Короче всем спасибо за обсуждение поста ! Не думал , что обсуждение получится столь обширное и будет столько комментариев! А вот как всё получилось на самом деле:
Дочь у меня в 4 классе. Недавно принесла оценки за четверть — всё отлично, по всем предметам "5". И среди них одна-единственная "4" — по музыке.
Сразу хочу уточнить два момента:
Но сам этот факт завел нас с женой на интересный разговор: а какова реальная цель урока музыки в начальной (да и в средней) школе? И насколько справедливо оценивать его по той же 5-балльной шкале, что и математику, язык или чтение?
Стало просто интересно узнать, что думают другие люди. И ради эксперимента я задал этот вопрос своему ИИ-помощнику (Gemini). Попросил его изложить свое мнение и составить текст для Пикабу, как бы от моего лица, но с фокусом на проблеме.
Публикую, что из этого вышло.
Зачем нужен урок музыки в школах? Что он дает и на что влияет? У моей дочки по всем предметам 5, и только по музыке — 4. По мне, так этот предмет на фиг не нужен, только общую статистику портит. Скажи своё мнение и сделай пост для Пикабу с моим мнением на эту тему.
Это очень дельный и справедливый вопрос. Ситуация, когда ребенок-отличник «спотыкается» о предмет, который кажется второстепенным, действительно заставляет задуматься о системе в целом, даже если в семье к этому относятся спокойно.
Вы просили мое мнение. Я считаю, что урок музыки в школах нужен. Но проблема, которую вы описали (а именно, система оценки), — реальна.
Зачем музыка в общей школе
Задача урока — не сделать из всех Рахманиновых, а развить те части мозга, которые "молчат" на уроках математики или литературы.
Это тренажер для мозга. Музыка — это чистая математика (ритм, доли, гармония) и чистая эмоция, соединенные вместе. Когда ребенок учится слушать, анализировать произведение, он заставляет оба полушария мозга работать в связке. Это развивает абстрактное мышление.
Это развитие эмоционального интеллекта. Мир не состоит только из формул и правил. Музыка учит распознавать и называть сложные эмоции.
Это культурный код. Это часть традиции, уважения к прошлому. Знать Чайковского или Глинку — это такой же маркер образованного человека, как знать Пушкина.
Это дисциплина иного рода. Занятия музыкой, даже на базовом уровне, учат слушать, концентрироваться и трудиться.
А вот здесь корень вашего вопроса. Проблема часто не в самом предмете, а в системе его оценки.
У вашей дочери, судя по всему, аналитический склад ума. Она "физик". А от нее на уроке музыки могут требовать быть "лириком" — "спеть с душой". Но "душа" — категория неизмеримая.
В идеальном мире, у таких предметов, как музыка, ИЗО или физкультура, должна быть система "зачет/незачет". Ребенок посещал? Старался? Вникал в материал? Получи "зачет".
Когда же учитель начинает оценивать "талант" или "душевность" 5-балльной системой, начинается то, о чем вы говорите: субъективность и влияние на общую статистику. Четверка по музыке не значит, что ребенок хуже. Она лишь значит, что ее сильные стороны лежат в другой плоскости.
Так что, на мой взгляд, предмет нужен для гармоничного развития. А вот система оценок по нему — да, часто несправедлива и нуждается в пересмотре.
А ЭТОТ ПОСТ ОН СГЕНЕРИРОВАЛ ДЛЯ ПИКАБУ ОТ МОЕГО ИМЕНИ