Байки про работу. Часть 2
первая часть тут: Байки про работу. Часть 1
Проходит какое-то время, я поступаю в университет. На целевое, на бюджет. Стипендия царская, по сравнению с другими вузами. Одна беда: её просто не просто уменьшают, когда плохие оценки за семестр - её лишают полностью.
В один из таких семестров я осталась без стипендии, в связи с тройкой в зачётке.
Впереди лето, свободное время, а денег нет. Как обычно, не долго думая, я отправляюсь на поиски работы. И эта дорога приводит меня в одну компанию, которую мы, условно, обзовём "Авоська".
"Авоська" - это сеть магазинов. Там продаётся всё: от г&вна, до сахара. Работа "повелительницы кассы" (а не своей жизни) тяжёлая во всех смыслах, поэтому "текучка кадров" стабильная, и сотрудники нужны постоянно. Отличное место, чтобы попробовать свои силы, как мне казалось на тот момент.
Подхожу к небольшому "островку" в самом начале кассовой линии. Меня собеседует добродушная, оптимистичная дама в возрасте. После краткого собеседования, меня ведут к менеджеру направления. По пути пожилая дама убедительно просит меня ярче краситься на работу, потому что...да, блин, вы угадали я слишком молодо выгляжу.
В общем-то, после беседы с менеджером у меня спросили что у меня по документам (есть ли мед.книжка, трудовая и др.) и когда я смогу выйти. Обычно, я всегда готова выйти на следующий день, но тут всё было не так просто из-за необходимости оформления мед.книжки.
Мед.книжку оформила, все необходимые документы предоставила в отдел кадров. И вот, началось моё обучение кассовому ремеслу. Рассказывать особенно нечего: дали кучу макулатуры по типу "кодекс этики компании", тетрадь с заданиями...и в таком духе. Училась я лучше, чем в университете все hr отдела обучения меня хвалили за инициативность и смекалку, некоторые даже говорили что "дотошная девочка".
Наступает день, когда меня приставляют к наставнице, чтобы я училась мастерству работы с кассой на практике. Учат правильно упаковывать товары в пакет. Ничего особенно интересного, монотонная рутинная работа. Рассказали ещё про "светофор" - это их инновационная "фишка", ибо орать на весь магазин администратору или разменщику денег - не вариант.
Кормили бесплатно, работа была сменная, шахматкой: с утра до дня 6 или 8 часов, с дня до вечера 8 часов (до закрытия).
Из интересного пара историй:
Рассказали мне её в столовой, на обеде. Одна дама помимо большого набора продуктов покупала 5л подсолнечного масла и средних размеров замороженную рыбу. Так сложилось, что крышка у масла толь треснула, толь бракованная была, и кассир сообщила об этом покупательнице. На что покупательница заявила, чтобы кассир вставала и шла менять ей бутыль с маслом. Получив отказ, покупательница сняла крышку с масла и вылила его прямо на кассира. Кассир, в свою очередь, взяла с товарной ленты замороженную рыбу и нахлестала ей по лицу покупательнице. Закончилось всё тем, что "покупатель всегда прав" и кассира оставили без премии. Как мне позже рассказали коллеги - полную премию в этой компании никто никогда за всё время работы в магазине не получал. Либо частичную, либо никакую.
Другая история произошла, когда я уже несла свой пост в роли полноправной "повелительницы кассы". Так сложилось, что ячеек для хранения в этом магазине нет, можно только запаять свои пакеты и сумки в большие прозрачные полиэтиленовые пакеты, а сумки-тележки осматривали охранники и навешивали туда жгуты, фиксирующие откидную крышку сумки-тележки. Кассир является последним рубежом перед выходом покупателя из магазина, поэтому, их обязывают по должностной инструкции проверять целостность запечатанных пакетов, в которых лежат сумки или, при необходимости, вызвать с помощью "светофора" охрану, чтобы они посмотрели подозрительную сумку/рюкзак. Дамские сумочки или же мужские портмоне или подобное - не подлежат проверке. В один из обычных дней ко мне на кассу подошёл пожилой мужчина с рюкзаком. Я сижу под камерами, соответственно, не отреагировать на незапечатанный рюкзак не могу. Вызываю охрану. Дедуля изрекает тонны возмущения и негодования, сообщая, что, мол, это вот ваше поколение воров, а он в своей жизни ни копейки не украл. Огня в этой ситуации поддал охранник, который ещё на входе дедулю "отчехвостил", за отсутствие запечатанной сумки. Пожилой мужчина сообщил, что у него уже трижды воровали рюкзак в этом магазине, и он не собирается его запечатывать и оставлять в тележке/корзине, во время покупок. На просьбу открыть рюкзак, мужчина долго препирался, но, вскоре, после грандиозной тирады сдался. Апогеем данной ситуации стало то, что мужчина со словами "Не пойду я с тобой в комнату!!! На, смотри тут!!! Но в комнату не пойду!!!" - снял штаны. В силу воспитания, смотреть на сиё действо я не стала, да и касса удачно закрывала меня от развернувшейся картины. Извинения от меня о том, что мол, такая работа, конечно же, не нужны были. Дедуля собрал свои покупки и спешно удалился.
Из самого обидного: меня обманула цыганка. Да-да, несмотря на то, что я поняла, что меня заговаривают, ей всё равно удалось меня обмануть. Схема такая: покупают какую-либо мелочь, типа плюшевой игрушки. На кассе начинают "заговаривать зубы", верят перед носом кассира 5000р купюрой и подгоняя считать сдачу. Как итог: товар пробит, сдача выдана, а вот 5000р купюру так и не дали. Естественно, это случилось в мой первый месяц работы и мне сообщили, что из премии у меня это не вычтут. Как я потом узнала - они вычли у меня это из премии, положенной мне во втором месяце работы.
Отдельно стоит отметить проверки кассиров от службы внутренней охраны:
проверяли на "пересорт" - это когда, например, у конфет есть несколько вкусов и на каждый своя цена (исключение: если написано "ассорти" или "в ассортименте"),
"слепой угол" - когда прячут товар в угол тележки, который физически скрыт от кассира после пересечения кассы. Поэтому, кассиры просят покупателей отодвинуть тележку, чтобы осмотреть её.
"Несоответствие товара и штрих-кода" - когда в коробке смеситель, а по штрих-коду ковёр.
"Несоответствие товара упаковке" - когда в коробке из под дешёвого товара лежит дорогой.
"Пакеты/сумки" на тележке - это когда вешают на руку/крючок небольшой пакет с какой-то вещью и пытаются вынести Аля "это моя личная вещь".
По всём этом, кассиру нужно соблюдать правило: " улыбка -Приветствие- сканирование товара - оглашение суммы покупки - рассчёт покупателя - улыбка - приглашение снова посетить магазин".Близилось первое сентября, я морально устала от этой работы, плюс ко всему пошли школьники с пакетами мелочёвки, покупающие канцелярию к новому учебному году.
Когда пришла объясняться, почему я увольняюсь, почувствовала себя такой девочкой маленькой... Мне предлагали совмещать, за смешные 3 тысячи с копейками в месяц, по выходным по 12 часов. Но волшебными словами стали спасительные "Я учусь на целевом" - мне удалось откреститься от всех уговоров.
Напоследок мне сообщили, что "Компания не прощает тех, кто однажды уходит. Поэтому, если я захочу когда-либо вернуться, то меня не примут".
Так закончилась моя история с работой в гиганте масс-маркета. И я вернулась к учёбе.