Алексей Николаевич Гришин-Алмазов
Автор: Дмитрий Зуев.
Алексей Николаевич Гришин-Алмазов родился в дворянской семье. В 1904 - 1905 гг. участвовал в русско-японской войне, служил на территории Маньчжурии. Участник сражения при Ляояне. В последующие годы служил в частях Восточно-Сибирского и Приамурского военных округов. На протяжении шести лет возглавлял команду разведчиков и учебную команду. Много путешествовал, главным образом, по Амурской области и Уссурийскому краю.
Вскоре после начала Первой мировой войны А. Н. Гришин в составе 5-го Сибирского армейского корпуса прибыл на фронт (в район ст. Барановичи, Червонный Бор). Первоначально возглавлял службу связи, был адъютантом командира корпуса. После производства в апреле 1915 г. в капитаны командовал батареей и 35-м артиллерийским мортирным дивизионом, входившим в состав ударных частей. Участвовал во многих наступательных и оборонительных операциях.
В 1917 г. имел чин подполковника. Некоторое время был близок к партии социалистов-революционеров, оставаясь при этом беспартийным. Будучи в составе действующей армии, за сопротивление большевизму был заключён в тюрьму, а затем в административном порядке выслан из армии.
Некоторое время находился в Добровольческой армии, был направлен генералом Михаилом Алексеевым в Сибирь для организации офицерского подполья. Весной 1918 г. под прозвищем «Алмазов» возглавил военный штаб при подпольном Западно-Сибирском комиссариате Временного правительства автономной Сибири. Под видом сотрудника «Закупсбыта» вёл энергичную работу по созданию и укреплению тайных вооружённых организаций на территории от Омска до Канска.
Узнав о начале антисоветского выступления Чехословацкого корпуса, 27 мая 1918 г. отдал из Томска приказ подпольщикам о вооружённом восстании. Прибыв в Новониколаевск, утром 28 мая подписал приказ № 1 о своём вступлении в командование войсками Западно-Сибирского военного округа, развернувшими совместно с чехословаками наступление в западном, восточном и южном направлениях. 13 июня стал командующим только что созданной четырёхтысячной Западно-Сибирской армией.
С 14 июня 1918 г. возглавил военный отдел Западно-Сибирского комиссариата. После перехода власти к Временному Сибирскому правительству и преобразования отделов Западно-Сибирского комиссариата в министерства А. Н. Гришин-Алмазов стал управляющим Военным министерством (с 1 июля). Одновременно он продолжал командовать армией, переименованной 27 июля того же года в Сибирскую.
Постановлением правительства от 10 июля был произведён в генерал-майоры. В течение лета 1918 г. Сибирская армия под руководством А. Н. Гришина-Алмазова выросла до 60 тыс. В конце лета руководил переходом от добровольческого комплектования вооружённых сил к призыву крестьянской молодёжи, минимально затронутой (в отличие от солдат, участвовавших в Первой мировой войне) большевистской агитацией. В результате к концу сентября 1918 г. были призваны около 175 тыс. новобранцев.
Отдал приказ о введении знаков различия Сибирской армии: бело-зелёная ленточка на околыше фуражки вместо кокарды и такой же расцветки нарукавный шеврон на правом рукаве углом вниз. Кроме того, вместо погон в армии был введён нарукавный знак для различия чинов, представлявший собой щиток, носившийся на левом рукаве.
Разделяя программные положения левоцентристского «Союза Возрождения России», А. Н. Гришин-Алмазов при этом поддерживал сторонников установления режима твёрдой власти, считал неосуществимыми в условиях Гражданской войны эсеровские лозунги «народоправства», чем вызвал резкое недовольство со стороны сибирского руководства партии социалистов-революционеров и самарского Комитета членов Учредительного собрания. Издал приказ по армии, в котором говорилось: "Каждый военный начальник должен помнить, что на театре войны все средства, ведущие к цели, одинаково хороши и законны и что победителя вообще не судят ни любящие родную землю, ни современники, ни благоразумные потомки".
Через 38 дней добрался до Екатеринодара и был командирован генералом Антоном Деникиным в Яссы (Румыния) для информирования собравшихся там российских и иностранных участников политического совещания о положении дел в Сибири. Выступил на совещании с обширным докладом. По окончании Ясского совещания остался в Одессе, так как власть на Украине перешла от Гетманата к Директории Украинской народной республики.
В декабре 1918 г. возглавил добровольческий офицерский отряд, при поддержке союзнических войск выбил петлюровцев из Одессы и впоследствии организовал её оборону, по инициативе французской администрации (консула Эмиля Энно) и уполномоченных представителей Добровольческой армии (В. В. Шульгина и Василия Степанова) был назначен военным губернатором Одессы и прилегающего к ней района. Бывший депутат Государственной Думы В. В. Шульгин всё это время оставался его неофициальным советником по «гражданским делам».
Главнокомандующий Добровольческой армией А. И. Деникин утвердил назначение Гришина-Алмазова в качестве военного губернатора города, но власти в Екатеринодаре относились к последнему насторожённо, прежде всего опасаясь местного сепаратизма. Личность «одесского диктатора» на Белом Юге была совершенно никому не известна, об его прошлом ходили самые невообразимые слухи — говорили, что он «мальчишка и самозванец и произведён в генералы какой-то татарской бандой», «домовым комитетом» и в том же духе; смущал Деникина и «революционный» способ назначения Гришина-Алмазова.
Для охраны набрал конвой из татар, которые на Коране принесли ему присягу в верности. В борьбе против большевиков и уголовников прибегал к их ликвидации без суда и следствия.
В конце марта 1919 г. был отстранён от должности военного губернатора Одессы прибывшим в город французским генералом Франше д’Эспере, который распорядился, чтобы Гришин-Алмазов «покинул Одессу в 24 часа». Однако, Алмазов остался, продолжая возглавлять контролировавший часть Одессы отряд Добровольческой армии, с которым покинул город 6 апреля 1919 г. при подходе большевиков и эвакуации французской армии, уйдя за Днестр, в Бессарабию.
В апреле 1919 г. во главе военной делегации, состоявшей из 16 офицеров и 25 солдат, был послан в Сибирь, к адмиралу Александру Колчаку. Однако 5 мая пароход «Лейла», на котором отряд переправлялся через Каспийское море, неожиданно был захвачен в районе Форта Александровского советским эсминцем «Карл Либкнехт». Не желая сдаваться в плен, А. Н. Гришин-Алмазов выстрелом из револьвера покончил с собой.

