13

«Дракула» (2020) – новая кровь классики

«Дракула» (2020) – новая кровь классики Дракула, Вампиры, 2020, Гифка, Видео, Без звука, Короткие видео, Длиннопост
«Дракула» (2020) – новая кровь классики Дракула, Вампиры, 2020, Гифка, Видео, Без звука, Короткие видео, Длиннопост

Трёхсерийный мини-сериал BBC/Netflix по легенде о вампире не оказался банальным ремейком «Дракулы» Брэмa Стокера. Марк Гэтисс и Стивен Моффат (знаменитые по «Шерлоку» и «Доктору Кто») взялись за задачу сделать Дракулу героем собственного повествования, сохраняя атмосферу классической готики, но не боясь свежих идей. В центре – харизматичный и опасно обаятельный граф Дракула в исполнении Клэса Бэнга (известного по скандинавскому нуару), а вокруг него – ураган сюжетных поворотов, чёрный юмор и мрачная романтика.

Но обо всём по порядку: сериал делится на три почти самостоятельных эпизода, каждый из которых – это почти отдельный фильм (по ~90 минут), связанных общей сюжетной линией. Первая серия – «Правила зверя». Мы знакомимся с Джонатаном Хокером (Джон Хеффернан), который рассказывает затянутую историю о своей миссии в Трансильвании: граф Дракула якобы нанял его оформить покупку английской недвижимости. Но Хокер попадает в логово вампира и подвергается невиданному кошмару – он видит, как Дракула пьёт кровь его друзей и даже околдовывает невесту Мину. Первая серия буквально взрывается сценами «кровавой экшн-комедии»: например, в кульминации граф врывается в женский монастырь и бросает отрубленную голову одной из послушниц, как букет невесты. Темп бешеный, мрачные шутки летят с экрана – и при этом Чуть больше пугает не само насилие, сколько тонкая ирония автора. Финал трогателен: выживший Хокер, по сути, превращён в нежить, но страдает от амнезии, а граф, наблюдая за ним, рискует заявиться в английский монастырь при первом приглашении. Атмосфера – холодный готический триллер с острыми красными вкраплениями (символ крови), плюс лёгкий налёт современной иронии.

«Дракула» (2020) – новая кровь классики Дракула, Вампиры, 2020, Гифка, Видео, Без звука, Короткие видео, Длиннопост

Во второй серии – «Кровавый корабль» – тон меняется: теперь действие происходит на старом пароходе, и сюжет превращается в жуткий мистический детектив. Оказывается, Дракула тайно находился на борту «Деметры», нанятой неким таинственным «Балауром». Корабль полон странных пассажиров и ящиков с родной трансильванской землёй. По ходу сериала граф начинает устранять пассажиров и «впитывать» их воспоминания и личностные черты – если буквально, то так: выпив их кровь, он усваивает их характеры. И вот поворот: Дракула сам оказывается тем самым «Балауром» – всё задумывалось для его удобного путешествия в Англию. На корабле разворачивается классическая «вангоговская» борьба: выжившие люди всё ближе к тому, чтобы сжечь графа (благо вся цепь событий запечатлена на видеокамере), и в финале Дракула сгорает, но чудом выживает. Отметим цепкую героиню Сестру Агату (Долли Уэллс) – она уже не просто игуменька из романа, а саркастичная спецагент (по духу – праправнучка Ван Хельсинга). Её сцены с обнажённым в крови Дракулой на палубе – едва ли не лучшие: она шутит и дразнит его, хотя могла бы одним взглядом превратить в пепел. Визуально эпизод погружает в холодную морскую тьму, крики и пение чайек – в общем, типичная вампирская прогулка на «увеселительном» лайнере с толикой черного юмора.

Третий эпизод – «Тёмный компас» – выносит Дракулу в XXI век. На борту тонущего корабля граф заперся в гробу с кусочком родной земли (помните, 50 коробок с родной землей – именно столько требовалось Дракуле по книге), и когда судно взрывается у берегов Йоршира, он чудесно переносится в наше время. Тут вступает в игру доктор Зоя ван Хельсинг (Морфидд Кларк) – дальняя потомка Сестры Агаты. Диалог Дракулы и Зои уже совсем иной: он пытается укусить её, но яд её крови вызывает у него приступ рвоты (воняет!). Коротко говоря, Дракла попадает под лабораторное наблюдение, его кровь изучают, он сам познаёт интернет и современные реалии. Появляются знакомые по роману Люси Вестенра (Лидия Вест) и другие персонажи – но все не так, как мы помним. Из объяснений Зои (которую к концу «съедает» память Агаты) выясняется глубокий смысл: Дракула боится не солнца – он боится СМЕРТИ. Зои-Помесь (счастливая Люси в жутком «блестящем» гриме) неожиданно разоблачает страх графа: по её словам, страшно не умирать, а быть рабом мифа о себе. Кульминация – рассвет: Зоя, связанная с Агатой, вонзает Дракуле нож прямо в сердце, чтобы посмотреть, сгорит ли он на солнце. И – ничего! Даже светило не берёт. В этот момент оба героя просветляются: он принимает свою уязвимость, она – свою роль в этом. Эпилог грустен, но даёт надежду: человеческая сторона Дракулы всё-таки пробуждается. Здесь смена атмосферы налицо: вместо готики и ужаса мы получаем философско-драматическую ленту, полную отсылок к современности – от «Google» до «феминизма» (обо всём этом шутят герои). Не всем, правда, пришёлся по душе такой поворот: многие отмечали, что в финале сюжет растягивается и превращается в лекцию о науке вампиризма.

«Дракула» (2020) – новая кровь классики Дракула, Вампиры, 2020, Гифка, Видео, Без звука, Короткие видео, Длиннопост

Темы, мотивы и философские аллюзии

Несмотря на обилие мозговыносящего экшна, сериал пронизан глубокими смыслами. Главная тема – страх смерти и одиночество бессмертного. Как пояснял сам Клэс Бэнг (в интервью Guardian), на него очень повлиял фильм Герцога Носферату: «Представьте: среда, 1718 год, середина ноября, и вы 200 лет не видели ни души в своём замке. Такая тоска…». Действительно, Дракула бессмертен, но из-за этого обречён на вечную скуку и безнадёгу. Этот страх заставляет его превращаться в монстра лишь формально – на деле он прячется за легендами и ужасами, чтобы не задумываться о бренности. Ещё одна лейтмотивная фраза – «Кровь – это жизни» (во множественном), повторяемая героем. Она отсылает к тому, что, когда Дракула пьёт чью-то кровь, он «впитывает» и их память, и их сущность – почти словно становясь чернильным осьминогом, поглощающим своих жертв. В итоге возникает вопрос: а кто же настоящий Дракула? Он как совокупность безвременных личностей. Подчёркивается и это «паразитическое» качество: Хокер резко преобразуется, а Агата/Зоя в конце «сливаются» друг с другом. Тут же выплывает тема выбора: как почувствовать себя живым? И Дракула, и Зоя к концу приходят к мысли, что принятие собственной уязвимости – единственный путь.

Кроме того, сериальное «Дракула» поднимает вопросы ответственности за совершённое зло (Граф меняет воспоминания тех, кого убил) и ревизии гендерных ролей. Интересно, что именно Сестра Агата стала женским полюсом истории – а не классическая Мина. Гэтисс и Моффат сделали её умной, циничной и умелой в «охоте на вампиров». Как пишет критик WWAC, на этот ход стоит обратить внимание: в оригинале Агата – вообще второстепенный персонаж, а в сериале всё время на экране, и именно с ней связана вся структура первой серии. Таким образом сериал почти предвосхитил ироничный тон последующих эпизодов: у героини заготовлены колкие фразы про «дом Божий» и «поистине нечаянную жену», за которые хочется аплодировать.

«Дракула» (2020) – новая кровь классики Дракула, Вампиры, 2020, Гифка, Видео, Без звука, Короткие видео, Длиннопост

Нельзя не отметить и игру с классикой. Гэтисс/Моффат озвучивали идею, что их Дракула «крайне верен оригиналу и одновременно совсем нет». Местами они действительно повторяют сюжет Стокера (поездка Хокера, плавание на «Деметре», Люси как «невеста» графа), но делаются неожиданные твисты: время прыгает в будущее, классические мужские герои (которыми были Абрахам Ван Хельсинг и Артур Холмвуд в романе) заменены сильными женщинами, а древняя статуя «кровавого чудовища» вдруг становится вполне человечной и жалкой фигурой. То есть над «графом-монстром» постоянно летает тень вопроса: он герой или злодей? Судя по серии, создатели склонились к первому – считая, что рассказывая историю «ужасов» мы в глубине души сочувствуем Дракуле, а не тому же Хокеру.

«Дракула» (2020) – новая кровь классики Дракула, Вампиры, 2020, Гифка, Видео, Без звука, Короткие видео, Длиннопост

Атмосфера: визуальный стиль, музыка и костюмы

Сериал снят с большим размахом и претензией на готическую роскошь. В каждой сцене чувствуется, что продакшн старался вызвать «вау‑эффект». Производственный дизайнер Арвел Джонс прямо заявлял: «Масштаб – один из моих мантр. Я хотел, чтобы замок поражал размером и внушал страх». И ему это удалось: внешние кадры сняты в Orava Castle в Словакии – том самом замке, что играл Дракулу в немом «Носферату» 1922 года. А внутри строилась невероятная декорация: «драконий» спиральный лестничный пролёт в несколько ярусов, тысячи живых свечей, настоящие черепа и чучела – всё это создавало ощущение бесконечного лабиринта кошмаров. Костюмы тоже радуют глаз: шотландские килты, военные мундииры, старинные свадебные платья и, конечно же, длинные кожаные плащи Дракулы. Забавный штрих – некоторые костюмы „утекли“ из другого их совместного проекта. Так, у костюмера Сары Артур уже был потрёпанный сюртук Уотсона из рождественского «Осквернения невесты» (“Abominable Bride” из «Шерлока»), и она благополучно надела его на Хокера. Ещё пасхалка: кухня современной домоводческой парочки в третьей серии – на самом деле кухня миссис Хадсон из «Шерлока»! Такие мелочи подчёркивают творческую связь между шоу, но внешне «Дракула» вполне самобытен.

Музыка поддерживает настрой: за саундтрек отвечали Майкл Прайс и Дэвид Арнольд, давшие сериальному Дракуле скрипучий оркестр в лучших традициях готического триллера. Уверенные строчки виолончелей, женские «плачущие» хоры и редкие твёрдые удары литавр – всё это делает сцену кровавого пиршества или появление «неожиданного монстра» еще более пугающим.

«Дракула» (2020) – новая кровь классики Дракула, Вампиры, 2020, Гифка, Видео, Без звука, Короткие видео, Длиннопост

Создатели: Марк Гэтисс и Стивен Моффат

Авторы сериала – Марк Гэтисс и Стивен Моффат – уже заработали репутацию «смотрителей» британских классических персонажей. Гэтисс, помимо того что со-автор истории, исполнил эпизодическую роль Франка Ренфилда (да-да, того самого Ренфилда, который в романе был психом из приюта). А Моффат до этого отвечал за современный «Шерлок», сценарии «Доктора Кто» и даже мрачный сериал «Джек Строитель». Оба легко признают: адаптировать «Дракулу» традиционно проще, чем противостоять всем ожиданиям зрителей. Как говорил Моффат, многие элементы мифа о графе вообще пришли не из книги, а из постановок и старых фильмов. Поэтому их задача была не только «пересказать роман», а сыграть с культурным кодом вампира: «То, что они сделали, – это одновременно очень верно и совершенно неточно».

Они сами называют свой подход «такой же, как в «Шерлоке» – верный и неверный одновременно». Важно, что при этом они оставляют Дракулу центром вселенной: вся линия А – это история о нём и только о нём. Сам Моффат подчеркнул: «Мы хотели сделать Дракулу героем его собственной истории», а не просто злодеем для гомо сапиенсов. Это видно и по сюжету: из книги позаимствован облик Вампира и несколько «фрагментов» (корабль с землей, внезапное спасение из гроба), но в целом авторы уводят историю в неожиданные стороны – прощупывая психологию героя и отпуская его далеко за пределы викторианской Англии.

«Дракула» (2020) – новая кровь классики Дракула, Вампиры, 2020, Гифка, Видео, Без звука, Короткие видео, Длиннопост

Актёры и их роли

Пожалуй, главный козырь сериала – Клэс Бэнг в роли графа. Данец Бэнг (52 года на момент съёмок) сыграл Дракулу с редким сочетанием аристократической холодности и игривого остервенения. По словам журналистов, на экране он одновременно «безупречно элегантен» и «прочьуховат до ужаса». Черный костюм, безупречная осанка, густые брови – всё это выглядит порой как киномонумент, но потом он внезапно начинает размахивать руками, прыгать и жестикулировать, как ребёнок, – появляется «ребячья беспокойность». Тонкий юмор в его игре впечатляет: Бэнг в образе Дракулы часто улыбается лукаво или ставит нас в неловкое положение одним взглядом. Критики отмечали, что без него сериал превратился бы в просто кровавую дрянь – а он привнёс в монстра сочувствие и шарм.

Не меньше досталось и Долли Уэллс в роли Сестры Агаты. Эту актрису британцы знают по сериалу «Флибага» и «Развод». Здесь её Агата – настоящий заряд бодрости и иронии: она вечно ворчит, ругает священников и влезает в дела защитников морали, как пожилой пиранье в красивый костюм. Guardian назвал её «лучшей монахиней всех времён» – и не зря: она переговаривалась с Графом порой яростнее, чем гладиаторы. Уэллс ловко балансирует на грани смеха и страха: когда она говорит «я как множество женщин моего возраста, замужем невесело», чувствуешь и силу её натуры, и боль несбыточности.

Джон Хеффернан в роли Джонатана Хокера заслуживает упоминания хотя бы тем, что он играет инженера-юриста, к которому мы привыкли в книге как к парню, ничего не соображающему. Здесь он показан и жертвой, и почти равным Дракуле персонажем (кажется, отсюда взят замысловатый трюк с двойником и амнезией). Кстати, в первой серии он ходит в шотландской клетчатой накидке – что, как выяснилось, тот самый старый сюртук доктора Ватсона из «Шерлока»! Среди второстепенных героев отметим ещё Морфидд Кларк (Мина/Зоя Ван Хельсинг) – она приехала к нам тоже из сериалов про эльфов и ведьм. И Лидию Вест как Люси – характерная брюнета, которая к концу превращается в дикую дискобабу. Ну и, само собой, Марк Гэтисс сам появился в кадре – он сыграл некоего Франка Ренфилда (не того сумасшедшего из классической книги, а скорее современный аналог, загадочного полевого агента).

Любопытные факты и реакция зрителей

За кадром «Дракула» полон интересных «пасхалок» и любопытностей. Уже упомянут Orava Castle – но мало кто знает, что это не просто красивые залы: в 1922 году тут снимали «Носферату», и создатели не упустили шанс навести прямую параллель. Кстати, «розовый слон» этого сериала – её нереалистичные спецэффекты – прорабатывался серьёзно: декораторы расположили то тут, то там кучи черепов и фигур скелетов, а в кадре активно горят настоящие свечи (уверены, актёрам было жарко от огня и грима). Режиссёр Джонни Кэмпбелл (к слову, снимал эпизоды «Удивительной миссис Мейзел» и «Ходячих мёртвых») пошутил: «Без учёта Лугоси – замок Дракулы часто разочаровывает». Получилось, что вместо фальшивого интерьера мы имеем интерьер-кошмар.

Ещё одно забавное совпадение: у создателей серии есть слегка навязчивая идея «Шерлока» во всём. Так, в картине, которую Хокер вынимает из ящиков на деметре, угадывается свадебное платье Эмилии Риколетти – той самой «невесты» из «Шерлока: Ужас невесты». А в третьей серии дом Боба и Кэтрин буквально частично собран из мебели 221B Бейкер-стрит – да-да, на стенах кухни даже висит табличка «Mrs. Hudson».

С точки зрения рейтингов сериал вышел неплохо: на BBC его смотрели 3,6 млн чел. в первый день, а потом примерно 2,8 и 2,7 (по сайту BARB). Вышел он строго на Рождественно-новогодние праздники (1–3 января 2020), а уже 4-го серию сразу залили на Netflix. BBC даже приурочила к «Дракуле» документалку Марка Гэтисса «В поисках Дракулы» – получилось целое мини-мероприятие для фанатов вампирского фольклора.

Критики приняли сериал довольно тепло. На Rotten Tomatoes у него ~71% одобрения многие отмечали, что «смесь ужаса и юмора подается со знанием дела». BBC Culture в рецензии назвал «Дракулу» «кровожадной забавой, после которой хочется ещё» (и похвалил Калеса Бэнга и Долли Уэллс). Как часто бывает, первые две серии отхватили лавры больше, чем финал. Например, сайт The Spool писал: если в первой серии Дракула «швыряет голову монахини, как букет невесты» (и это «перемешивает страх и смех»), то к третьей концовке действие «сдувается» – в финале уж слишком много трёпка по современным технологиям и гендерным вопросам. То есть мнения разделились: одним понравилось, что традиционный сюжет срывается в нечто новое, а другим не хватило больше чистого хоррора.

Моё впечатление и рекомендации

Лично мне «Дракула» понравился своей неожиданностью и самоиронией. Это именно тот случай, когда с одной стороны – крутой антураж викторианской Англии и мрачные ужастики (головы монахинь, самовоспламенения, жуткая ловушка с волком в сцене на корабле), а с другой – современный язык и острые шутки. Каждую минуту ждёшь, что сейчас рванёт и кто-нибудь сдристнет через окно в вассарблуд. При этом сериал показывает Дракулу не бесчувственным чудовищем, а очень даже человечным персонажем – и это странно цепляет.

Можно сказать, что этот «Дракула» – за всех, кто любит свежую подачу классики: он подойдёт и поклонникам «Шерлока» или «Доктора Кто», которые ожидают от историй динамики и «перчинки», и фанатам готического хоррора, которым важен мрак, кровь и атмосфера старинных замков. Если вам нравятся жуткие красивые картинки («Блейд», «Аннигиляция», «Готика»), и вы не против чёрной комедии – этот сериал точно придётся по вкусу. А вот пуристов-«стокероведов» и тех, кто считает Дракулу неотрывным от святых легенд, скорее всего, разочарует: здесь и Мина не в первом плане, и парочка любовников-текстильников заменилась на баб-психологов, и интернет намешан в сюжет так, будто он только вчера изобрели.

В общем, если вы готовы к кровавому триллеру с прибаутками и философскими отступлениями, обязательно дайте «Дракуле» шанс. А если ищете что-то строго классическое или «страшное-по-настоящему» без иронии – может, пропустить. Лично мне этот сериал запомнился и как атмосферное развлечение, и как хорошая пища для мозгов: иногда страшно, а иногда – хохотно. Думаю, за чашкой чая вам с ним будет и весело, и немного жутковато – а это именно то, чего многие и ждут от «Дракулы».


«Дракула» (2020) – новая кровь классики Дракула, Вампиры, 2020, Гифка, Видео, Без звука, Короткие видео, Длиннопост

Правила сообщества

Не жалейте авторам плюсцов - это мотивирует :-)
Соблюдайте  правила сайта. Любите друг друга. Придерживайтесь конструктивной критики.
Оскорбления, политика - запрещены.