9

Халяль, говорите...

В армии в ходу такая поговорка: «военная служба – это вечная борьба, до обеда – с голодом, после обеда – со сном»!

Молодых парней в «самом расцвете сил», как говорил один персонаж советского мультфильма со шведским оттенком с вентилятором на задней части туловища, после мамкиных пирогов и щей, посадили на строгую диету сроком на два года, а в случае нашего специального призыва – «всего» полтора. Хотя, все в этом мире относительно – еще сравнительно в недалеком прошлом, рекрутов «забривали» на 25 лет, и молодой пышущий здоровьем деревенский парень, которого, кстати, выбирали всей деревней, после своего «дембеля» приходил уже древним стариком, опять же по меркам того времени.

Слава Всевышнему – нас эта участь минула.

Но мамкиных пирогов мы лишились надолго. Теперь столовались мы в солдатской столовой, имея, как и положено, трехразовое питание, как в санатории, только без полдника.

Как известно, Россия страна многонациональная и многоконфессиональная, и все существующие религии присутствуют в вооруженных силах. Ну кроме может быть поклонников культа Вуду. И рацион питания военнослужащих срочной службы был утвержден приказом министра обороны, несмотря на особенности национального питания. Хорошее название для очередного фильма про «Особенности», кстати.

В 1990 году для Сухопутных войск действовала норма продовольственного снабжения №1, по которой питались солдаты и сержанты срочной службы, солдаты и сержанты запаса на сборах, солдаты и сержанты сверхсрочной службы, прапорщики.

Некоторые продукты и их количество на сутки по норме №1:

хлеб ржано-пшеничный — 350 г;

хлеб пшеничный — 400 г;

мука пшеничная (высшего или 1 сорта) — 10 г;

крупа разная (рис, пшено, гречка, перловка) — 120 г;

макаронные изделия — 40 г;

мясо — 250 г;

рыба — 250 г;

жир животный (маргарин) — 20 г;

масло растительное — 20 г;

масло сливочное — 30 г;

молоко коровье — 100 г;

яйца куриные — 4 штуки (в неделю);

сахар — 70 г;

соль — 20 г;

чай (заварка) — 1,2 г;

лавровый лист — 0,2 г;

перец молотый (чёрный или красный) — 0,3 г;

горчичный порошок — 0,3 г;

уксус — 2 г;

томатная-паста — 6 г.

Примерное меню в солдатской столовой на день:

Завтрак: каша перловая, гуляш, чай, сахар, масло, хлеб чёрный и белый.

Обед: салат из солёных помидоров, борщ на мясном бульоне, каша гречневая (перловая, ячневая), мясо отварное порционное (наверное, из борща), кисель, хлеб чёрный и белый.

Ужин: пюре картофельное, рыба жареная порционная, чай, масло, сахар, хлеб чёрный и белый.

Допускалась замена свежего мяса мясными консервами (вместо 150 г мяса — 112 г мясных консервов), рыбы рыбными консервами (вместо 100 г рыбы — 60 г рыбных консервов)

И татары, и башкиры и даже гордые жители гор с нашего российского Кавказа, после недельного честного воздержания от пищи греховной, начинали трескать свинину в супе и в гуляше за милую душу.

Самое популярное обоснование начала потребления свинины, как ни странно, звучало так: - «Аллах под крышей не видит!» Или, если перефразировать на атеистический манер – «Голод не тётка! Пирожка не подаст.»

И вот вполне себе правоверный мусульманин, татарин из Саранска, в качестве закуски к Русской водке, отрезает большой шмат соленого сала и с удовольствием поедает его с черным хлебушком. Как и вся остальная компания, состоящая из русских, чувашей, татар и мордвы (куда уж без них) которая распивает эту бутылку, как, впрочем, и последующую.

Но правда этот же маневр работал и в обратную сторону.  И тот же самый личный состав, только недавно употреблявший родственника свинки Пеппы, пожирал засоленную в стеклянных банках конину и настоящую конскую колбасу – типа «махан».

В те редкие моменты жизни, когда на складах министерства обороны заканчивалось мясо любых животных, наши Начпрод и повара начинали операцию «Красная рыба».  И в качестве основного блюда к гарниру из ячневой, перловой и других недорогих круп, а также перемороженной картошке, служила «Килька черноморская обжаренная в томатном соусе». Для разнообразия «красная рыба» очень даже «зашла», но на исходе второй недели изысканный деликатес, набил оскомину, как говорится. Но, как сказано в воинской присяге: - «солдат российской армии должен стойко переносить тягости и лишения воинской службы», и пытка «красной рыбой» продолжалась еще примерно с неделю.