Как технологии взламывают мозг - от фокусника и специалиста по этике дизайна Google. Часть 10
Взлом №10. Ошибки прогнозирования, стратегии типа "Нога в двери"
Mark Haumann отметил вас на фото. Нажали бы мы на синюю кнопку, если бы знали настоящую стоимость нажатия? Надпись на основной кнопке: "Потратить следующие 20 минут", на вспомогательной: "Не нажимай меня".
Наконец, приложения эксплуатируют неспособность людей прогнозировать последствия нажатий на те или иные кнопки.
Люди не могу интуитивно прогнозировать настоящую стоимость нажатия. Маркетологи используют техники типа "Нога в двери", когда задают маленький невинный вопрос для начала ("всего лишь одно нажатие, чтобы увидеть, какой ваш твит был ретвитнут") и наступают оттуда ("почему бы вам не задержаться здесь некоторое время?"). Фактически, все завлекающие вебсайты используют такой прием.
Представьте, что веб браузеры или смартфоны, эти шлюзы, через которые люди совершают подобные выборы, на самом деле заботились о людях и помогали им предсказывать последствия нажатий (основываясь на реальных данных о том, какую пользу и стоимость они несут)?
Вот почему я добавляю "Примерное время для прочтения" в начале моих постов. Когда вы помещаете "настоящую стоимость" выбора в самом начале взаимодействия с человеком, вы обращаетесь с аудиторией достойно и с уважением. В интернете "Времени, проведенного с пользой" варианты оформляются в терминах предполагаемой стоимости и отдачи, и люди получают возможность совершить информированный выбор без какой-либо дополнительной работы.
TripAdvisor использует технику "Нога в двери", предлагая сделать ревю одним нажатием ("Сколько звезд?"), при этом скрывая 3-х страничное путешествие с ответами на вопросы, следующее за этим нажатием.
Подведение итогов и как мы можем это исправить.
Расстраивает ли вас, что технологии взламывают свободу вашей воли? Я расстроен. Я перечислил несколько видов приемов, но их существует буквально тысячи. Можно представить себе заполненные книгами шкафы, семинары, мастер-классы и тренинги, которые учат целеустремленных технологических предпринимателей использовать приемы вроде перечисленных. Представьте себе сотни инженеров, чья ежедневная работа заключается в том, чтобы изобретать все новые способы держать вас на крючке.
Свобода начинается со свободного разума, и нам нужна технология, которая поможет на жить, чувствовать, думать и действовать свободно.
Нужно, чтобы смартфоны, панели уведомлений и веб браузеры стали экзоскелетами для нашего разума и межличностных взаимодействий, ставящими на первое место наши ценности, а не наши импульсы. Человеческое время ценно. И мы должны защищать его также усердно, как и конфиденциальность персональных данных, а также другие цифровые права.