OURANG MEDAN
Сегодня у нас еще одна городская легенда, якобы произошедшая в реальности. Первое (и по сути единственное официальное) упоминание о ней появляется в 1952 году в издании Proceeding of the Merchant Marine Council – это бюллетень, выпускаемый береговой охраной США, в нем содержится список происшествий за определенный промежуток времени (к этому мы еще вернемся ближе к концу). Суть инцидента в соответствии с данными издания такова. Летом 1947 года станции прослушивания, расположенные в Азии и принадлежащие Голландии и Британии, принимают сигнал бедствия с корабля S.S. Ourang Medan (S.S. – это сокращение Steam Ship, то есть пароход, а само название с голландского переводится как «Человек из Медана». Медан, соответственно, город в Индонезии). Содержание сигнала: «Капитан и все офицеры мертвы. Лежат в кубрике и на корабельном мостике. Вероятно, вся команда мертва». Кроме того, это сигнал принимают два американских корабля, и один из них – Silver Star – выдвигается на помощь. Когда члены команды Silver Star попадают на борт, они обнаруживают мертвыми не только команду, но и собаку. Тела были без видимых повреждений. На лицах застыл ужас. Корабль не был поврежден, однако в трюме было крайне холодно. Вскоре после начала осмотра начал появляться какой-тот дым, матросы с Silver Star поспешили вернуться к себе на корабль. А через какой-то небольшой промежуток времени Ourang Medan взорвался и затонул.
Сразу после публикации история становится крайне популярной, так как конец 40-х и все 50-ые – благодатное время для всяких любителей уфологии, мистики и тайн. Однако почти сразу появляются и скептики, которые указывают на самый странный момент во всей истории: нет никаких упоминаний о Ourang Medan ни в одном специализированном справочнике, название отсутствует в реестрах. Только вот при этом Silver Star – реально существующие судно. Через 2 года, в 1954 году на немецком языке выходит брошюра писателя Отто Мильке, в которой он не просто подтверждает существование «Человека из Медана», но и выдает огромное количество информации о корабле, включая имя капитана. Кстати, тут же Мильке не только подтверждает реальность и датировку происшествия, но даже выдвигает свою версию произошедшего, собственно, даже две версии. Итак, согласно Отто Мильке, Ourang Medan перевозил цианистый калий и нитроглицерин. Первый послужил причиной смерти и мук команды, а второй – причиной взрыва. Вторая его версия почти не отличается от первой – перевозили какое-то химическое оружие, которого после Второй мировой было очень много. При этом вторая еще может частично объяснить отсутствие официальных данных о корабле, так как подобные перевозки были запрещены.
Следующая версия предполагает, что в какой-то момент времени на судне начался пожар, а команда отравилась угарным газом. Собственно, при желании так или иначе и она объясняет все те события, что случились. Не совсем понятной является только смерть той части экипажа, что была на мостике, но при желании можно и ее объяснить.
Третья версия: инфразвук. Явление не то, чтобы распространенное, однако действительно случающиеся на открытой воде. И да, инфразвук может вызвать панику и даже сердечный приступ. Правда, опять же крайне маловероятно, что инфразвук может убить практически одновременно всю команду корабля, да и пожар остается необъяснимым.
Ну и, как всегда, целый набор абсолютно разных, но таких похожих предположений: морские чудовища, НЛО, и даже гибель от рук немецкой подлодки, экипаж которой продолжает свое черное дело даже после окончания войны.
При этом почему-то крайне редко рассматривается версия о том, что происшествие – дело рук пиратов. Все происходит в Малаккском проливе, который в 21-ом веке является одним из самых опасных мест для судоходства с точки зрения безопасности, что уж говорить о 40-х годах 20-ого. Команду могли отравить или просто зарезать, особенно, если среди экипажа были свои люди. Тут стоит напомнить, что у кораблей все очень сложно с информативной базой. Корабль может (и так часто бывает) иметь порт приписки одной страны, а принадлежать компании из совершенно другой. Ну а про то, что экипажи кораблей состоят из людей самых разных национальностей, вы и сами знаете.
После убийства экипажа и ограбления пираты устраивают пожар и покидают корабль. А матросы Silver Star просто не имеют достаточно времени на детальный осмотр.
Единственным малопонятным, но не необъяснимым штрихом, является момент подачи сигнала бедствия. Кто и зачем его подал? Но и тут версия с пиратами смотрится чуть интереснее, чем любая другая. Для корсаров подобная издевка вполне могла быть своеобразной «фишкой», фирменным знаком.
Теперь давайте порассуждаем, а каков шанс, что никакого происшествия в реальности не было? В действительности такой шанс вполне себе есть. В начале мы говорили о том, что инцидент произошел в 1947 году, а вот первая из двух публикаций датирована 1952 годом. Вроде бы, ничего особенного. Многие специализированные издания выходят с периодичностью раз в несколько лет. Однако тот самый бюллетень береговой охраны – ежегодник. И если появление информации на следующий год или даже два после инцидента можно объяснить трудностями передачи информации в тот период, то вот разница в пять лет уже кажется странной. То есть, информация об происшествии попадает к составителям ежедневника в 50 или 51 году. Опять же, сама по себе более поздняя первая запись не указывает на какой-то обман, скорее, просто заставляет задуматься.
Далее давайте разбираться со вторым источником и его автором. Отто Мильке изначально писал приключенческие и криминальные романы, и только в 1954 начал писать о кораблях. Начал писать, потому что с детства увлекался морской тематикой, да и вообще любил и интересовался всем, что связано с мореплаванием. В начале 1954-ого он начинает писать очерки об известных кораблях для двух серий изданий. Одна серия посвящена известным немецким кораблям, другая – знаменитым иностранным кораблям и происшествиям. Обе серии гордо именуют каждую часть романом, однако в действительности это просто справочная информация и отчеты о морских происшествиях с вкраплением небольшой отсебятины самого Мильке. В той серии, которая затрагивает не немецкие инциденты есть, например, и «Мария Целеста». Про качество работы и аналитику информации может многое сказать тот факт, что за 5 лет Мильке написал свыше 180-ти таких «романов», то есть в среднем у него получалась одна такая брошюра раз в 10 дней. Сами понимаете, фактчекинг, если и был, то оставлял желать лучшего. Мог ли человек, увлекающийся морской тематикой прочитать в течение 2-х лет после выхода статью о «Человеке из Медана», а потом использовать ее для своей серии книг, добавив несколько штрихов от себя, таких как имя капитана, для правдоподобности? Да вполне.
У нас остается само описание произошедшего и всей той мистики, что сопровождала смерть экипажа. С этим тоже не очень сложно разобраться. Итак, все эти описания «смерть от неустановленных причин», «все умерли, даже попугай», «на лице застыла гримаса ужаса» вы, должно быть, уже встречали в книгах, сериалах, фильмах или статьях. Подобные описания чаще всего характерны именно для морских таинственных происшествий. И для происшествий, что случились в одном, достаточно конкретном месте, а именно – Бермудском треугольнике. Правда, есть один довод против такого простого объяснения – сам термин «Бермудский треугольник» появляется в 1964 году. Однако и здесь есть нюанс. Термин действительно появляется через 12 лет после публикации об Ourang Medan, только вот впервые о «таинственных происшествиях» в этом районе журналист Эвард Джонс упомянул в 1951 году. Соответственно, вырисовывается следующее предположение. Кто-то либо решает просто пошутить, либо создать достаточно простую мистификацию. Придумывает историю о таинственном происшествии с некоторыми вкраплениями мистики; указывает в качестве места действия далекий регион, в котором постоянно что-то случается и информацию из которого крайне сложно проверить; чтобы инцидент казался чуть более реальным указывает в качестве свидетелей членов экипажа реально существующего корабля (вполне допускаю, что никто из команды Silver Star так и не узнал, что не просто оказался участником столь жуткой истории, но и был на волосок от гибели). Был ли мистификатором человек, собирающий информацию для бюллетеня береговой службы, или это был один из редакторов, мы, естественно, уже никогда не узнаем, но это и не важно. А через два года, Отто Мильке, любящий море, приключения и писать о кораблях-призраках, просто продублирует эту утку, даже не подозревая, что в дальнейшем станет соавтором достаточно известной городской легенды
Больше историй тут - https://t.me/urbanlegendsandfolk



