Есть ли место ДПДГ(EMDR) в нейропсихоанализе?
Я - врач-психотерапевт, психиатр, clinical fellow международной нейропсихоаналитической ассоциации.
Нейропсихоанализ позиционирует себя как наиболее нейробиологически обоснованную психотерапию взрослых. Все психоаналитические концепции, которые мы используем, довольно прочно увязаны с исследованиями глубинных структур мозга, DBS, фМРТ.
ДПДГ(EMDR) вроде тоже себя позиционирует как строго биологически обоснованное. Возникает вопрос, они как-то пересекаются?
Ответ: Большинство, с кем я это обсуждал в нейропсихоаналитической ассоциации (и среди психотерапевтов и среди учёных ) относятся крайне скептически к ДПДГ. Механизм действия ДПДГ плохо укладывается в теоретическую парадигму нейронаук принятых в нейропсихоанализе. Многие с кем я общался, относят эффективность ДПДГ исключительно к суггестии.
Тем не менее, я неделю назад вернулся с конгресса нейропсихоанализа в Нью-Йорке и там одна из аудиторий была посвящена ДПДГ и возможности интеграции её в практику. Среди спикеров было двое исследователей из Йельского университета. А ещё у них получалось дать очень убедительные клинические аргументы. Помимо этого, критика диагностических категорий DSM V в отношении диагноза ПТСР, которая сформировалась у меня полностью совпадала с критикой, которую я услышал от них.
Честно, я не знаю, стоит ли интегрировать элементы ДПДГ. Я могу оценить с некоторой долей экспертности математические, статистические модели, то что связано с Баесовским выводом. Но пытаться оценить нейробиологические агрументы, особенно, когда профессора из ведущих университетов не могут найти общий язык для общения между собой, было бы самонадеянно.