Дом Цепей. Стивен Эриксон
Четвертая книга цикла является как продолжением второго тома (Врата мертвого дома) так и приквелом для определенных персонажей. Например, Карсу, как оказалось мы уже видели во второй книге. А тут его путь показан с самого начала. Карса-персонаж неоднозначный, и по началу бесит, забегая немного вперед, метаморфозы именно этого персонажа задают часть тона романа. Карса Орлонг – чистокровный Теблор, огромный мужик и гора мышц, по сути берет двух своих друганов и отправляется в мир. В мир, который считает своим или достойным для завоевания, ибо либо он покорится ему, либо будет сожжен. Во всяком случае поначалу. Первая часть книги будет именно о нем, как он грабил, убивал, терял и приобретал. Причем часть его путешествий перекликается как с прошлыми книгами, так и с будущими, это своего рода пазл, но о нем позже. За его приключениями следить интересно, но не сразу проникаешься персонажем. У Эриксона не всё просто именно с персонажами. Куда не плюнь - то обладатель божественной силы, то человек сейчас ее приобретет, либо вообще бог или полубог. Ну а что вы хотите в мире, где даже обычные люди иногда вылезают в дамки, а боги становятся пешками? Или как минимум они могут умудрится договорится.
Дальше же нас вернут уже в привычный тайм-лайн. На момент концовки второго тома. Появятся знакомые нам персонажи. Фелисин Паран, которая сидит в центре бури-вихря в пустыне, выполняя пророчество Ша’ик, и провозглашает себя самой богиней. По сути, недалеко от правды. на момент действия Фелисин одержима ею в прямом смысле. Параллельно с этим она удочеряет девочку и называет ее Фелисин Младшая. Да, фантазия никакая, но тут прослеживается психологический момент. Героиня видит в дочери саму себя и пытается дать ей то, что было у нее отнято, более-менее нормальную жизнь. Как это делать в тех условиях, в которых наши герои оказались? Не совсем понятно.
Персонажи Скрипач, Калам, Апсалар, Геборик и Крокус так же не забыты автором. Апсалар и Крокус участвуют в мутках Котильона и Престола Тени и выполняют их задания, так же больше раскрываются и меняются по ходу пьесы, понимая, чего они хотят (ладно, привираю. Паренек Крокус явно не понимает, чего он хочет и идет либо по течению, либо кидается в авантюры). Калам же, так же служа Престолу Тени пытается выяснить кто оспаривает право Престола Тени на Трон (да, есть в этом словоблудие, но божественный пантеон тут построен на чем-то что напоминает колоду таро, а имена частенько герои для себя выбирают говорящие. Отсюда мы и имеем персонаж по имени Престол Тени который сидит на престоле тени, да и бог этот весьма неустойчивый, если что). За время романа Калам посетит много мест, с целью попасть через Вихрь к Фелисин. Геборик находится там же где и Фелисин и пытается примирится с новым богом войны, который выбрал его своим Дистриантом. Там не все перипетии мыслей были мне понятны, но в мире Малазана видимо плох тот жрец, который не отказывался от своего бога. Кстати богом у него выступает Трич, которого в третьем томе так же посылает на все четыре стороны избранный им первый меч. А вот Скрипач после событий 2-ой и 3-й книги решил проблемы кардинально (он смотрит Галилео, простите), он снова записался в армию, причем сначала под другим именем чтобы его не связали с мостожогами, пока его естественно не раскрыли. Про путешествия Скрипача читать было самое интересное, армейские будни в армии Малазана, огромное количество персонажей и атмосфера отчаяния и безнадеги в будущем. Армия, в которой он служит идут на войну с восставшими городами, а именно в сам Вихрь, где стоит армия мятежников.
А ведет эту армию (малазанцев), новый Адъюнкт, Тавор Паран. Старшая сестра Фелисин. Как мы помним из второго тома, это она сдала сестрюню в рабство. Но как оказывается всё далеко не так однозначно. Так же нам отсыпали целый ворох новых персонажей в виде Тисте Эдур по имени Трулл Сэнгар, которого приковали умирать где-то в одном из многочисленных планов, где его находит Тлан Имасс по имени Онрак Сломленный. С одной стороны, по началу кажутся лишними, но и у того и другого есть огромный бэкграунд для всего повествования, да и роль они сыграют в под ковёрных играх богов не малую уже в рамках данного романа.
Сам сюжет нам рассказывает о последствиях, которые произошли после окончания Собачей Цепи. Колтейн пал. Войска мятежников почему-то отошли из уже почти осажденного Арена. Малазанская империя собирает новое войско под руководством неопытной Адьюнкт Тавор. Где-то на фоне бегают Икарий с Маппо, чья сюжетная линия пересекается с линией Калама, Крокуса и Апсалар. Я не буду заострять внимание на ней, Икарий так же страдает забывчивостью, Маппо также бегает за ним, что бы тот ничего не натворил.
В книге огромное количество событий, которые переживают герои, я поведал лишь маленький кусок для понимания. Роман действительно обширен, как со стороны географии происходящего, так и количества персонажей, участвующих в сюжете. Армия Тавор идущая на битву изнывая от долго ожидания драки, так ее никак и не получающей. Атмосфера ожидания, которое хуже самой битвы, прям пронизывает книгу. Злодеи тут настолько мерзкие что жалеешь, что их смерть не так ужасна или жалеешь, что они выживают и добиваются каких-то успехов. Вообще злодеи в Малазанской книге павших, это отдельная тема для обсуждения. Красной линией романа проходит конфликт между восставшими от ярма Малазанской империи и самой империи. Нам как бы показывают обе стороны, и плохие люди есть и там, и там. Есть конечно четкие личности, которые прям твари, поэтому отрицательная роль отдана именно им, но книги пронизаны серой моралью и не всё так просто. В книге, например, наконец-то начинает действовать Увечный бог, существо, вырванное из своего мира много тысяч лет назад, которое теперь пытается выбить свое место под солнцем. Изначально может показаться, что вот он, злодей! Злодей всего цикла. А потом тебе показывают, что творят Маллик Рел, Корболо Дом, Леоман. Так что, злодеи тут не очевидны и не однозначны, как и положительные персонажи.
Финал у книги понравится не всем. Я уже стал немного понимать автора, так как его книги больше про путь к цели чем о самой цели. Как говорит сам автор, кульминационное противостояние было вдохновлено «Иллиадой», однако, если бы он покидал побольше так называемых «чеховских ружей», подведя хотя бы к личности Ша’ик, это было бы намного круче. Сама финальная битва не совсем впечатлила. А вот то что происходило с персонажами, наоборот заинтересовало. Причем с каждым. Но если вы продвинулись в чтении цикла дальше третьей книги, то советую конечно прочесть «Дом Цепей» и узнать судьбу героев самим. Лично у меня Малазанская книга павших становится любимым циклом.
Маленький факт: Одной из заявленных причин, по которой Эриксон посвятил всю первую часть романа Карсе Орлонгу, было желание ответить критикам, которые жаловались на то, что он не мог сосредоточиться на точке зрения одного персонажа в течение длительного времени. Он обнаружил, что ему нравится писать эту часть.
И возвращаясь к пазлу. В цикле есть определенное количество сюжетных линий, которые не так сильно бросаются в глаза читателю. Их действительно интересно вылавливать пока читаешь цикл. Однако запутанная хронология всё только запутывает. Ведь если исходить что первая книга — это первая точка, то дальше идут два параллельных романа, четвертый является одновременно приквелом и продолжением, ну и спойлер, пятая книга является приквелом и спин-оффом, который уже все сюжетные лини подведет к шестой и седьмой книгам. Как оно Вам? Так вот примером скрытой сюжетки и своего рода мозаики по книгам является судьба корабля «Силанда». Корабль и его история так или иначе перекликается в каждом романе, начиная с второго. В первую встречу возникает много вопросов, которые распутываются постепенно, не сразу и вообще в следующих романах.
Спасибо что дочитали! Если оценивать, то 8 из 10.
Источник Телеграм канал Bookmania


Книжная лига
28.3K пост82.2K подписчика
Правила сообщества
Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.
ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА
При создании поста обязательно ставьте следующие теги:
«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;
«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;
«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».
Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.
ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.