Нерасшифрованные письменности древности
Письменность - одно из величайших изобретений человечества, позволившее ему совершить первую информационную революцию, когда возможности накапливать и хранить информацию резко увеличились, а искажение ее резко уменьшилось.
Изобретение письменности прочно связано с появлением цивилизации, первая один из четких признаков второй. Неудивительно, на каком-то этапе развития политики и экономики потребность в таком способе хранения информации становится очень острой. Поэтому письменность изобретали независимо друг от друга разные народы, а идея письменности очень легко распространялась.
Многие системы письменности существуют уже тысячи лет (такие, как латинский алфавит и китайские иероглифы), многие вымерли, такие, как клинопись. Многие из вымерших письменностей расшифрованы, например, египетские иероглифы, вавилонское письмо, письменность майя.
Но осталось некоторое количество письменностей, не поддавшихся расшифровке. О трех из них я и расскажу. Немного теории. Виды письменностей можно условно разделить на три: идеографическая (значок-слово), слоговая (значок-слог) и алфавитная (значок- отдельный звук).
Индская, или Хараппская цивилизация - одна из древнейших на Земле (2600-1900 годы до нашей эры), возникшая в долине Инда, современная северо-западная Индия и Пакистан. При этом она была очень развитой и утонченной даже по сравнению с гораздо более поздними цивилизациями. Большие города с четко распланированными улицами и объектами инфраструктуры, искусные системы водоснабжения и канализации (умывальные комнаты даже в домах обычных горожан), превосходные произведения искусства.
Язык неизвестен, но есть предположение, что он относился к к предкам дравидийских, на которых говорят на юге Индии.
Индская письменность найдена в основном на каменных печатях, реже на предметах и табличках. Всего найдено около трех тысяч надписей. Все они короткие, обычно не более 5-6 знаков, что составляет большую трудность для расшифровки. Общее количество знаков до сих пор спорно, разные исследователи приводят списки от 60 до 600 единиц. Направление написания, скорее всего, справа налево.
Примеры печатей с надписями
Пожалуй, все знают легенду о Тесее и Минотавре. Корни ее уходят во вполне конкретную историю древнего Крита, одной из первых цивилизаций мира (2700-1400 гг до нашей эры). Центром ее был, внезапно, Крит, который занимал крайне выгодное географическое положение в восточном Средиземноморье. Остров стал скрещением морских торговых путей, создал мощный флот и приобрел сказочное богатство. Там рано появилось государство и развилась очень сложная и утонченная культура.
Искусство! а не то то, что там что-то
На острове были построены четыре огромных дворцовых комплекса (изначально центры четырех независимых государств), самый большой, кносский, дворец занимал площадь в два с половиной гектара, был четырехэтажным, состоял из сотен помещений и стал прототипом того самого “лабиринта”. Критяне были искусными ремесленниками и создали множество настоящих произведений искусства. Прототипом Минотавра стал культ быка у критян. С быками специально обученные акробаты совершали некие игры, напоминающие то ли корриду, то ли родео.
Жители древнего Крита не были родственны грекам и вообще современным европейцем, их язык не расшифрован и не связан исследователями ни с одним известным.
Греки, в середине 2 тысячелетия до н. Э. захватили и поглотили критян, усвоив их культуру, в том числе и развитую письменность, создав так называемое линейное письмо Б. Это письмо, после того, как был установлен язык (греческий), было дешифровано М. Вентрисом (и другими) в 1950-53 гг.
А вот прототип этого, греческого, письма, письмо А записывало критский язык и, в основном поэтому, не расшифровано. Сравнение позволило более-менее установить звучание знаков, но что они значат, до сих пор неизвестно. Незнание языка - главное препятствие, кроме того, памятников с письмом А гораздо меньше, чем с его греческим потомком.
Линейное письмо А было слоговым, писалось по горизонтали слева направо (это устанавливается тем, остаются ли пробелы в конце строк, или, наоборот, писцу приходится тесно лепить знаки). Сохранилось оно, в основном, на глиняных табличках и несло, скорее всего, чисто хозяйственную функцию.
Остров Пасхи, или Рапануи находится в юго-восточной части Тихого океана и является одной из самых удаленных от населенных местностей территорией. Заселен он был около 4 века нашей эры, полинезийцами. Есть гипотеза, что остров посещали инки.
Об истории и общественном устройстве древних рапануйцев известно мало. У них было разделение на “длинноухих” и “короткоухих”. Длинноухие искусственно вытягивали себе мочки ушей, почему так и назывались. Изначально они были элитой, властвовали над короткоухими и обладали некими тайными знаниями. Именно племя длинноухих создало самые яркие примеры культуры рапануйцев, статуи-моаи и письменность.
Моаи это визитная карточка острова. Каменные статуи высотой 3-5 метров, однако есть и до 11 метров. Установлены, в основном, на побережье.
Когда европейцы спрашивали о происхождении статуй у короткоухих, им рассказывали разные мистические легенды. Но когда знаменитый Тур Хейердал спросил о том же вымирающее племя длинноухих, оказалось, что они и есть создатели, в деталях рассказали и показали технологию изготовления, которую хранили в тайне от короткоухих. Когда Хейердал спросил, почему они не рассказали об этом европейцам, их лидер сказал: “А нас не спрашивали”.
Письменность рапануйцев называется “ронго-ронго”, записывалась на деревянных табличках. Обнаружил ее католический священник в 1864 году. По его утверждению, они были почти в каждом доме, но жители не умели их читать. Вскоре большинство табличек было уничтожено при невыясненных обстоятельствах. Осталось всего 25.
К нашим дням предложено множество расшифровок табличек, однако единого мнения нет ни о типе письма, ни даже о количестве знаков. Так что ронго-ронго остается нерасшифрованной письменностью.
Больше нерасшифрованных письменностей, хороших и разных, здесь https://ru.wikipedia.org/wiki/Нерасшифрованная_письменность
Как расшифровываются письменности и почему многие из них этому не поддаются
Во-первых, крайне важно узнать, на каком языке сделан текст. Он может быть сделан известной письменностью на неизвестном языке, известным языком на неизвестной письменности и наконец, и письменность, и язык могут быть неизвестны. Последний случай самый сложный. Однако даже неизвестные языки поддаются расшифровке, хотя она очень трудна. Но, тем не менее, неизвестный язык - самая большая трудность для расшифровки.
Далее, нужно установить направление письма, количество знаков. Если оно составляет меньше 30, перед нами, определенно, алфавит, если до нескольких сотен, скорее всего, слоговое.
Подарком для дешифровщика являются билингвы - документы, где один и тот же текст написан на разных языках. Сначала ищутся имена собственные в разных частях, они обычно близки по звучанию, сопоставляются, и так постепенно происходит расшифровка. Билингвы остаются самым надежным способом дешифровки. Так была расшифрована древнеегипетская письменность.
Текст должен быть достаточно обширным, а количество материала достаточно большим для статистического анализа. Если материала мало, то дешифровка крайне затрудняется. Но если его много, математический анализ очень помогает.
А вот начертание знаков часто вводит в заблуждение, когда исследователи пытаются сравнить разные письменности, так как набор начертаний букв не так уж велик.
В последнее время в расшифровке используется ИИ, но и от него в трудных случаях качественного прорыва ждать не стоит. Гораздо больше перспектив в поиске новых текстов.
Тайны древних письмен. Сб. статей
Фридрих И. Дешифровка забытых письменностей и языков