"Ежедневно арестовывают до 30 человек за слишком пиздливый язык в интернете, и будем честны, хоть и мы не знаем количество обвинительных приговоров, это все ещё довольно дохуя."
В 2018-ом 3300 человек было арестовано в Великобритании за высказывания в интернете:
Сегодня будет весьма любопытная история о том, как попытка взорвать британский парламент привела к созданию любимой аватарки всех школьников планеты, как попытку протеста против системы эта самая система и продала людям (прям как в "Дивном новом мире") и наконец, о том, что многие знали и так - что Великобритания ебучее говно.
Счас будет минутка актуальных новостей, но потерпите, это важно для контекста. Вы никогда не задумывались о том, почему самая известная (и миллион раз обсосанная) антиутопия товарища Оруэлла "1984" была написана именно в Великобритании и повествовала о ней? И пока весь мир с упоением обсуждает чебурнет или великий китайский фаерволл, а в твиттере с упоением выясняют, когда же уже в той или иной стране наступили литералли 1984, британская Бибиси обладает подавляющим влиянием на страну, вещая почти в каждом доме, и управляется советом попечителей, назначаемым напрямую монархом. В июле в той же Британии заработал новый закон об интернете, убивающий любые намеки на анонимность и контролирующий, что люди пиздят в соцсетях. Ежедневно арестовывают до 30 человек за слишком пиздливый язык в интернете, и будем честны, хоть и мы не знаем количество обвинительных приговоров, это все ещё довольно дохуя.
И человек не в теме, особенно живущий на просторах нашей необъятной, может сильно удивиться. Люди же в теме давно выразили свое понимание в меме:
А теперь краткий экскурс в историю на 20 строк. На дворе 1605 год, начало 17 века. В Англии наблюдается самый расцвет пиздореза между католиками, которые составляли большую часть населения туманного альбиона, и протестантами, которые стремительно набирали популярность среди плебса за счет менее иезуитской идеологии, что католикам не нравилось.
Только на их мнение хуй кто клал, и первый из тех, кто собственно, клал, был непосредственно король Яков 1, сын католички Марии Стюарт, который не просто подмахивал протестантам в целях собственной популяризации, но показательно казнил некоторых особо буйных католиков. Очень умное решение, очень.
Стоит ли говорить, что это недовольство в среде особо религиозных вылилось в настоящий заговор? Группа католиков запланировала не что-нибудь, а взрыв Якова, а чтобы наверняка - поднять на воздух все здание парламента (которое с Биг Беном) во время королевской речи. Подготовка тоже впечатляла - под зданием заложили 2,5 тонны черного пороха, которых хватило бы, чтобы, по оценкам современных ученых, произвести полную реновацию здания парламента, частичную реновацию Вестминстерского аббатства и озолотить производителей стекол для окон во всем центре Лондона.
Собственно Гай Фокс. Карикатуру на его лицо вы видели много раз.
Среди заговорщиков был некий Гай Фокс, который уже успел повоевать офицером на стороне испанских католиков против голландских протестантов. Он не был главным из них, но умел работать со взрывчаткой, и потому ему доверили обращаться с ней. Взрыв было запланировано совершить 5 ноября во время королевской речи, но поскольку, как вы понимаете, здание парламента стоит до сих пор, у них ничего не вышло.
Кто-то сдал заговорщиков, и вместо королевской речи 5 ноября произошел масштабный обыск здания, и Фокс, отказавшийся покинуть свой пост на охране пороха, был схвачен. После чего подвергли самому демократичному способу допроса - пыткам - и выявили остальных заговорщиков, которые были схвачены и казнены.
Но если вы думаете, что их просто повесили или отрубили головы - то нет, лол. С давних пор и до 19 века монархи Британии за измену стране практиковали весьма экстравагантное зрелище - сначала приговоренных вешали, но пока те оставались живы, их потрошили, после чего (и не исключено, что они оставались живы на тот момент) их четвертовали и в конце отрубали голову. Умели же британские монархи веселиться, доложу я вам.
Фокса казнили последним, но тот умудрился уйти на своих правилах - спрыгнул со стульчика, сломав себе шею ещё на стадии повешения. А 5 ноября монархи объявили государственным праздником - днем чудесного спасения, и две с половиной сотни лет по всей стране в этот день приказано было пиздить соломенные чучела, изображающие Гая Фокса с фейерверками и прочими радостями. Тем самым его имя и деяния навсегда остались в истории.
Окей гайз, с историей мы вроде разобрались. Кстати, по слухам, английское слово "guy" пошло как раз от имени Гая Фокса, и изначально носило негативный оттенок, ставшее просто синонимом слова "парень" к нашему времени.
Ну так вот. Британия пережила с тех немало всего - казнь короля, промышленная революция, луддиты и прочая, прочая, прочая. Кучи социальных проблем, наслаивающиеся на политические и экономические, постепенное падение роли Великобритании на мировой арене породили целую плеяду авторов, обнажающих проблемы общества. А уж когда в 19 и особенно начале 20 века в литературе начал активно развиваться жанр антиутопии, его семена упали на очень благодатную почву. Почти все самые известные произведения жанра в 20 веке вышли от британцев - 1984, Дивный новый мир, Заводной апельсин, Повелитель мух (хотя лично я не могу отнести ее к антиутопиям) - список можно продолжать долго, а мне лень, пост и так будет немаленьким.
Во многих из этих произведений главным местом действия становилась, естественно, Британия, ведь по закону жанра, описывая будущее, альтернативное настоящее или даже прошлое, писатели в первую очередь отражали в своих книгах существующую реальность, окружавшую их. И было лишь вопросом времени, когда жанр перекинется на другие способы выражения - кино и комиксы.
В 1953 году Британия породила одного из величайших авторов комиксов в истории - человека, благодаря которому презрительное "фу комиксы" сменилось на благородное "графические романы" - Алана Мура. Если вкратце, то рос он не в самой благополучной обстановке в довольно бедной семье, что не могло не отразиться на его взглядах. Весьма оппозиционный, он тесно сошелся с хиппи, даже практиковал прием ЛСД (осуждаем, не надо оно никому) и с детства любил комиксы, что и предопределило его судьбу.
Вначале он и рисовал сам, но впоследствии понял, что не умеет рисовать так быстро, как продумывает сюжеты, и сконцентрировался чисто на написании историй. В итоге за его долгую карьеру (40 лет!) он принял участие в написании комиксов 2000AD, которые породили судью Дредда, написал Хранителей и V - значит Вендетта, придумал Джона Константина (того самого, про которого сняли фильм с Киану Ривзом), автор арки комиксов "Убийственная шутка" про Джокера и Бэтмена, на которую фанаты комиксов DC дрочат даже сейчас, а это тащемта показатель. И это не считая едва ли не сотен других работ, более или менее известных.
И конечно, сегодня нас интересует именно "V - значит вендетта". Комикс выходил в британском издательстве, и отражал квинтэссенцию всего, над чем Мур работал всю жизнь - приземленность, реалистичность и глубокие заложенные смыслы, которые выкупили далеко не все (вспомнить хотя бы как он рвал на себе волосы после фильма Хранители, в котором массовая аудитория на руках носила Роршаха, психопата и во многом безумца, что немало говорит о нашем обществе).
Собственно вступление. Весь роман выполнен в такой графическом стиле
И если вы смотрели фильм, но НЕ читали комикс, то вас ждет нихуевый поворот событий. На планете произошел тотальный пиздорез, в котором выжили очень немногие, а кто выжил - скажем так, чувствует себя так себе. В уцелевшей Британии кризисы шли один за одним, голод, в экологии говно, а под конец ещё и смертельный вирус, который валит людей пачками. На этой волне в стране появляется партия Северный огонь, которая обещает со всем покончить если выберут ее.
И вообще, ребята, давайте уже сплотимся, а то поодиночке помрем, а для ощущения чувства сплоченности выберем единого лидера, будем ходить строем и построим твердую вертикаль власти, чтоб, значицца, на века. А виноваты во всем геи, евреи и мигранты, так что их вопрос партия окончательно решит. Это все лилось на британцев по телеку, и патриотично настроенная публика быстро выбрала нужную партию, которая навела в стране порядок железной рукой.
Правда, о благосостоянии нации говорить не приходится, ведь очевидно фашистсткое правительство британии несмотря на все заверения о здоровье страны занимается в первую очередь укреплением власти любой ценой. Эпидемия быстро побеждается найденной вакциной, а со всех экранов, радио и палаток с готовой едой раздаются оды Верховному канцлеру.
Напомню. мы про Британию, а искать тут аллюзии на что либо ещё не имеет особого смысла, потому что по Марксу государство всегда является инструментом господствующего класса для подавления других классов и поддержания своего господства. Давайте лучше дальше по сюжету.
Девушка Иви, работающая на оружейном заводе, от безысходности и нищеты решает побродить в комендантский час по улицам, заработав проституцией пару грошей. Но ей везет напороться на пальцейских - и это не одна из моих знаменитых опечаток. Пальцейские - по сути полицейские, а по названию от слова "пальцы" - пальцы Руки, что служит партии. Следовательно, всякие там Око и Рот - соответственно слежка и пиздеж по телеку, а Задница - это, естественно, сам Верховный канцлер, пусть об этом ни разу не говорится.
По закону за проституцию они могут убить ее на месте. А если красивая - то хорошо, а потом убить. Но её спасает неизвестный в маске Гая Фокса, парике и черном плаще с шляпой, разговаривающий как сборник стихов Шекспира. Он не обладает особыми способностями, но использует внезапность и технические средства типа слезоточивых гранат, чтобы убить пару полицейских (а не раскидать всех как Бэтмен) и спасти девушку.
После чего он на ее глазах взрывает тот самый парламент и начинает просвещать ее на предмет своей философии. Он берет девушку в оборот и забирает с собой.
В сущности (если вы боитесь спойлеров, то хоть кино сначала гляньте) некто V - бывший заключенный одного из концлагерей, который пережил испытания препаратов, но был свидетелем того, как Партия пришла к власти, сама распространив вирус с которым потом отважно боролась. А все лидеры ее - Глаз, Палец, Рот и прочие селезенки - когда то курировало концлагерь и Ви теперь им мстит.
Вот только Ви - не борец за свободу, как вы могли подумать и не супергерой. Он - анархист и террорист. Без скидок на моральную неоднозначность он буквально стремится к разрушению государства до основания, в котором наступит эра согласия людей между собой, а над ними уже не встанет ничей тяжелый сапог.
В сущности весь роман - это противостояние двух идеологий, анархизма и фашизма, где с одной стороны тяжелый государственный аппарат, лидеры которого зажравшиеся мрази, положившие на алтарь своих амбиций жизни десятков тысяч людей, извращенцы, маньяки и педофилы, развращенные властью либо попавшие во власть потому что развращены. А с другой - не наивный идеалист-школьник, а матерый террорист, который знает и умеет пользоваться системой для того, чтобы совершать теракты, донося до населения свою цель - встать и погнать поганой метлой мудаков, которые питают своей кровью свою систему.
Да, вы не ослышались, в сущности протагониста в этой истории нет (если не считать Иви). Ви - это не борец за все хорошее, он подставляет людей, он убивает людей, и Алан Мур не пытается обелить его тем, что он убивает только плохих. Нет, Ви - радикальный анархист в самом академическом понятии этого слова. Он как Гай Фокс из настоящей Британии - который преследовал свои цели, далекие от альтруистических трусов капитана Америки, спасающего котиков.
Перерождение Иви. В романе сцена куда более жесткая, чем в фильме, где опять сгладили углы.
И в свое время это сделало графичесий роман культовым - он без зазрения совести показывал борьбу говна и мочи, в которой страдать будут люди, которым это в хуй не уперлось. А главное - автор так и не дает четкого ответа, нормален ли Ви. Может, он психопат больной? Но ведь он борется с ещё большими мудаками? Или может, он душевно больной? Тут довольно сложно судить, потому что именно эту часть автор отдал на откуп зрителям - кто знает, возможно, среди них найдутся и те, кто ясно и четко воспримет идеалы Ви, равно как и те, кто предпочтет концентрационные лагеря хаосу и безнаказанности.
И в сущности весь роман, окромя личной истории Иви, представляет собой не попытку дать ответ "нажать Х чтобы стало заебись", а наоборот задает вопросы - а где ваша граница между борьбой за свободу и террором? Как далеко вы готовы зайти в попытке навести справедливость? Это немного перекликается с моим предыдущим постом про Postal, в котором подобные темы поднимает фильм "С меня хватит", где главный герой в какой-то момент идет до конца, и каждый из зрителей для себя сам определяет границу, после которой перестает сопереживать герою, исходя исключительно из того, до какой ручки он успел дойти сам.
Контекста накидывает и ОЧЕНЬ, крайне мрачная стилистика, иногда вообще переходящая в монохром. На фоне условно "детских" комиксов Вендетта смотрелась как Джейсон Вурхиз на детском утреннике. Ну а с учетом того, что на дворе восьмидесятые и антиутопии все ещё хавали на ура (они ещё не превратились во всяких дегенергентов), комикс стал культовым. Яркие образы, острые проблемы и недвусмысленные аллюзии на Британию тех лет и непосредственно Тэтчеризм (о чем Мур сам писал в предисловии к первому американскому изданию, оно же приведено на русском в "абсолютном" печатном издании) - в общем, все необходимые составляющие успеха были на месте.
Но в свете того, какие проблемы поднимал роман, увидеть такое на экране мы скорее всего не могли, особенно в 1982-1985, когда выходил комикс. Однако в 2006 внезапно для всех случилась экранизация. Да ещё какая!
В ролях - Хьюго Уивинг, Натали Портман и целая плеяда чисто британских актеров кино и телека. Добротная постановка, а сценарий писали братья, или сестры уже на тот момент, хуй их знает, Вачовски. Нехуевые спецэффекты и крайне эффектная реклама с масками Гая Фокса и взрывами, стрельбой и прочей хуергой, которой народ заманивали на сеансы. И это сработало - при бюджете в 52 миллиона фильма заработал больше 150. Но тут был нюанс.
Вачовски, кто бы что ни говорил (да, это произносит автор обзора на 4 матрицу) тогда уж точно умели в сюжет, но никогда не умели в глубину. И вот они взяли всё, что было в комиксе, и натянули это на прокрустово ложе голливудского сценария. Главный герой - Ви - теперь не анархист, а борец за свободу. Его личные мотивы все ещё присутствуют, но при этом он борется исключительно за всё хорошее. Это, блядь, литералли капитан Британия.
Разумеется, руководство партии ещё более карикатурное (но близко к оригиналу, замечу), а Иви - не в коем случае не херовая проститутка, а просто жертва обстоятельств. Но что самое главное - по фильму испытания препаратов сделали из Ви - сверхчеловека. Он может пережить попадание полусотни пуль прямо в ебало и руками раскидать толпу разъяренных мужиков, он быстрый как магистр Йода, учтивый как Оби Ван и при этом машет руками как генерал Гривус. То есть - из него сделали банального супергероя.
И это ещё не все, ведь его образ максимально романтизировали, но при этом оставили его анонимным. И при всем этом сохранили посыл из комикса, где Иви забирала костюм Ви и объявляла себя Ви, потому что он как идея остался жить и смысл именно в том, что смерть человек не значит ничего когда жива идея, которую так просто не убить. Подкрепляет это фильм по настоящему сильной сценой, когда тысячи людей в костюмах Ви подходят по улицам к зданию парламента, которое взлетает на воздух, а под масками оказываются все, кто пострадал от действий Партии, все кто погиб или остался жив - все это - это Ви.
И это реально сильный посыл. И он был бы таковым, если бы не одно но - ВИ ИЗ ФИЛЬМА МОГ ВЫДЕРЖАТЬ АВТОМАТНУЮ ОЧЕРЕДЬ В ЕБАЛО!
Угадайте возраст носителей.
И когда фильм прокатился по планете, ту самую маску Гая Фокса взяла на вооружение группировка анонимусов под названием, вы не поверите, Anonymous. А это уже в свою очередь спровоцировало появление масок на разного рода протестах, когда их участники не желали светить свое лицо, а оттуда - на всех, кто считал что он дохуя анонимный протестун - то есть школьников. Говорят, только в первый год на Амазоне было продано больше 100 000 таких масок.
И некоторые, кстати, после просмотра фильма ринулись в книжные, чтобы купить книгу и ознакомиться с собственно оригиналом. Стать как Ви, протестовать против системы стильно и красиво! Ви, вендетта, Ви - победа! Надо ли говорить, что в итоге ждало юных читателей?
Да и ваш покорный слуга в числе тех, кому фильм в свое время залетел на ура - и поскольку фильм и комикс Хранители я уже читал, то решил приобрести их "Вендетту"...и таких холодных душей я не принимал даже зимой. После фильма, где все ванильно-радужно заканчивается, где мы стандартно боремся за все хорошее против всего плохого и имеем суперсилы и суперреакцию, нас переносят на сторону осознанного террориста (в первую очередь) и анархиста, который намеренно разрушает государство не потому что в его главе сидит литералли Гитлер, а потому что V не приемлет государство в принципе.
Так что после выхода фильма комикс знатно так наподдал по мозгам бывшим недорослям, привыкшим быть воинами добра и поставившим их перед моральном дилемой "до какого края ты готов дойти?".
Однако мне понадобилось несколько лет, чтобы ещё раз вернуться к комиксу и заново пережить это. Вот только я уже не был бывшим студентом с горящими глазами, готовым костьми лечь на усовершенствование мира. Я уже почтенный бюргер-лендлорд со своими детьми и прочими обременениями. Но, перечитывая комикс спустя годы, особенно 12-13 главы о перерождении Иви, Я наконец начал понимать Мура и то, почему в конце Иви надевает маску V.
Этот самый анархист живет в каждом из нас, но нам есть что терять, и потому мы никогда не дадим ему волю. Любимая семья, близкие, интересы и хобби - все это якорит нас в обществе. Но что, если вас этого лишат? Что будет, если несоизмеримо более могущественная машина лишит вас всего? Что тогда? Кто-то сломается и встроится. А кто-то - станет свободным. И опасным. И ему не будет нужна маска Гая Фокса, чтобы стать V - потому что маски и шекспировская импозантность - лишь ширма, за которой скрывается человек, способный в своей вендетте на все - даже поколебать устои мира.
И если вы думаете, что я нанюхался синих занавесок, то нет. Дело в том, что сам создатель комикса, Алан Мур, в принципе терпеть не может экранизации своих произведений. Начиная с Хранителей (что я не то чтобы понимаю, ибо Снайдер постарался передать смыслв почти покадрово) и до Лиги Экстраординарных Джентльменов. А уж V в его отзывах и вовсе страдает, потому что глубокое социальное высказывание превратили в очередную борьбу бобра с ослом в помощью мужчин в обтягивающих трико.
Собственно, сам творец.
А самое ироничное - очень многое из того, что критиковалось Муром, было воплощено в адаптации его же произведения. Сам автор не раз говорил, что комиксы не повзрослели - это аудитория инфантилизировалась, и если миллионы взрослых ждут новых приключений накачанного мужика в костюме летучей мыши, то с миром не все в порядке. И с этой точки зрения экранизация V - значит Вендетта пошла по тому же пути и стала аватаром бунтующего школьника именно поэтому, буквально противореча самой себе. Капитализм, прямо как в Дивном новом мире Олдоса Хаксли, переварил весьма радикальные идеи Мура и выдал массовый продукт прямо противоположного содержания, который схавали и попросили ещё.
Такие вот дела. Тем не менее, я все ещё люблю фильм, пусть я из него и вырос. Но с годами все больше и больше места в моем сердечке занимает графический роман. Слишком уж много видел Мур в своем настоящем. Возможно, зная теперь то, что вы знаете, стоит попробовать ознакомиться к этим всем и вам.
А на сегодня всё! Следующий пост уже совсем скоро. Подписывайтесь, чтобы не потеряться, а в перерывах между постами можете найти меня здесь: https://t.me/MorBook https://vk.com/badabook
Огромное спасибо неизвестному пикабушнику, который поддержал выход новых постов донатом. Родина тебя помнит!