, Фотография

Все, началось!

После самого высокого перевала на пути мы подъехали к максимально сложной для преодоления локации. Арендодатель Шевроле прямо сказал, что «проехать должны, но смотрите, как другие проезжают, там можно повиснуть». И там реально можно: посреди дороги лежит дренажная труба, за время своего существования прогрызшая себе путь наверх и частично разрушившаяся. Вездеходы, как правило, могут проехать ее практически в любом месте, а вот тем, кто пониже, приходится сложно – верная траектория только одна, и уйти с нее – означает повиснуть, даже несмотря на приличный для городских автомобилей клиренс Субару и Шевроле. Впрочем, это было не главным впечатлением от преодоления препятствия.

Невероятные виды. Просто сногсшибательные. Это уже не северная Карелия, не Мурманск, не тайга. Это уже тундра, настоящая, где деревья максимум по пояс, трава – редкий гость, а суровый северный мох царит везде.

На север. Часть 5 (на краю света) Автопутешествие, Водопад, Кольский полуостров, Полуостров Рыбачий, Радуга, Север, Путешествия, Путешествие по России, Природа, Природа России, Карелия, Длиннопост, Фотография

Просто один из обычных видов на перевалах. Ничего необычного, конечно

А, и радуги, конечно. Они реально сопровождали нас на протяжении всего пути, не прекратив появляться и после съезда с дороги. Реально, их хватило бы на пару недель обеспечения @HelloIRainbow непрерывным потоком.

На самом деле, говорить про красоты Крайнего Севера можно долго, но действительно передать это чувство замирающего от восторга сердца просто невозможно. Ну были. Ну видели. Там же и застрять можно, куда вас понесло. Не-е-е-ет, надо самостоятельно там оказаться, никакой рассказ, никакие фотографии и видео не передадут всех ощущений.

Ремарка: мне тут недавно ненавязчиво напомнили о том, что люди ждут заключительную часть про путешествие. Это самая сложная часть: тяжело подбирать и слова, и стиль повествования. Хочется как-то вот выразить все свои эмоции, передать все то, что чувствовалось в те моменты, а толком-то и не выходит. Так что прошу прощения за столь большую паузу. Не было у меня, честно говоря, ощущения, что кто-то реально ждет и читает. Спасибо вам всем большое за это.

На север. Часть 5 (на краю света) Автопутешествие, Водопад, Кольский полуостров, Полуостров Рыбачий, Радуга, Север, Путешествия, Путешествие по России, Природа, Природа России, Карелия, Длиннопост, Фотография

Очень, очень ненавязчиво. @pevasik21, ты дождался.

Немного про «попутчиков». Большинство из них – довольно-таки крутые внедорожники, морально и физически готовые к преодолению всего на свете. К ним же можно причислить мото- и квадроциклы – как частников, так и экскурсии от баз отдыха. Следом идут всякие полноприводные Газели-Соболи-Баргузины, обвешанные порой покруче вездеходов. Ну а самая эпичная встреча произошла метров через двести после той злополучной трубы. Там стоял (барабанная дробь) Hyundai Punto! Тот самый, погуглите, если не знаете. У него колесики как у тележки в супермаркете, а клиренс такой, что туда разве что котенок ползком пролезть сможет. Как его туда занесло – загадка. Мы предположили, что его или привезли вертолетом, и теперь он стоит и ждет эвакуации обратно, или тупо подняли и перенесли на руках. Вопросы «как?», «зачем?» и «куда?» еще долго витали в наших головах.

На протяжении всего маршрута, вплоть до переезда на сам Рыбачий, нас сопровождал еще один интересный попутчик. Это был черный Audi с регулируемой подвеской и мурманскими номерами. Мы постоянно играли в догонялки – то он вырывается вперед, пока мы останавливаемся на перекур и любования, то отстает, жалея свои совершенно не внедорожные колеса. На одной из остановок машина подъехала к нам, и выяснилось, что там сидели ребята, которые хотели (внимание, было воскресенье) сгонять на Рыбачий и вернуться, потому что «завтра на работу». Мы откровенно сказали, что полуостров, технически, недалеко, но после его посещения лучше всего сразу ехать на работу, минуя дом – ну невозможно успеть туда и обратно за оставшиеся уже семь часов до полуночи.

На север. Часть 5 (на краю света) Автопутешествие, Водопад, Кольский полуостров, Полуостров Рыбачий, Радуга, Север, Путешествия, Путешествие по России, Природа, Природа России, Карелия, Длиннопост, Фотография

Тот самый попутчик на фоне очередной радуги

… Мы добрались до нашей базы в восемь с небольшим вечера. Уже уставшие, немного голодные, но мы это сделали. Поздоровавшись хозяевами, мы сказали, что заселяемся и все в силе, а сейчас поедем дальше. Ребята на базе посмотрели на нас как на ненормальных – обычно, гости после дороги могли поехать разве что кукухой, но, как правило, просто падали на кровать без сил и отдыхали до завтрашнего утра.

Но не мы, у нас же шило в одном месте, надо ж побыстрее все посмотреть. Так что мы отправились на мыс Немецкий, смотреть на место, где начинается Россия.

Свет кончился уже на обратном пути. За это время Капитан и Санта успели искупаться, считайте, в Северном Ледовитом океане, а мы – перепутать дороги и заблудиться. Помог водительский талант Графа и мои навигационные навыки – мы-таки смогли вернуться на нашу базу и сразу упасть на кровати спать.

На север. Часть 5 (на краю света) Автопутешествие, Водопад, Кольский полуостров, Полуостров Рыбачий, Радуга, Север, Путешествия, Путешествие по России, Природа, Природа России, Карелия, Длиннопост, Фотография

Следующий день был посвящен суровому джипингу, а точнее – поездке на полуостров Средний с посещением местных достопримечательностей. Попасть туда на легковой машине, по идее, нереально – пара довольно глубоких бродов, которые приходилось перед проездом проверять в болотных сапогах, а на закуску – несколько откровенных скальников с большими перепадами. Впрочем, в какой-то момент нам встретилась Лада Гранта, так что то ли есть другая дорога, то ли чудиками земля полнится.

Один из ключевых объектов на полуострове – скала Два Брата. Это два столба выветривания на восточном побережье. В более-менее ясную погоду с этого берега видно Норвегию, а мы вдобавок устроили отличный фотосет и эпический пикник на капоте авто.

На север. Часть 5 (на краю света) Автопутешествие, Водопад, Кольский полуостров, Полуостров Рыбачий, Радуга, Север, Путешествия, Путешествие по России, Природа, Природа России, Карелия, Длиннопост, Фотография

Один из братьев

На север. Часть 5 (на краю света) Автопутешествие, Водопад, Кольский полуостров, Полуостров Рыбачий, Радуга, Север, Путешествия, Путешествие по России, Природа, Природа России, Карелия, Длиннопост, Фотография

Белиссимо (кот-повар.жпг)

Ремарка: стоит оговориться, что полуострова славятся не только своими природными объектами, но и огромным количеством памятников Второй Мировой. У нас были свои причины не акцентировать свое внимание на этих местах, так что и в рассказе о них не будет ни слова. Но, поверьте, посмотреть там есть на что, если вас интересует история Великой Отечественной войны.

И, отходя от темы и возвращаясь к виду на берег Норвегии: в этих местах TeleNor ловит куда лучше, чем МТС, так что будьте предельно осторожны со связью – попасть в роуминг проще простого. Мы таким прекрасным образом просадили прям немало денег.

Следующим объектом на нашем пути был «Пляж Рыжих Камней». Это побережье Северного Ледовитого, представленное сильно окисленными породами всей палитры желтого. Пейзаж выглядит инопланетно и завораживающе.

На север. Часть 5 (на краю света) Автопутешествие, Водопад, Кольский полуостров, Полуостров Рыбачий, Радуга, Север, Путешествия, Путешествие по России, Природа, Природа России, Карелия, Длиннопост, Фотография
На север. Часть 5 (на краю света) Автопутешествие, Водопад, Кольский полуостров, Полуостров Рыбачий, Радуга, Север, Путешествия, Путешествие по России, Природа, Природа России, Карелия, Длиннопост, Фотография
На север. Часть 5 (на краю света) Автопутешествие, Водопад, Кольский полуостров, Полуостров Рыбачий, Радуга, Север, Путешествия, Путешествие по России, Природа, Природа России, Карелия, Длиннопост, Фотография

Игру Престолов вспомнили?

На север. Часть 5 (на краю света) Автопутешествие, Водопад, Кольский полуостров, Полуостров Рыбачий, Радуга, Север, Путешествия, Путешествие по России, Природа, Природа России, Карелия, Длиннопост, Фотография

Если бы Афродита "вышла из пены морской" на этом побережье – замерзла бы нафиг

Все путешествие на Средний заняло у нас большую часть дня. Мы вернулись на базу еще до заката, и, недолго думая, решили по-быстрому сходить на верховые озера. В центральной части полуострова есть возвышенность с очень красивыми водоемчиками, в которых, кстати, водится красная рыба (но ловить нельзя, ибо заповедник). Владельцы базы отдыха, глядя на наши сборы, покрутили пальцем у виска и однозначно для себя решили, что мы немного на головы ушибленные – ну никто у них не собирается лазить по горам после целого дня джипинга.

На север. Часть 5 (на краю света) Автопутешествие, Водопад, Кольский полуостров, Полуостров Рыбачий, Радуга, Север, Путешествия, Путешествие по России, Природа, Природа России, Карелия, Длиннопост, Фотография

Пейзажики из Death Stranding подъехали

На север. Часть 5 (на краю света) Автопутешествие, Водопад, Кольский полуостров, Полуостров Рыбачий, Радуга, Север, Путешествия, Путешествие по России, Природа, Природа России, Карелия, Длиннопост, Фотография

А под конец вечера нас ждало еще одно «приключение»: три кило камчатского краба.

Ремарка: кто не в курсе – во времена СССР в Баренцево море в рамках эксперимента заселили камчатского краба. Надеялись, что сей дальневосточный деликатес станет таким образом более доступен, и весь Союз наконец сможет вкусить дары моря сравнительно доступно. «Деликатес» оценил экосистему у побережья Кольского и радостно закусил ее обитателями, размножившись и расплодившись в свободной нише пищевой цепочки. Недавно его вылов наконец разрешили (видимо, чтобы членистоногие не стали окончательными царями морей), но ценник на данное кушанье кусается не хуже, чем клещи краба.

На север. Часть 5 (на краю света) Автопутешествие, Водопад, Кольский полуостров, Полуостров Рыбачий, Радуга, Север, Путешествия, Путешествие по России, Природа, Природа России, Карелия, Длиннопост, Фотография

По сравнению с «пикником на обочине» у Двух Братьев – просто фигня, конечно

Вдоволь напитавшись этим яством, мы отправились спать, чтобы на следующий день, собрав пожитки и контрольно искупавшись в заливе у базы, отправиться обратно в Мурманск.

Примерно в этот момент мы поняли одну вещь, которая вызывала у нас массу вопросов с самого момента заезда на край земли: все встречные водители и их пассажиры, пока мы ехали на Рыбачий, выглядели так, будто говна навернули им очень не понравилось на Рыбачьем. На обратном пути у нас были такие же лица, и объяснялось все это очень просто: нам не понравилось уезжать с Рыбачьего. Это одно из самых удивительных мест, которые мы когда-либо посещали, а сравнивать, уж поверьте, нам есть с чем.

На пути в Мурманск нам удалось забронировать другой отель – в предыдущей части описаны все «прелести» жизни в хостеле – который оказался просто великолепным местом. Это был отдельный домик в, как я понимаю, спортивном районе Мурманска: Долина Уюта. Гостиничный комплекс называется так же, и, поверьте, если вас больше четырех человек, вы планируете где-то переночевать и для вас, как и для нас, гостиница – место, где можно упасть на кровать, поспать и потом уехать, то это место для вас.

Но предварительно мы сдавали наш Шевроле. На протяжении всей поездки у нас были лютые мучения с включением задней, и мы честно сказали об этом арендодателю, возвращая ключи. Он с умным видом покивал, и сказал, что да, надо прям глубоко вжимать рычаг, это геморно и все такое… мы ни разу не вжали рычаг, мы даже не знали, что так надо делать. Граф промолчал, сел к нам в Субару и сказал простую, но емкую фразу: «Валим быстрее». Мужик, если ты вдруг читаешь это – прости, мы правда не хотели ничего поломать, поэтому почти не пользовались задней, осознав, что у Нивы с этим беда.

… Триумфальное возвращение Бусика в строй, долгая дорога домой и ночевка в Меджевегорске, пожалуй, на фоне всего пережитого, уже не стоят дополнительного описания. Всю дорогу (да и сейчас) перед глазами стоят виды, которые невозможно забыть. Виды самого Края Света.

P.S.

Капитан: «Маст хэв, всем рекомендую».

EliArt: «Ага, если внедорожник есть»

Капитан: «Ну, в аренду, тобой же написано»

А, если серьезно – это была поездка невероятных впечатлений. И дорога, и Карелия, и Кольский, и Рыбачий – все создавало непрерывное ощущение приключения и приобщения к какой-то тайне, которая только между нами и севером. Затяжные километры пути стали платой за то, чтобы приобщиться к чему-то, что сложно описать словами, но, почувствовав раз, забыть уже невозможно (и, нет, я не про цены на дизель. Вообще не буду описывать расходы на поездку, потому что не помню из-за количества выпитого в процессе не хочу опошлять все эти чувства какими-то цифрами. Каждая потраченная копейка стоит того).

Если вам когда-то станет невыносимо скучно в мегаполисе и захочется на какой-то простор – берите своих близких, садитесь в машину и гоните, гоните – туда, где солнце летом не заходит за горизонт, туда, где природа – это главное, а люди – это нечто несущественное, туда, где, стоя на берегу и глядя на север, понимаешь – дальше нет ничего. Гоните На Север.

На этом цикл окончен, и я в скором времени вернусь к камням и интересным рассказам о них. Большое спасибо всем, кто читал, комментировал, ставил плюсы и минусы, ждал продолжения и просто пробежал глазами. Вы все очень сильно мотивировали меня продолжать этот рассказ.

Отдельные благодарности:

Граф – за шилозадость и желание двигаться дальше

Санта – за постоянный поиск мест для жизни

Капитан – за неоценимые штурманские качества, без которых мне бы доехать не удалось

Леха (помните же, что это человек и собака в одном лице) – за неисправимый оптимизм и хозяйственную деятельность

Царь – за вождение боевой фуры и молчаливую помощь по первому требованию

Бусик – за то, что выдержал все невзгоды пути

Все донаты, коли таковые будут, пойдут в фонд ТО Бусика. Он у меня уже не молод, кое что надо делать. Но только если вдруг очень захочется, ни от кого ничего не прошу

Показать полностью 18

На север. Часть 4 (Мурманск)

Мурманск. Этот город для нас, в первую очередь, был перевалочным пунктом. Нам нужно было доехать, определиться с погодой и понять, в каком же направлении двигаться дальше. Варианта было два: Териберка – всем известный северный уголок достопримечательностей, слегка омраченный современным сервисом с соответствующими ценами, либо полуостров Рыбачий – край географии, самая северная часть Кольского полуострова, заповедные и труднопроходимые места, не испорченные еще благами современного общества. Решение, в первую очередь, зависело от погоды, которая диктовала не только возможность погулять по природе ногами, но и, в случае Рыбачьего, возможность вообще добраться до места назначения.

Ремарка: сейчас в Териберку проложена вполне хорошая дорога, которая позволяет хоть на скейтборде туда доехать. Что касается Рыбачьего – читайте дальше и все поймете.

Впрочем, до момента принятия решения еще оставалось немного времени и дополнительная ночевка в Мурманске.

Дорога от Умбы до Мурманска выпала на долю Царя, мне же посчастливилось отсыпаться на заднем сиденье, периодически высовываясь, чтобы посмотреть, что же за красота происходит на нашем пути. А дорога наша шла сначала через Кандалакшу, которую мы уже проезжали раньше, а дальше лежала на север по трассе Кола. В этих местах, кстати, трасса намного лучше, чем в Карелии – ровный асфальт без заплаток, расширения для обгона и прочие прелести хорошей современной дороги.

Первой остановкой на нашем пути был Оленегорск – небольшой город, тесно связанный с ГОКом (горно-обогатительным комплексом) и механическим заводом, выпускающим оборудование для горнометаллургических предприятий. Мы были там совсем недолго – позавтракали в кафешке у Ледового дворца, полюбовались на минералогическую коллекцию на главной площади и двинулись дальше.

На север. Часть 4 (Мурманск) Карелия, Кольский полуостров, Север, Авто, Путешествия, Автобус, Дорога, Рассказ, Поездка, Озеро, Туризм, Мурманск, Мурманская область, Видео, Без звука, Длиннопост

Часть минералогической коллекции на площади. Образцы тут прям огромные

На подъездах к Мурманску, нам открылась панорама города. Сурового, как и природа вокруг, буквально выбившего свое место под скудным заполярным солнцем. Мурманск – самый крупный город в мире, расположенный за Полярным кругом. Город совсем молодой, всего сто с небольшим лет, и это видно по застройке, характерной для советских городов, имеющих целью быть центрами промышленности и транспорта. Мурманск – порт приписки Атомфлота России, а основная промышленность города – рыболовство и переработка. Само собой, здесь производится и судоремонт, а также отсюда берут начало практически все исследования геологии Арктического шельфа. Самое главное место города – морской порт,

Стоит отметить, что Мурманск – это не совсем тот город, где можно ходить по старинным улочкам и любоваться досоветской архитектурой; причины совершенно ясны. Тем не менее, в Мурманске есть достопримечательности, такие как ледокол «Ленин» и памятник Защитникам Советского Заполярья («Алёша»).

На север. Часть 4 (Мурманск) Карелия, Кольский полуостров, Север, Авто, Путешествия, Автобус, Дорога, Рассказ, Поездка, Озеро, Туризм, Мурманск, Мурманская область, Видео, Без звука, Длиннопост

Ледокол «Ленин» на вечной стоянке в порту. Нынче он музей

Устроив себе небольшой экскурс по городу и отправив Царя в аэропорт – ему надо было возвращаться в Москву, и последняя часть путешествия прошла без него (кстати, он улетел из Мурманска в Москву за, внимание, 1500 рублей. У меня полный бак пять тысяч стоит, а понадобился далеко не один!), мы отправились заселяться. Методом исключения (читай – отсутствия мест где-либо еще) мы выбрали хостел Краб, недалеко от проспекта Кирова.

Ремарка: проспект Кирова. Две довольно широкие полосы, где меня окончательно потрясло умение мурманских водителей ездить. Все было сравнительно неплохо до того момента, как довольно широкий Бусик обогнали в пределах ОДНОЙ полосы сразу с ДВУХ сторон. Я ни в коем случае не грешу на всех поголовно водителей с номерами 51, но, черт, что у вас там вообще творится?!

Хостел – он и в Африке хостел, никаких особых ожиданий не было. Если вам нужно место, где можно переночевать – отлично подойдет, но не больше. Из плюсов – парковка за шлагбаумом, где удалось сравнительно безопасно оставить машину на три дня. Причины этого расскажу позже.

Отправившись в порт посмотреть на уже упомянутый ледокол, мы внезапно узнали, что наша знакомая – Море – в этот самый момент находится в городе в компании со своим молодым человеком, который на следующий день принимал участие в марафоне по Териберке. Надо сказать, Море в последнее время довольно часто заносит на Кольский, и отнюдь не по праздным причинам – она занимается изучением метеоритов, и после нашей встречи отправилась на разведку очередного импактитного кратера. Это очень интересная область науки, но, как правило, достижение точек интереса связано с определенными сложностями.

Мы встретились около их гостиницы и, немного поразмыслив, отправились в ресторан, поедать морские деликатесы. Будете в Мурманске – обязательно уделите этому время: всякие ежики, устрицы и прочие дары моря тут в ассортименте и, как правило, очень и очень вкусные.

Попутно мы определились с дальнейшим маршрутом. Следующим в списке был полуостров Рыбачий, что значило отказ от возможности ехать на Бусике и необходимость дополнительной машины. Скажу сразу, это было не очень-то и просто – машину искали долго, и нашли в итоге только Шевроле Ниву в аренду. По словам арендодателя, машина была специально подготовлена к бездорожью – в реальности это означало отсутствие ручного тормоза (чтобы оставляли заглушенной на первой передаче – недотянутый ручник зачастую становится причиной скатывания машины в море, пока ее пассажиры вышли полюбоваться видами) и заблокированные передние стеклоподъемники (чтобы в открытое по неосторожности окно не заливала вода при пересечении брода).

Но получение машины и путь на край Кольского полуострова были оставлены на следующий день, а сейчас нас ждал отдых и выбор необходимых вещей из огромного ассортимента всего того, что занимало багажник Бусика.

Кстати, кто читает эту историю с самого начала – помните, мной был упомянут компьютерный стол? Так вот, он до сих пор был в багажнике. Сначала мы думали отдать его нашим друзьям в Калевале – стол им не пригодился. Потом мы планировали поставить его вместо кухонного на Лимсозере – это событие отменилось ввиду неактуальности. Мы думали оставить его хозяевам турбазы там же – по стечению обстоятельств, мы так и не встретились после появления этой мысли. Стол-путешественник успешно посетил с нами и Калевалу, и Умбу, и Мурманск, и, забегая вперед, благополучно вернулся в Москву, где обрел свое последнее пристанище на нашей даче. Вот такая вот история обычного стола, нежданно-негаданно повидавшего Крайний Север.

На север. Часть 4 (Мурманск) Карелия, Кольский полуостров, Север, Авто, Путешествия, Автобус, Дорога, Рассказ, Поездка, Озеро, Туризм, Мурманск, Мурманская область, Видео, Без звука, Длиннопост

Тысячу заполярных радужных шакалов вам в ленту!

P.S.: дабы не делить рассказ о дальнейшей части путешествия, было решено отдать целый пост Мурманску. В следующей части ждите самые нереальные виды и самое огромное количество фотографий с края земли.

Спасибо всем, кто смотрит, комментирует и ставит лайки – это мотивирует продолжать!

Предыдущие части:

На север. Часть первая

На север. Часть вторая (Калевальский район)

На север. Часть третья (Умба)

Показать полностью 3

На север. Часть третья (Умба)

Наш палаточный лагерь просыпался рано утром – виной тому ошибка в расчетах, приведшая к катастрофической нехватке пива. Накануне, выявив этот тактический просчет, мы с Капитаном решили на лодке сходить в ближайший населенный пункт. Для этого надо было перебраться через два озера, а после пройти пешком порядка пяти километров, что мы и решили сделать, несмотря на уже позднее время – было около шести-семи часов вечера. Но этот путь нам пройти было не суждено: на середине дороги через лес мы встретили парочку местных девушек, собиравших грибы, которые по секрету сказали нам, что магазин уже закрыт, а пива там вообще дефицит.

На север. Часть третья (Умба) Карелия, Кольский полуостров, Север, Авто, Путешествия, Автобус, Дорога, Рассказ, Поездка, Озеро, Туризм, Длиннопост, Автопутешествие, Путешествие по России, Фотография

Та самая дорога через лес

Вероятно, это был знак свыше.

Проснувшись раньше всех, мы с Капитаном отправились в путешествие за рыбой, и в этот раз нам (а потом и не только нам) благоволила удача. Погода была так себе, ветер и дождь периодически сменялись чистым небом, причем происходило это резко и крайне неожиданно.

Ремарка: погода в Карелии реально непредсказуемая. Вы можете проснуться под проливным дождем и мысленно похоронить весь свой день, а через час над вами уже будет чистое небо. А потом налетит шквальный ветер, выбрасывающий лодки с моторами на берег так, будто они весят как маленькая байдарка, а не по сто с лишним килограмм каждая.

Наловив на завтрак, обед и ужин, мы потихоньку начали сворачиваться, и, как выяснилось, очень вовремя. По рации с базы нам передали, что к ним в лагерь приползла еще одна  гадюка, причем незваная гостья ведет себя крайне агрессивно. Мы собрали снасти и помчались обратно, успев к развязке этой трагичной ситуации: Граф огрел гадюку огромным бревном и отрубил ей голову, причем происходило все это буквально в пяти шагах от нашего костра.

Пообедав, мы начали строить имперские планы по продолжению поездки. Граф, Санта и Леха ушли на воду, а я, Царь и Капитан решили еще немного пооткисать в лагере.

На север. Часть третья (Умба) Карелия, Кольский полуостров, Север, Авто, Путешествия, Автобус, Дорога, Рассказ, Поездка, Озеро, Туризм, Длиннопост, Автопутешествие, Путешествие по России, Фотография

Граф, кстати, поймал самого крупного окуня за всю поездку. Его мы пожертвовали местным

Наша поездка должна была продолжаться по двум направлениям. Первое – Мурманск и заезд оттуда в Териберку или на полуостров Рыбачий (в зависимости от погоды), а второе – поселок Умба и его близлежащие окрестности. Проблема заключалась в том, что, как ни крути, до Умбы нужно было дать неплохой крюк, и вопрос был в том, делать ли его до Мурманска или же после.

Решили «до».

Собрав лагерь, мы переночевали и поутру отправились в путь, прогрызаясь сначала  через колею дороги до Лимсозера, а потом через выбоины Калевальского «шоссе». Когда мы наконец выехали на поворот в сторону Кольского, на трассу «Кола», в Бусике повисло минутное молчание – все успели соскучиться по ровному асфальту (в особенности, сам Бусик, будто приобретший пару десятков лишних лошадок от радости, да и пассажиры – в Боксере регулировка положения сидений – привилегия только водителя).

Пообедав на заправке, мы тронулись в путь, погружаясь в медитативное любование северным шоссе. Природа Центральной Карелии постепенно сменялась ландшафтами Кольского полуострова, сосны уступили место низким березам, а мы продолжали наматывать километры.

В Умбе мы оказались поздним вечером, чудом забронировав гостиницу, где нас даже покормили ужином.

Пару слов об Умбе и причинах нашего пребывания в этом месте. Относительно недалеко находится небезывестный среди рыбаков поселок Варзуга, стоящий на одноименной реке и уже давно являющийся настоящей Меккой среди любителей покидать блесна в воду с целью вылова красной рыбы. Кроме того, там расположены еще несколько геологических объектов, о которых речь пойдет дальше.

Ремарка: на очередной заправке по пути ко мне подошли Капитан и Леха с фразой «у тебя какая-то веревочка под машиной зацепилась и висит». Внутри у меня похолодело, когда «веревочка» была идентифицирована как трос ручника, слетевший с крепления и болтавшийся чуть ли не до земли. Неполадку удалось устранить сравнительно легко уже в Умбе при помощи гаечного ключа, WD-40 и такой-то матери, как водится.

На следующее утро, позавтракав и набрав припасов в дорогу, мы двинулись на восток, по пути останавливаясь посмотреть виды Баренцева моря.

На север. Часть третья (Умба) Карелия, Кольский полуостров, Север, Авто, Путешествия, Автобус, Дорога, Рассказ, Поездка, Озеро, Туризм, Длиннопост, Автопутешествие, Путешествие по России, Фотография
На север. Часть третья (Умба) Карелия, Кольский полуостров, Север, Авто, Путешествия, Автобус, Дорога, Рассказ, Поездка, Озеро, Туризм, Длиннопост, Автопутешествие, Путешествие по России, Фотография

Череп, видимо, оставила на берегу лисичка. Ну или собака, кто ж знает

Первой нашей остановкой был маяк в поселке Кашкаранцы. Стоит отметить, что дорога, рядом с Умбой бывшая вполне себе асфальтовой, примерно через пятьдесят километров трансформировалась в обычную гравийную укатку, а еще через пару десятков – в совсем необычную, по которой проехался грейдер и оставил после себя «волны» высотой и длиной примерно в 30-40 миллиметров. Ехать по всему этому кайфу было очень сложно, машину трясло, говорить внутри приходилось криком. Потом от Санты мы узнали, что, оказывается, на такой дороге можно поймать «резонансную скорость» – ту, на которой машина будет как бы «лететь» от одного горба к другому, не успевая проваливаться. Правда, Граф и Санта ехали на сравнительно небольшом и легком Subaru Forester, и их резонанс поймался в районе 50 км/ч. А вот нам приходилось туго – вибрации исчезали на скорости около 75 км/ч. А теперь представьте, как огроменный Бусик летит над буграми на дороге на околошоссейной скорости. Управление машиной осуществляется следующим образом: я притормаживаю (начинает нещадно трясти), чуть доворачиваю руль и снова ускоряюсь, выходя на «крейсерскую» (тряска исчезает), и так до следующего изменения траектории. Страшно пипец, по кустам иногда лежат перевернутые и разбитые автомобили, но ехать надо быстро, иначе дело дрянь.

Таким непростым образом мы выбрались на  берег моря, к уже упомянутому маяку.

На север. Часть третья (Умба) Карелия, Кольский полуостров, Север, Авто, Путешествия, Автобус, Дорога, Рассказ, Поездка, Озеро, Туризм, Длиннопост, Автопутешествие, Путешествие по России, Фотография

Красиво… с моря дует ледяной ветер, неподалеку магазинчик – «у дяди Бори» или что-то вроде того. Впереди – бескрайняя рябь холодного моря.

Но это не было нашей конечной целью. Едем дальше.

Следующая остановка на нашем пути – мыс Корабль и аметистовый берег. Он на самом деле аметистовый – эта разновидность кварца встречается там почти повсеместно, правда, качество у него… не ювелирное. И вообще, это природный заповедник, так что копать там нельзя. Но у нас есть старые образцы с того места, для представления.

Доехали мы туда не сразу – Граф сказал, что знает короткую дорогу, ну и… думаю, вы все поняли. Развороты в ограниченном, с одной стороны крутым склоном, а с другой – стеной леса, пространстве на довольно-таки большом автобусе – вещь, скажу прямо, незабываемая. Но мы справились, не в последнюю очередь благодаря совместному дирижированию Капитана и Царя.

Наконец, пред нами предстал пляж. Ну, как пляж, огромная известняковая стенка с прожилками флюорита и кварца.

На север. Часть третья (Умба) Карелия, Кольский полуостров, Север, Авто, Путешествия, Автобус, Дорога, Рассказ, Поездка, Озеро, Туризм, Длиннопост, Автопутешествие, Путешествие по России, Фотография

Вот такая стенка. Спускаться совсем непросто

Немного погуляв там и едва не застряв на узкой полосе берега из-за прилива, мы ушли с пустыми руками и вернулись на «стиральную доску», которая тут по какой-то наивности зовется дорогой.

Еще около 30 километров страданий, и мы (попутно решив отказаться от поездки на Варзугу) подъезжаем к заключительной точке нашего путешествия – дюнам.

Да, дюны. На Кольском.

На север. Часть третья (Умба) Карелия, Кольский полуостров, Север, Авто, Путешествия, Автобус, Дорога, Рассказ, Поездка, Озеро, Туризм, Длиннопост, Автопутешествие, Путешествие по России, Фотография

Не верите? Езжайте и посмотрите

Уже на съезде к этому месту на лесной дороге начал появляться песок. Его становилось все больше и больше, и в какой-то момент у меня появилось стойкое чувство, что если я остановлю тяжелый переднеприводный Бусик, то снова тронуться он уже не сможет. Как оказалось, это была чистая правда – подъехав к стоянке перед дюнами и остановившись, мы встряли в песок, благо, пара лопат камней под колеса решили дело.

Дюны… это место расположено между Белым морем и рекой Варзуга, из-за чего его лихо продувает, не давая укорениться скудной северной растительности. В пустыне есть и деревенька – очень необычный вид, будто обычную карельскую деревню взяли и перенесли в сердце Сахары.

На север. Часть третья (Умба) Карелия, Кольский полуостров, Север, Авто, Путешествия, Автобус, Дорога, Рассказ, Поездка, Озеро, Туризм, Длиннопост, Автопутешествие, Путешествие по России, Фотография

Посреди дороги сидят дети и играют в куличики (квест – филигранно объехать сие творчество и ничего не раздавить), на фоне возвышается церковь… мы поехали туда на Субару, уверовав в полный привод и умные системы стабилизации. Ощущение, что плывешь на корабле – на руль машина отзывается неохотно, все время стремится двигаться по колее. Там, кстати, подсняли ролик, достойный рекламы Subaru (но покажу его я только когда скачаю, наконец, файлы с дрона).

Смотрится все это очень эпично и будто из другого мира. Вообще, при поездке на север тебя не оставляет ощущение, что ты покинул родную Землю и колесишь где-то по просторам другой планеты – холодной, ветреной, но безумно завораживающей.

На север. Часть третья (Умба) Карелия, Кольский полуостров, Север, Авто, Путешествия, Автобус, Дорога, Рассказ, Поездка, Озеро, Туризм, Длиннопост, Автопутешествие, Путешествие по России, Фотография

Привет с Марса

И, конечно, мы были бы не мы, если бы не нашкодили там, куда и доехать-то сложно

На север. Часть третья (Умба) Карелия, Кольский полуостров, Север, Авто, Путешествия, Автобус, Дорога, Рассказ, Поездка, Озеро, Туризм, Длиннопост, Автопутешествие, Путешествие по России, Фотография

На этом планы на окрестности Умбы закончились. Мы вернулись в гостиницу, где нас поджидал вкусный ужин и неожиданный гость – лиса. Как выяснилось, лисичка была местная, всеми любимая и постоянно приходила полакомиться остатками ужина и щедрыми дарами жителей городка и постояльцев.

На север. Часть третья (Умба) Карелия, Кольский полуостров, Север, Авто, Путешествия, Автобус, Дорога, Рассказ, Поездка, Озеро, Туризм, Длиннопост, Автопутешествие, Путешествие по России, Фотография

День закончился, но наше путешествие было в самом разгаре – впереди ждал Мурманск и самые заповедные уголки нашей страны.

P.S.: в этот раз буду публиковать пост в Лигу Путешественников, а не автотуризм. Всех приветствую, правила прочитаны, в том числе, правила прохода кораблей через Босфор и Дарданеллы. На всякий случай оставляю ссылки на предыдущие посты:

На север. Часть первая

На север. Часть вторая (Калевальский район)

Показать полностью 11

На север. Часть вторая (Калевальский район)

Проснувшись на следующее утро (часов, наверное, в восемь), мы с Капитаном первым делом отправились в магазин. Я помню Калевалу, когда в ней еще были магазин Кооператор и несколько магазинчиков с финским названием. Сейчас же там есть и Пятерочка, и Магнит, и даже небольшой торговый центр, на удивление плохо гармонирующий с деревянными домами вокруг. Есть, кстати, в Калевале и аэродром – уже давно неиспользуемый, но существующий как дань величию Советского Союза, когда можно было пускать самолеты в райцентры. Сейчас аэродром уже не функционирует, а жаль – можно было бы с таким подходом и дачу там иметь.

В магазине мы закупили необходимые продукты – картошку, пиво, всякие приправы, пиво, немного соков-вод… про пиво уже было сказано?.. И вернулись обратно к месту проживания. К этому моменту все уже проснулись и были полны энтузиазма.

Ремарка: в Республике Карелия и Мурманской области продажа алкоголя разрешена только с одиннадцати часов утра. Как беспечные путешественники, мы про это забыли, так что пришлось немного подождать.

Мы отправились на берег озера прогуляться, освежиться и выгулять собак – у наших друзей в Калевале живут два дивных самоеда, один еще совсем молодой, а вторая – настоящая булочка с мозгами из хлеба и пропорциями медведя перед спячкой. Она окончательно растопила наши сердца, когда зашла по колено в озеро и стала кусать воду.

На север. Часть вторая (Калевальский район) Карелия, Кольский полуостров, Север, Авто, Путешествия, Автобус, Дорога, Рассказ, Поездка, Озеро, Калевала, Туризм, Длиннопост

Булочка собственной персоной

Прогулявшись по Кормушниеми (частный сектор), мы вернулись в дом и терпеливо дожидались приезда Графа и Санты – они решили не гнать лошадей, как мы, а остановились на ночевку в Сегеже. Что ж, они не подозревали, что их ждет великолепная дорога на Калевалу после плотного завтрака – довольства в их глазах, прямо сказать, не было.

День был посвящен откисанию на пляже, сбору лодок и первым выездам на Куйто. Ближе к вечеру нас сплавили ловить рыбу, и вот тут началось самое интересное.

Поднявшийся ветер нагнал неплохую такую волну. Наши лодки – совсем не океанические лайнеры, готовые противостоять стихии, но мы все же решились отправляться. В первой лодке сидели Граф, Санта, Капитан и Ахилл – еще один мохнатый и четвероногий член экипажа, а во второй – я, Царь и Леха. Нам повезло меньше – выяснилось, что в спешке мы немного не докачали лодку, и в сочетании с жестким дном это было фатально при волне.

Через 15 минут поездки мокрыми были все – я ровно наполовину, Царь – спиной, которой он героически защищал меня от брызг, Леха – целиком. Было решено отложить рыбалку и сойти на берег на одном из островов озера дабы просушиться и немного прийти в себя (ну и, конечно, в надежде, что волна немного стихнет). Как бы ни так – в момент отплытия лодка попала под встречную волну бортом и нас окатило так, что вода перехлестнула через оба борта. Чтобы описать количество воды в лодке, достаточно сказать, что бензобак всплыл. Картина маслом – Царь, удерживающий снасти, Леха, держащий собаку и себя, я, одной рукой управляя мотором, а второй черпая воду обрезанной банкой пива – еще долго не выйдет из моей головы. Назад мы вернулись мокрые, охренившие, но набравшиеся впечатлений на неделю вперед.

Ремарка: как уже было сказано в первой части, все имена и позывные утрированы, но тут есть еще кое-что, о чем следовало упомянуть ранее. Дело в том, что Леха – на самом деле йоркширский терьер, а его хозяйку я как-то обделил вниманием. Далее по тексту, Леха – сочетание собаки и человека, потому что отпускать такую маленькую собаку в самостоятельное путешествие в Карелии равносильно тому, чтобы сразу поступить как Герасим с Му-Му. Не в лесу заблудится, так баклан унесет. Реальный, кстати, факт, было дело. По моим ощущениям, маленькие породы собак в жизни озадачены только одной целью – уйти из жизни насколько эпично, чтобы это вошло в легенды. Как, к примеру, шпиц одной нашей знакомой, который чихнул и убился головой об бордюр. Знакомая пребывала в истерике сразу по двум причинам еще довольно долго.

Вторая лодка вернулась где-то через час, притащив с собой неожиданно большой улов – около шести окуней, калиброванных под 30 сантиметров (рыбаки сейчас набегут и скажут, что у них еще и глаз был размером с диск на Бусике – ждите, потом будут фотографии этих гигантов, в Карелиии они действительно большие), которых методом голосования было решено отправить на уху. Правда, в тот вечер, по ряду причин от которых утром болит голова, уха не состоялась.

На север. Часть вторая (Калевальский район) Карелия, Кольский полуостров, Север, Авто, Путешествия, Автобус, Дорога, Рассказ, Поездка, Озеро, Калевала, Туризм, Длиннопост

Те самые, калиброванные. Длина контейнера – 415 мм. Фото не с Куйто, поэтому тут не только окуни

На следующее утро пришлось снова гнать в магазин, закупать картошку, сливки и прочие радости для создания кулинарного шедевра под названием локхейто. В оригинале он готовится из красной рыбы, но мы решили внести небольшие изменения, и два часа под ехидные комментарии наших карельских друзей о талантах москвичей в готовке рыбы, уваривали несчастных в казане на мангале. Получилось, надо сказать, неплохо, понравилось всем. Если готовите сами – попробуйте как-нибудь, берите горбушу или семгу.

Сделав еще пару дел в Калевале, мы решили, что время двигаться дальше пришло, и, собрав вещи, отправились на Лимсозеро. Надо сказать, для меня это место – культовое не меньше Калевалы, довелось побывать там не один раз и даже оставить свой след, было это еще в далеких 2008-2009 годах. Каково же было мое удивление, когда при подъезде к месту мы увидели этот самый след…

На север. Часть вторая (Калевальский район) Карелия, Кольский полуостров, Север, Авто, Путешествия, Автобус, Дорога, Рассказ, Поездка, Озеро, Калевала, Туризм, Длиннопост

След древней цивилизации в Карелии. Пикт в цвете

Да, это туалет системы «сортир», построенный до 2010 года и до сих пор верой и правдой служащий всем приезжающим на стоянку. Из него потрясающий вид на озеро (с озера на него – тоже, если не завесить все шторкой), там удобная сидушка из дерева и вообще это довольно приятное приложение к отдыху на природе – не надо бегать по лесам с туалетной бумагой и скрывать следы своего пребывания.

Неприятной же находкой для нас стало столкновение с гадюкой. Она жила на спуске к пляжу и явно считала эту территорию своей собственностью, а тут мы – опять с лодками, удочками, пивом, громкие и совершенно непочтительные к ползучей личности. Но как-то помирились, каждый раз слыша наши шаги, змейка ретировалась в свое гнездо неподалеку и пережидала нашествие.

На север. Часть вторая (Калевальский район) Карелия, Кольский полуостров, Север, Авто, Путешествия, Автобус, Дорога, Рассказ, Поездка, Озеро, Калевала, Туризм, Длиннопост

Вечер в делах на Лимсо. Лодки, лагерь, ужин

Вечерело, прохладный воздух все активнее намекал на необходимость костра, лодки спущены на воду, спиннинги собраны. Меня захлестнула волна ностальгии и легкой грусти – ведь, по сути, не так уж и далеко сюда добираться, а я провожу лето за летом в городе. Когда мы с отцом ездили в Карелию летом, каждый раз ожидался как эпическое приключение: все вещи уже собраны, ты лежишь в кровати и никак не можешь уснуть, мандраж грядущего путешествия раздирает тебя. А потом дорога, приезд, водители уже не стоят на ногах, а тебе не терпится скорее собрать лодку, снасти и выйти на воду, но приходится терпеливо сидеть на берегу до полудня, пока папа не проснется и не достанет лодку с мотором – ведь тебе лет 15, и утащить мотор под 50 килограмм весом в одно лицо просто нереально, силенок не хватит.

Всем прочитавшим, оценившим или просто пробежавшим по диагонали глазами – огромное спасибо. Чукча, конечно, писатель, но графомания берет свое, и рассказать две недели путешествия за один-два поста просто не получается. С нетерпением жду комментариев, а пока что буду писать про третью часть нашего путешествия, которая привела нас в деревеньку Умба, что на Кольском полуострове – как говорит Капитан, "под хвостом у тигра"

Показать полностью 4

На север. Часть первая

Привет всем-всем-всем, кто читает – подписчикам, мимопроходящим и прочим равнодушным и не очень. Это будет мой первый пост на Пикабу в таком стиле, постараюсь не уронить планку.

Дисклеймер: в моей голове уже есть заготовленный сценарий постов, но, ввиду моей тяги к графомании, сказать, во что это выльется – сложно. Если будет какой-то сумбур или непонятные моменты – прошу простить.

Итак, все началось с некоторых не самых приятных событий в середине прошлой осени, в результате которых у меня образовался незакрытый гештальт о поездке в Карелию, а заодно – Бусик.

На север. Часть первая Карелия, Кольский полуостров, Север, Авто, Путешествия, Автобус, Дорога, Рассказ, Поездка, Озеро, Калевала, Туризм, Длиннопост

Знакомьтесь, один из главных героев рассказа, Бусик. Он же Peugeot Boxer L2H2, сошедший со стапелей в 2009 году. До меня у него был только один владелец.

И, в целом, звучит все совершенно нормально, не считая того, что прав у меня не было.

Закончилась осень, прошла зима, весна, права так и не появлялись, хотя автошкола уже давным-давно была пройдена. Наступило лето, появилось хоть немного свободного времени и, наконец, сдача, ГИБДД, «поздравляю», все дела. Пора собираться в дорогу.

В день получения прав я сижу на водительском, проверяю аккумулятор и заодно дербаню погоревший кондиционер на предмет замены почивших деталей. И тут мне звонит Граф с прекрасным предложением:

– EliArt, а чего мы ждем, погнали завтра ночью уже!

И вот, я сижу и понимаю, что через сутки после получения прав мне предлагается проехать чуть меньше двух тысяч километров. Незабываемые впечатления.

Ремарка: все имена в истории будут заменены на наши «позывные», опуская тем самым возраст, по возможности, пол и реальные личности. Все совпадения случайны, ну вы сами знаете.

Где-то через час приезжают Граф и Капитан на Субару, привозят мне канистры литров на пятьсот по ощущениям, и мы с Капитаном в авральном порядке идем грузить в машину все, что еще не оказалось там по счастливому стечению обстоятельств. А было там на тот момент уже немало – две надувные лодки с двумя моторами, походная посуда, два стола (один складной, а второй – компьютерный, разобранный и примотанный стропами к борту сзади. У него долгая история, не забывайте про него) и целый ворох вещей, столь необходимых в поездке на две недели с перспективой ночевок в палатках.

В два часа ночи, через день после вышеописанных событий, мы с Капитаном садимся в Бусик и, собрав по пути недостающих членов экипажа (с нами были Царь и Леха – второе тоже не имя), выдвигаемся из Москвы.

Во время подготовки было решено не тупить, а купить транспондер, дабы избежать лишней мороки на платной дороге Москва-Питер. За половину круга по МКАДу мы так и не смогли найти ни одной заправки, на которой можно было бы купить чудо отечественной техники, зато чуть не потеряли Леху, после чего каждый выходящий из машины очень громко сообщал о своих намерениях, дабы не оказаться где-нибудь посреди нашей необъятной родины.

С транспондером не прокатило, мы выехали на трассу. Через примерно час пути Капитан (ныне в роли штурмана) радостно смотрит в окно и сообщает мне: «Хо, проезжаем базу!».

База – она же полигон МГРИ-РГГРУ близ деревни Рязанцы у Сергиева Посада – место знаменательно, хорошо нам знакомое, и, как вы можете понять, взглянув на карту – совсем не по пути в Питер. Материмся, притормаживаем, пытаемся понять, где собака зарыта. Оказалось, в Я.Картах, которые в какой-то неопределенный момент времени решили, что нам обязательно надо ехать в Карелию через Вологду. Материмся еще раз, пинками доносим до Навигатора, что мы обязательно хотим через Питер и Петрозаводск (было непросто, но Капитан – гениальный штурман (какая же жееееесть), успех очевиден), наматываем лишнюю сотку и, наконец, попадаем на М-11. Сразу напомню, права у меня появились за сутки до этого, и опыта вождения по МКАДу и распознания съездов с него на незнакомые трассы в три часа ночи – маловато.

На север. Часть первая Карелия, Кольский полуостров, Север, Авто, Путешествия, Автобус, Дорога, Рассказ, Поездка, Озеро, Калевала, Туризм, Длиннопост

Ремарка: после этого события у меня в голове родилась отличная идея для стартапа – приложение, которое позволяло бы синхронизировать отображение маршрута на двух телефонах (типа, водитель и штурман видят один и тот же маршрут, и штурман может корректировать его по мере необходимости – на заправку там заехать, или покушать). Помните, что Бусик 2009 года рождения? Само собой, таких супер-технологий, как CarPlay у него нету, так что у меня был мой телефон с картой в качестве навигатора, а у Капитана – свой, и маршруты до одной и той же точки там несколько отличались. Капельку, километров на 200-300… Потом еще обязательно покажу перл Я.Навигатора, как он предложил нам поехать в Иркутск, но сейчас не об этом.

М-11. Нудно, долго, страшно. Бусик обладает аэродинамикой кирпича и максимальной массой больше трех тонн, и уже на 100 км/ч начинает потихоньку превращаться в баллистический снаряд, летящий по заранее избранной траектории. Плюс, выяснился неожиданный факт его невероятной тяги к задницам фур (факт очевидный, но мне всегда казалось, что не настолько мощный) и отталкивания от их кабин при опережении по левой полосе. Понемногу мне удалось справиться с трясущимися руками после первого обгона, но страшно было почти до конца поездки…

… Царь и Капитан пинками выгнали меня из-за руля в 15:30, когда моё маниакальное «тут можно доехать за один присест» потихоньку начало вытесняться «мда, спать надо было подольше». Меня отправили назад, отсыпаться перед финальной частью маршрута, а за руль с криком «Я водитель боевой фуры!» сел Царь. Сначала меня дергало и подкидывало от каждого маневра, поворота и прикосновения к коробке передач, но постепенно сон взял верх, и веки мои закрылись, чтобы открыться уже в районе Сегежи.

К этому времени наступил вечер, сумерки постепенно сменялись тьмой августовских ночей, пусть и не такой кромешной, как в подмосковье. От Сегежи дорога стала уже совсем темной, и мое стремление доехать побыстрее неустанно боролось со страхом животных на дороге – я по себе знаю, что они там есть, и в количестве, так что надо ехать с максимально возможным светом (пока можно врубать дальний) и крайне осторожно. Таким сапом мы добрались до развилки в районе Кеми, откуда повернули налево, прямиком к нашей цели – поселку городского типа Калевала.

Дорога на Калевалу была мне знакома – и, увы, знакома печально. 150 километров, с позволения сказать, асфальта (иногда сменяющегося гравийкой, которая, в целом, лучше) ехать приходится часа четыре, тихо матерясь, когда очередной, пропущенный ввиду темноты и тумана, пень, растущий прям нахрен через асфальт, попадал под колесо. В самом начале пути неожиданная после тысячи километров трассы тряска разбудила Капитана. На вопрос «что на этой дороге делает лежачий полицейский», мне пришлось объяснять, что это дренажная труба между водоемами слева и справа, которая за десятки лет своего существования пробила себе путь наверх через асфальт. Капитану был предложен руль (мое обещание), но часа этого экстремального вождения хватило за глаза, и дальше ехать снова пришлось мне.

Километров за десять до Калевалы это, с позволения сказать, дорожное покрытие неожиданно сменилось свежим асфальтом со следами производимых работ. Но самой большой неожиданностью для нас оказался не он, а внезапно появившийся из-за поворота блокпост. И, нет, не ГАИ/ГИБДД, а самая настоящая погранзастава. У меня уже возникло стойкое чувство, что мы оказались за кордоном (привет, @Erepb.Ky3bMu4, благо, там до финской границы ехать-то…), но выяснилось, что все куда проще. Как нам было известно, Калевала в современном ее виде появилась не на пустом месте, а вокруг военной базы Пограничных Войск РФ, которая, в свою очередь, образовалась близ древнего карельского поселения Ухта. Именно в Ухте-Калевале, сидя под сосной, фольклорист и рунописец Элиас Лённрот записал свое известное произведение.

««Ка́левала» (карел. и фин. Kalevala) — карело-финский поэтический эпос, состоящий из 50 рун. Составлен Элиасом Лённротом (1802—1884) на основе собранных им фольклорных текстов. Первый вариант опубликован в 1835 году, окончательный — в 1849»

– Цитата из Википедии

Как во сне, мы проехали через знакомые мне с детства места, военную часть, ту самую сосну, берег озера Куйто, и, наконец, остановились у дома наших друзей.

Четыре часа утра, песчаный берег, штиль и полная тишина. Мы сидим на берегу озера после двадцатипятичасовой гонки со временем и понимаем, что первая часть нашей поездки успешно завершена. Впереди еще много приключений, веселых и не очень, но сейчас хочется только одного – спать.

На север. Часть первая Карелия, Кольский полуостров, Север, Авто, Путешествия, Автобус, Дорога, Рассказ, Поездка, Озеро, Калевала, Туризм, Длиннопост

На этом я завершаю первую часть рассказа о путешествии на север нашей Родины. Он же по совместительству является моей исповедью по поводу отсутствия постов в Лиге Органщиков и вообще какой-либо активности.

Всем прочитавшим, оценившим или просто пробежавшим по диагонали глазами – огромное спасибо. Хотелось бы также узнать, стоит ли продолжать (и в каком виде) этот роуд-стори? Может, сократить количество графоманства, или же более конкретно описывать перемещения в пространстве с указанием сложных или простых участков?

Показать полностью 3
Отличная работа, все прочитано!