Советский киноклуб
Великолепный и оболганный советский фильм "Свет над Россией"
14 августа 1947 года на экраны вышел прекрасный исторический фильм "Свет над Россией" с отличной игрой Киры Головко, Николая Охлопкова, Вениамина Зускина и др.
Картина посвящена воплощению в жизнь знаменитого большевистского плана ГОЭЛРО; другими сюжетными линиями являются легендарное посещение России писателем Гербертом Уэллсом и история инженера Антона Забелина.
Вокруг этого фильма сегодня очень много антисоветской лжи, которая к тому же является не только и не просто ложью, но и явным бредом.
К примеру, на одном из недостойных сайтов (не буду его называть, чтобы не делать рекламу) картина названа пропагандистской, хотя то, что именно под руководством Большевистской партии была проведена масштабная электрификация России – это никакая не пропаганда, а факт.
Кто, в конце концов, мешал Кровавому Николаю осуществить эту самую электрификацию, равно как и индустриализацию, модернизацию?! Кто мешал решить крестьянско-земельный вопрос?! Кто мешал дать людям социальные блага и социальные гарантии?!
По той логике, что во всём у нас виноваты Советская власть и большевики, видимо, именно большевики и мешали НК сделать всё это.
Далее, написано, что фильм на экраны якобы не вышел. И это тоже ложь: известна даже конкретная дата его премьеры: 14 августа 1947 года.
На другом недостойном сайте про этот фильм вообще вывален какой-то отборный бред: тут и Сталин, "в гневе покинувший демонстрационный зал"; тут и приказ, объявлявший фильм "политически порочным" (естественно без указания номера приказа, без указания его даты, без указания того, кем он был подписан и т.д.); тут и "замечание Сталина", что в картине якобы слишком "много часовщика"...
Причём, во-первых, даже не указан автор этой бредятины; во-вторых, не указаны источники, на которые автор опирается в этом своём вздорном потоке.
Автор лично видел гнев Сталина, с которым тот "покидал демонстрационный зал"?! Лично читал приказ про "политически порочный фильм"?! Лично слышал замечание Сталина, что "в фильме, мол, много часовщика"?!
Или же автору обо всём перечисленном рассказали те, кто всё это лично видел, слышал и читал?! Если так, то кто эти люди?! Почему они не указаны?!
Это к слову о том, что вся антисоветчина и вся антисталинщина никогда и никак не подкрепляются документально – в лучшем случае не подкрепляются. В худшем – они подкрепляются фальшивыми документами вроде "указания Ленина расстреливать попов" или легендарной фальшивки про Катынь: на документе, якобы датированном 1940 годом, значится название "КПСС", появившееся лишь в 1952-м.
Так вот, в нашем случае придумано, что на экраны фильм "Свет над Россией" не вышел (хотя в реальности он вышел) из-за того, что якобы не понравился Сталину, а не понравился потому что самого Сталина в этом фильме было "слишком мало".
Это тройной бред и тройная ложь! Во-первых, т.н. культ личности Сталина – это один из самых лживых стереотипов нашей истории. Конечно, если изучать историю по млече-парфеновским "высерам", получится, что Вождь больше всего на свете любил послушать лесть в свой адрес, а тех, кто смел с ним спорить, расстреливал и репрессировал ещё до того, как они успевали начать спорить.
Но если вы читали мемуары людей, которые знали Сталина, работали со Сталиным, неоднократно встречались со Сталиным – то прекрасно знаете, что в реальности дело обстояло с точностью до наоборот: лизоблюдства Вождь терпеть не мог, а вот спорщиков Сталин всегда с радостью выслушивал, и если аргументы оппонента были весомее, Вождь всегда принимал его точку зрения, отнюдь не считая себя истиной в последней инстанции.
И на самом деле Сталин был последним, кто хотел и стал бы создавать свой собственный культ. Т.н. культ создавали либерасты того времени – создавали с целью самим искупаться в лучах славы Вождя.
А потом они же первыми ринулись этот "культ" развенчивать. Тот же Ромм-флюгеромм, главный автор киносталинианы, в хрущевское время лично вырезал из своих и чужих фильмов сцены с участием Сталина.
Ну а в сталинские времена эти либерасты-флюгерасты уж точно знали, сколько Сталина должно быть в фильмах, где Вождь является одним из действующих лиц. В этом они не ошибались.
Во-вторых, по либерастской концепции, в то время все настолько боялись Сталина и настолько стремились ему во всём угодить, что вариант, при котором было бы снято нечто такое, что могло Сталину не понравиться, где Сталина было "слишком мало", исключался в принципе.
В-третьих, с чего вообще Сталина должно было быть "много" в фильме, который совсем не про Сталина и в котором Вождь присутствует "постольку поскольку".
Непонятно, как по либерастской антисталинской логике на экраны в те годы вышли "Сказание о земле Сибирской", "Подвиг разведчика", "Поединок", "Жди меня" и ещё десятки фильмов, в которых Сталина не то что было "мало", а вообще не было.
Почему Сталин не запретил эти фильмы?! Почему не репрессировал и не расстрелял всех, кто был к ним причастен?!
Это уже к слову о том, что вся антисталинщина и антисоветчина противоречат не только тому, что было в реальности, но и просто-напросто банальной логике и здравому смыслу!
Жаль, что вся эта антисоветская мифология затмевает главное – сильный фильм, который прекрасен и с художественной точки зрения, и в плане раскрытия того, что России принесла Октябрьская революция.
Смотрим, наслаждаемся и просвещаемся!
Ещё больше интересных материалов⬇
Николай Бурляев: "Нас ввергли в капитализм, не спросив у народа: а хотим мы этого или нет?"
Сегодня поздравления с 78-м днём рождения принимает блистательный советский актёр и режиссёр Николай Бурляев. Николай Петрович играл в кино самых разных героев: непоколебимых и безвольных, образцово положительных и отрицательных, и почти во всех своих ролях актёр был убедителен, органичен, колоритен.
Это и решивший "завязать" и ликвидированный за это бывшими подельниками завскладом Зубцов ("Сувенир для прокурора"), и бывший фронтовик Нетужилин ("Военно-полевой роман"), и великий русский поэт Лермонтов ("Лермонтов"), и партизан-подпольщик Шевчик ("Риск"), и юный разведчик Иван ("Иваново детство"), и сотрудник музея Ребров ("Кража"), и др.
Но главное, за что Николай Петрович достоин уважения, это его патриотичная, просоветская позиция. За это л*бералы гнобили Бурляева и в СССР (вспомним историю того самого фильма "Лермонтов"), да и сейчас на кино-театр.ру л*беральными ботами заминусованы все роли актёра, в т.ч. сыгранные абсолютно блистательно. Впрочем, ненависть л*бералов, главных врагов народа, это лучшая похвала для любого человека: если враг ругает нас – значит мы всё делаем правильно (с).
Далее – прекраснейшее интервью Заслуженного артиста СССР Н. П. Бурляева с комментариями автора канала "Окно в историю".
Советскую медицину Бурляев также считает одним из главных неоспоримых достижений Советского Союза: граждане страны получали достаточно качественные медицинские услуги, причем совершенно бесплатно.
И ведь действительно, уважаемые читатели, медицинское обслуживание в СССР было не только абсолютно бесплатным, но и вдобавок никаких страховых медицинских полисов советским гражданам для этого не требовалось. Я уже не говорю про доступность для простых советских людей бесплатного санаторно-курортного лечения, которое в современной России практически отсутствует!
Советские врачи получали великолепное высшее медицинское образование, которое было одним из лучших в мире.
Также от себя добавлю, что, пожалуй, самое короткое, но очень показательное отличие советской медицины от нынешней российской: в СССР для врачей мы были пациентами, а для современных медиков мы - клиенты…
По словам Николая Петровича, не смотря на то, что основная масса советских людей хоть и жила достаточно скромно, но была стабильность в самом хорошем понимании этого слова.
Все, кто жил в СССР подтвердят, что советский человек точно знал, что цены ни завтра, ни через год или два - не вырастут, что у него всегда будет чем платить за квартиру, что его не сократят, не выгонят с работы просто так. Даже при относительно маленькой зарплате человек мог удовлетворить свои базовые потребности. Сейчас же этого в России, к сожалению, нет.
А вот этими своими словами Николай Бурляев, думаю, выразил мысли и мнение десятков миллионов бывших советских граждан, а ныне россиян, оказавшихся один на один со всеми "прелестями" и "плюсам" нынешней капиталистической действительности России.
И завершить публикацию я хочу вот этими словами Николая Бурляева:
"В стране много проблем. Их вижу не только я. Мне кажется, что нужно провести референдум и спросить у народа, хочет ли он продолжать жить при капитализме. За 30 лет после распада СССР только олигархи нарастили свое состояние, а народ еле сводит концы с концами".
От автора.
И мне кажется, что если бы действительно спросили мнение у народа о том, хочет ли он продолжать жить при капитализме, то, думаю, большинство были бы категорически против.
Почему я так думаю?
Да потому, что теперь, по прошествии более 30 лет, у людей есть возможность сравнить то, что было при социализме – в Советском Союзе, и то, что они имеют сейчас в капиталистической России.
Тридцать лет назад у советских людей были бесплатные высококачественные здравоохранение и образование на всех уровнях, не было безработицы, низкий уровень преступности и высокая рождаемость в стране. Было бесплатное жилье, отличные и бесплатные условия для отдыха, для развития своих спортивных и творческих навыков. Полная уверенность в своем будущем!!!!!
А что сейчас есть у нашего народа? Низкие зарплаты и пенсии, высокий уровень преступности. Коммерциализированное некачественное образование и медицинские услуги. Постоянно, чуть ли не ежедневно растущие цены на все и вся, инфляция. Непомерно дорогое жилье и для многих ипотечная кабала на всю жизнь. Миллионы людей, живущих за чертой бедности И главное - у россиян нет уверенности в завтрашнем дне!!!!
Думаю, российский народ, уже давно, образно говоря, сыт по горло капитализмом!
Ещё больше интересных материалов⬇
Большой мастер сильных и острых многосерийных фильмов: к 90-летию со дня рождения Семёна Арановича
На днях исполнилось 90 лет со дня рождения замечательного советского режиссёра Семёна Арановича (1934-96). Это был большой мастер по созданию сильных и острых многосерийных фильмов.
Первым таковым стал в 1971 году "Красный дипломат", посвящённый видному революционеру, одному из основоположников советской дипломатии Леониду Красину.
В СССР умели снимать сильные фильмы про революционеров: без пропагандистского пафоса, без искусственной героизации и идеализации, без карикатурности.
Вспомним, например, "Особых примет нет", "Слуша-ай!", "Николай Бауман", "Незабываемый 1919 год" и др. "Красный дипломат" занимает достойное место в этом ряду.
Главную роль хорошо исполнил Виктор Бурхарт, знакомый широкой публике в первую очередь по блистательному военному детективу "Кодовое название "Южный гром", где актёр ярко сыграл предателя – коварного, отлично подготовленного разведчика абвера Панкова.
Здесь Бурхарт играет уже положительного персонажа – выдержанного, твёрдого, идейного Красина, настоящего революционера первой четверти ХХ века.
В фильме можно также насладиться игрой Афанасия Кочеткова в роли Максима Горького, Ии Саввиной в роли Веры Комиссаржевской, Донатаса Баниониса в роли Саввы Морозова и др.
В 1980-м на экраны вышел великолепный 3-серийный фильм "Рафферти", сделанный в жанре политической драмы-расследования с элементами детектива.
В этой увлекательной картине прекрасно сыграли Олег Борисов, Евгения Симонова, Армен Джиграхянян, Лариса Малеванная и др.
Борисов был выдающимся актёром, превосходно исполняющим любые развёрнутые роли: и взбалмошного авантюриста ("Крах инженера Гарина"), и спокойного, уравновешенного следователя ("Кража", "Остановился поезд").
Но тут роль нечистоплотного, изобретательного, изворотливого профсоюзного дельца Джека Рафферти была ему особенно "к лицу".
Очень удачными вышли и дуэты Борисова с Е. Симоновой, сыгравшей его глуповатую подругу, и А. Джигарханяном, исполнившим роль соратника Борисова-Рафферти, опять же глуповатого гангстера из Италии.
Фильм в целом великолепен, хотя именно в нём впервые проявились садистские наклонности Арановича. Проявились они в финальной сцене, когда герой Джигарханяна расстреливает из автомата героя Борисова. Последний уже давно мёртв, а первый всё пускает одну очередь за другой.
Отчасти это было оправдано: интенсивная стрельба как бы выплёскивала весь тот негатив, что Рафферти всей своей жизнью, всей своей натурой вызывал у зрителя на протяжении трёх серий.
Однако в нашем доперестроечном кинематографе даже в подобных случаях столько стрельбы и крови мало где можно было встретить: Советская власть берегла психику зрителя.
И не только психику. Ведь любое насилие на экране (даже если это расстрел красноармейцами фашистов) повышает у зрителя чувство агрессии; у кого-то возникнет желание воплотить в жизнь увиденное на экране насилие, и сделать это не по отношению к фашистам или другим злодеям, а к ни в чём не повинным людям.
Именно благодаря её величество Цензуре уровень преступлений и правонарушений в доперестроечном СССР был ниже, чем в бесцензурных США и Западе.
Ну а в проклятую Перестройку этот уровень резко подскочил именно потому что цензуру убрали, и с экранов хлынули чернуха, стрелялки и мордобои.
И вот ещё что. В СССР сняли немало шедевральных фильмов про Америку: "Богач, бедняк", "Мираж", "Американская трагедия", тот же "Рафферти" и др.
И посмотрите, как в этих фильмах изображалась Америка: не было никакого даже намёка на искусственное очернение американской действительности.
А теперь сравните с тем, как Советский Союз показывается в пиндоcoвских фильмах и в фильмах, снятых у нас начиная со времён Перестройки, когда контроль над идеологией (в т.ч. кинематографом) захватили пиндосовские кураторы...
В 1985-м Аранович снял знаменитое 6-серийное "Противостояние", где детективная линия была уже основной. Этот фильм завершил серию сильных многосерийных фильмов, повествующих о разоблачении бывших нацистских преступников, оставшихся в своё время без наказания.
Ранее были "Без права на пощаду", "Человек в проходном дворе" и "Совесть". Также данная тема упоминалась в таких удачных картинах, как "Без срока давности", "Ларец Марии Медичи", "Чужое имя" и др.
На сей раз садистские наклонности режиссёра сказались в том способе, которым главный герой умерщвлял своих жертв, пусть в самом фильме это и не было показано.
Но в любом случае картина выдалась чрезмерно мрачной и тяжёлой, и даже концовка, где главный злодей оказывается обезврежен, сделана не в характерной для советского доперестроечного кинематографа оптимистичной манере, а в угнетающе-депрессивной.
Картину украшает поединок прекрасно сыгравших Андрея Болтнева и Олега Басилашвили, пусть за все 6 серий их герои так и не пересеклись.
Болтнев прекрасно исполнил роль злодея в фильме "В полосе прибоя" – это мой самый любимый фильм, фильм, в который я неистово влюблён уже много лет.
Там красной нитью через всю картину проходит поединок между нечистоплотным подполковником уголовного розыска в исполнении Болтнева и его антагонистом, майором розыска, которого выдающимся образом сыграл Владимир Кузнецов.
Здесь Болтнев тоже очень убедителен и в роли злодея в целом, и в своих дуэлях с оппонентами в частности.
Что касается Басилашвили, то к нему, конечно, нужно относиться очень негативно, как и к любому антисоветчику, но полковника Костенко он в этом фильме сыграл блестяще.
Особенно на контрасте с тем, какой неудачный, даже нелепый Костенко получился из Василия Ланового в дилогии Петровка, 38/Огарёва, 6 несколькими годами ранее.
Это было странно, если учесть, что лучшая роль Ланового (из того, что я видел) – это роль полицейского в фильме "Соучастие в убийстве". Впрочем, то был удачный фильм, а дилогия Петровка, 38/Огарёва, 6 – это провал.
Играя в "Противостоянии", Басилашвили, наверное, вдохновлялся тем, что в фильме его герой хоть и отчасти, но всё же антисоветчик и носит в кармане небольшую, но всё-таки фигу.
Эпизодические роли в картине прекрасно исполнили Вера Быкова-Пижель, Александр Казаков, Вячеслав Парменов, Михаил Воронюк и др.
Собственно, одна из заслуг Арановича в том, что он снял сильный 6-серийный фильм без актёров первой величины. Даже Басилашвили, как ни крути, артистом первой величины, исполнителем уровня Борисова или Джигарханяна, никогда не был.
Ну и 6-серийная "Большая игра" – тоже детектив (местами даже триллер), тоже 6-серийный и тоже удачный.
Вспоминая, сколько антисоветчины (и открытой, и латентной) было в "Противостоянии", сделанном ещё в 1985 году, я полагал, что в "Большой игре", снятой в 1988-м, её будет куда больше.
И как же я приятно удивился, когда ни антисоветчины, ни прочей мерзости, захлестнувшей наш кинематограф после проклятого V съезда кинематографистов, в "Большой игре" по большому счёту не оказалось.
Конечно, вставить антисоветчину в "Большую игру" было затруднительно, т.к. действие фильма происходит не в Советском Союзе, а в двух других местах: в вымышленной латиноамериканской республике Гаривас и в Западной Европе.
Но в проклятую Перестройку было немало таких "мастеров", которые и такой фильм запросто напичкали бы антисоветчиной: в те годы режиссёрам и сценаристам премного доплачивали за антисоветизм, за чернушность, за то, чтобы фильмы были направлены на нравственную, умственную, культурную деградацию зрителя.
К сожалению, нашлось много продажных ублюдков, за деньги снимавших (да и по сей день продолжающих снимать) всякое непотребство. И уважение Арановичу за то, что он в "Большой игре" не пошёл по этому пути!
Фильм получился сильный, но опять же чрезмерно тягостный: заведомо лишняя стрельба, лишняя кровь учерняют эту картину, понижают её капитализацию.
И если в "Противостоянии" финал был тяжёлым, депрессивным, но всё же в целом оптимистичным, то здесь он под стать большинству фильмов тех лет оказывается даже не просто мрачным, а максимально трагичным.
Осторожно, дальше будет спойлер. В концовке гибнут почти все положительные герои – и в Гаривасе, и в Европе. Зло торжествует по полной программе.
В живых остаётся лишь советский журналист Степанов, однако он получает сильную психологическую травму и надолго (если не навсегда) оказывается выведен из Большой игры.
Но даже с учётом всего этого "Большая игра" – удачный, один из последних удачных отечественных фильмов.
Ещё один повод восхищаться Арановичем – то, что "Большая игра" – это антиамериканский фильм. Снять в 1988 году антиамериканскую картину – это просто подвиг!
Хотя и в те годы в нашем кинематографе были те, кто, в отличие от бесхребетного либерастского политического руководства страны, не желал стелиться под пиндосов и делал антипиндосовские фильмы: "Государственная граница. Солёный ветер", "Проект "Альфа", "Государственная граница. На дальнем пограничье", "Загон" и др.
Причём Арановича и других создателей "Большой игры" не обвинишь в искусственном разжигании антиамериканских настроений: картина основана на реальных событиях.
Хоть Гаривас и вымышленная страна, но прототип её абсолютно реальный – Гренада, куда пиндосы вторглись в 1983 году. А сколько десятков стран, в которых они осуществили цветные перевороты и которые были в итоге переведены под внешнее пиндосовское управление!!!
Главную роль в "Большой игре" блестяще исполнила красавица Елина Калинова: и девушка красивая, и играет здорово; просто заглядение. При этом Калинова, видимо, не была профессиональной актрисой.
На сайте кино-театр.ру в её активе значатся лишь 2 роли, первая из которой была в этом фильме; а в болгарской (равно как и в российской) википедии даже нет страницы, посвящённой Калиновой.
В других главных ролях здорово сыграли Владимир Гостюхин, Веселин Ранков, Александр Калягин.
К слову, Арановичу вновь удалось сделать сильную многосерийную картину с достаточно скромным – по крайней мере, по именам – подбором актёров.
Ещё больше интересных материалов⬇
"В небесной вышине и в горной тишине, в морской волне и в яростном огне". 29 июня 1981 года на экраны вышла картина "Не бойся, я с тобой!"
29 июня 1981 года на экраны вышел великолепный фильм "Не бойся, я с тобой!". Картина сделана на стыке сразу четырёх жанров: приключенческого фильма, комедии, боевика и музыкального фильма.
Все четыре аспекта выполнены на высоком уровне и гармонично составляют целостный, удачный фильм: захватывающая цепь приключенческих событий смотрится на одном дыхании; комедийные мотивы вставлены очень умело, а элементы боевика, которые, как правило, смотрятся тупо, сделаны лучше, чем в Голливуде и не выглядят очень уж глупыми.
Ну и музыкальный ряд, представленный в фильме, это просто песня (в прямом и в переносном смысле). Прекрасно поют И. Понаровская, М. Бабаев, П. Бюль-Бюль оглы, В. Винокур, автор музыки – тот же П. Бюль-Бюль оглы.
А вообще жаль, что жанр боевика не получил у нас достойного развития: вскоре после его появления (начало 1980-х), в СССР прошёл тот самый, проклятый V съезд кинематографистов, и уже к концу 1980-х наш кинематограф погрузился на дно, на котором пребывает и по сей день.
Хотя несколько достаточно сильных боевиков и фильмов с элементами боевика в СССР снять всё же успели: "Пираты XX века", "Набат", "Груз без маркировки", "Бармен из "Золотого якоря", "Проект "Альфа", "Выкуп", "Не бойся, я с тобой!", "В квадрате "36-80", "Двойной обгон", "86400 секунд работы дежурной части милиции". "Не бойся, я с тобой!" занимает достойное место в этом ряду.
Прекрасен фильм и внутренней органикой, внутренней химией: почти что всё – юмор, диалоги, логика развёртывания событий, актёрские образы, нравственное-воспитательные аспекты, атмосферность – выполнено очень гармонично.
Помимо прочего, в картине удачно высмеиваются дикие шapиaтcкие нравы Кaвкaзa ("Думай не головой, а руками" и т.д.). Во времена Советского Союза действительно можно было и пошутить над данной темой, т.к. в СССР все эти вещи не выходили в целом за определённые рамки. Но после развала Советского Союза Кaвкaз в значительной мере вновь погрузился в дикocть и нeвeжество, в фaнaтизм и деспотизм.
Главную роль – благостного бойца-добряка – прекрасно исполнил Мухтарбек Кантемиров, не являвшийся профессиональным актёром; это была его первая роль в кино. Герой Кантемирова – сильный и в духовном, и в физическом плане человек, яркая иллюстрация того, что настоящий мужик просто так кулаками никогда не машет, но когда помахать нужно, медлить не будет.
Озвучка – это половина роли, а иногда даже больше. Столько органичный образ получился у Кантемирова в первую очередь благодаря блестящему дубляжу Александра Белявского. Белявский был одним из главных в советском кинематографе специалистов по созданию ярких образов глубоких злодеев с гнилым нутром ("Место встречи изменить нельзя", "Вход в лабиринт", "На Гранатовых островах", "Свет в конце тоннеля", "Главный свидетель", "Ралли", "И снова Анискин").
В то же время Белявский был очень разносторонним актёром: исполнял и героические роли ("Крах инженера Гарина", "Их знали только в лицо"). Ну и дубляж! Говорящие его голосом персонажи тоже получались разными, но почти всегда это была явная удача⬇️
Недотёпистый герой Пьера Ришара в комедиях "Папаши" и "Невезучие", пробивной прокурор в исполнении Регимантаса Адомайтиса из "Американской трагедии", корумпированный пoлицейский комиссар в исполнении Робера Оссейна ("Професcионал"), легендарный советский разведчик Николай Кузнецов в исполнении Гунара Цилинского ("Сильные духом").
Ну и добрый, сильный, позитивный циркач в исполнении Кантемирова – это тоже большое достижение Белявского.
Полад Бюль-Бюль оглы в этом фильме выступил не только как композитор и певец, но и хорошо исполнил роль молодого, пылкого жениха. Его невесту удачно сыграла красавица Гамида Омарова. В роли главного злодея – внешне уравновешенного, но очень коварного головореза – Гасанага Турабов.
Снял же картину известный л*бepaст, борец за права гoмoceков Ю. Гycмaн. Это ж насколько велик был Советский Союз, что даже такое днище, как Гycмaн, снимало там достойное кино!
Киностудией, на которой была снята картина "Не бойся, я с тобой!", выступил "Aзepбaйджaнфильм". Казалось бы, где Aзepбaйджaн и где большое кино; но именно в Советском Aзepбaйджaне снимали достаточно сильные даже по общесоюзным меркам фильмы⬇️
"Бухта радости", "Тайна корабельных часов", "Шкатулка из крепости", "Двое из одного квартала", "Частный визит в немецкую клинику". Ну а лучшим фильмом, снятым в AзССР, пожалуй, был именно "Не бойся, я с тобой!".
Ещё больше интересных материалов⬇
Юрий Назаров: «Сталин и Берия по сей день защищают нас!»
Сегодня поздравления с 87-м днём рождения принимает замечательный советский актёр Юрий Назаров.
Назаров хорошо, искренне, душевно сыграл в большом количестве сильных и удачных советских фильмов: "Адъютант его превосходительства", "Вход в лабиринт", "Внимание! Всем постам...", "Покушение на ГОЭЛРО", "Особых примет нет", "Двойной обгон", "Бармен из "Золотого якоря", "Простые истины", "Сибирский дед", "По данным уголовного розыска", "Пограничная тишина", "Прощание славянки", "Родины солдат", "Частное лицо", "К расследованию приступить", "Координаты смерти".
Со своей простецкой, рабоче-крестьянской внешностью Назаров особенно часто играл образцовых советских руководителей – военных, милицейских, чекистских; причём это были руководители ещё Сталинского типа, "от сохи".
Сегодня про таких героев говорят, что они были ненастоящими, что действительность лакировалась... Те, кто так говорит – это либо провокаторы, либо просто идиоты. Искусство не обязано показывать не то, что есть на самом деле, а то, как должно быть в идеале; обязано побуждать людей стремиться к идеалу; обязано играть воспитательную роль.
Гocударство тоже обязано выполнять воспитательные функции – и в Советском Союзе оно это успешно делало это, в т.ч. через кинематограф. И когда перед нами представал тот или иной образцовый герой – это означало не то, что в СССР все и каждый были такими же, а то, что создатели фильма призывали зрителей быть такими же.
Ну а что бывает, когда гocyдарство воспитанием не занимается – мы отчётливо видим на примере уже нескольких убитых, потерянных поколений, выросших после развала СССР. Зато радости полные штаны, что мы всё делаем не так, как было в Советском Союзе.
Так вот, Назаров был одним из главных специалистов советского кинематографа по созданию эталонных, порядочных и притом реалистичных героев, в чьих руках к тому же оказывались человеческие жизни и судьбы. Правда, у этих кинообразов был один художественный минус: актёру почти негде было развернуться.
И одну из своих лучших ролей Юрий Владимирович сыграл в картине "Предварительное расследование". Это часть трилогии про капитана милиции Серёжкина. Трилогия вышла совершенно неудачная, и игра Валерия Золотухина в главной роль получилась совсем невыразительная; особенно если сравнить с Жаровым и трилогией про Анискина.
Единственным светлым местом трилогии про Серёжкина были отдельные актёрские перформансы, в т.ч. в исполнении Назарова. Актёр сыграл роль несправедливо обвиняемого в преступлении бригадира, притом влюблённого и готовящегося к свадьбе.
Тут Назаров, как правило, игравший интровертных персонажей, здорово развёртывает свой теперь уже динамичный образ – образ героя, которому приходится потратить немало усилий, чтобы, с одной стороны, доказать свою невиновность, с другой – чтобы поддерживать отношения с любимой девушкой.
"Внимание! Всем постам..." – ещё один фильм, где Назаров получает место для развёртывания своего образа и прекрасно им пользуется. Это великолепная и в художественном, и в нравственно-воспитательном плане картина; один из лучших фильмов про милицию; фильм, в котором наглядно показано, каким должен, и каким не должен быть милиционер, а если смотреть шире – то и вообще любой человек.
Юрий Владимирович играет небольшую и достаточно нетипичную для себя роль – уголовника Лёху Сибирцева. И тут мы видим, насколько колоритно большой мастер может исполнить даже маленькую, незначительную роль.
Следующий сильный фильм, в котором ярко сыграл Назаров – "Сибирский дед". В СССР умели снимать сильные картины про революционеров – без пропагандистского пафоса, без искусственной героизации и идеализации, без карикатурности: "Особых примет нет", "Слуша-ай!", "Красный дипломат", "Николай Бауман" и др.
"Сибирский дед "посвящён знаменитому революционеру Нестору Каландаришвили, которого прекрасно сыграл Давид Абашидзе. Назаров же играет роль сложного, объёмного персонажа: поручик Тихомиров в его исполнении трансформируется по ходу фильма из отрицательного героя в положительного, затем снова в отрицательного...
"Прощание славянки" – ещё один мощный и в нравственно-пропагандистском, и в художественном аспекте фильм, одна из лучших советских кинодрам. Главная ценность этой картины в том, что она антикапиталистическая. Таких фильмов уже даже в 1970-е почти не снимали, а "Прощание славянки" – это аж 1986 год. И вновь Назаров убедительно сыграл деятельного героя, борющегося за свою любовь.
"Двойной обгон" – один из лучших советских фильмов в жанре боевика. Вернее, если быть точным, то как боевик картина не особо удалась, её сильное место в другом – в удачном контрастном построении: двое дальнобойщиков: опытный водитель (его и играет Назаров) и его напарник, молодой вдовец (Вадим Михеенко), которым противостоит бандитский дуэт: молодой, отмороженный (Александр Коршунов) и в силу возраста более рассудительный, расчётливый (Витаутас Томкус).
"Вход в лабиринт" – один из самых ценных фильмов советского и мирового кинематографа: 1990 год, наш кинематограф терпит полный крах, подавляющее большинство фильмов – бездарная чернушность, тупая и лживая анистоветчина, омерзительная вульгарщина, ещё и чисто в художественном плане – полное дерьмо.
И тут выходит 5-серийная картина, в которой всего этого почти что нет, над которой трудились сразу 4 консультанта (редчайшее явление для перестроечного и постсоветского кинематографа), в которой перед нами предстал целый ряд отличных актёрских перформансов. Назаров играет одну из центральных ролей – капитана милиции Позднякова.
Правда, роль актёру здесь отвели достаточно нелепую, местами просто жалкую; даже обидно за Юрия Николаевича. Это понятно: 1990-й год, одна из главных задач тогдашнего кинематографа – дискредитация всех советских органов, в т.ч. органов милиции. Но и здесь Назаров сыграл удачно, выполнил стоявшую перед ним задачу; в частности, здорово раскрыл одну из главных тем фильма – тему одиночества.
Нельзя не отметить и такие удачные шпионские фильмы с участием Назарова, как "Бармен из "Золотого якоря", "Покушение на ГОЭЛРО", "Пограничная тишина" и, конечно, "Адъютант его превосходительства" – это самая сильная картина с участием Назарова. Актёр исполняет роль красного командира Емельянова, но играть там в общем-то нечего. Герой Назарова появляется лишь в первой серии, затем погибает, причём эта гибель остаётся за рамками фильма.
Но главное, за что Назаров достоин уважения – это его гражданская позиция. Юрий Владимирович – один из немногих наших артистов, кто после развала СССР не подался ни в либерасты, ни в eдepacты, а сохранил верность советским патриотическим идеалам.
15 августа 2023 года Назаров принял участие в торжественной церемонии открытия восьмиметрового памятника товарищу И. В. Сталину в городе Великие Луки Псковской области.
Далее – фрагменты интервью Юрия Владимировича газете "Завтра" и каналу "Москва Доверие".
"Я служил Cоветской власти, советской идее, коммунистической идее, служил со всей душой, и вот я думаю: как же можно было её предать? Никогда в жизни я не пойму бориса николаевича ельцина. Хотя, с другой стороны, там всё понятно. Одно дело, когда вступаешь в партию в 18 лет на фронте и жизнью отвечаешь за поступок, с другой – как ельцин, в 31 год, с целью получения определённых преференций, которые он и получил, а получивши, хотел Партию закрыть.
Но на него-то наплевать, а вот то, что вся страна его терпела и не сказала: ты что? Ты кто: враг, предатель, шпион? Но у нас… в общем-то, "умом Россию не понять, аршином общим не измерить". Ведь эти слова Фёдор Иванович Тютчев не в юные годы высказал, а когда ему уже под шестьдесят лет было.
А как вы её поймёте? Ведь такие подвиги совершила Россия праведные, милосердные! И попроситься в колонию, как мы в 90-е добровольно попросились, спасши весь мир! "Бессмертной музыки хвала – Россия русскими руками себя спасла и мир спасла" – написал в стихотворении "На взятие Берлина русскими" эмигрант, дворянин Георгий Иванов".
"Кем был Сталин? Каменной стеной! Вот как он сказал 3 июля 1941 года, что "наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами", – он сказал, Молотов Вячеслав Михайлович повторил, так ведь оно и было. И победа была за нами, и Русь себя спасла, и весь мир спасла.
Понимаете, ведь все наши, включая и вроде как обиженных – и Мандельштама, и Вертинского, и Ахматову – все славословили Сталина… уже я не говорю об Исаковском, о Твардовском и прочих. Ведь было это! А у нас сейчас врут как хотят: и Ленин придурок, и Маркс идиот, и Сталин людоед, а уж Берия – я не знаю… А Сталин и Берия по сей день защищают нас, атомный щит — это их рук дело".
"Никита сергеевич хрущёв никаким коммунистом не был. Кричать "Наша цель – коммунизм!" – это ещё не значит быть коммунистом. И я не помню, кто сказал: грядёт великий хам, но знаю точно, что в лице хрущёва такой хам и пришёл".
"Недавно читал, как 30 ноября 1964 года в британском парламенте чествовали черчилля в связи с его 90-летием. И конечно, благодарили за то, как он боролся с коммунизмом. А тот в ответ сказал: "Да никита хрущёв причинил вреда Советской России гораздо больше!".
И ведь в самом деле. Так же, как после него, — предатели горбачёв и ельцин. Не только Сталина в гробу, а всё сталинское время обгадил Никита. Из-за него страна стала предавать коммунизм. А вот Китай не предал. И посмотрите, где теперь Китай, а где Россия".
"Начало трагедии Советской страны положил именно хрущёв, который, я считаю, истинным коммунистом не был. Но были же коммунистами достойнейшие, великие люди... Огромное число гениев, талантов и тружеников, от какой-нибудь безвестной деревушки до столицы, от заводского цеха до Кремля, беззаветно и бескорыстно отдавали все свои силы и разум утверждению самого справедливого общества на земле.
И не зря же это было! Пусть бы вдумались люди: ведь сегодня нас охраняют Иосиф Виссарионович Сталин и Лаврентий Павлович Берия, под руководством которых был осуществлён советский атомный проект".
"Я верю, что спасение – в коммунизме. Против коммунизма были черчилль, трумэн, рейган, "товарищ" гитлер был против коммунизма. И сегодня мы в один этот ряд встали вместе с обамой, клинтонами, даже милицию в честь гитлера в полицию переименовали. А это путь к гибели".
"Строительство коммунизма не провалилось – его колоссальными объединёнными силами врагов сумели временно порушить и остановить. Да разве за всё советское время давали нам нормально строить коммунизм?
Начиная с первых послеоктябрьских лет, когда четырнадцать капиталистических держав двинулись на молодую Республику Советов. А затем, получив по зубам, душили блокадой, всяческими вредительствами, ультиматумами и в конце концов вырастили, вооружили и направили против нас гитлера с армиями почти всей Европы".
"Вы подумайте: гитлер против коммунизма – и чубайс с ельциным против коммунизма! А ещё трумэн, даллес, рейган, клинтон – всех не сочтёшь. Внутри страны жириновский против коммунизма, и РПЦ тоже присоединяется".
"Только коммунизм, обгаженный всеми сегодня, спасёт не только нашу страну, но и всё человечество – только коммунизм, только человечность, гуманизм, уважение друг к другу, милосердие".
"Лицезрением Живоначальной Троицы побеждайте ненавистную рознь мира сего" – говорил Сергий Радонежский, и он тоже чистейший коммунист. Ненавистная рознь мира сего – по сей день. XXI век, а мы всё режем друг дружку".
"Словечко какое придумано: "декоммунизация". Уничтожение коммунизма, "очищение" от него; гитлер этим занимался, чубайс, по его признанию, гвозди забивал "в гроб коммунизма", а теперь украинские фашисты опять хотят это по всему миру разжечь.
Борьбу против коммунизма, который спас Европу и всё человечество. Который только и может гарантировать достойное, справедливое будущее на нашей планете. Без всевластия и хищничества, без одержимости безумным индивидуализмом и национализмом".
"Америка – единственная страна, что на живых людях испытала атомную бомбу. Единственная! И она сегодня "святая", а мы в чём-то должны каяться... Да, и ещё эта Америка намеревалась разгромить ударом ядерных бомб города СССР. И это тоже "святое".
"Я вот не пойму, почему мы не пошлём сегодня всем миром Америку, что разбомбила Ирак, Югославию, которой, ай-яй-яй, теперь Северная Корея угрожает! А ведь Америка, это на моей памяти было, в Корею пришла и часть её уничтожила. Чем тогда Корея угрожала Америке? На чём она собиралась переплыть через Тихий океан? На щепках? На шлюпках?".
"Этот "цивилизованный мир" лжёт чудовищно, переиначивая на свой лад и к собственной выгоде всю картину мира, меняя местами добро и зло, изображая белое чёрным, а чёрное – белым. Пушкин верно в своё время написал: "Европа в отношении России всегда была сколь невежественна, столь и неблагодарна".
"Мы сами предали свой кинематограф, как предали и свою страну. И всё это засилье голливудских фильмов на российских экранах сегодня есть результат нашего предательства, с которым, кстати говоря, мы и наше образование угробили…
Владимир Мономах, Державин, Ломоносов, автор "Слова о полку Игореве", все русские мыслители пытались воспитывать людей и делать людей. Но мы от нашей истории, от нашего коммунизма отказались, а приняли Запад с его индивидуализмом и пропагандой наживы. Голливуд – это разврат, растление, разложение".
"Смысл профессии артиста в том, чтобы, как с кафедры, с амвона, нести правду, поделиться каким-то опытом дополнительным".
Ещё больше интересных материалов⬇
"Адъютант его превосходительства" – один из лучших фильмов советского и мирового кинематографа
"Павел Андеевич, Вы шпион?". 7 апреля 1970 года на экраны вышел один из лучших фильмов в истории советского и мирового кинематографа – 5-серийный "Адъютант его превосходительства". К сожалению, в начале этого года с интервалом в несколько дней ушли из жизни сценарист "Адъютанта" Игорь Болгарин, блистательно сыгравший в фильме главного героя Юрий Соломин и Константин Желдин, исполнивший в картине видную роль капитана контрразведки.
Фильм действительно шедевральный. Тут и красивый, нетривиальный и притом гармонично реализованный сюжет. Тут и правильное созданное (в т.ч. благодаря прекрасной музыке Андрея Эшпая) напряжение, правильный нерв, держащие зрителя в должном тонусе на протяжении всего просмотра. Тут и блестящее сочетание линий шпионского фильма, психологического детектива, любовной драмы и исторического кино. И, конечно, сильные актёрские перформансы.
В "Адъютанте..." свою лучшую роль сыграл Юрий Соломин, создавший первый в советском кинематографе глубокий и вместе с тем прекрасно раскрытый образ выдающегося, предприимчивого и самоотверженного разведчика, успешно работающего в стане врага в критический момент истории – разведчика, не имевшего профессиональной подготовки, но потрясающим образом, сочетавшего в себе интеллектуальный героизм и героизм физический.
Причём это был не фальшиво-карикатурный героизм, не пиндосовская суперменщина, а реальный, мужественный образ идейного, самоотверженного чекиста.
Белого генерала ярко сыграл Владислав Стржельчик, сыграл так, что у зрителя этот образ вызывал скорее какие-то латентные симпатии, чем отвращение. Ещё один отрицательный персонаж фильма, который своей игрой не вызывает больших антипатий – это начальник контрразведки в исполнении Владимира Козела. Хотя то, что в контрразведке у белых служили настоящие палачи – исторический факт.
Это, кстати, к вопросу о том, что в советских фильмах образ врага (представители белых движений, иностранные шпионы и диверсанты, фашисты, внутренние предатели) не очернялся искусственно. Враги в советском кино в человеческом плане показывались такими, какими были на самом деле, а в художественном – их образы, конечно, сильно смягчались.
Хотя, конечно, реабилитация белогвардейщины, начавшая на советских экранах в 60-е гг., была огромной ошибкой! Это предельно опасная дорога: сегодня вы почитаете колчаков и врангелей, а завтра вешаете памятные доски манергейму и вводите в школьную программу солженицина, призывавшего сша к атомной бомбардировке России; что дальше – реабилитация власова, шкуро и краснова??? А там на горизонте уже борманы, геббельсы и гиммлеры. Очень опасный путь!
Присутствует в фильме и ряд ярких актёрских работ второго плана: Евгений Шутов с его мужицкой, рабоче-крестьянской внешностью очень гармонично смотревшийся в роли мобилизованного на работу в ЧК моряка; Андрей Петров в роли простецкого красного командира; Евгений Тетерин с его бегающими глазами и испуганным лицом в роли красного подпольщика и др.
А главное актёрское украшение фильма – Татьяна Иваницкая, балерина, которая, не будучи профессиональной актрисой, потрясающе, очень тонко и женственно сыграла дочь полковника Щукина-Козела и возлюбленную Кольцова-Соломина. По истине, это одна из ярчайших женских ролей в советском кинематографе!
Ну и идеологическая нагрузка фильма! Чекист Кольцов является воплощением главного коммунистического принциап: действовать не ради личного блага, а ради общественного, и если понадобится – в ущерб личному.
Кольцов встречает свою любовь, любовь большую и настоящую, имеет возможность уехать с ней в Париж (где для него тоже нашлась бы работа по линии ЧК), но отвергает личное счастье ради выполнения задания; и в конце концов, де-факто жертвуя своей жизнью, срывает операцию по поставке танков для фронта белых, спасая тем самым многие-многие другие жизни!
Ещё больше интересных материалов⬇
Замечательный советский актёр Александр Вокач
21 марта – день рождения замечательного советского актёра Александра Вокача (1926-89). Он участвовал в Великой Отечественной войне, куда ушёл добровольцем; имел орден Отечественной войны и медаль "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."
В кино же Александр Андреевич начал сниматься уже в 40 с лишним лет. Кстати, молодой Вокач очень похож на В. Золотухина и на В. Высоцкого.
Вокач прекрасно исполнял роли коварных, отрицательных персонажей. По-детски безобидная внешность помогала актёру создавать яркие образы двуличных героев с двойным дном, с некоторой внутренней заковыркой, на лицо прекрасных, недобрых внутри.
Таков в его исполнении начальник жандармского управления, склоняющий к предательству учителя в исторической драме "Филёр". Таковы профессора Ламонт и Благолепов из сильных детективов "Идеальное преступление" и "Лекарство против страха".
Таковы нацистские преступники, ушедшие от правосудия и прекрасно устроившиеся в новой жизни в уже политических и приключенческих детективах "Жизнь и смерть Фердинанда Люса" и "Похищение "Савойи".
Академик Благолепов в исполнении Вокача наглядно иллюстрирует собой правоту знаменитого афоризма чехословацкого коммуниста Юлиуса Фучика из книги "Репортаж с петлёй на шее"⬇
Не бойтесь врагов – они могут только убить! Не бойтесь друзей – они могут только предать! Бойтесь людей равнодушных – именно с их молчаливого согласия происходят все самые ужасные преступления на свете!
Здорово играл Вокач и комичных, недотёпливых персонажей, в чём ему опять же изрядно помогала внешность. Это и нерасторопный Егор Тимофеевич из комедии "Дача", растерявший деньги на эту самую дачу; и неврастеничный работник из мощной мелодрамы "Вылет задерживается".
Это и жадных канадец из одного из лучших советских боевиков "Груз без маркировки", это и, как ни странно, всё тот же бывший нацист Хельтофф из "Жизни и смерти Фердинанда Люса", показанный в фильме робким и незадачливым.
Лично мне Вокач дорог тем, что снялся в немалом количестве фильмов широкого списка моих любимых. Собственно, я их все почти уже перечислил. Помимо картин "Вылет задерживается", "Груз без маркировки", "Жизнь и смерть Фердинанда Люса", "Лекарство против страха", "Идеальное преступление", "Похищение "Савойи", это ещё "Сибирский дед", "Ралли", "Бархатный сезон", "Пятьдесят на Пятьдесят", "Совесть".
Ещё больше интересных материалов⬇