Battlezone - Стоит ли в это играть? [0011/1001]

Здравствуйте, товарищи!

Почти 2 года хиатуса(тут я даже Циника переиграл) и я потихоньку возвращаюсь со своим коньтеньтом(будто бы кому-то были особо интересны обзоры-разборы древнейших игр).
Но пришло время снова открыть книгу "1001 Video Games You Must Play Before You Die" и немного посмотреть на игру Battlezone из далёкого 1980 года.

Battlezone - Стоит ли в это играть? [0011/1001] Ретро-игры, Видеоигра, Аркадные игры, Atari, Видео, YouTube, Длиннопост

!!!!ВНИМАНИЕ, ОЧЕНЬ МНОГО ТЕКСТА!!!!

Видеоверсия для тех, кому неохота читать.

Battle Zone - это аркадный симулятор танкового боя, выпущенный Atari в 1980 году. Игрок управляет танком, атакуемым другими танками и ракетами. Игра позиционировалась как первая трёхмерная аркадная игра с видом от первого лица, за счёт чего и стала большим хитом. Battle Zone можно считать родоначальником жанра шутеров от первого лица.

Battlezone - Стоит ли в это играть? [0011/1001] Ретро-игры, Видеоигра, Аркадные игры, Atari, Видео, YouTube, Длиннопост

Battle Zone была выпущена в тёмные времена, известные нам, как начало восьмидесятых, и в то время её угловатая трехмерная графика настолько поразила игроков, что некоторые начали потихоньку сходить с ума. Особо креативные персонажи даже начали распространять слухи о секретных локациях и придумывать невероятные истории. Самой популярной была байка о том, как игроки умудрялись взбираться на склон вулкана, изображенного на горизонте, и спускались в его жерло.

Благодаря поистине уникальной эстетике, созданной Эдом Ротбергом не только фантазёры могли наслаждаться этим шедевром. Каждая грань трёхмерной арены и минималистичных моделей была исполнена в лучших традициях технологий векторной графики. Ровные линии до сих пор придают игре футуристическую атмосферу, которая и по сей день выглядит свежо. Экшн тоже не отстаёт — геймплей получился одновременно хаотичным и стратегическим. Стрельба по вражеским супертанкам, надоедливым ракетам и периодически появляющимся НЛО придает немало удовольствия, как и великолепная управляемость прямиком из золотого века игровых автоматов. Всё это, вкупе с непревзойденным стилем, обеспечивало полное погружение во вселенную.

Игра снискала настолько ошеломляющий успех, что на неё обратило внимание даже государство. Вооруженные силы США наняли Ротберга для создания новой версии классического шутера с более реалистичной физикой, и планировали использовать её в обучении армейского персонала. Несмотря на такое развитие событий, именно безобидный оригинал вписал разработчика в историю и подарил геймерам много лет захватывающих впечатлений.

Battlezone - Стоит ли в это играть? [0011/1001] Ретро-игры, Видеоигра, Аркадные игры, Atari, Видео, YouTube, Длиннопост

Релизная версия игрового автомата с перископом

При разработке Battle Zone Эд Ротберг вдохновлялся аркадной игрой Tank от Atari, вышедшей в 1974 году. Аппаратная часть была основана на векторных аркадных автоматах, таких как Lunar Lander и Asteroids, разработанных ранее Говардом Делманом с некоторыми доработками.

Успех ранее выпущенных игр с векторной графикой не остался незамеченным и Морган Хофф, один из менеджеров проектов Atari организовал встречу, на которой он с коллегами пытался найти новые применения технологии. В то же время Atari экспериментировала с ранними 3D-экранами и вычислительным чипом "Math Box", разработанными Джедом Марголином и Майклом Албау. В рамках мозгового штурма идея использовать этот чип вкупе с векторным дисплеем для танковой игры взлетела и Эд Ротберг приступил к разработке дизайна нового хита.

Даже с учетом довольно-таки мощного по тем временам железа, инженерам Atari приходилось максимально вылизывать код, чтоб сделать игру лучше.

Battlezone - Стоит ли в это играть? [0011/1001] Ретро-игры, Видеоигра, Аркадные игры, Atari, Видео, YouTube, Длиннопост

Вторая версия игрового автомата, уже без перископа

Для большего погружения в игру использовались и другие ухищрения. Например, прозрачная цветная плёнка на экран чтоб сделать основную часть экрана зелёной, а радар красным, что создавало иллюзию двуцветного экрана.

Вулкан на горизонте в проекте был статичен в процессе разработки игры, и даже не планировался быть анимированным, пока Оуэн Рубин, работавший над другим проектом в одном кабинете с Ротбергом не предложил сделать его активным. Рубин надоедал этой идеей почти всё время разработки, но у Ротберга не было времени на реализацию идеи, и он однажды просто предложил написать код для анимации вулкана надоедливому соседу. Что тот однажды и сделал.

Первые версии автоматов были снабжены перископом, схожим с ранее выпущенными играми-симуляторами боёв на подводных лодках SeaWolf от Midway и электромеханической Periscope от Sega, что ограничивало поле зрения игрока полем зрения прицела. Со стороны наблюдатели могли также видеть происходящее на экране сбоку от прицела. В поздних версиях видоискатель убрали и слегка увеличили экран, что дало лучший обзор игроку и позволило играть и тем, кто ранее банально не дотягивался до перископа. Также существовала и уменьшенная версия аппарата без перископа и экраном, наклонённым вверх.

Управление реализовано на основе модифицированных рычагов коробки передач, использовавшихся в гоночных играх того времени. На правом стике установлена кнопка выстрела со светодиодной подсветкой. Сверху и снизу 19-дюймового монитора были установлены 2 динамика.

Battlezone - Стоит ли в это играть? [0011/1001] Ретро-игры, Видеоигра, Аркадные игры, Atari, Видео, YouTube, Длиннопост

Передовой графон, RTX, 40K giperHD gaming experience

Вышедший в 1980 году BattleZone стал огромным хитом. Пусть и не таким успешным, как Asteroids, но было продано чуть более 15000 автоматов с игрой. В 1982 году на третьей ежегодной премии Arkie Awards он занял второе место, уступив лишь хитовому Pac Man.

Игра была настолько привлекательна, что многие игроки хотели просто исследовать окружающий мир. Для того, чтобы владельцы залов не теряли деньги на мирных игровых туристах разработчиками была вписан в код запуск ракеты позади танка для того, чтобы ограничить мирные путешествия по карте.

Тем не менее, ходило множество легенд о том, что находится на горизонте у экрана. Лайлу Райнсу приходили письма от фанатов игры о том, что кто-то из друзей рассказывал им о том, что, таки доехал до кратера вулкана, увидел внутри кратера замок и исследовал его. Конечно, это всё были просто фантазии, но это подогревало ещё больший интерес к игре.

Интерес к игре возник не только у обывателей. Армия США обратилась к Atari для разработки специальной версии, названной The Bradley Trainer, использовавшейся для тренировки наводчиков. Многие из разработчиков отказались работать на армию США, в частности, Ротберг присоединился к проекту только после обещания руководства в будщем не привлекать его к проектам, связанных с армией. На разработку прототипа у Ротберга ушло около трёх месяцев, и было произведено всего 2 автомата. Один был поставлен в армию и, предположительно, утерян, а второй находится в частной коллекции Скотта Эванса, нашедшего прототип в мусоре на задней стоянке Midway Games.

В этой версии симулятора были добавлены вертолёты, ракеты и пулемёты, но сама боевая машина была стационарна, использовалось только вращение пушки.

Наработки для военного симулятора после использовались в следующих играх Atari, например, в Star Wars.

Battlezone - Стоит ли в это играть? [0011/1001] Ретро-игры, Видеоигра, Аркадные игры, Atari, Видео, YouTube, Длиннопост

Тот самый сохранившийся автомат с Bradley Trainer

Лично меня сама идея танкового симулятора поначалу не впечатлила от слова совсем. Игра на скриншотах выглядит как-то скучненько и уныленько, без какой-либо изюминки. Очередные пострелушки, ничего особенного. Именно с такими мыслями я и запустил игру. Давайте посмотрим, оказался ли я прав.

Начнём, как обычно, с аркадной версии. Управление организовано двумя рычагами - по одному на каждую из гусениц танка. За счёт этого боевая машина довольно-таки бодренько управляется. Слегка непривычно, это да, но привыкнуть можно. Я не стал колхозить пародию на панель оригинала из пары джойстиков и просто использовал геймпад, настроив каждую гусеницу на свой стик. Ну и выбрал кнопку стрельбы. Это всё управление - максимально просто, а больше и не нужно ничего.

Итак, ключ на старт, орудие к бою, поехали.

Цель игры довольно проста. Управляем танком, стреляем в другие танки, они стреляют в нас, уворачиваемся, мы стреляем, подбиваем, видим на радаре следующую цель, продолжаем выполнять боевую задачу. Каждый танк увеличивает счётчик очков на экране. Максимально понятный процесс. Периодически в нас летит управляемая ракета, которую нужно максимально быстро подбить. Некоторые танки быстрее обычных и стреляют практически сразу, это также нужно иметь в виду и реагировать. Иногда мы слышим странный звук - это пролетающее мимо быстрое и изворотливое НЛО, которое можно подбить и неплохо поднять счётчик очков. Правда, попасть в него не так уж и просто. Особенно с учётом того, что танк противника никуда не делся и продолжает пытаться подбить нашу машину.

Горный пейзаж на заднем плане экрана, векторный извергающийся вулкан и полумесяц луны добавляют атмосферы, а кубы и пирамиды на боевом поле одновременно помогают укрыться от огня противника и мешают его подбить.

И всё это так просто и приятно играется и затягивает, что даже не замечаешь как автомат уже съел всё содержимое твоего виртуального кошелька. И да, меня затянуло. Больших успехов я, правда, так и не достиг, мой рекорд около 15 очков, и для этого пришлось слегка попотеть, но это было очень весело, обязательно рекомендую попробовать. Игра отлична в своей простоте и веселье.

Battlezone - Стоит ли в это играть? [0011/1001] Ретро-игры, Видеоигра, Аркадные игры, Atari, Видео, YouTube, Длиннопост

Это страшнее, чем в Dark Souls

Ну и я был бы не я, если бы не попробовал ещё парочку портов данного шедевра. Но о них, как всегда, коротенько.

Версия для Atari 2600 встречает нас красками. И видом от третьего лица. И это отличная времяубивалка для данной системы. По мне - так это одна из самых красивых игр на 2600 и однозначный мастхэв для любителей консоли. Управление удобное, вид изумительный, звук соответствует игре, сплошное удовольствие. Уворачиваться от летящих в тебя снарядов только практически нереально, как и в старшей версии, но это можно принять. Танк, всё-же, довольно-таки неповоротливая штуковина. В общем, рекомендую.

Battlezone - Стоит ли в это играть? [0011/1001] Ретро-игры, Видеоигра, Аркадные игры, Atari, Видео, YouTube, Длиннопост

Для 2600 графика просто нереальная

А вот на Commodore 64 игра максимально похожа на оригинал. Такие же силуэты танков, как в оригинале, вид из башни танка. Даже луна и вулкан наличествуют. Что же ещё нужно для счастья? Управляется игра отлично, играть весело и просто. Даже, в целом, проще, чем на аркаде. И это радует. А с учётом того, насколько плохи игры на платформе в целом - однозначно рекомендую.

Battlezone - Стоит ли в это играть? [0011/1001] Ретро-игры, Видеоигра, Аркадные игры, Atari, Видео, YouTube, Длиннопост

Один в один как в оригинале. Ну, почти

The Bradley Trainer я, конечно же, также запустил. Красивое. Но я толком не смог разобраться, что от меня хотят, как здесь вести огонь и орудовать имеющимся у меня вооружением. Но красиво, этого не отнять. Вертолёты шикарны. Как игру я этот симулятор рассматривать и рекомендовать не буду - это просто интересный пример симулятора из прошлого.

Battlezone - Стоит ли в это играть? [0011/1001] Ретро-игры, Видеоигра, Аркадные игры, Atari, Видео, YouTube, Длиннопост

Вы только посмотрите на этот вертолёт. Как живой!

Все порты смотрятся и играются отлично и являются пусть простенькими, но отлично сбалансированными играми и позволяют провести вполне себе весёлых 10-15 минут времени в удовольствие. А большего я от них и не ожидал, в принципе.

Если вы спросите у меня совета в какую из старых аркадных игр поиграть, BattleZone будет однозначно одной из первых в списке рекомендаций. Отлично сделанная игра. Мне даже не к чему особо придраться - да, она сложная, да, некоторые враги просто-напросто нечестные, но такого высокого качества геймплея от игры 1980 года я не ожидал.

BattleZone за счёт векторной графики смотрится относительно современно и в своём уникальном стиле завораживает и привлекает внимание, а хорошее управление и сложность только подогревают азарт и подстегивают сыграть ещё и ещё и постараться набрать побольше очков и побить свой предыдущий рекорд ещё раз. И ещё раз.

И тот факт, что это один из родоначальников целого жанра шутеров от первого лица, или же, тех же World of Tanks и прочих, делает игру ещё более интересной с исторической точки зрения.

Отличный геймплей, графика и исторический вклад BattleZone в историю видеоигр, всё это в совокупности, позволяет мне однозначно рекомендовать эту игру.

Battlezone - Стоит ли в это играть? [0011/1001] Ретро-игры, Видеоигра, Аркадные игры, Atari, Видео, YouTube, Длиннопост

BattleZone меня смог приятно удивить. Кажущаяся простой и скучной по картинкам игра оказалась чем-то, что затянуло меня на несколько часов. И история её создания и развития также открыла для меня много нового. Я бы с огромным удовольствием сыграл на настоящем автомате в неё, но даже на эмуляторе я однозначно буду иногда вспоминать и возвращаться к этой игре в будущем. Рекомендую попробовать и вам - игра достойнейшая.

А если у вас другое мнение - то для обсуждения я порекомендую зайти в наш телеграм-канал, в котором мы делимся апдейтами о новых роликах и статьях, да и просто общаемся на разные околоигровые и не только темы.

Спасибо за внимание!

Уголок ретрогеймера

2.4K постов11.3K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

(Ранняя альфа-версия правил) -Да не будет создано здесь отдельных постов об играх, вышедших изначально менее 15 лет назад (возможно временная формулировка).

-Не оскорбляй других пользователей.

-Не спамь.

-Все вопросы по поиску каких-то определённых игр задавайте здесь: http://pikabu.ru/story/pomoshch_po_poisku_kakoyto_opredelyon...

-Спросить совета про то, во что поиграть можно здесь: http://pikabu.ru/story/posovetuyte_vot_kakuyu_igru_5005075