Серия «Летучий корабль: сказка, мультик и фильм»

12

Летучий корабль: сказка, мультик и фильм. Часть 2: Мультфильм и фильм

Первая часть: Летучий корабль: сказка, мультик и фильм. Часть 1: Сказка

Мультфильм

Сюжет

Наверное все видели этот мульт, но как всегда напомним вам историю.

Царь, хочет выдать свою дочь, Забаву, замуж за богатого боярина Полкана. Забава категорически не хочет выходить замуж за Полкана, потому что он некрасивый и злой, и она не любит его, ровно как и он её. Полкану нужны только личные связи царя для наращивания своего богатства и статус.

В Забаву, после случайной встречи, влюбляется простой трубочист Ваня. Любовь оказывается взаимной. Забава спрашивает Ваню, как он собирается её вызволит и тот предлагает построить летучий корабль. Забава говорит царю, что выйдет замуж только за того, кто построит летучий корабль. Царь спрашивает у Полкана, осилит ли тот? На что боярин отвечает, что купит.

Герои по очереди поют о своей мечте, из чего понятно, что у царя и Полкана мечты диаметрально отличаются от того, о чём мечтает Забава, а вот у главного героя и его возлюбленной мечты совпадают. Иван знакомится с Водяным, который поёт о своей безрадостной жизни. Последний помогает Ване построить летучий корабль, дав инструменты. Они оказались волшебными, потому что сами всё сделают, если суметь удержать их.

Секрет полётов Ваня узнаёт от 13 сестёр Водяного, Бабок-Ёжек, проследив за тем, как они взлетают, говоря: «Земля, прощай!», а чуть поднявшись, говорят: «В добрый путь!» и летят дальше.

Полкан пытается завладеть кораблём. Ваня, в доказательство, что это его корабль, начинает произносить заклинание, но успевает сказать только половину — «Земля, прощай!». Подчинённые Полкану стражники связывают Ивана и бросают в воду, но того спасает Водяной.

Полкан говорит царю, что летучий корабль построил он, и теперь Забава будет его женой. Царь вторит, что корабль принадлежит ему, поднимается по лестнице на судно, но, произнеся известную ему первую половину заклинания, зависает в воздухе и не может ни лететь, ни спуститься на землю. Полкан требует корону, взамен на то что приставит лестницею. Царь неохотно, но соглашается на это, и Полкан забирает себе корону. Он заявляет Забаве, что он теперь царь, а уговор дороже денег, но Забава всё равно не открывает. Иван попадает по трубе в светлицу, Забава ему говорит, что он опоздал, так как Полкан уже построил корабль. Но Ваня успокаивает Забаву, признавшись, что на самом деле это он построил корабль, и они вместе сбегают через окно.

Полкан подслушивает их разговор и ломает двери, но Иван и Забава уже сбежали. Через трубу влюблённые покидают дворец и забираются по лестнице, которую Полкан приставил к кораблю. Полкан успел залезть на лестницу, но Иван говорит «В добрый путь!».

Корабль улетает, а Полкан не успевает залезть и падает с огромной высоты. Иван и Забава улетают на корабле.

Разбор.

Сюжет. Мне нравится «Летучий корабль» - это хороший мультфильм, но, я побуду тем самым душнилой. Сюжет, сценарий мультфильма ну объективно на троечку… он имеет немногим меньше условностей чем оригинальная сказка: любовь с первого взгляда (бывает такое, но в комплексе остальных условностей и это стоит отметить), согласие царя и Полкана на сказочное условие (ладно может у них там магия на каждом шагу и это в пределах нормы), Иван, гуляя по лесу наткнулся на озеро в котором сидит водяной, причём именно тот, кто может помочь ему в его проблеме, а следом к бабкам-ёжкам приходит аккурат к их отлёту, чтобы узнать все слова (к слову, фраз для приземления корабля он не знает, как и для остановки).

Песни. Просто отличные. Я не думаю, что я ошибусь, если скажу, что это лучшее что есть в мультфильме, тем более что эти песни занимают почти весь фильм.

А больше оценить как будто и нечего. Рисовка? Ну да, могла бы быть и получше для 1979 года (там рядом, и «Карлсон вернулся», и «Кентервильское приведение», и ««Метеор» на ринге», и «Ну, погоди», и «Трое из Простоквашино», и «Подарок для самого слабого», и многое другое. Да что там в том же году вышел «Баба-Яга против!», «Олимпийский характер»… короче всё про олимпийского мишку) но есть вспомнить что-то и более спорное («Как лиса зайца догоняла»,  «Большой Тылл»). Да и мульт, в первую очередь про песни, так что и не столь важно. Мораль? Ну история про то, что настоящая любовь всё победит. Хорошо, как будто бы в оригинальнйо сказке даже побольше можно сказать, но опять же мультик то не для морали сделали (для морали вон сделали «Контакт», «Контракт», «Ух ты, говорящая рыба!» и так далее).

Это просто хороший мультфильм с отличными песнями. А больше от него и не требуется, такие тоже нужны.

Фильм.

Ну а теперь и гвоздь программы, правда ощущение, что этот гвоздь вбили в меня, потому, что фильм принёс мне чуть ли не физическую боль.

Сюжет

Царь планирует выдать замуж свою дочь Забаву за, нет не Полкана, а за  Полкана «Поля» Полканыча, сына богача Полкана, на деньгах которого держится царство. Царевна же мечтает найти своего избранника по любви) точнее так пишет Википедия, а на деле она избалованная наглая особа, похлеще чем в «Старой, старой сказке», она всячески хочет сорвать свадьбу и тянется к сельской жизни, точнее к тому, что она считает сельской жизнью, а как мы позже узнаем её представления о ней очень странные). Но царь запрещает ей об этом и думать, так как без поддержки Полкана страна разорится.

В город заходит корабль, в экипаже которого оказывается матрос Иван, мечтающий стать капитаном (а знаете, я не против, ну добавили причину почему корабль). Цыганка в порту нагадывает Ивану, что тот вскоре встретит свою любовь и увидев Забаву (а он её ещё во сне видел, короче шансов не влюбится – ноль), Иван влюбляется. Под видом маляра (притворился маляром он гениально – вылил на голову ведро краски) проникает во дворец, и между ними возникают чувства (Как? Ну конечно же песня и танец… Да, это мюзикл, не самый любимый мой жанр, но и оригинальный мульт построен на песнях и есть же в конце концов «Ла-ла-ленд»…). Иван предлагает Забаве бежать, но та не готова.

На следующий день приплывает из далекой страны и сам Поль. С собой он не только привозит богатые подарки, но и показывает царевне «чудовище, которое ододел в ее честь»: живую ведьму Леди Джейн. На пальце Полканыч носит волшебное кольцо: стоит его повернуть, и ведьма обязана ему повиноваться. Все это впечатляет Забаву, но она тут же разочаровывается, видя, как жестоко Полканыч обходится с Иваном, который прокрался во дворец (Да, где-то между был средневековый дискач под электронщину…).

Брошенный в темницу, Иван узнает от ведьмы, что богатства Полкан и Поль получили из волшебного леса. Забава выпускает Ивана на волю, и тот обещает ей, что сам добудет в лесу клад, и тогда царь позволит ей выйти замуж по любви. Чтобы отомстить Полканычу, ведьма дает Ивану волшебный клубок.

На утро мы видим музыкальный номер про сельскую жизнь под песню «Если бы сбылась мечта» и тут же Поль проявляет свою сущность, открыто издеваясь над Забавой в разговоре с отцом. Тот намекает сыну, что вообще-то у него вся стража на зарплате и если тот захочет, то уже завтра он будет седеть на троне, но парню интересно починить принцессу.

В лесу Иван встречает сначала Соловья-Разбойника (… буквально… это буквально человекоподобный соловей, который занимается разбоем… и поёт «хоп-хэй-ла-ла-лэй»…). Тот вызывает Ивана на музыкальный поединок (Иван поёт «На заре» группы Альянс… хе-хе-хе…), и, услышав новую для себя песню, просит взять его с собой (это что отсылка на оригинальную сказку?), чтобы найти вдохновение. Иван соглашается. Затем Иван встречает Бабок-Ежек (Это Козловский и да, к моему удивлению, он хоть и бесит, но играет чуть ли не лучше всех в фильме), которые пытаются его съесть, но увидев клубок, спрашивают, откуда он. Иван рассказывает Бабкам про ведьму в темнице, и те говорят, что это их внучка Женя, а Полкан её муж (если на этом моменте вы не разгадали в чём суть этой сюжетной линии – это странно, потому как в общих чертах всё становиться понятно уже сейчас). Иван обещает им помочь ее освободить, но только когда найдёт золото и Бабки его отпускают.

Забава, хотя и немного налаживает отношения с Полем, просит Женю показать ей, где Иван, и с ужасом узнает, что тот действительно пошёл в волшебный лес. Полкан же велит сыну найти и убрать Ивана, чтобы тот не помешал свадьбе А. Полканыч притворяется, что хочет уехать, и царь заставляет Забаву прилюдно пообещать, что она выйдет за него замуж.

Наконец, Иван приходит к болоту, и там его встречает Водяной. Чуть не тонет но клубок и Водяной его спасают (Пока Иван приходит в себя, ему снится, что он на летучем корабле с Забавой и он поёт… «Ветер знает где меня искать», группы Браво). Водяной устал жить на болоте, когда-то бывшем большим судоходным озером, и хочет попасть на море, обещая за это все свои подводные сокровища. Иван придумывает, как сделать для этого летучий корабль: взяв у Соловья-Разбойника летучие ивы, а у Бабок-Ежек секреты полета, волшебными инструментами Водяного Иван осуществляет задуманное (Я должен похвалить фильм… да это интересней, чем мультик, где он сразу идёт за кораблём и просто его делает, тут как и в оригинальной сказке нужны все его встречи, более того идея корабля принадлежит самому Ивану. Ну и да – сцена постройки корабля – лучшая во всём фильме, крайне красивая и происходит под песню бабок-ёжек.). Водяной признается, что расплатиться ему с Иваном нечем: он отдал золото Полканычу, когда тот пообещал отвезти его на море, но Полканыч его обманул. Иван соглашается помочь Водяному даже без оплаты: ведь теперь у него есть летучий корабль, а значит, мечту о кругосветном путешествии теперь можно исполнить.

Заставив Женю показать ему Ивана, Полканыч узнает про летучий корабль, и хочет сам его заполучить: с таким флотом любое войско будет непобедимым. За помощь в этом деле он обещает отпустить Женю на волю. Когда летучий корабль прилетает, царское войско пытается его захватить (я не могу не отметить, что он использовал пушки, стреляющие гарпунами  в какой-то момент потребовал царь-пушку, которая оказалась такой же как обычные, но гарпун крепился цепью, а не верёвкой…), но Иван, Соловей и Бабки-Ёжки справляются с ними. Тогда Полканыч с помощью кольца заставляет Женю одолеть их всех, а Ивана убивает стрелой.

Забава приходит к Жене в слезах и умоляет помочь. Женя из последних сил превращает Забаву в старуху, чтобы ту выпустили из дворца, а сама принимает ее облик. От поцелуя Забавы Иван оживает (сииилааа люююбвиии), а у Полканыча Женя в обличье царевны хитростью выпрашивает кольцо и выкидывает в реку (этот идиот не вилит, что когд он кольцом отдаёт приказ – тот действует на «Забаву»…), говоря, что ни с какой ведьмой делить жениха не будет, и завтра быть свадьбе.

За побоище у себя в городе царь в гневе приказывает изгнать Полкана с сыном, но те его сами отправляют в темницу (в чём им помогает лже-Забава – это часть плана). Иван его освобождает, рассказывая, как все это произошло. Женя и Забава (в образе тётушки) начинают свадебную церемонию с Полканычем, и после того как тот даёт клятвы, Женя бьёт его в лицо. Забава напоминает Полканычу, что тот женится не первый раз: первый раз он сватался к Жене, и должен был поставить подпись кровью в Книге Судеб. Но Полканыч обманул Женю, расписавшись фальшивой кровью, и тем самым обрел власть над ней. От капель крови из носа Полканыча, упавших на Книгу, Женя освобождается, и улетает, забрав Полканыча с собой. Полкана же берут в плен Соловей и Водяной.

Вернувшийся Царь благодарит Ивана, но дозволить жениться на Забаве не может: какими бы чудесами и богатствами ни обладал матрос, он не королевских кровей. Тогда Забава снимает корону и отказывается от престола. Забава и Иван сбегают и улетают в путешествие на летучем корабле.

Разбор.

Я честно держался весь пересказ. А теперь могу сказать. Фильм – кал. Полный, на его фоне «Огниво» – прекрасное произведение. Почему? Ну давайте.

Сюжет. Знаете, а он вроде даже не плохой. Условностей в нём немногим больше, чем в мультике… Я серьёзно… Ну да, когда нужно, Поль – слепой, ну да, есть глупости, как коза на балконе и краска, которую Иван на себя вылил, ну да, клубок – этот, по сути, бесполезный, Ивана всё равно спас Водяной, а чтобы помочь с бабками, подошло бы и кольцо, и карта, и что угодно, ну да, десять мужиков удержали руками летучий корабль, ну да, Царь-пушка – та же пушка с гарпуном, только с цепью, а не верёвкой – это более-менее нормально, фильм не сыпется так, как «Огниво» (ну, кроме воскрешения поцелуем, но поверьте мне, это меньшая из проблем). Некоторые моменты даже логичны: Полкан сватает сына, корабль управляется нормально, а не словами.

Визуал, костюмы и декорации. Вот тут сложнее. Вообще, костюмеры и декораторы молодцы – классно всё выглядит… в половине случаев, но вот Соловей… костюмы моряков… некоторые и ещё треть костюмов – ну это убого выглядит. Но тут тоже есть что похвалить. Фильм выглядит, музыкальные номера по визуалу неплохие, даже отличные, ещё раз отмечу сцену постройки корабля, но всё же где-то треть фильма выпадает прям совсем (гнущийся лес, чтобы сделать луч света. Птичья форма Жени. Водяной).

Слэнг и стилистика. Я даже отдельно это выделю. Электронщина? «Вот шизик» от принцессы и не только? Вы кто такие, чтобы это делать? Где выдержанная стилистика? А нет её.

Юмор. К удивлению, шутки есть и даже попадаются хороши. Каламбур с соловьём-разбойником для меня мимо, но то, что принцесса думала, что раки красные, и когда увидела зелёных, спросила: «Они что, не спелые»; то, как к ране в сердце приложили подорожник; «Ты хоть понимаешь, что он хотел тебя.......... Украсть» – на любителя, но пойдёт (тем более что шутки для родителей в детских мультах – редкость).

Хореография. Через раз. Местами хорошая, динамичная, интересная. А местами индийские танцы.

Актёрская игра. Вот мы и доходим до сладенького. Она ужасна. Почти никто не играет. Да легче сказать, кто хоть что-то выдаёт: Гармаш (хотя местами переигрывает), Добронравов (которого очень мало), Козловский, ещё местами (особенно в плане манерности, жестов и прочего невербальной составляющей) неплохо играет Ксения Трейстер (молодая актриса, как я помню, одна из первых больших ролей, а вообще изначально не она должна была играть Забаву… не важно) и, внезапно, Полина Гагарина… А чё с лицом? Ярмольник, Бурковский (который вообще не играет, кроме пары сцен… он просто говорит, даже без интонаций), Метёлкин (тоже достаточно молодой, но профессиональный актёр) играют хуже певицы.

Музыка. Итак, давайте о хорошем. Некоторые, около половины, новых аранжировок – нормальные. Некоторые, около трети, песен в целом нормальные. Остальное слушать нельзя. И дело не во вкусовщине, просто, как бы так сказать… НИКТО ПЕТЬ НЕ УМЕЕТ, [НЕПЕРЕВОДИМАЯ ИГРА СЛОВ]!!! Пересильд поёт за Трейстер, а что толку? За Метёлкина (Ивана) поёт ФЕДУК. Он спел «Ветер знает, где меня искать» и «На заре»! Это мюзикл! Как можно взять туда людей, не умеющих петь?! Да что там, вы ж музыкальные партии отдаёте кому-то, почему и они поют плохо?

Итог. Вот со стороны кажется, что в целом-то неплохо, я даже что-то хвалил, но это если смотреть на отдельные элементы и статично, а если собрать всё это, то окажется, что фильм мёртв. Всё время в кадре или ужасный вокал, или стрёмные декорации, или дурость сюжета, или отсутствие актёрской игры, а чаще всего несколько или все эти аспекты. И то немногое хорошее, что в фильме есть, просто не замечаешь (Я большую часть этих вещей сумел выделить только, когда сидел и писал текст, пересматривая нужные моменты).

А знаете, что рецензенты с Кинопоиска выделили в качестве минусов фильма? Вот:

Какой [непереводимая игра слов] Толкин?

Какой [непереводимая игра слов] Толкин?

Но фильм ведь для детей, не так ли? И, как мне сказали под одним из постов, пусть они и решают?

Показать полностью 4
13

Летучий корабль: сказка, мультик и фильм. Часть 1: Сказка

ВВЕДЕНИЕ

Ну что ж, продолжаем сказочную тему. Тема сегодняшнего эссе не столь близка мне, как «Огниво». Да, мне нравится советский мультик, но вот оригинальную сказку я прочитал только перед этим эссе. Зачем я завёл речь об этом? Чтобы вы понимали, что, если в прошлом эссе у меня была некая личная заинтересованность, так как экранизировали что-то близкое мне (хотя все мои тезисы я стараюсь формулировать объективно, а там, где это не так, прямо говорю о субъективщине), то тут у меня вообще нет поводов придираться. Я непредвзято посмотрел фильм и хочу его обсудить.

Для людей, которые рассказывают, что: «Самый хороший, надежный и проверенный рецензиатор - дети! Они будут выносить свой вердикт смотрительности того или иного фильма»; предлагающих согласиться с тем, что: «глубоко [непереводимая игра слов] на ваше мнение, если детям (по сути, для кого эта сказка создана) заходит, им нравиться, их глазенки горят от восторга и сюжета, ну что [непереводимая игра слов] вам надо?!» – отдельное пояснение. Если фильм, будучи произведением искусства, плохо сделан с ремесленной точки зрения (плохой сценарий, актёры недоигрывают или переигрывают, камера трясётся, освещение такое, что ничего не видно и так далее) – это плохо, но взрослый человек, вне зависимости от того понимает или не понимает это, но в любом случае это его выбор, а показывать такие фильмы детям – это вдвойне плохо. Ребёнок просто иначе оценивает вещи, до определённого возраста ему эти ваши сюжеты до лампочки, главное чтобы картинки побыстрее сменялись (тут же металлическая лошадь, говорящая голосом Алисы, какой там сюжет) и в целом это нормально, до какого-то момента. Значит ли это, что детям можно скармливать второсортное кино? Нет, ровно наоборот, их от этого нужно ограждать, так как они начнут к этому привыкать (это взрослый, человек со сформированными вкусами и интересами посмотрев плохой фильм внезапно свои вкусы не изменит, то ребёнок у которого вкусы только формируются вполне может от этого фильма и отталкиваться, особенно если этот кал завернуть в яркую обвёртку), у них мир с ног на голову вполне может перевернуться (это не «конкретные фильмы плохие», а «редкие фильмы хорошие/лучше чем эти»), а потом все будут удивляться тому, что люди смотрят, что слушают и читают, а главное что считают нормальным уровнем качества.

Ну да ладно, наливайте ароматный кофечай, я посмотрел «Летучий корабль» и я предлагаю о нём поговорить.

Летучий корабль: сказка, мультик и фильм. Часть 1: Сказка

Сказка

Как всегда поговорим о первоисточнике, в данном случае русской народной сказке «Летучий корабль», обработанная А. Н. Афанасьевым.

Жили-были старик да старуха. У них было три сына — два старших умниками слыли, а младшего все дурачком звали. Старших старуха любила — одевала чисто, кормила вкусно. А младший в дырявой рубашке ходил, черную корку жевал.

Вот однажды дошла до той деревни весть: кто построит царю такой корабль, чтоб и по морям ходил и под облаками летал, — за того царь свою дочку выдаст. Решили старшие братья счастья попытать. Снарядила мать старших сыновей, напекла им в дорогу пирогов белых, нажарила-наварила курятины да гусятины.

Отправились братья в лес, стали деревья рубить да пилить. Много нарубили-напилили. А что дальше делать — не знают. Стали они спорить да браниться, того и гляди, друг дружке в волосы вцепятся.

Подошёл тут к ним старичок и предложил помощь, но оба брата накинулись на старичка — слушать его не стали, нехорошими словами обругали и прочь прогнали. Ушёл старичок.

Поругались ещё братья, съели все свои припасы, что им мать дала, и возвратились домой ни с чем... Как пришли они, начал проситься младший. Стали мать и отец отговаривать его да удерживать, да никак с ним не сладишь. Дали ему на дорогу краюху черного сухого хлеба и выпроводили вон из дому. Взял дурень с собой топор и отправился в лес. Ходил-ходил по лесу и высмотрел высокую сосну: верхушкой в облака эта сосна упирается, обхватить её впору только троим.

Срубил он сосну, стал её от сучьев очищать. Подошёл к нему старичок. А дурачок, к деду с уважением отнеся, совета спросил как у старшего. А старик и помог. Послушался дурень старичка — всё за ним повторил. Когда пришло время перекусить дурень сказал:

— Эх, дедушка, для меня-то еда найдётся, вот эта краюха чёрствая. А тебя-то чем угостить? Ты небось и не угрызёшь моё угощение?

А краюха в руках деда возьми да и превратись в мягкий да белый каравай.

После еды старик достал из-за пазухи кусок холста из которого они парус сладили. Как работу кончили стрик сказал:

— Садись теперь в свой корабль и лети, куда тебе надобно. Да смотри, помни мой наказ: по пути сажай в свой корабль всякого встречного!

Тут они и распрощались. Старичок своей дорогой пошёл, а дурень на летучий корабль сел, паруса расправил. Надулись паруса, взмыл корабль в небо, полетел быстрее сокола. Летит чуть пониже облаков ходячих, чуть повыше лесов стоячих...

Летел-летел дурень и видит: лежит на дороге человек — ухом к сырой земле припал. Спустился он и после короткого разговора забрал с собой на корабль Слухало и полетели они дальше.

Летели-летели, видят — идёт по дороге человек, на одной ноге скачет, а другая нога к уху привязана, оказалось, что если ногу отвязать то человек за три шага весь свет перешагнёт. Присоединился к ним скороход.

Много ли, мало ли пролетели, глядь — стоит человек с ружьём, целится. А во что целится — неведомо. Как вы поняли меткий стрелок, Стреляло, к ним присоединился.

Летели они, летели и видят: идёт человек, несёт за спиною большущий мешок хлеба, который ему на укус. Объедало также сел к ним.

Над лесами летят, над полями летят, над реками летят, над сёлами да деревнями летят. Глядь: ходит человек возле большого озера, головой качает – пить нечего, озеро то на один глоточек. Опивало сел в корабль, и полетели они дальше.

Сколько летели — неведомо, только видят: идёт человек в лес, а за плечами у него вязанка хвороста. Да не простого,  Коли разбросать его, тотчас целое войско появится.

Летели-летели, глядь: идёт старик, несёт куль соломы, которое стоит только разбросать её в жаркое лето — и станет враз холодно: снег выпадет, мороз затрещит. Холодило взобрался со своим кулём в корабль, и полетели они дальше.

Летели-летели и прилетели к царскому двору. Царь в ту пору за обедом сидел. Увидел он летучий корабль и послал своих слуг:

— Ступайте спросите: кто на том корабле прилетел — какие заморские царевичи и королевичи?

Слуги подбежали к кораблю и видят — сидят на корабле простые мужики. Не стали царские слуги и спрашивать у них: кто таковы и откуда прилетели. Воротились и доложили царю:

— Так и так! Нет на корабле ни одного царевича, нет ни одного королевича, а все черная кость — мужики простые. Что прикажешь с ними делать?

«За простого мужика нам дочку выдавать зазорно, — думает царь. — Надобно от таких женихов избавиться».

Да с совета бояр решил жениху задавать разные трудные задачи, авось он их и не разгадает тогда ему от ворот поворот и покажем.

Ну и послали его к обеду найти живой и мёртвой воды!

Тут то Скороход и выручил. Отвязал он ногу от уха и побежал за тридевять земель в тридесятое царство. Набрал два кувшина воды живой и мёртвой, а сам решил отдохнуть, присел под густым развесистым дубом, да и задремал... Царский обед к концу подходит, а Скорохода нет. Загоревали все на летучем корабле — не знают, что и делать. А Слухало приник ухом к сырой земле, прислушался да и понял, что уснул их товарищ.

Услыхав это Стреляло схватил своё ружье, прицелился и выстрелил в дуб, под которым Скороход спал. Посыпались с дуба жёлуди — прямо на голову Скороходу. Проснулся тот. Вскочил он и в ту же минуту принёс кувшины с водой:

Встал царь из-за стола, глянул на кувшины да решил проверить воду. Поймали петуха, оторвали ему голову и спрыснули мёртвой водой. Голова вмиг приросла. Спрыснули живой водой — петух на ноги вскочил, крыльями захлопал, «ку-ка-реку!» закричал.

Досадно стало царю. Но задал он другую задачу. Съесть со своими сватами за один присест двенадцать быков жареных да столько хлебов, сколько в сорока печах испечено!

Тут и Объедало помог. Привезли двенадцать быков жареных да столько хлебов, сколько в сорока печах испечено. Объедало давай быков поедать — одного за другим. А хлебы так в рот и мечет каравай за караваем. Все возы опустели. А Объедало добавки просит.

Но Царь не сдаётся приказал чтобы выпито было зараз сорок бочек пива, каждая бочка по сорок вёдер. Но Опивале только того и надо. Прикатили сорок бочек-сороковок. Стали черпать пиво вёдрами да подавать Опивале. Он как глотнёт — ведро и пусто.

— Что это вы мне вёдрами подносите? — говорит Опивало. — Этак мы целый день проканителимся!

Поднял он бочку да и опорожнил её зараз, без роздыху. Поднял другую бочку — и та пустая откатилась. Так все сорок бочек и осушил.

Видит царь: ничем дурня нельзя взять. Решил погубить его хитростью.

— Ладно, — говорит, — выдам я за тебя свою дочку, готовься к венцу! Только перед свадьбой сходи в баню, вымойся-выпарься хорошенько.

И приказал топить баню. А баня-то была вся чугунная. Трое суток баню топили, докрасна раскалили. Огнём-жаром от неё пышет, за пять саженей к ней не подойти.

Но с дурнем нашем в баню Холодило пошёл разбросал в бане солому — и стало холодно, стены инеем подёрнулись, в чугунах вода замёрзла. Сколько-то времени прошло, отворили слуги дверь. Смотрят, а дурень жив-здоров, и старичок тоже.

А царь не унимается, требует поутру полк выставить, но тут как тут старичок с хворостом волшебным. Рано поутру старик с хворостом кликнул дурня и вышел с ним в поле. Раскидал он вязанку, и появилось несметное войско — и пешее, и конное, и с пушками. Трубачи в трубы трубят, барабанщики в барабаны бьют, генералы команды подают, кони в землю копытами бьют... Дурень впереди стал, к царскому двору войско повёл. Остановился перед дворцом, приказал громче в трубы трубить, сильнее в барабаны бить.

Услышал царь, выглянул в окошко, от испугу белее полотна стал. Приказал он воеводам свое войско выводить, на дурня войной идти. Вывели воеводы царское войско, стали в дурня стрелять да палить. А дурневы солдаты стеной идут, царское войско мнут, как траву. Напугались воеводы и побежали вспять, а за ними вслед и все царское войско.

Вылез царь из дворца, на коленках перед дурнем ползает, просит дорогие подарки принять да с царевной скорее венчаться.

Но не указ он теперь ему. Прогнал он царя прочь и не велел никогда в то царство возвращаться. А сам на царевне женился. И стал он в том царстве жить, всякие дела вершить.

Разбор.

Сюжет. А вот и отличная возможность рассмотреть этот сюжет на контрасте с «Огнивом». Как я уже отмечал, последнее выделяется крайне стройным сюжетом: почти каждый элемент на своём месте и логично расположен, -  а собственно от авторской сказки иного ожидать и не приходится, а точнее это стоит требовать, ровно как и от любого художественного произведения.

А вот «Летучий корабль» - результат творчества народного, коллективного и даже если Афанасьев её обработал, все достоинства (такие как простая и понятная мораль, практичность идей, простота, доступность, архитипичность (если в народной сказке есть Иван-дурак, вы сразу понимаете, что это за персонаж и какова его роль, хотя это справедливо и для авторских сказок),  и отражение социальный сферы) и недостатки (значительно менее структурированный сюжет, предсказуемость (как следствие архитипичности), высокая вариативность изложения, множество условностей).

И вот эти минусы, достаточно хорошо просматриваются в этой сказке, такие как низкий уровень структурированности сюжета (развитие  сюжета – повторение одного и того же цикла: встреча – выявление особенностей – приглашение на корабль; как таковое отсутствие кульминации) и огромный уровень условности – вот старик, который знает как сделать летучий корабль, и как удобно, что сам оказался в этом лесу и ещё дважды, чтобы и с братьями поговорить и с главным героем; вот все персонажи, которые повстречались герою, согласились лететь с ним, пригодились ему и даже в том же порядке, в котором повстречались.

Делает ли это сюжет сказки плохим? Да в общем нет. Да, его можно было бы сделать лучше, ну так много что можно сделать лучше, а в народной сказке главное мораль.

Мораль. Ну у народных сказок обычно мораль достаточно прозрачная и «Летучий корабль» не исключение. Чётко прослеживается два посыла: уважай старших, прислушивайся к их опыту, хотя бы пытайся прислушиваться к советам и, главное будь вежливым и дружелюбным человеком; не имей сто рублей, а имей сто друзей (в комплекте с мыслью, что как ты к людям так и они к тебе) – только вместе со всеми попутчиками, к каждому из которых герой отнёсся доброжелательно, несмотря на их странности, он сумел добиться успеха. Этакая ценность коллективизма (вполне присущего нашей, да и не только нашей, культуре) с оттенком делай добро — и оно к тебе вернётся.

Ну и так на сдачу идея того, что данное слово держать нужно, а то как царь –будете платить больше чем обещали.

Дурень. Ну, что это за персонаж – понятно, очередной Иванушка-дурачок, разве что стоит отметить, что имени у него в обработке нет, не знаю было ли оно в самой народной сказке и как частно, но стоит отметить, что Дурак, на Руси, до определённого момента было именем, причём первоначально языческим, причём предназначалось для обмана злых духов и прочей нечисти. Более того, это слово, вероятно, так как точно установить происхождение сложно, означает «бестолковость» (иные варианты, «глупость», «упрямство» и т.д.) в целом, детские черты, так что логично было давать младшему ребёнку имя-оберег, обозначающие присущие ему черты.

Как вы видите, имеет мало общего с мультфильмом, но для общего кругозора прочитать её было интересно. А уж если на то пошло и на её  экранизацию тоже было бы интересно посмотреть, хотя задача не из лёгких.

Так или иначе, мы можем переходить к разговору о мультфильме и о… том, что по его мотивам сняли в 2024 году.

Продолжение: Летучий корабль: сказка, мультик и фильм. Часть 2: Мультфильм и фильм

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!