Ответ на пост «А я думала что уже все сделано»
Есть старый еврейский анекдот:
Приходит мужик к юристу, а юрист ему говорит:
- вам дать совет или консультацию?
- а в чем разница?
- совет бесплатный, а консультация платная.
- тогда совет!
- вот вам мой бесплатный совет: запишитесь на платную консультацию.
---
Вы как хороший юрист можете часами рассказывать клиенту порядок подачи документов в суд, обжалования... Прочих юридических процедур. Проблема в том что этим вы не сделаете хорошо клиенту. Если бы ваш клиент был способен сделать эту процедуру самостоятельно - он бы самостоятельно нашёл и информацию о том, как её сделать. Но увы.
Вся ваша работа (на данном этапе) должна сводиться к простому:
- составление заявления n денег
- подача заявления в суд m денег
- ведение дела k денег
В договоре на оказание услуг должно быть прописано " юрист делает заявление и не делает всего остального ".
Для клиентов в порядке доброй воли можно распечатать памятку "как самостоятельно подать документы в суд", и вручать в случае отказа от вашей "подачи". При этом в памятке конечно же не лишним будет прорекламировать ваши услуги по выполнению этой и других работ.
Но вот работать за пределами договора и тем более нести за это ответственность (а выслушивание клиента и повторные объяснения очевидного в данном случае было формой ответственности) - это ваш альтруизм, который кроме как к потере денег и нервов ни к чему не приводит.
---
Приведу более жизненный пример.
Приносит клиент в ремонт дорогую железку.
Мастер говорит: ремонт столько-то денег.
Клиент пускается в объяснения что это дорого, что он бы сделал сам, но не знает как, что "вы мне объясните как трамбулировать кретагатор без виподатора, а дальше я сам сделаю".
ВОТ НА ЭТОМ МОМЕНТЕ важно понять, что ЭТО УЖЕ НЕ ВАШ КЛИЕНТ.
И ЕСЛИ вашей главной услугой не является образовательная (и вам за это не компенсируют потерю нервов деньгами) - нужно мягко отправить клиента за дверь, тем самым минимизировав причинённый вам и вами(!) ущерб.
Ибо хуже дурака только дурак с инициативой, а учить дурака - только портить.
Безусловно, высшим уровнем мастерства является переубедить клиента так, чтобы он радостно оплатил весь пакет ваших услуг, но важно ДО этого не принимать на себя лишнюю ответственность, которая может (с точки зрения клиента) возникнуть из-за недостаточного обучения клиента вами, на что вы и напоролись.