Летучий корабль: сказка, мультик и фильм. Часть 2: Мультфильм и фильм
Мультфильм
Сюжет
Наверное все видели этот мульт, но как всегда напомним вам историю.
Царь, хочет выдать свою дочь, Забаву, замуж за богатого боярина Полкана. Забава категорически не хочет выходить замуж за Полкана, потому что он некрасивый и злой, и она не любит его, ровно как и он её. Полкану нужны только личные связи царя для наращивания своего богатства и статус.
В Забаву, после случайной встречи, влюбляется простой трубочист Ваня. Любовь оказывается взаимной. Забава спрашивает Ваню, как он собирается её вызволит и тот предлагает построить летучий корабль. Забава говорит царю, что выйдет замуж только за того, кто построит летучий корабль. Царь спрашивает у Полкана, осилит ли тот? На что боярин отвечает, что купит.
Герои по очереди поют о своей мечте, из чего понятно, что у царя и Полкана мечты диаметрально отличаются от того, о чём мечтает Забава, а вот у главного героя и его возлюбленной мечты совпадают. Иван знакомится с Водяным, который поёт о своей безрадостной жизни. Последний помогает Ване построить летучий корабль, дав инструменты. Они оказались волшебными, потому что сами всё сделают, если суметь удержать их.
Секрет полётов Ваня узнаёт от 13 сестёр Водяного, Бабок-Ёжек, проследив за тем, как они взлетают, говоря: «Земля, прощай!», а чуть поднявшись, говорят: «В добрый путь!» и летят дальше.
Полкан пытается завладеть кораблём. Ваня, в доказательство, что это его корабль, начинает произносить заклинание, но успевает сказать только половину — «Земля, прощай!». Подчинённые Полкану стражники связывают Ивана и бросают в воду, но того спасает Водяной.
Полкан говорит царю, что летучий корабль построил он, и теперь Забава будет его женой. Царь вторит, что корабль принадлежит ему, поднимается по лестнице на судно, но, произнеся известную ему первую половину заклинания, зависает в воздухе и не может ни лететь, ни спуститься на землю. Полкан требует корону, взамен на то что приставит лестницею. Царь неохотно, но соглашается на это, и Полкан забирает себе корону. Он заявляет Забаве, что он теперь царь, а уговор дороже денег, но Забава всё равно не открывает. Иван попадает по трубе в светлицу, Забава ему говорит, что он опоздал, так как Полкан уже построил корабль. Но Ваня успокаивает Забаву, признавшись, что на самом деле это он построил корабль, и они вместе сбегают через окно.
Полкан подслушивает их разговор и ломает двери, но Иван и Забава уже сбежали. Через трубу влюблённые покидают дворец и забираются по лестнице, которую Полкан приставил к кораблю. Полкан успел залезть на лестницу, но Иван говорит «В добрый путь!».
Корабль улетает, а Полкан не успевает залезть и падает с огромной высоты. Иван и Забава улетают на корабле.
Разбор.
Сюжет. Мне нравится «Летучий корабль» - это хороший мультфильм, но, я побуду тем самым душнилой. Сюжет, сценарий мультфильма ну объективно на троечку… он имеет немногим меньше условностей чем оригинальная сказка: любовь с первого взгляда (бывает такое, но в комплексе остальных условностей и это стоит отметить), согласие царя и Полкана на сказочное условие (ладно может у них там магия на каждом шагу и это в пределах нормы), Иван, гуляя по лесу наткнулся на озеро в котором сидит водяной, причём именно тот, кто может помочь ему в его проблеме, а следом к бабкам-ёжкам приходит аккурат к их отлёту, чтобы узнать все слова (к слову, фраз для приземления корабля он не знает, как и для остановки).
Песни. Просто отличные. Я не думаю, что я ошибусь, если скажу, что это лучшее что есть в мультфильме, тем более что эти песни занимают почти весь фильм.
А больше оценить как будто и нечего. Рисовка? Ну да, могла бы быть и получше для 1979 года (там рядом, и «Карлсон вернулся», и «Кентервильское приведение», и ««Метеор» на ринге», и «Ну, погоди», и «Трое из Простоквашино», и «Подарок для самого слабого», и многое другое. Да что там в том же году вышел «Баба-Яга против!», «Олимпийский характер»… короче всё про олимпийского мишку) но есть вспомнить что-то и более спорное («Как лиса зайца догоняла», «Большой Тылл»). Да и мульт, в первую очередь про песни, так что и не столь важно. Мораль? Ну история про то, что настоящая любовь всё победит. Хорошо, как будто бы в оригинальнйо сказке даже побольше можно сказать, но опять же мультик то не для морали сделали (для морали вон сделали «Контакт», «Контракт», «Ух ты, говорящая рыба!» и так далее).
Это просто хороший мультфильм с отличными песнями. А больше от него и не требуется, такие тоже нужны.
Фильм.
Ну а теперь и гвоздь программы, правда ощущение, что этот гвоздь вбили в меня, потому, что фильм принёс мне чуть ли не физическую боль.
Сюжет
Царь планирует выдать замуж свою дочь Забаву за, нет не Полкана, а за Полкана «Поля» Полканыча, сына богача Полкана, на деньгах которого держится царство. Царевна же мечтает найти своего избранника по любви) точнее так пишет Википедия, а на деле она избалованная наглая особа, похлеще чем в «Старой, старой сказке», она всячески хочет сорвать свадьбу и тянется к сельской жизни, точнее к тому, что она считает сельской жизнью, а как мы позже узнаем её представления о ней очень странные). Но царь запрещает ей об этом и думать, так как без поддержки Полкана страна разорится.
В город заходит корабль, в экипаже которого оказывается матрос Иван, мечтающий стать капитаном (а знаете, я не против, ну добавили причину почему корабль). Цыганка в порту нагадывает Ивану, что тот вскоре встретит свою любовь и увидев Забаву (а он её ещё во сне видел, короче шансов не влюбится – ноль), Иван влюбляется. Под видом маляра (притворился маляром он гениально – вылил на голову ведро краски) проникает во дворец, и между ними возникают чувства (Как? Ну конечно же песня и танец… Да, это мюзикл, не самый любимый мой жанр, но и оригинальный мульт построен на песнях и есть же в конце концов «Ла-ла-ленд»…). Иван предлагает Забаве бежать, но та не готова.
На следующий день приплывает из далекой страны и сам Поль. С собой он не только привозит богатые подарки, но и показывает царевне «чудовище, которое ододел в ее честь»: живую ведьму Леди Джейн. На пальце Полканыч носит волшебное кольцо: стоит его повернуть, и ведьма обязана ему повиноваться. Все это впечатляет Забаву, но она тут же разочаровывается, видя, как жестоко Полканыч обходится с Иваном, который прокрался во дворец (Да, где-то между был средневековый дискач под электронщину…).
Брошенный в темницу, Иван узнает от ведьмы, что богатства Полкан и Поль получили из волшебного леса. Забава выпускает Ивана на волю, и тот обещает ей, что сам добудет в лесу клад, и тогда царь позволит ей выйти замуж по любви. Чтобы отомстить Полканычу, ведьма дает Ивану волшебный клубок.
На утро мы видим музыкальный номер про сельскую жизнь под песню «Если бы сбылась мечта» и тут же Поль проявляет свою сущность, открыто издеваясь над Забавой в разговоре с отцом. Тот намекает сыну, что вообще-то у него вся стража на зарплате и если тот захочет, то уже завтра он будет седеть на троне, но парню интересно починить принцессу.
В лесу Иван встречает сначала Соловья-Разбойника (… буквально… это буквально человекоподобный соловей, который занимается разбоем… и поёт «хоп-хэй-ла-ла-лэй»…). Тот вызывает Ивана на музыкальный поединок (Иван поёт «На заре» группы Альянс… хе-хе-хе…), и, услышав новую для себя песню, просит взять его с собой (это что отсылка на оригинальную сказку?), чтобы найти вдохновение. Иван соглашается. Затем Иван встречает Бабок-Ежек (Это Козловский и да, к моему удивлению, он хоть и бесит, но играет чуть ли не лучше всех в фильме), которые пытаются его съесть, но увидев клубок, спрашивают, откуда он. Иван рассказывает Бабкам про ведьму в темнице, и те говорят, что это их внучка Женя, а Полкан её муж (если на этом моменте вы не разгадали в чём суть этой сюжетной линии – это странно, потому как в общих чертах всё становиться понятно уже сейчас). Иван обещает им помочь ее освободить, но только когда найдёт золото и Бабки его отпускают.
Забава, хотя и немного налаживает отношения с Полем, просит Женю показать ей, где Иван, и с ужасом узнает, что тот действительно пошёл в волшебный лес. Полкан же велит сыну найти и убрать Ивана, чтобы тот не помешал свадьбе А. Полканыч притворяется, что хочет уехать, и царь заставляет Забаву прилюдно пообещать, что она выйдет за него замуж.
Наконец, Иван приходит к болоту, и там его встречает Водяной. Чуть не тонет но клубок и Водяной его спасают (Пока Иван приходит в себя, ему снится, что он на летучем корабле с Забавой и он поёт… «Ветер знает где меня искать», группы Браво). Водяной устал жить на болоте, когда-то бывшем большим судоходным озером, и хочет попасть на море, обещая за это все свои подводные сокровища. Иван придумывает, как сделать для этого летучий корабль: взяв у Соловья-Разбойника летучие ивы, а у Бабок-Ежек секреты полета, волшебными инструментами Водяного Иван осуществляет задуманное (Я должен похвалить фильм… да это интересней, чем мультик, где он сразу идёт за кораблём и просто его делает, тут как и в оригинальной сказке нужны все его встречи, более того идея корабля принадлежит самому Ивану. Ну и да – сцена постройки корабля – лучшая во всём фильме, крайне красивая и происходит под песню бабок-ёжек.). Водяной признается, что расплатиться ему с Иваном нечем: он отдал золото Полканычу, когда тот пообещал отвезти его на море, но Полканыч его обманул. Иван соглашается помочь Водяному даже без оплаты: ведь теперь у него есть летучий корабль, а значит, мечту о кругосветном путешествии теперь можно исполнить.
Заставив Женю показать ему Ивана, Полканыч узнает про летучий корабль, и хочет сам его заполучить: с таким флотом любое войско будет непобедимым. За помощь в этом деле он обещает отпустить Женю на волю. Когда летучий корабль прилетает, царское войско пытается его захватить (я не могу не отметить, что он использовал пушки, стреляющие гарпунами в какой-то момент потребовал царь-пушку, которая оказалась такой же как обычные, но гарпун крепился цепью, а не верёвкой…), но Иван, Соловей и Бабки-Ёжки справляются с ними. Тогда Полканыч с помощью кольца заставляет Женю одолеть их всех, а Ивана убивает стрелой.
Забава приходит к Жене в слезах и умоляет помочь. Женя из последних сил превращает Забаву в старуху, чтобы ту выпустили из дворца, а сама принимает ее облик. От поцелуя Забавы Иван оживает (сииилааа люююбвиии), а у Полканыча Женя в обличье царевны хитростью выпрашивает кольцо и выкидывает в реку (этот идиот не вилит, что когд он кольцом отдаёт приказ – тот действует на «Забаву»…), говоря, что ни с какой ведьмой делить жениха не будет, и завтра быть свадьбе.
За побоище у себя в городе царь в гневе приказывает изгнать Полкана с сыном, но те его сами отправляют в темницу (в чём им помогает лже-Забава – это часть плана). Иван его освобождает, рассказывая, как все это произошло. Женя и Забава (в образе тётушки) начинают свадебную церемонию с Полканычем, и после того как тот даёт клятвы, Женя бьёт его в лицо. Забава напоминает Полканычу, что тот женится не первый раз: первый раз он сватался к Жене, и должен был поставить подпись кровью в Книге Судеб. Но Полканыч обманул Женю, расписавшись фальшивой кровью, и тем самым обрел власть над ней. От капель крови из носа Полканыча, упавших на Книгу, Женя освобождается, и улетает, забрав Полканыча с собой. Полкана же берут в плен Соловей и Водяной.
Вернувшийся Царь благодарит Ивана, но дозволить жениться на Забаве не может: какими бы чудесами и богатствами ни обладал матрос, он не королевских кровей. Тогда Забава снимает корону и отказывается от престола. Забава и Иван сбегают и улетают в путешествие на летучем корабле.
Разбор.
Я честно держался весь пересказ. А теперь могу сказать. Фильм – кал. Полный, на его фоне «Огниво» – прекрасное произведение. Почему? Ну давайте.
Сюжет. Знаете, а он вроде даже не плохой. Условностей в нём немногим больше, чем в мультике… Я серьёзно… Ну да, когда нужно, Поль – слепой, ну да, есть глупости, как коза на балконе и краска, которую Иван на себя вылил, ну да, клубок – этот, по сути, бесполезный, Ивана всё равно спас Водяной, а чтобы помочь с бабками, подошло бы и кольцо, и карта, и что угодно, ну да, десять мужиков удержали руками летучий корабль, ну да, Царь-пушка – та же пушка с гарпуном, только с цепью, а не верёвкой – это более-менее нормально, фильм не сыпется так, как «Огниво» (ну, кроме воскрешения поцелуем, но поверьте мне, это меньшая из проблем). Некоторые моменты даже логичны: Полкан сватает сына, корабль управляется нормально, а не словами.
Визуал, костюмы и декорации. Вот тут сложнее. Вообще, костюмеры и декораторы молодцы – классно всё выглядит… в половине случаев, но вот Соловей… костюмы моряков… некоторые и ещё треть костюмов – ну это убого выглядит. Но тут тоже есть что похвалить. Фильм выглядит, музыкальные номера по визуалу неплохие, даже отличные, ещё раз отмечу сцену постройки корабля, но всё же где-то треть фильма выпадает прям совсем (гнущийся лес, чтобы сделать луч света. Птичья форма Жени. Водяной).
Слэнг и стилистика. Я даже отдельно это выделю. Электронщина? «Вот шизик» от принцессы и не только? Вы кто такие, чтобы это делать? Где выдержанная стилистика? А нет её.
Юмор. К удивлению, шутки есть и даже попадаются хороши. Каламбур с соловьём-разбойником для меня мимо, но то, что принцесса думала, что раки красные, и когда увидела зелёных, спросила: «Они что, не спелые»; то, как к ране в сердце приложили подорожник; «Ты хоть понимаешь, что он хотел тебя.......... Украсть» – на любителя, но пойдёт (тем более что шутки для родителей в детских мультах – редкость).
Хореография. Через раз. Местами хорошая, динамичная, интересная. А местами индийские танцы.
Актёрская игра. Вот мы и доходим до сладенького. Она ужасна. Почти никто не играет. Да легче сказать, кто хоть что-то выдаёт: Гармаш (хотя местами переигрывает), Добронравов (которого очень мало), Козловский, ещё местами (особенно в плане манерности, жестов и прочего невербальной составляющей) неплохо играет Ксения Трейстер (молодая актриса, как я помню, одна из первых больших ролей, а вообще изначально не она должна была играть Забаву… не важно) и, внезапно, Полина Гагарина… А чё с лицом? Ярмольник, Бурковский (который вообще не играет, кроме пары сцен… он просто говорит, даже без интонаций), Метёлкин (тоже достаточно молодой, но профессиональный актёр) играют хуже певицы.
Музыка. Итак, давайте о хорошем. Некоторые, около половины, новых аранжировок – нормальные. Некоторые, около трети, песен в целом нормальные. Остальное слушать нельзя. И дело не во вкусовщине, просто, как бы так сказать… НИКТО ПЕТЬ НЕ УМЕЕТ, [НЕПЕРЕВОДИМАЯ ИГРА СЛОВ]!!! Пересильд поёт за Трейстер, а что толку? За Метёлкина (Ивана) поёт ФЕДУК. Он спел «Ветер знает, где меня искать» и «На заре»! Это мюзикл! Как можно взять туда людей, не умеющих петь?! Да что там, вы ж музыкальные партии отдаёте кому-то, почему и они поют плохо?
Итог. Вот со стороны кажется, что в целом-то неплохо, я даже что-то хвалил, но это если смотреть на отдельные элементы и статично, а если собрать всё это, то окажется, что фильм мёртв. Всё время в кадре или ужасный вокал, или стрёмные декорации, или дурость сюжета, или отсутствие актёрской игры, а чаще всего несколько или все эти аспекты. И то немногое хорошее, что в фильме есть, просто не замечаешь (Я большую часть этих вещей сумел выделить только, когда сидел и писал текст, пересматривая нужные моменты).
А знаете, что рецензенты с Кинопоиска выделили в качестве минусов фильма? Вот:
Но фильм ведь для детей, не так ли? И, как мне сказали под одним из постов, пусть они и решают?