Кем хочу быть когда вырасту?
Методика определения типа мышления и уровня креативности. Опросник. Результаты
Тип мышления – это индивидуальный способ аналитико-синтетического преобразования информации. Профиль мышления отображает доминирующие способы переработки информации и уровень креативности и является важнейшей личностной характеристикой человека, определяющей его стиль деятельности, склонности, интересы и профессиональную направленность.
Независимо от типа мышления человек может характеризоваться определенным уровнем креативности (творческих способностей).
Опросник содержит 75 вопросов, на которые отвечают «да» – «нет».
Отметьте свое согласие или несогласие рядом с номером утверждения соответственно знаками «+» или «-»
Текст опросника
Мне легче что-либо сделать, чем объяснить, почему я так сделал.
Я люблю составлять программы для компьютера.
Я люблю читать художественную литературу.
Я люблю живопись (скульптуру).
Я предпочел бы работу, в которой предоставлена свобода действий.
Мне проще усвоить что-либо, если я имею возможность манипулировать с предметами.
Я люблю шахматы, шашки.
Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.
Я хотел бы заниматься коллекционированием.
Люблю и понимаю абстрактную живопись.
Я скорее хотел бы быть слесарем, чем инженером.
Для меня алгебра интереснее, чем геометрия.
В художественной литературе для меня важнее не что сказано, а как сказано.
Я люблю посещать зрелищные мероприятия.
Мне не нравится регламентированная работа.
Мне нравится что-либо делать своими руками.
В детстве я любил создавать свой шифр для переписки с друзьями.
Я придаю большое значение форме выражения мыслей.
Мне трудно передать содержание рассказа без его образного представления.
Не люблю посещать музеи, так как все они одинаковы.
Любую информацию я воспринимаю как руководство к действию.
Меня больше привлекает товарный знак фирмы, чем ее название.
Меня привлекает работа комментатора радио, телевидения.
Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины.
Люблю фантазировать.
Когда я слушаю музыку, мне хочется танцевать.
Мне интересно разбираться в чертежах и схемах.
Мне нравятся уроки литературы.
Знакомый запах вызывает всю картину событий, происшедших много лет назад.
Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче.
Истинно только то, что можно потрогать руками.
Я предпочитаю точные науки (математику, физику).
Я за словом в карман не лезу.
Люблю рисовать.
Один и тот же спектакль можно смотреть много раз, главное - игра актеров, новая интерпретация.
Мне нравилось в детстве собирать механизмы из деталей конструктора.
Мне кажется, что я смог бы изучить стенографию.
Мне нравится читать стихи вслух.
Я согласен с Ф.М. Достоевским, что красота спасет мир.
Я предпочел бы быть закройщиком, а не портным.
Лучше сделать табуретку руками, чем заниматься ее проектированием.
Мне кажется, что я смог бы овладеть профессией программиста.
Люблю поэзию.
Прежде чем изготовить какую-то деталь, сначала я делаю чертеж.
Мне больше нравится процесс деятельности, чем ее конечный результат.
Для меня лучше поработать в мастерской, нежели изучать чертежи.
Мне интересно было бы расшифровать древние тайнописи.
Если мне нужно выступить, то я всегда готовлю свою речь, хотя уверен, что найду необходимые слова.
Больше люблю решать задачи по геометрии, чем по алгебре.
Даже в отлаженном деле пытаюсь творчески изменить что-то.
Я люблю дома заниматься рукоделием, мастерить.
Я смог бы овладеть языками программирования.
Мне нетрудно написать сочинение на заданную тему.
Мне легко представить образ несуществующего предмета или явления.
Сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.
Я предпочел бы сам отремонтировать утюг, нежели нести его в мастерскую.
Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.
Люблю писать письма.
Сюжет кинофильма могу представить как ряд образов.
Абстрактные картины дают большую пищу для размышлений.
В школе мне больше всего нравились уроки труда, домоводства.
У меня не вызывает затруднений изучение иностранного языка.
Я охотно что-то рассказываю, если меня просят друзья.
Я легко могу представить в образах содержание услышанного.
Я не хотел бы подчинять свою жизнь определенной системе.
Я чаще сначала сделаю, а потом думаю о правильности решения.
Думаю, что смог бы изучить китайские иероглифы.
Не могу не поделиться только что услышанной новостью.
Мне кажется, что работа сценариста интересна.
Мне нравится работа дизайнера.
При решении какой-то проблемы мне легче идти методом проб и ошибок.
Если бы у меня была машина, то изучение дорожных знаков не составило бы труда.
Я легко нахожу общий язык с незнакомыми людьми.
Меня привлекает работа художника-оформителя.
Не люблю ходить одним и тем же путем.
Бланк ответов
Обработка результатов
В бланке ответов подсчитывается сумма «+» для каждого фактора (5 вертикальных столбцов):
предметное мышление;
символическое мышление;
знаковое мышление;
образное мышление;
креативность (творческие способности).
Шкала оценки выраженности креативности (творческих способностей) и базового типа мышления разбивается на три интервала:
• низкий уровень – от 0 до 5 баллов;
• средний уровень – от 6 до 9 баллов;
• высокий уровень – от 10 до 15 баллов.
Интерпретации подвергаются только результаты, достигшие высокого уровня выраженности. Результаты низкого уровня не участвуют в интерпретации. Данные, относящиеся к среднему уровню, могут говорить лишь о тенденции, не могут служить основанием для серьезных выводов и требуют дополнительной диагностики.
Интерпретация результатов
Можно выделить 4 типа мышления, каждый из которых обладает специфическими характеристиками.
Предметное мышление. Мыслительный процесс осуществляется с помощью предметных действий, манипуляций с предметом. Практическое действие частично заменяет мыслительную операцию по предвидению и предварительному учету некоторых последствий, вытекающих из проблемы. Существуют физические ограничения на преобразование: возможности самого предмета (материал, особенности конструкции и т.д.), а также наглядность ситуации, наличие или отсутствие предмета в данный момент. Мыслительные операции выполняются только последовательно друг за другом. Результатом является мысль, воплощенная в новой конструкции. Этим типом мышления обладают люди с практическим складом ума. Часто встречается у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.
Символическое мышление. Преобразование информации (чисел, символов, кодов) осуществляется с помощью правил вывода (в частности, алгебраических правил или арифметических знаков и операций). Результатом является мысль, выраженная в виде структур, формул, программ, фиксирующих существенные отношения между символами. Этим мышлением обладают люди с математическим складом ума.
Знаковое мышление. Преобразование информации осуществляется с помощью понятий, суждений, умозаключений. Знаки объединяются в более крупные единицы по правилам единой грамматики. Все мыслительные операции производятся без опоры на реальный предмет. Результатом является мысль в форме понятия или высказывания, фиксирующего существенные отношения между обозначаемыми предметами. Этим мышлением обладают люди с гуманитарным складом ума.
Образное мышление. Преобразование информации осуществляется с помощью действий с образами. Образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением, поэтому оно отделено от предмета в пространстве и времени. Нет физических ограничений на преобразование. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, что в результате манипулирования ими человек может найти решение интересующей его задачи. Мыслительные операции можно осуществлять последовательно и одновременно. Результатом является мысль, воплощенная в новом образе. Этим мышлением обладают люди с художественным складом ума.
Согласно Д. Брунеру, мышление можно рассматривать как перевод с одного языка на другой. Следовательно, при четырех базовых языках возникает 6 вариантов перевода в ситуации одновременной выраженности двух типов (высокий уровень):
Предметно - образный тип (практический склад) – мыслительный процесс осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и при практическом преобразовании реальных предметов в режиме реального времени. Необходимые образы представлены в кратковременной и оперативной памяти. Человек с данным типом привязан к действительности. Часто встречается у людей занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.
Предметно - знаковый тип (гуманитарный склад) встречается у людей, работающих в профессиональных сферах гуманитарной направленности (филология, журналистика, переводоведение и т.д.).
Предметно - символический тип (операторный склад) - в основе репродуктивное мышление, направленное на выполнение отдельных коротких операций по заданной схеме с использование кратковременной и оперативной памяти. Часто встречается у людей, занимающихся счетной, учетной работой.
Образно - знаковый тип (художественный склад) чаще преобладает у людей, деятельность которых связана с каким-либо видом творчества (например, литературой). Связано с открытием нового знания, с генерацией оригинальных идей.
5 Образно - символический тип (технический склад) связан с умением понимать чертежи, разбираться в схемах технических устройств и их работе, решать практические физико-технические задачи характерен для людей, работающих по техническим специальностям.
6. Знаково - символический тип (теоретический склад). В основе абстрактно-теоретическое мышление. Мышление, пользуясь которым человек в процессе решения отвлеченных теоретических задач раскрывает закономерности проблемы или явления в абстрактных понятиях, прибегая лишь к теоретическим построениям, выполняемым в уме (непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств). Характерно для научных теоретических исследований.
Высокие показатели по шкале «креативность» говорят о предпочтении данным человеком творчески подходить к делу. Креативный человек – это творческий человек, склонный к нестандартным способам решения задач, способный к оригинальным и нестандартным действиям, открытию нового, созданию уникальных продуктов.
Результаты данной методики в сочетании с результатами диагностики общего интеллектуального уровня развития, математических и вербальных способностей и профессиональных интересов могут лежать в основе выбора будущей профессии.
(«Профиль мышления», В.А. Ганзен, К.Б. Малышев, Л.В. Огинец)