Серия «Римская история (не быт)»

10

Несколько слов о жалованье римского легионера

Известны случаи, когда суммы, которые должны были получать солдаты в качестве зарплаты, в основном фигурировали лишь в платёжных ведомостях. Из них удерживались суммы на питание, одежду и военное снаряжение, "похоронные деньги", а также определённая сумма, поступавшая на безотзывный депозит в казну легиона.

Такая ситуация иногда приводила к мятежам.

Впрочем, добыча в военных походах в жалованье не входила и иногда была более чем солидной.

Также нужно учитывать, что ежемесячно в римских легионах деньги никто не получал - их выдавали несколько раз в год. Была возможность и монетизировать полагавшийся за службу земельный участок. Но - везде свои нюансы.

1

Деньги не пахнут. История выражения

В первом веке н.э. Римской Империи сильно не хватало денег. И тогда император Веспасиан ввёл налог на общественные туалеты. Нас платным туалетом не удивишь, но в те времена происхождение денег имело огромное значение. Для понимания ситуации: владельцы борделей даже в армии не могли служить, не говоря уже про занятие политикой или приглашение в дом к уважаемым людям. И это - не взирая на приличные суммы в их кошельках.

А тут - неприличные деньги и государство, которое воспринималось многими как нечто священное...

Саму историю с высказыванием нам сообщает Светоний: сын Веспасиана Тит упрекнул отца в том, что он ввёл налог на общественные уборные. Император в ответ поднёс к носу сына деньги, поступившие по этому налогу, и спросил пахнут ли они. Тит ответил, что нет.

Другими словами, то, что до этого казалось немыслимо и кощунственно, спокойненько себе прижилось - ибо надо.

Хорошо, что это было давно и неправда.

3

Юлий Цезарь и тогдашние "мигранты"

Для начала немножечко прояснений про римское гражданство. Вообще то, что у нас рисуется как территория римской республики формально не было одним государством – это была территория Рима и его союзников-иностранцев. В Древнем Риме вообще существовала сложная система прав тогдашнего населения - ius Latii (т.е. латинское гражданство), Civitas Romana (т.е. римское гражданство) и др. Всё население в тогдашнем его понимании римскими гражданами станет лишь в 212 г. н.э. – по воле императора Каракалла. На момент же рождения Гая Юлия Цезаря римлянами (гражданами) считались лишь люди, жившие на жёлтой части территории (на картинке). Потом, уже в ходе Союзнической войны 91-88 гг. до н.э., дабы не раздувать конфликт ещё больше, в 90 году до н.э. оранжевой части территории (на картинке) было даровано право римского гражданства.

Союзническая война 91-88 г. до н.э.

Союзническая война 91-88 г. до н.э.

Т.е. большая часть Италии была римскими гражданами лишь в первом поколении. И вполне себе можно представить - отношение римлян к этим гражданам было "понараздавали паспартов, панимашь".

Цезарь же был замечен в симпатиях к иностранцам в том понимании этого слова. Ещё находясь в должности консула, Гай Юлий охотно раздавал привилегии провинциалам, даруя звание «друга римского народа». Тут, кстати, от последних активно ожидалась дополнительная экономическая помощь Риму и военная его поддержка.

Юлий Цезарь

Юлий Цезарь

Со становлением Гая Юлия Цезаря диктатором ситуация стала ещё более интересной. Он своей миграционной политикой вызвал массу возмущений от уважаемых граждан (в частности – Марка Тулия Цицерона). Причина - по меркам того времени Цезарь раздавал гражданство "направо и налево". То гальским вождям гражданство дарует, то целым гальским общинам и племенам. Так, например, по Lex Rubria от 49 г. до н.э. римское гражданство было даровано жителям Цезальпинской Галии. Ряду испанских, сицилийских и африканских городов было даровано латинское гражданство (ius latinum) – т.е. ты уже не иностранец (peregrinus, к которым относились и жители провинций), но ещё и не римский гражданин – прав у тебя больше, чем у первых, но меньше, чем у вторых. Например, латинское право не подразумевало вашего участия в римской политической жизни, службе в римской армии и др. Но было право имущественных отношений, представления в римском суде и пр.

Кроме того, расширяя лояльных себе сенаторов, он и в Римский сенат провёл "чужаков" – представителей крупного землевладения Галлии.

Но на этом он не останавливался – активно привлекал в Рим иностранных специалистов (учёных разной направленности, в т.ч. учителей и медиков), а римских пролетариев стремился расселять в провинциях.

Показать полностью 2
12

Жадность былых дней - одна история из Древнего Рима

Как известно, раньше люди были лучше и помыслы у них были исключительно светлыми. Не то, что сейчас.

Но вот вам одна маленькая история.

27 г. н.э. Римской Империей правит император Тиберий. Он не очень-то любит гладиаторские бои и значительно сокращает расходы на их организацию. Сократилось и количество выступлений вместе с гладиаторами.

Однако спрос на зрелища в обществе оставался по прежнему высоким. И один товарищ решил быстренько подзаработать - организовать игры под массовый спрос. Результат - амфитеатр рухнул и, по упоминанию Гая Светония Транквилла, похоронил под собой 20 тыс. человек.

Причины этого описывает Тацит: «Некий Атилий, вольноотпущенник, решив построить в Фиденах амфитеатр для гладиаторских боёв, не укрепил его основание на прочном фундаменте и не скрепил прочными связями деревянного остова, как человек, который не имел ни достаточно денег (…), но взялся за это дело для грязной выгоды умышленно».

Точно так же рушились и инсулы, хозяева которых хотели побыстрее вернуть вложенные деньги и подзаработать.

14

Римская женщина: от собственности мужа до полномочий градоначальника

Изначально статус женщины в Риме был весьма низкий и она находилась под властью старшего мужчины в семье. Вот, например, что говориться в Законах XII таблиц (V век до н.э.): "Предки [римские] утверждали, что даже совершеннолетние женщины вследствие присущего им легкомыслия должны состоять под опекою… Исключение допускалось только для дев-весталок, которых древние римляне в уважение к их жреческому сану освобождали от опеки".

Это со временем отразилось и в женских именах римлянок - их, по сути, не было. Использовалась женская форма родового имени: родилась в роду Тулиев - будешь Тулия, в роду Юлиев - Юлия. Несколько дочек родилось - прибавим преномен: Minor (младшая) и Major (старшая) и т.д.

При браке времён республики и ранее жена, как правило, была лишена права распоряжаться своим имуществом: всё, что она приобретала, переходило к мужу. Рождённые в браке дети считались собственностью родственников мужского пола, при этом их воспитание и ведение домашнего хозяйства было частью обязанностей женщины. Вплоть до конца I в. до н.э. муж по закону мог убить свою жену за супружескую измену. При определённых обстоятельствах жена могла быть приговорена к смерти, даже если её не поймали на месте преступления. Про развод, как вы понимаете, не стоило даже заикаться. И не стоит думать, что даже при изменении ситуации она менялась везде. Вот, например, что Светоний и Тацит писали про взаимоотношения императора Нерона (I век н.э.) и его супруги  Октавии: «После нескольких неудачных попыток удавить её он дал ей развод за бесплодие, несмотря на то, что народ не одобрял развода и осыпал его бранью…».

И, в то же время, свободы у древних римлянок было больше, чем у их коллег из Греции. Римлянки могли появляться в обществе, ездить в гости, посещать общественные собрания. Обычным являлось участие римских женщин в общественной жизни. Женщины из высших слоёв способны были защищать свои права, они свободно разбирались в вопросах политики. Лишённые права участвовать в голосовании, римлянки агитировали за того или иного кандидата, способствовали принятию тех или иных решений и законов на собраниях. Подобно мужчинам они имели право устраивать ассоциации и выбирать из своей среды представителей. Одна из таких ассоциаций носила почтенное название «общество для сохранения стыдливости». Случалось, что такие организации вмешивались в муниципальные дела и играли в них значительную роль.

Также постепенно женщины освобождались от всякой опеки, и уже в конце республики женщина пользуется в частной жизни такой же свободой, как и её муж: распоряжается самостоятельно своим имуществом, может развестись, когда ей захочется. С разводом женщина забирала своё собственное имущество, внесенное в общий дом в качестве приданного, как и приобретенное после вступления в брак (но были нюансы).

В имперский период с течением времени отцы уже не навязывали своей воли дочерям – невестам, а замужние женщины могли сами распоряжаться своим имуществом и даже составлять завещание без участия юридического опекуна. Законы, предусматривающие освобождение от мужской опеки многодетных матерей (от трёх детей), были приняты ещё при императоре Августе.

У женщин появилась возможность, по сути, занимать политические должности. Не как жены, например, императора, а самой по себе. В имперский период существовал ряд титулов (званий), присваиваемых женщинам. Например, «мать города» и «патронесса города». Вторых было намного больше, чем первых, и этот титул присуждался советом городских старейшин либо сенатом достаточно легко даже за небольшие заслуги женщины перед городом и/или империей. «Мать города» присваивалась лишь римлянке исключительных достоинств из хорошей семьи с незапятнанной репутацией за исключительный вклад в жизнь и благополучие горожан или римских граждан. В ряде случаев они были чем-то на подобие современного градоначальника. Например, могли решать вопросы прокладки трубопроводов, вывоза мусора, воздвижения статуй, разбивки парков, контроля за сбором налогов и т.д. Но при этом и несли куда большие личные финансовые издержки – народ мог потребовать «подарков» по разным поводам (например, свадьба или рождение её сына) на десятки тысяч цистерциев – несколько сот тысяч долларов по нынешним временам.

Показать полностью 2
275

Про медиков и отношение к ним в Древнем Риме

Про медиков и отношение к ним в Древнем Риме

Первые врачи-профессионалы в Древнем Риме были из числа военнопленных, в основном греков, обращенных в рабство (лат. servus medicus - врачи-рабы). Со временем каждый состоятельный римский гражданин стремился обзавестись рабом-врачом. Потом до хозяев стало доходить, что на таких рабах можно и подзаработать и медиков стали отпускать на свободную практику. Таких называли libertus medicus (врач-отпущенник) и он был обязан бесплатно лечить своего патрона и его окружение, делится своим доходом и некоторые другие вещи делать. Юридически он всё также был собственностью и часто к ним общество относилось соответственно (за один стол, например, с таким приличным людям садиться нечего было).

Особенно - если медик был греком, т.е. мигрантом. Ювенал и Катон Старший дают нам яркие свидетельства такого отношения. Хотя и профессия лекаря в целом не особо уважалась. Плиний Старший писал: "[Многие] врачи, охотясь за популярностью, путем введения той или иной новизны, не останавливались перед тем, чтобы купить ее хотя бы и ценой нашей жизни. Отсюда эти, производящие такое жалкое впечатление, консилиумы около больных, где ни один врач не хочет сделать уступки ни одному из других [участников консилиума], дабы не признать его превосходства. Отсюда же зловещая надпись, встречаемая на могильных памятниках: «Погиб от разногласия врачей».

Марцеал в своих "Эпиграммах" писал: "Начали щупать меня 100 рук, ледяных от мороза [медосмотр]. Без лихорадки (...) был я, а вот и она!"

Тем не менее отношение это не всегда мешало некоторым медикам быть достаточно состоятельным - даже прикупить себе раба или полностью выкупиться из рабства самому. Погребальная надпись одного из таких libertus medicus гласит: "Публий Децимий, отпущенник Публия, Эрот Мерула, врачеватель, хирург, окулист, севир [т.е. из культу почитателей императора, если упрощать]. Он за свое отпущение на свободу дал 50 000 сестерци[ев. Он за севират в республике дал 2.000 сестерциев. Он дал на сооружение статуй в храме Геракла 30.000 сестерциев. Он дал на мощение общественных дорог 37 000 сестерциев. Он за день до своей смерти оставил имущества на 520.000 сестерциев".

На рубеже III и II века до н.э. в Вечном Городе начали появляться свободные врачи (греческого происхождения в массе своей). В 46 году до нашей эры Юлием Цезарем издан закон, разрешавший иностранным докторам получать римское гражданство. Первым же в Римской истории врач, получивший римское гражданство, согласно Плинию Старшему, был Архалакс, мигрировавший с Пелопоннеса в 219 г. до н.э.

Показать полностью 1
17

Немножко про гладиаторские бои

Гладиаторские бои прошли эволюцию от обряда жертвоприношения до структурированных шоу с чёткими правилами, которые можно условно поделить на 3 вида: бои гладиаторов между собой; бои гладиаторов с животными и навмахии - бои на кораблях, для чего либо арену заполняли водой, либо делали искусственное озеро. Это был самый дорогой вид гладиаторских боёв. Поговаривают, что Юлий Цезарь в 46 году до н.э. устроил навмахию при участии 30 кораблей и 3000 гладиаторов. Крупнейшая же навмахия была организована при императоре Клавдии - 50 кораблей и около 20 тысяч гладиаторов.

Навмахия

Навмахия

В качестве экзотики - в боях участвовали женщины (по крайней мере, мы об их участии знаем крайне мало). И специфического термина для их обозначения не было - термин "гладиатрикс" является относительным новоделом. Историк Дион Кассий, сетуя о низком моральном уровне общества при императоре Нероне, писал, что при нём знатные мужчины и женщины из высших сословий играли в театре, водили колесницы, а также сражались на арене и участвовали в травлях зверей. Тацит упоминал о выходе на арену женщин из знатных семей и сенаторов во время игр 63 года н.э. Римский поэт-сатирик Ювенал упоминал о воительнице по имени Мевия, которая убивала кабанов на арене копьём и другие нехорошие действия совершала. Подытоживая, он напишет "женщины потеряли всякое чувство достоинства и позабыли об обязанностях своего пола".

Рельеф Амазонка и Ахилла из г. Галикарнас

Рельеф Амазонка и Ахилла из г. Галикарнас

Это при том, что император Август, активно возрождавший традиционные ценности и общественную мораль, запретил посещать арены девушками из сенатского сословия. Иные замужние римлянки могли сидеть лишь на задних рядах.

Сам термин гладиатор появляется в 105 г. до н.э. - спустя более чем 100 лет после первых упоминаний о такого рода боях. И, в рассвет своей эпохи, в нём сражались не только лишь рабы. Нередко гладиаторами становились и знатные, состоятельные патриции. Про участие императоров я вообще молчу - отличились тут Калигула, Тит, Адриан, Нерон, Коммод. Последний так вообще гигант - утверждалось, что провёл около 700 боёв.

Не все бои заканчивались и смертью гладиаторов. Император Август вообще издал запрет гладиаторам на битвы до смерти. В Сицилии на надгробии известного гладиатора Фламмы можно прочитать: "Фламма, прожил тридцать лет, участвовал в тридцати четырех боях, выиграл двадцать один бой, проиграл в четырех боях и девять боев закончил вничью".

Интересная вещь была и с продолжительностью гладиаторских игр. Так, после победы Траяна над даками они длились всю вторую половину 107 г. и в течение 108—109 гг. (почти ежедневно - прерывались на дни других праздников или на дни судебных разбирательств).

Показать полностью 2
7

Римляне были в Америке?

Некоторые товарищи утверждают, что обладают явными свидетельствами высадки римлян во II веке н.э. (или незадолго до этого) в Америке. Утверждают не голословно, ссылаясь (в основном, но не только) на меч, который, как полагают, принадлежал римскому легионеру. Сие оружие действительно было найдено на острове Оук в Новой Шотландии у восточного побережья Канады.

Римляне были в Америке?

Впрочем, это не единственное, на что ссылаются сторонники версии открытия Америки римлянами. Отсюда и ананасы завезли (смотри наш предыдущий пост). Например, анализ ДНК содержимого древниримского корабля, затонувшего у берегов Тосканы, чуть ли не подсолнечные семечки находил. Полный список таких доказательств в своё время опубликовал Джован Хаттон Пулитцер - охотник за сокровищами.

Большинство историков настроены скептически и полагают, что меч мог быть завезен уже после открытия Америки вместе с другими предполагаемыми доказательствами.

Рентгенофлуоресцентный анализ (РФА) подтвердил, что состав металла меча соответствует составу римских вотивных (т.е. использовались для подношений богам) мечей. Также анализ показал ещё одну особенность - в современной бронзе в качестве основного элемента сплавов используется кремний, но в мече силикона нет.

Однако подтверждений, что данный меч (как и другие предметы) были в Америке со времен Древнего Рима, а не подкинуты позже, нет.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!