Дети Розенталя

В 2005 году впервые с семидесятых Большой Театр поставил новую оперу, созданную по специальному заказу ГАБТа. Композитором выступил постмодернист Десятников, либреттистом — скандально известный писатель Владимир Сорокин. Были некоторые брожения вокруг либреттиста, но к счастью всё это уже поросло былью и можно сосредоточиться на оригинальном сюжете, который они с Десятниковым сочинили. Итак:


В тридцатые годы в нацистсткой Германии творит гениальный генетик Алекс Розенталь. Он научается создавать дубли животных и людей («клон» это новое слово, в сталинские времена так говорить не могли). Но нацистам не нравится еврейское происхождение генетика и он бежит в СССР, где его ждут с распростёртыми объятиями чтобы клонировать НКВДшников, стахановцав и другие полезные кадры.


Но у Розенталя есть сокровенная мечта: дублировать гениев. Под прикрытием основной деятельности до войны он успевает клонировать четверых великих композиторов:


Вагнера, Чайковского, Мусоргского и Верди.


Именно в таком порядке перед слушателем предстают четыре «мини-оперы» в стиле каждого из этих композиторов, объединённые общим сюжетом. Начинается всё с вполне вагнеровской сцены клонирования Моцарта, с подпевкой хора генетиков («хейахо!» — бодро поют они), и вполне вагнеровского кошмара, который видит дубль Вагнера в саду дачи, где он спит с «братьями».


Следующая сцена посвящена Чайковскому, тут есть и няня:

Без лишних спойлеров скажем лишь что во втором действии подряд идут стилизация под Мусоргского и под Верди (да, там даже есть настоящий любовный дуэт).


Ну а что Моцарт? Ему посвящена лишь короткая сцена в конце.


К сожалению, опера исполнялась только в виде одной постановки, можно найти только пару отрывков видео, полноценная видеозапись по-видимому не производилась. Сама постановка была возможно не самой подходящей по инновационности сценографии — ГАБТ явно хотел новой оперой показать, мол, всё, мы теперь обновились и будем по-современному ставить оперы, никакой «классики» в сценографии. Эту же постановку потом возили в Савонлинну.


В 2016 году выпустили студийную (концертную) запись оперы, произведённую осенью 2015 года. Её можно купить в виде физического диска или на Айтюнзе (или прослушать в течение бесплатных первых месяцев подписки Эпл Мьюзик, как сделал ваш покорный слуга). Также в сети можно найти нелицензионную аудиозапись оригинальной постановки со всеми сценическими шумами и с одной минутой обрезанной в конце.


От себя хотел бы понадеяться что я застану новую постановку этой оперы и прослушаю её вживую. Пока же рекомендую к прослушиванию, сюжет там смелый и трогательный, а музыка хорошая.

Лига Оперы

99 постов560 подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

1. Давайте будем вежливы по отношению друг к другу. Критикуем конструктивно.

2. Не делаем то, что запрещено правилами Пикабу.

3. Без оффтопа. Если пост про Баскова, то из оперной тематики.