14 марта в истории кинематографа

14 марта – день рождения замечательного советского актёра Григория Гая (1920-95). Он участвовал в Великой Отечественной войне, имел медали "За боевые заслуги". Путь киноактёра Гай начал, когда ему было уже за 30, хотя к тому моменту уже имел Сталинскую премию за игру в спектакле "Из искры".

Именно Гай создал, наверное, первый в советском кинематографе развёрнутый, глубокий образ преступника – уголовника "Акулы" из великолепнейшей криминальной драмы "Жизнь прошла мимо".

Роль Гай исполнил выдающимся образом: с одной стороны, получился сильный в художественном плане герой – твёрдый, живой, экспрессивный, а с другой – роль "Акулы" вышла сильной в педагогическо-воспитательном плане: герой Гая не был романтизирован, не вызывал симпатий и желания быть таким же.

А какая в фильме концовка! Герой Гая пережил нравственное перерождение, но поздно: жизнь уже прошла мимо!

К слову, все знают фильм "Калина красная", он считается классикой; но на мой взгляд, это неудачная в целом картина, и уж точно она хуже родственного "Жизнь прошла мимо"!

При всей схожести образов "Акула" получился куда выразительнее, интереснее Егора Прокудина – лично я так и не понял, что это за человек: за 1 час 40 минут, что длится "Калина красная", не возникло ни одной ситуации, где это стало бы понятно, где герой Василия Шукшина сорвал бы с себя ту маску (или даже несколько масок), что надел, пытаясь начать новую жизнь.

Равно как и при тождественности концовок, несравнимо более выразительный финал получился именно в картине "Жизнь прошла мимо".

Почему-то создатели "Калины красной" вынесли за рамки картины беседу героев Шукшина и Буркова, которая могла бы стать кульминацией фильма, столкновением двух мировоззрений, в которой Егор Прокудин наконец-то смог бы раскрыться и показать, кто он есть на самом деле.

Концовка, когда убивают Прокудина, а затем его односельчане убивают уголовников, по большому счёту ничего не выражает; тогда как финал участием Гая очень глубокий: спешите становить на путь праведный, спешите творить добро, пока жизнь ещё не прошла мимо!

А в знаменитой шпионской трилогии про "Сатурн" Гай удачно исполнил уже противоположную роль. Эти фильмы сыграли важнейшую роль в становлении шпионского киножанра в СССР.

Первый в советском кинематографе развёрнутый образ разведчика в этих картинах прекрасно создал Михаил Волков. Гай же сыграл его соратника – внедрённого в абвер майора РККА.

Выделяется и роль Фёдора Ивановича – одна из немногих главных в исполнении Гая – из мелодрамы "Водил поезда машинист". Актёр хорошо играет машиниста поезда, спустя полтора десятилетия встречающего свою любовь, с которой он вынужден был расстаться в годы войны.

В эпизодических ролях Гай сыграл в таких сильных фильмах, как приключенческо-фантастический "Крах инженера Гарина" (это вообще одна из лучших советских картин), политический детектив "31-й отдел", историческая драма "Красный дипломат. Страницы жизни Леонида Красина".

Немало Гай занимался и дубляжом фильмов. Особо удачным получилось озвучивание блистательного Витаутаса Томкуса, малограмотного, убеждённого бандита из "лесных братьев" в сильной исторической драме "Никто не хотел умирать".

14 марта 1945 года на экраны вышел сильный детективно-приключенческий фильм "Поединок". Это первый удачный советский шпионский фильм, и спустя десятилетия остающийся одним из лучших в своём жанре.

Собственно, в те годы в нашем кинематографе не было ставки на детективный жанр. Фильмы про шпионов выходили ("Честь", "Высокая награда", "Партийный билет" и др.), но снимались они в жанре скорее бытовой драмы, а шпионско-детективная линия была в них предельно упрощённой.

Была, конечно, "Ошибка инженера Кочина", снимавшаяся именно как шпионский фильм, но вышло полное дерьмо. Уж лучше полное отсутствие шпионских картин, чем такое!

И именно "Поединок" стал первым фильмом, в котором показан интеллектуальный поединок как ключевая составляющая любого высококлассного детектива.

Картина увлекательно рассказывает о работе чекистов-контрразведчиков по защите новых образцов вооружения в РККА во время Великой Отечественной войны.

Война, равно как и победа в ней – понятие многосложное, зависящее от множества факторов, и один из главных факторов, позволивших СССР выиграть Вторую мировую войну, – это героическая деятельность органов госбезопасности, что и показано в фильме.

В некоторых местах картину можно уличить в упрощенности: где-то героям не достаёт психологизма, объёмности, где-то действиям и диалогам не хватает развёрнутости, основательности, где-то имеет место небольшая художественная наивность.

Однако нужно учитывать небольшой хронометраж фильма, и несмотря на это, а также на то, что шпионский киножанр совершенно не был развит в те годы, создателям картины удалось показать яркое, увлекательное, смотрящееся на одном дыхании зрелище с весьма эффектной концовкой.

В этой картине дебютировал Сергей Лукьянов, удачно сыгравший полковника государственной безопасности; яркие кинообразы создали Надежда Бояркая (старая, коварная немецкая спецслужбистка), Нина Алисова (красивая, несколько ветреная певица), Борис Свобода (импульсивный немецкий генерал), Андрей Тутышкин (тот самый, который, как и положено в детективе, не за того себя выдаёт), Владимир Белокуров (матёрый вражеский разведчик) и др.

Ну и как высший пилотаж – умение органично вставить в серьёзный, драматический фильм тот или иной комический момент. "Когда, при каких обстоятельствах и с какой целью Вы воскресли", – спрашивает полковник госбезопасности у немецкой шпионки, жившей по документам умершей женщины.

14 марта 1988 года на экраны вышел великолепный историко-приключенческий детектив "Первая встреча, последняя встреча".

В этой картине столь органично переплетаются комические и трагические мотивы, драматическая и историческая линии, элементы шпионского детектива и детектива криминального.

Действие разворачивается в Российской Империи в конце 1913 года. Режиссёр картины Виталий Мельников ранее снял ещё один фильм о предреволюционной России – "Две строчки мелким шрифтом"; фильм в целом получился удачным, хотя местами слишком примитивный и непродуманный.

Здесь же картина сделана очень основательно, органично – вплоть до мелочей. Сильный фильм сам по себе, а по меркам тех лет, когда он снимался и выходил на экраны – и вовсе шедевр.

Главную роль – молодого юриста, ведущего частный розыск (в те годы ещё сыск) классно сыграл Михаил Морозов. Его персонаж – одиночка, но без излишней героизации, без "суперменщины", характерной для фильмов тех лет.

Во второстепенных ролях прекрасно сыграли Гражина Шаполовская (певица, агент немецкой разведки), Олег Ефремов (невостребованный изобретатель).

Снялись в картине и такие известные актёры, как Юрий Богатырёв и Сергей Шакуров, причём оба в несвойственных для себя отрицательных ролях, хотя обоим играть в фильме по большому счёту нечего.

Ещё больше интересных материалов⬇

Мой кинематографический (и не только) Живой Журнал

Мой кинематографический (и не только) телеграм-канал

Мой кинематографический (и не только) Яндекс.Дзен

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества