Городские легенды
4 поста
4 поста
Сегодня у нас еще одна городская легенда, якобы произошедшая в реальности. Первое (и по сути единственное официальное) упоминание о ней появляется в 1952 году в издании Proceeding of the Merchant Marine Council – это бюллетень, выпускаемый береговой охраной США, в нем содержится список происшествий за определенный промежуток времени (к этому мы еще вернемся ближе к концу). Суть инцидента в соответствии с данными издания такова. Летом 1947 года станции прослушивания, расположенные в Азии и принадлежащие Голландии и Британии, принимают сигнал бедствия с корабля S.S. Ourang Medan (S.S. – это сокращение Steam Ship, то есть пароход, а само название с голландского переводится как «Человек из Медана». Медан, соответственно, город в Индонезии). Содержание сигнала: «Капитан и все офицеры мертвы. Лежат в кубрике и на корабельном мостике. Вероятно, вся команда мертва». Кроме того, это сигнал принимают два американских корабля, и один из них – Silver Star – выдвигается на помощь. Когда члены команды Silver Star попадают на борт, они обнаруживают мертвыми не только команду, но и собаку. Тела были без видимых повреждений. На лицах застыл ужас. Корабль не был поврежден, однако в трюме было крайне холодно. Вскоре после начала осмотра начал появляться какой-тот дым, матросы с Silver Star поспешили вернуться к себе на корабль. А через какой-то небольшой промежуток времени Ourang Medan взорвался и затонул.
Сразу после публикации история становится крайне популярной, так как конец 40-х и все 50-ые – благодатное время для всяких любителей уфологии, мистики и тайн. Однако почти сразу появляются и скептики, которые указывают на самый странный момент во всей истории: нет никаких упоминаний о Ourang Medan ни в одном специализированном справочнике, название отсутствует в реестрах. Только вот при этом Silver Star – реально существующие судно. Через 2 года, в 1954 году на немецком языке выходит брошюра писателя Отто Мильке, в которой он не просто подтверждает существование «Человека из Медана», но и выдает огромное количество информации о корабле, включая имя капитана. Кстати, тут же Мильке не только подтверждает реальность и датировку происшествия, но даже выдвигает свою версию произошедшего, собственно, даже две версии. Итак, согласно Отто Мильке, Ourang Medan перевозил цианистый калий и нитроглицерин. Первый послужил причиной смерти и мук команды, а второй – причиной взрыва. Вторая его версия почти не отличается от первой – перевозили какое-то химическое оружие, которого после Второй мировой было очень много. При этом вторая еще может частично объяснить отсутствие официальных данных о корабле, так как подобные перевозки были запрещены.
Следующая версия предполагает, что в какой-то момент времени на судне начался пожар, а команда отравилась угарным газом. Собственно, при желании так или иначе и она объясняет все те события, что случились. Не совсем понятной является только смерть той части экипажа, что была на мостике, но при желании можно и ее объяснить.
Третья версия: инфразвук. Явление не то, чтобы распространенное, однако действительно случающиеся на открытой воде. И да, инфразвук может вызвать панику и даже сердечный приступ. Правда, опять же крайне маловероятно, что инфразвук может убить практически одновременно всю команду корабля, да и пожар остается необъяснимым.
Ну и, как всегда, целый набор абсолютно разных, но таких похожих предположений: морские чудовища, НЛО, и даже гибель от рук немецкой подлодки, экипаж которой продолжает свое черное дело даже после окончания войны.
При этом почему-то крайне редко рассматривается версия о том, что происшествие – дело рук пиратов. Все происходит в Малаккском проливе, который в 21-ом веке является одним из самых опасных мест для судоходства с точки зрения безопасности, что уж говорить о 40-х годах 20-ого. Команду могли отравить или просто зарезать, особенно, если среди экипажа были свои люди. Тут стоит напомнить, что у кораблей все очень сложно с информативной базой. Корабль может (и так часто бывает) иметь порт приписки одной страны, а принадлежать компании из совершенно другой. Ну а про то, что экипажи кораблей состоят из людей самых разных национальностей, вы и сами знаете.
После убийства экипажа и ограбления пираты устраивают пожар и покидают корабль. А матросы Silver Star просто не имеют достаточно времени на детальный осмотр.
Единственным малопонятным, но не необъяснимым штрихом, является момент подачи сигнала бедствия. Кто и зачем его подал? Но и тут версия с пиратами смотрится чуть интереснее, чем любая другая. Для корсаров подобная издевка вполне могла быть своеобразной «фишкой», фирменным знаком.
Теперь давайте порассуждаем, а каков шанс, что никакого происшествия в реальности не было? В действительности такой шанс вполне себе есть. В начале мы говорили о том, что инцидент произошел в 1947 году, а вот первая из двух публикаций датирована 1952 годом. Вроде бы, ничего особенного. Многие специализированные издания выходят с периодичностью раз в несколько лет. Однако тот самый бюллетень береговой охраны – ежегодник. И если появление информации на следующий год или даже два после инцидента можно объяснить трудностями передачи информации в тот период, то вот разница в пять лет уже кажется странной. То есть, информация об происшествии попадает к составителям ежедневника в 50 или 51 году. Опять же, сама по себе более поздняя первая запись не указывает на какой-то обман, скорее, просто заставляет задуматься.
Далее давайте разбираться со вторым источником и его автором. Отто Мильке изначально писал приключенческие и криминальные романы, и только в 1954 начал писать о кораблях. Начал писать, потому что с детства увлекался морской тематикой, да и вообще любил и интересовался всем, что связано с мореплаванием. В начале 1954-ого он начинает писать очерки об известных кораблях для двух серий изданий. Одна серия посвящена известным немецким кораблям, другая – знаменитым иностранным кораблям и происшествиям. Обе серии гордо именуют каждую часть романом, однако в действительности это просто справочная информация и отчеты о морских происшествиях с вкраплением небольшой отсебятины самого Мильке. В той серии, которая затрагивает не немецкие инциденты есть, например, и «Мария Целеста». Про качество работы и аналитику информации может многое сказать тот факт, что за 5 лет Мильке написал свыше 180-ти таких «романов», то есть в среднем у него получалась одна такая брошюра раз в 10 дней. Сами понимаете, фактчекинг, если и был, то оставлял желать лучшего. Мог ли человек, увлекающийся морской тематикой прочитать в течение 2-х лет после выхода статью о «Человеке из Медана», а потом использовать ее для своей серии книг, добавив несколько штрихов от себя, таких как имя капитана, для правдоподобности? Да вполне.
У нас остается само описание произошедшего и всей той мистики, что сопровождала смерть экипажа. С этим тоже не очень сложно разобраться. Итак, все эти описания «смерть от неустановленных причин», «все умерли, даже попугай», «на лице застыла гримаса ужаса» вы, должно быть, уже встречали в книгах, сериалах, фильмах или статьях. Подобные описания чаще всего характерны именно для морских таинственных происшествий. И для происшествий, что случились в одном, достаточно конкретном месте, а именно – Бермудском треугольнике. Правда, есть один довод против такого простого объяснения – сам термин «Бермудский треугольник» появляется в 1964 году. Однако и здесь есть нюанс. Термин действительно появляется через 12 лет после публикации об Ourang Medan, только вот впервые о «таинственных происшествиях» в этом районе журналист Эвард Джонс упомянул в 1951 году. Соответственно, вырисовывается следующее предположение. Кто-то либо решает просто пошутить, либо создать достаточно простую мистификацию. Придумывает историю о таинственном происшествии с некоторыми вкраплениями мистики; указывает в качестве места действия далекий регион, в котором постоянно что-то случается и информацию из которого крайне сложно проверить; чтобы инцидент казался чуть более реальным указывает в качестве свидетелей членов экипажа реально существующего корабля (вполне допускаю, что никто из команды Silver Star так и не узнал, что не просто оказался участником столь жуткой истории, но и был на волосок от гибели). Был ли мистификатором человек, собирающий информацию для бюллетеня береговой службы, или это был один из редакторов, мы, естественно, уже никогда не узнаем, но это и не важно. А через два года, Отто Мильке, любящий море, приключения и писать о кораблях-призраках, просто продублирует эту утку, даже не подозревая, что в дальнейшем станет соавтором достаточно известной городской легенды
Больше историй тут - https://t.me/urbanlegendsandfolk
Англия, 12 век, в поле рядом с деревней Вулпит, графство Саффолк, крестьяне находят двух детей, мальчика и девочку, которые говорят на непонятном для местных языке, отказываются от любой пищи, выглядят абсолютно нормально за одним исключением - кожа у них зеленого цвета. Интереснейшая завязка. На ум приходят сразу инопланетяне, или орки, ну или хотя бы эксперименты над людьми. Однако скорее всего, все намного проще. Начнем по порядку.
Сведения об инциденте содержатся в двух летописях: «История английских королей» и «Хроники Англии». В первом случившиеся относят к середине 12 века, во втором – к концу оного. Вполне допустимое расхождение, исходя из давности события и непримечательности места действия. Рядом с развалинами, которые раньше назывались «Вулфпитс» (Волчьи Ямы, оттуда и название населенного пункта), крестьяне видят в поле двух детей, мальчика и девочку, которые одеты в странную одежду из непонятного материала, и цвет кожи которых – зеленый. Детишек отводят в деревню, по пути выясняя, что и язык, на котором они говорят, тоже странный и непонятный. Первое время брат и сестра (их родство, скорее всего, выяснится чуть позже, когда их обучат английскому) ничего не ели, исключение сделали только для бобов. В дальнейшем дети сменят цвет на привычный и станут католиками. Мальчик вскоре умрет, а девочка проживет сильно дольше и выйдет замуж.
Теперь перейдем к тем интересным подробностям, что дети рассказали о себе, изучив английский. До прибытия в Вулпит они жили на Земле Святого Мартина. В день происшествия они пасли овец, затем вдруг услышали необычный звук, сходный с колокольным звоном, почувствовали эйфорию, упали в обморок, а когда очнулись, оказались именно там, где их нашли крестьяне. Когда брата и сестру начали расспрашивать, что это за страна такая и христианская ли вера там распространена, они отвечали, что да, страна христианская, да и церкви есть. Только вот есть отличие от стандартных условий проживания: в том месте, где они жили, солнце не всходило, а лишь слегка освещало их дом своими лучами, люди живут в сумерках, похожих на предрассветные. А еще недалеко от их места жительства видна некая светящаяся земля, отделенная широкой рекой.
Итак, в сухом остатке мы имеем: зеленые дети, говорят на неизвестном языке, изначально жили в каком-то странном месте с очень необычными условиями. Попробуем разобраться, можно ли найти какой-нибудь рациональное объяснение данной истории. Начнем с самого простого – языка. Нам нужен какой-то язык, который не понимают английские крестьяне, но при этом им пользуются в какой-то соседней стране. Подходит французский. А то, что Вулпит находится не так далеко от Дувра, подтверждает теорию. Вернемся к названию страны, являющейся первым домом детей, - Земля Святого Мартина. Святой Мартин являлся великим подвижником христианской церкви, в молодости попал в Галлию, а потом жил близ Пуатье. В честь него названо огромное количество деревней, церквей и соборов. Франция становится из приоритетного варианта чуть ли не единственным. Однако остается еще само описание места жительства и зеленый цвет кожи. Описание условий очень и очень походит на какую-то шахту или рудник, а зеленый цвет, как и его последующее исчезновение, можно объяснить либо недостатком гемоглобина, который появился из-за недоедания, либо отравлением медью. И тот, и другой вариант подходят под описанные условия. Последний из важных не отвеченных вопросов: а как маленькие французы попали в Англию? С этим уже сложнее – слишком много времени прошло, однако у исследователей и ученых преобладают две версии. Первая: их похитили из родной деревни во Франции, перевезли в Англию и заставили работать на медных рудниках. Вторая, высказанная исследователем Полом Харрисом: в конце 12 века происходило переселение фламандцев в Англию в связи с тем, что множество из них приняли участие в восстании против Генриха Второго Плантагенета, соответственно, мальчик и девочка были осиротевшими детьми одного из них.
Вывод: в любой, даже самой странной истории лучше искать логику и пробовать объяснять ее рационально. Конечно же, по прошествии такого количества времени очень сложно что-либо утверждать, но даже в таких условиях можно найти вполне приемлемое объяснение, не прибегая к мистике.
Больше историй - https://t.me/urbanlegendsandfolk
Как известно, больше всего в фильмах и компьютерных играх пугают три вида «существ»: дети, манекены и, естественно, куклы. Про манекенов и детей (хотя тут они тоже фигурируют) поговорим как-нибудь потом, а вот про кукол – сегодня.
Итак, Остров кукол (Isla de las Muñecas) расположен на одном из каналов Мехико. Цитата из Википедии: «является известной туристической достопримечательностью и имеет репутацию «страшного» места». Собственно, больше знать ничего и не обязательно, чтобы понять, что к чему, но все же для осознания, как и для чего иногда работает фольклор, давайте чуть углубимся в эту историю.
Когда-то в 50-х годах прошлого века на острове жил один-единственный человек, что вообще ни разу не удивляет в свете того, что центр Мехико далеко, а вокруг сплошные болота. Звали его Хулиан Сантана Барреро. Занимался он рыбной ловлей и сельским хозяйством. Ну так по крайней мере утверждает «официальная история». Возникает вопрос, зачем человек живет на острове по середине нигде? Ответ: был выгнан из какой-то там общины за религиозные суеверия. Тут надо отметить важный факт: несмотря на то, что Мексика, как и любая латиноамериканская страна является максимально религиозной, количество около религиозных суеверий там просто огромное. При желании просто посмотрите на ютубе какой-нибудь сборник «реальной паранормальной активности», в любом случае найдете что-нибудь из тех краев. Другими словами, чтобы тебя выгнали откуда-то за суеверия в такой стране, необходимо не просто верить во всякий бред, а быть достаточно сильно странным, назовем это так. Так вот дон Хулиан, как уважительно называют его гиды, которые возят на остров туристов, как-то услышал крики маленькой девочки; понял, что она тонет; побежал ее спасать, но не успел. В воде он нашел только куклу, которую затем повесил на дерево (начинаю понимать, за что его выгнали). Напоминаю, на острове он жил один, остров окружают болота, откуда девочка - не ясно. Кстати, личность девочки не известна до сих пор. Правда это, как вы поняли, совершенно и не важно.
Вот с это момента и начинается все самое страшное и загадочное (спойлер – на самом деле нет). После происшествия он, по его собственным словам, начал по ночам слышать крики и прочие некомфортные для уха звуки, а потом призрак утонувшей девочки стал то ли просить, то ли требовать предоставить ему новых кукол. Собственно, этим Барреро и занялся. Слышишь страшные звуки? Живешь на острове один? С тобой разговаривают призраки? Ответ один: выполняй все требования нечисти, никуда не уезжай, и все будет хорошо. Кукол наш привратник адских врат добывал разными способами, но в основном вылавливал из канала. Не очень понимаю, зачем люди выкидывают игрушки своих детей в воду, но, видимо, я просто мало знаю о нравах мексиканцев. Игривое привидение оказалось крайне жадным и требовало все новых и новых кукол. Если вы посмотрите на фотографии всех этих пупсов, то обратите внимания, что процентов 90 из них изломаны, побиты и просто выглядят, как контингент «Золотой Воблы» вечером пятницы. Все это потому, что Хулина решил, что призрака надо остановить (от чего – остается не ясным, привидение никуда с острова не переезжало и не с кем больше не контактировало), и начал наносить всем найденышам увечья разной степени тяжести. Очередной вопрос о том, как это должно остановить утопленницу, останется без ответа.
Естественно, что где-то в этот момент должна начаться глава про деньги, иначе зачем тогда это все. Первых туристов якобы начали возить на остров в 90-х годах, когда наш доблестный гоустбастер был еще жив. Гиды рассказывают о том, что на острове постоянная паранормальная активность, но ночью. Как вы понимаете, вывод тут только один: если вам предлагают экскурсию в какое-то магическое место, вас просто хотят немного развести на деньги.
Чем же заканчивается история дона Хулиана? Он жил бок о бок с призраком 50 лет, умер где-то в 2001 году. Погиб он по словам местных (местных кого? кукол?) вблизи от того места, где утонула та самая девочка. Вариантов гибели два. Первый героически-трагичный – сердечный приступ. Второй – максимально банальный, но зато объясняющий все странности с призраками, жизнью в одиночестве и ломанием полностью и не полностью кукол – он утонул, будучи пьяным.
Вот ссылка на маленькое видео об этом проклятом месте - https://www.youtube.com/watch?v=sA70Ez0Vueo
Больше историй тут - https://t.me/urbanlegendsandfolk
Начнем с одного из самых известных персонажей – Слендермена. В 2009 году на форуме Something Awful проходит конкурс Create Paranormal Images. Суть конкурса достаточно проста – с помощью любого графического редактора добавить на фотографию что-нибудь пугающие. Один из участников под псевдонимом Victor Surge (Эрик Кнудсен в реальной жизни – просто, чтобы вы знали имя героя) публикует два чёрно-белых фото групп детей, а на заднем фоне – некая худая, высокая, безликая фигура в черном костюме. Все предыдущие фотографии в рамках конкурса никакими подписями не сопровождались, а вот Victor каждую из своих работ подписал. Подписи цитировать не буду, да вы и сами уже догадались о сути: дети пропали, все сгорело, фотографы исчезли или умерли. И вот эти самые надписи превратили простой фотошоп, если не в произведение искусства, то по крайней мере в мем (и в том простом понимании, в котором мы с вами используем этот термин, и в мем с точки зрения Докинза). По словам автора, он вдохновлялся произведениями Кинга и Лавкрафта, легендами о людях-тенях и человеке-мотыльке, играми Sillent Hill и Resident Evil, фильмом «Фантазм» и еще кучей всего.
Слендермен тут же приобретает популярность, да что там говорить - становится вирусным, то есть начинает жить своей собственной жизнью (привет, Докинз). Появляются все новые и новые «настоящие фото», пишутся крипипасты, а чуть позже выйдет сериал на Youtube «Мраморные шершни», и прочая, и прочая. Через какое-то время появятся видеоигры, игры для смартфонов, несколько полнометражных фильмов.
А потом произойдет инцидент в Вокеше, Висконсин. Две девочки заманили свою подругу в лес и нанесли ей 19 ножевых ранений. Пострадавшая к счастью выжила, а несостоявшиеся убийцы заявили полицейским, что убить ее им приказал Слендермен (правда, тут следует заметить, что у обеих девушек были диагностированы психические заболевания, а одна из них по ее собственным словам общалась не только со Слендерменом, но и Волан-де-Мортом, Северусом Снейпом и кем-то из черепашек-ниндзя). После этого трагического события началась общенациональная паника по поводу Слендермена и того влияния, которое истории о нем оказывают на неокрепшие умы. Сначала какая-то женщина в разговоре с репортером рассказывает, что на нее с ножом нападала дочь, предварительно написав рассказы про Слендермена. Потом другая девочка якобы подожгла дом, когда там находились ее родные, начитавшись крипи-тредов про нашего сегодняшнего героя. Апофиозом всего стала эпидемия самоубийств в индейской резервации Пайн-Ридж. Вождь племени в общении с журналистами отметил, что многие коренные американцы традиционно верят в некоего «духа-самоубийцу», который по описанию… ну дальше вы знаете. Естественно, что после этого выходит документальный фильм «Остерегайтесь Слендермена». Однако тут следует обратить внимание на то, что инцидент в Вокше, первый из списка трагедий, происходит 31 мая 2014 года, то есть через пять лет после появления Слендермена. К тому времени популярность мема уже на спаде, а помнят о нем в основном олдфаги.
Теперь давайте попробуем разобраться, а в чем именно феномен первоначальной популярности Слендермена и столь сильного влияния на культуру и социум. Многие ученые и исследователи, говоря о Слендермене и анализируя его историю, говорят о том, что он – пример цифрового фольклора, и, соответственно, на данном примере можно достаточно легко отследить, как в реальности формируются легенды и мифы. У каждого фольклорного героя есть несколько аспектов: коллективность – образ создается не одним человеком, а коллективом (тот самый форум из начала истории уже через несколько часов после появления первых фотографий наполнился новыми изображениями за авторством других пользователей, а не самого Эрика Кнудсена); вариативность – изменчивость истории в зависимости от авторства рассказчика (отличается не только само повествование, но даже и внешний вид Слендермена); исполнение – автор каждой истории может изменять нарратив в зависимости от ожиданий или реакции аудитории. Другими словами, мы с вами можем понять, как зарождались и развивались все те мифы, что знакомы нам с детства. Все эти Снегурочки, деды Морозы, Кощеи и Змеи Горынычи проходили те же фазы становления и развития. Тут уйдем немного в сторону и отметим, что у Слендермена есть и одно серьезное отличие от вышеназванных персонажей – авторское право. Да-да, несмотря на огромное количество крипи-тредов, фотографий и всего прочего интернет-творчества, права на Слендермена принадлежат вообще какому-то другому, неизвестному лицу, а даже не самому Кнудсену. Вот такой он, современный фольклор.
Следующим фактором популярности является то, что фигура тощего, безликого, бледного человека в черной одежде или некоего антропоморфного существа с самого начала нашей с вами социальной истории (конструкт звучит убого, но вы поняли) ассоциируется с негативными вещами. Это метафора либо голода: славянский Жердяй, Вендиго, один из всадников апокалипсиса, да даже самые «обычные» вампиры; либо парафраз Смерти: Кощей Бессмертный, тот самый Дух-роскомнадзор, приснопамятный Волан-де-Морт и много кто еще.
Ну и последним по порядку, но не по важности из значимых факторов является тот, что описал сам Кнудсен, рассказывая о том, как он придумывал персонажа: «Намерение состояло в том, чтобы создать что-то или кого-то, чьи мотивы едва ли можно понять, и что вызывает беспокойство и ужас у каждого». Человеку всегда интересен мистический персонаж, чьи цели непонятны, а происхождение не ясно. Нас одновременно притягивает и пугает таинственность и неясность мотивов. На этом построены и многие триллеры и хорроры, и книги в жанре ужасов (привет Лавкрафту с его «неизъяснимыми и неописуемыми ужасами, но так и быть я попробую описать»), и игры. Нам нравится бояться, и нравится пытаться понять происхождение и мотивацию таких антигероев, как наш сегодняшний.
Кстати, еще одним из свидетельств популярности и долговечности истории Слендермена служит то, что через некоторое время в интернет-фольклоре появляется Сиреноголовый. Все то же самое, только с одним изменением - «я орал – меня ловили боялись». Более юным пользователям интернета дали нового героя.
Резюмируя: Слендермен кроме интересной истории создания дает возможность понять, как формируется, развивается и изменяется любой фольклорный герой. И наблюдать за этим действительно интересно.
Больше историй по ссылке - https://t.me/urbanlegendsandfolk