Ответ на пост «Фотография и театр»
Несколько дней назад @runos спрашивал, как можно договориться о съёмке в театре. Там же в комментариях @Snipers попросила поделиться опытом подобных съёмок, что я и решил сделать.
Уже около семи лет я сотрудничаю с Пермским театром "У Моста" Сергея Федотова, накопил довольно большой опыт работы в театре.
Попал я туда случайно - администрация когда то вышла на меня, и попросила поснимать спектакль, и вот с тех пор не могу остановиться. Съёмка очень сложная, но и очень интересная.
Постараюсь описать все сложности, которые могут ожидать вас при работе в театре.
"Вий"
Нельзя просто прийти в театр, и начать снимать, обычно это запрещено. Но нет ничего невозможного. Нужно просто заранее договариваться с администрацией, получить разрешение. Ни один театр не откажется получить фотографии со спектакля, поэтому обычно не отказывают.
Вам скорее всего выделят место, где вы не будете перекрывать обзор зрителям, а они вам. У меня в театре есть своё постоянное место - откидное в проходе в центре зала. Когда меня приглашают на съёмку, минимум на три таких же откидных места впереди не позволяют никому садиться, чтобы ничей затылок не маячил в кадре.
"Макбет"
Техника.
Вам понадобится фотокамера с телеобъективом, позволяющая снимать на высоких iso, и желательно имеющая бесшумный режим съёмки. Со звуком, издаваемым камерой, могут возникнуть первые проблемы. Я снимаю на Nikon D800, камера не имеет бесшумного режима, и в результате на меня несколько раз наезжали зрители, хотя я глушу звук затвора, и снимаю далеко не пулемётными очередями.
Запомнились два случая:
какая то женщина начала шипеть, что я ей мешаю наслаждаться спектаклем. Причём делала это так громко, что ее услышал весь зал и актёры на сцене. А потом оказалось, что эта театралка не выключила телефон, и он начал орать посреди спектакля, плюс ко всему она ещё и долго не могла его найти в сумочке. Кто из нас мешал сильнее ещё большой вопрос.
В другой раз, когда уже практически все расселись на свои места, в зал вошла припозднившаяся пара, муж с женой. Мужик ещё от первого ряда, увидев меня, начал громко и демонстративно причитать - только бы не рядом с фотографом, не даст нормально спектакль посмотреть! Сели через ряд позади меня чуть сбоку, мне мужика было хорошо видно в отражение выключенного монитора камеры. Весь спектакль он не находил себе места - то откинется назад задерёт голову вверх, то наоборот, опустит голову вниз и дремлет, то роется в телефоне. Спектакль он не смотрел вообще. И какого хрена выёживался, я так и не понял.
Чтобы избежать таких проблем, можно купить специальный чехол на камеру, который приглушит ее звук, или сшить самому. Я с этим особо не заморачиваюсь - просто накрываю камеру шарфом сложенным вдвое, звук конечно слышно, но он получается приглушенным.
Хорошо, если же у вас есть современная беззеркалка с бесшумным режимом.
Снимать предпочитаю со штатива. Можно и без него, особенно если у вас камера или объектив со стабом, но держать в руках весь двух-трехсасовой спектакль тяжелую камеру с телеобъективом в руках это не айс.
И таки да - никаких вспышек! Вспышка в театре это табу.
Хотя если быт честным - на нескольких представленных здесь фотографиях она присутствует, но эти кадры сделаны не во время спектакля, на них актеры специально позировали для меня.
"Игроки"
Одна из самых больших сложностей при съёмке в театре это свет.
Во первых - забудьте про любую автоматику, никаких приоритетов диафрагмы или выдержки, никаких "Р" - в театре это не работает абсолютно. Свет жесткий, контрастный, глубокие тени, ярко высвеченные софитами участки - экспонометрия камеры просто сходит с ума. Только ручной режим "М". Это сложно, требует навыков, требует реакции - свет порой меняется десяток раз за минуту, приходится постоянно подстраиваться. Я за эти годы уже только взглянув на сцену на глаз определяю экспозицию. На первых порах придется постоянно просматривать отснятое, и вносить поправки. Немного проще в этом отношении снимать беззеркалками, но и они не панацея. Лично я ретроград, мне проще и привычнее работать зеркалкой с прямым визированием.
"Квазимодо"
Вторая сложность со светом - баланс белого. Свет меняется постоянно, в одном кадре может быть цветовая температура и 2000 и 5000К. Чаще всего я работаю в двух режимах - при съёмке сцен с тёплым светом ставлю вручную 2500К, в сценах с холодным светом, или имитирующем дневной работаю в автоматическом режиме ББ, ориентируюсь опять же на цветовую температуру главного объекта сцены. В принципе можно всё отснять в режиме авто, а потом уже выправить в конвертере.
Их всего вышенаписанного вытекает - никакой работы в JPEG, только RAW!
"Мастер и Маргарита"
Фокусировка. Я предпочитаю снимать в режиме следящей 3D фокусировки по одной точке. Это позволяет поймать в фокус главный объект съёмки, и удерживая нажатой кнопку AF-ON кадрировать и снимать не боясь, что объект внезапно выскочит из фокуса, или камера сфокусируется на каком то вторичном объекте, который не важен в данной сцене.
"На дне"
Обрабатывать предпочитаю в Capture One. Этот конвертер хорош тем, что позволяет создавать много корректирующих слоёв, и к каждому слою применять абсолютно любой инструмент - можно локально изменить на любом выбранном участке фотографии экспозицию, яркость, баланс белого, оттенок, резкость, чёткость, ДД, и так далее. Абсолютно любой инструмент для обработки фотографий имеющийся в конвертере, и это даёт огромные возможности. Как я писал выше - ББ в одном кадре может прыгать плюс/минус 2000/3000К, одни участки высвечены, другие уходят в полумрак. Возможности Capture One в работе со слоями позволяет всё это вытянуть, выправить. Плюс в последних версиях конвертера добавилось много функций, облегчающих сам процесс рисования маски, теперь выделение объекта, на которое раньше уходило минут 10 делается за минуту.
"Безрукий из Спокэна"
Вы можете договориться с театром о съёмке на репетиции. В отличие от спектакля на репетиции есть возможность снимать не с одной точки телевиком, а работать прямо на сцене, менять ракурс, что невозможно сделать во время спектакля. Но заранее нужно уточнять, как будет проходить репетиция - чаще они проходят без костюмов и грима, а это уже совсем не то. Снимать нужно генеральную репетицию, или ту, которая проходит непосредственно перед самим спектаклем, при полной выкладке.
"Лейтенант с Инишмора"
"Головлёвы"
Ну и напоследок чуток нечисти.
Театра "У Моста" позиционирует себя как мистический театр, и помимо классики и Мартина Макдонаха здесь ставятся такие спектакли, как "Вий, "Вечера на хуторе близ Диканьки, "Дракула", "Франкенштейн", "Мефистофель", "Мастер и Маргарита". Так что всякой нечисти тут хватает. ))

























