Фонд развития Александра Осипова (часть 1)
Пожертвованные Забайкальскому краю деньги пустили на предвыборный проект Александра Осипова «Забайкалье — наш дом». Расследование.
«Забайкалье — наш дом» — с этим лозунгом Александр Осипов в 2019 году выиграл выборы губернатора Забайкальского края и протащил единороссов в гордуму Читы. Основанное им общественное движение с таким названием накануне голосования провело сотни всевозможных акций по всему региону — от субботников до концертов звёзд российской эстрады в отдалённых сёлах. В результате Осипов добился рекордного среди всех губернаторских кампаний того года результата — почти 90% голосов. Кто заплатил за самый масштабный и не самый завуалированный предвыборный пиар-проект в истории Забайкальского края — в расследовании «Чита.Ру».
Краткое содержание (без спойлеров):
• Глава 1. Как группа красноярских политтехнологов делала «Забайкалье — наш дом» — мы их нашли на фотографиях с мероприятий проекта и командировок Осипова.
• Глава 2. Кто и как придумывал акции губернаторского проекта, сколько заплатили за концерты звёзд в сёлах и Осипова-супермена на обложке «Вечорки».
• Глава 3. Откуда взялись десятки миллионов рублей на акции проекта.
• Глава 4. Как крупные добывающие компании связаны с предвыборным проектом Александра Осипова и их ответ на каверзные вопросы.
• Глава 5.Что не так с финансированием проекта «Забайкалье — наш дом»?
Глава 1. Красноярцы — самые неравнодушные забайкальцы
В конце апреля 2019 года полгода как временно исполняющий обязанности губернатора Забайкальского края Александр Осипов на заседании правительства призвал провести общекраевой субботник. На нём 4 мая он заявил о создании проекта «Забайкалье — наш дом», который должен был объединить неравнодушных забайкальцев «для постоянного благоустройства и озеленения всего края, установки детских и спортивных площадок».
«В рамках этого проекта хотим поддерживать все лучшие инициативы наших земляков, связанных со спортивным поведением, правильным образом жизни, с очисткой наших территорий от мусора, с озеленением наших территорий, с их благоустройством», — объяснял Осипов в июне на праздновании Дня соседей в Северном.
На баннере за его спиной красовалась надпись «Забайкалье — наш дом» — теперь так будет до самых выборов.
Новый проект вместе с Осиповым начал колесить по региону. Район за районом, поселение за поселением картина была одна: забитый битком зал дома культуры, на сцене — стол и трибуна, Осипов с главой района в президиуме на фоне баннера «Забайкалье — наш дом». На отдельных встречах проект представлял специальный человек.
Позже осиповское детище начало ездить и отдельно от губернатора, проводя круглые столы на межрайонных форумах активных граждан «Неравнодушные забайкальцы – сильный регион!» прямо в залах районных администраций, домов культуры и школах. У себя в соцсетях проект называл эти «круглые столы» презентациями.
Вообще цель этих форумов — отбор проектов для ежегодного Гражданского форума Общественной палаты Забайкальского края. Но его оргкомитет возглавляли Осипов, руководитель и первый замруководителя его администрации Сергей Нехаев и Алексей Казаков.
За лето межрайонных форумов состоялось шесть, «дом» засветился на пяти из них — в Улётах, Красном Чикое, Сретенске, Акше, Ясногорске. Благодаря опубликованным на сайте палаты программам мероприятий модераторы столов известны пофамильно — это сплошь политтехнологи из Красноярского края. По информации от активистов проекта из разных районов, эти же модераторы курировали «Забайкалье — наш дом» в тех районах, где выступали, и некоторых соседних с ними.
Круглые столы проекта «Забайкалье — наш дом»:
Красный Чикой, модератор — Речицкий Артём Евгеньевич;
Улёты, модератор — Тимофеев Павел Игоревич;
Сретенск, модератор — Пестов Александр Владимирович;
Акша, модератор — Пшеницын Андрей Геннадьевич;
Ясногорск, модератор — Степаненко Егор Викторович.
Андрей Пшеницын — самый интересный из обозначенных персонажей. Он являлся совладельцем того самого ныне закрытого агентства социальных коммуникаций «Вертикаль». Бывшие сотрудники этого агентства вели предвыборную кампанию кандидата №1, о чём писал Валентин Булавко в тексте «Реконструкторы выборов».
«Нас курировал Андрей Пшеницын. Мы проводили субботники, соревнования. Помогала ещё Наталья Владимировна Макарова (и.о. помощника зампреда правительства — руководителя администрации Сергея Нехаева; читайте о ней в справке к новости — А.З.). Но мы здесь работали в основном сами, Пшеницын был больше связующим звеном. Вообще же человек неместный, прикомандированный», — пояснил активист проекта из Акшинского района.
Его коллега из Чернышевска назвал куратором в своём районе Александра Пестова — он модерировал круглый стол в соседнем Сретенске: «Они вообще же не читинские были, он откуда-то с Красноярска».
Артёма Речицкого журналисты видели в группе поддержки врио губернатора во время его визита в Красный Чикой ещё за неделю до форума. Он засветился и в фотоотчёте проекта непосредственно с форума. До этой кампании Речицкий работал директором экологической организации «Зелёная Дружина», в 2018 году безуспешно участвовал в выборах в горсовет Красноярска от «Единой России».
Полный тёзка модератора круглого стола в Ясногорске Егора Степаненко участвовал в выборах в горсовет Ачинска Красноярского края в 2015 году от ЛДПР, полный тёзка модератора улётовского стола Павла Тимофеева заседал во фракции ЛДПР в молодёжном парламенте Красноярского края в 2008 году.
Но сеть кураторов проекта была более многочисленна в силу размеров Забайкальского края — форумы посетили лишь малую часть районов. Благодаря активистам на местах нам удалось вычислить ещё двух красноярцев: Тунгокоченский район закрывал Евгений Замбржицкий, Шилкинский — Дмитрий Зиновьев. Первого ИА «Чита.Ру» удалось заснять в свите Осипова во время поездки по его району.
По информации читинского общественника, от лица проекта в краевой столице вёл переговоры экс-креатор «Вертикали», ныне единоросс из Красноярского края Александр Рахманов — это единственный из нашей восьмёрки, кто фигурировал ранее у нас в ленте в числе политтехнологов штаба Осипова. В выборную кампанию он также работал в команде, собирающей подписи за кандидата №1 (возможно, и за всех остальных — про скандал о централизованном сборе подписей за всех кандидатов читайте здесь).
О том, что кураторы «дома» работали на месте в предвыборных штабах, нам говорили и некоторые из активистов — очень вероятно они, как и Рахманов, выполняли на местах сразу несколько функций, в том числе по сбору подписей.
Дружба с Рахмановым в Facebook объединяет большинство перечисленных выше политтехнологов — Пшеницына, Замбржицкого, Пестова, Речицкого, Зиновьева.
Сам Александр Рахманов опроверг «Чита.Ру» свою причастность к кураторству губернаторского проекта, отказавшись говорить о чём-либо ещё.
Вскрывшаяся часть предполагаемого политтехнологического штаба Александра Осипова насчитывает уже 15 человек.
По предположению источника среди сибирских политтехнологов, в команде приезжих политтехнологов должно было быть не меньше 40 человек: «В вашем случае, чтобы соорудить сеть агитаторов и организовать работу на месте, нужно было обязательно по одному куратору на район. Минимальная зарплата для рядового сотрудника штаба составляет около 100 тысяч рублей в месяц, руководители кампании могут получать 500-700 тысяч рублей в месяц. Расходы на проживание и командировочные легко могут составить ещё до 100 тысяч рублей в месяц».
Если предположить, что руководили кампанией пять человек, а остальные 35 — рядовые, то расходы только на политтехнологов за 4 месяца работы («Забайкалье — наш дом» заработал с мая — А.З.) должны были составить около 40 миллионов рублей.
Глава 2. Наобум — как рождались проекты
Отбор активистов в команду «Забайкалья — наш дом» шёл через районные администрации. Так, все общавшиеся с нами активисты имели какое-либо отношение к местной власти — это сотрудники администраций, работники госучреждений, члены общественных и молодёжных палат, а также близкие к власти предприниматели. Естественно, были среди участников проекта и просто активные граждане, но подбор районных лидеров шёл в первую очередь среди чиновников — кому попало вряд ли бы стали раскрывать секреты политтехнологической работы.
«Замруководителя по социальным вопросам администрации района вышла на нас, предложила написать проект. Мы наобум написали, отправили в Фонд развития Забайкальского края. Фонд нам выделил деньги», — пояснил один из районных активистов, работник подведомственного районной администрации учреждения.
«Мы работаем в администрации района. От администрации для связи изначально был назначен специалист, которая отбирала эти проекты по району. Всего у нас их было шесть. Затем Фонд развития Забайкальского края выделял деньги на них. После выборов с нас ещё раз собирали проекты, например детские площадки по ТОСам. Сказали, что их будут на голосование куда-то на сайт выкладывать, но пока ничего не было», — рассказал активист из другого района.
Мелкие проекты, судя по комментариям районных лидеров движения, придумывались ими самими. Это субботники, соревнования, закупка оборудования в дома культуры, инвентаря в школы, костюмов для ансамблей, бытовой техники многодетным, протезов инвалидам.
Всё это для конкретных людей и некоторых сёл, бесспорно, полезные вещи, но глобально ситуацию в крае они не меняют. Лишь обеспечивают запредельное количество упоминаний в соцсетях и резонанс в сёлах за весьма скромные деньги. Основные же расходы проект «Забайкалье — наш дом» понёс не здесь.
Гимн пиару
Исполненная Виталием Толочкиным песня «Забайкалье — наш дом» буквально взорвала забайкальскую часть соцсетей. Музыка, слова, голос, забайкальские виды — мурашки по спине. Но по факту есть серьёзные основания предполагать, что это лишь хорошо продуманный проект предвыборного штаба Осипова.
ГТРК «Чита» в своём сюжете о клипе представил Алексея Черёмушкина обиженным на Илью Варламова читинцем, написавшем песню-ответ и позвавшим её спеть Виталия Толочкина. «ЗабТВ» сообщало, что в съёмках клипа ему помог «Забайкалье — наш дом», чьи активистки в лучших традициях рекламных интеграций попали в один из кадров клипа.
Черёмушкин оказался не только патриотично настроенным читинцем, но и активным забайкальцем. Судя по фото с официального портала Забайкальского края, он бывал за неделю до презентации клипа в селе Улёты на одном из межрайонных форумов, где презентовали губернаторский проект.
За пределами предвыборной кампании Осипова Алексей Черёмушкин — это гендиректор московской компании Kubena Production, которая специализируется на продюсировании клипов и организации PR-кампаний. А видео с клипом Толочкина лежит в их портфолио.
Черёмушкин и раньше появлялся в СМИ с вымышленной легендой. В новости о клипе про Ачинск он перевоплотился в гостя из Питера, который помог музыканту — выходцу из города — сделать видео.
Звёздопад над селом
Анита Цой, Hi-Fi, «Русский размер», Demo, «Стрелки», Кай Метов, участник шоу «Голос» Данте за месяц до выборов объехали весь край, чтобы выступить на фоне логотипа губернаторского проекта «Забайкалье — наш дом». Персональные концерты артистов прошли в 16 городах и посёлках региона.
Полный список концертов:
Данте — Борзя, Краснокаменск, Шерловая Гора;
Анита Цой — Агинское и Могойтуй;
«Русский размер» — Балей, Нерчинск, Чернышевск;
«Стрелки» — Чита;
Кай Метов — Красный Чикой, Петровск-Забайкальский;
Hi-Fi — Дульдурга, Чита, Акша;
Demo — Шилка, Оловянная, Первомайск, Ясногорск.
Апогеем этого тура, проекта «Забайкалье — наш дом» и всей предвыборной кампании, стал концерт в день тишины в Чите, на котором Осипов на фоне привычного логотипа сплясал со «Стрелками» и Hi-Fi.
По данным концертно-праздничного агентства Proconcert, за такое количество рядовых выступлений этих артистов в рамках туров, кроме Данте, пришлось заплатить бы минимум 4 миллиона рублей. Букинг-сервис по заказу артистов Treda, оценил один концерт Данте бы минимум в 100 тысяч рублей. То есть 17 обычных выступлений вышеперечисленных звёзд стоили бы гонорарами примерно 4,5 миллиона рублей.
Источник в концертном бизнесе считает, что реальная сумма гонораров могла быть до 2 раз выше — около 10 миллионов рублей: «Обычная цена формируется исходя из того, что артист выступает в рамках тура — у него много выступлений. Эти же концерты ближе скорее к корпоративам. Поездка ради одного-двух выступлений через половину России, ещё и в отдалённые районы Забайкалья, где не всегда есть нормальные бытовые условия — это большие неудобства».
Но гонорары — это только часть расходов при организации концертов. Есть ещё перелёты и технический райдер — условия артиста по проживанию, питанию, транспорту, оборудованию. Со слов нашего источника в сфере концертной деятельности, нередко один лишь перелёт из Москвы превышает размер гонорара артиста.
«Во время концертного тура организаторы делят дорогу с другими городами. В этом случае их везли персонально для Забайкалья, то есть всю дорогу оплачивали сами. У некоторых артистов-одиночек коллективы могут быть больше 10 человек — всем надо оплатить дорогу, расселить, накормить, перевезти. Техрайдер может включать в себя обязательные спецэффекты, дорогое проживание», — объясняет наш собеседник.
По предположению источника, к имеющимся у нас 10 миллионам можно смело прибавить ещё миллионов 5 на все сопутствующие расходы, чтобы получить более-менее скромную оценку стоимости всего прошедшего тура — где-то по миллиону рублей за концерт. Для сравнения полная организация выступления не очень известной группы VIVA на Дне города в Чите в 2018 году стоила городу 1 миллион рублей — привозила её компания «Старт», работающая под брендом V.I.P. Sound.
К слову, звёзд для губернаторского тура также привезла творческая группа V.I.P. Sound. Её директор и владелец Сергей Былков отказался комментировать ИА «Чита.Ру» стоимость концертов, лишь подтвердив, что заказчиком выступил Фонд развития Забайкальского края.
Помимо звёзд эстрады, от имени проекта по региону в это же время колесили Виталий Толочкин, артисты ансамбля песни и пляски «Забайкальские казаки», забайкальской краевой филармонии имени Олега Лундстрема, театра национальных культур «Забайкальские узоры», театра песни и танца «Забайкалье», военно-исторического центра Дома офицеров Забайкальского края.
За супермена
Мало что-то делать напоказ — избиратель об этом не узнает, если ему не рассказать. Про Осипова говорили все в Забайкальском крае с самого его приезда благодаря грамотной работе отвечающего за информирование блока администрации. Прибытие толпы политтехнологов дополнительно усилило это направление, в том числе за счёт губернаторского проекта «Забайкалье — наш дом», который даже без Осипова множил его добрые дела по всему краю. Но освещать в СМИ нужно было всё.
Больше всего в создании позитивного образа Осипова и его «дома» преуспела «Вечорка». Она выпустила три спецвыпуска накануне выборов — от 16 июля, 12 и 19 августа — общим тиражом 750 тысяч экземпляров с Осиповым в разных реинкарнациях на передовице, в том числе в образах супермена и Геракла.
«Я вижу революционные перемены в нашем крае, и мимо них мы пройти не могли. Мнения у нас тут разнятся: есть коллеги, которые не видят ничего революционного, есть, которые видят. Нами было принято решение издать серию спецвыпусков, чтобы соорудить ту печку, от которой мы оттолкнёмся, и Забайкалье перестанет прозябать в нищете, в депрессии, воровстве, откатах. Это наша просветительская деятельность, никакой агитации там нету», — объяснил тогда владелец и главный редактор газеты Владимир Кантемир.
Если о заказчике спецвыпусков ничего не было известно, то про спонсора запущенного тогда же патриотического проекта о Забайкалье заявляла сама газета — это тот же Фонд развития Забайкальского края. При его поддержке «Вечорка» публиковала тексты под рубриками «Мы — забайкальцы», «Забайкальский рай», «Будьте здоровы!» и «Скрепы Забайкалья».
Источник ИА «Чита.Ру» в органах власти края уверен, что фонд оплатил не только патриотизм в еженедельных выпусках, но и спецвыпуски.
Фонд развития Забайкальского края перед выборами выделил деньги практически всем значимым краевым СМИ — ГТРК «Чита», ИА «Чита.Ру», «Альтесу», «Забрабочему» и «Московскому комсомольцу в Чите».
По предположению источника в органах власти, общие расходы на СМИ составили около 20 миллионов рублей, из которых больше всех, вероятно, ушло «Вечорке».