"У нас было 2 автодрома, 75 вариантов ошибок, 5 неработающих нормально сцеплений, половина хода зеркала от необходимого и целое множество подстав,нюансов, неуверенных вождений, аварийных ситуаций. Не то что бы это был необходимый запас для практического экзамена в ГИБДД. Но если начал собирать абсурды законотворчества, становится трудно остановиться. Единственное что вызывало у меня опасение - это увеличение сроков пересдачи. Нет ничего более беспомощного, бесправного и испорченного, чем ученик ожидающий полгода. Я знал, что рано или поздно мы перейдем и на эту дрянь."
Пост о сроках пересдачи экзамена на права в России, но
Для начала я приведу в пример цитату из ГАИ Беларуси.
«Ранее у нас было три попытки через 7 дней, а последующие – через месяц. Это действительно большие разрывы в сдаче экзаменов, и граждане не всегда могут сохранить навыки, полученные в автошколе, поэтому было принято решение о сокращении с месяца до 10 дней. И эти 10 дней предоставляются не для перерыва в сдаче экзамена, а для того, чтобы экзаменуемый мог сделать выводы из допущенных в период сдачи ошибок. Потренироваться, взять дополнительное занятие. Мы посчитали, что этого времени достаточно, чтобы получить навыки, улучшить их, чтобы повторный экзамен все-таки прошел положительно», – прокомментировал старший инспектор по особым поручениям отделения регистрационно-экзаменационной деятельности и технического надзора управления надзорной и регистрационно-экзаменационной деятельности главного управления ГАИ МВД Беларуси.
Так как прошлый пост вызвал достаточно бурное обсуждение решил я добавить информации о новой проблеме и разложить по полочкам.
Итак, всё началось с отправной точки - 1 апреля 2024 года (иронично, что в день дурака).
По новым правилам пересдачи экзамена на права ученик, который не смог сдать за три попытки практику отлетает на полгода ожидания. Камень преткновения во всём этом именно абсурдно-драконовские сроки.
Дабы сразу объяснить нюансы тем, кто когда-то в далеких годах с первого раза в поселке городского типа, тем, кто сдавал раньше 2021-22 года,маслил мягкую лапку восприимчивого ко взгляду нескольких Ярославов Мудрых инспектора - сложность экзамена и его восприятие изменились.
Теоретический экзамен не вызывает вопросов кроме части странных билетов и их формулировок(но это отдельная тема) - он принимается компьютером и влияние инспектора и вообще кого-либо кроме вас на него равно нулю. Т.е вы зазубриваете билеты, начинаете понимать, что пешеход главный всегда, что поворотник включается на любом повороте и т.д и чаще всего сдаёте его с первой пары попыток.
А вот практический экзамен от вас зависит где-то на 30%. Остальное это его величество пятка инспектора, необходимая статистика несдачи и дорожная ситуация на маршруте.
И вот человек отлетает на третьей попытке на полгода и ему предлагают утешится тем, что он наверняка за полгода без прав получит гигантский опыт в деле, которое этих самых прав требует.
И вот у человека за плечами навыки автошколы в часах (достаточно посредственные) и так как он ответственно подходил к сдаче - еще 15-20 часов накатки с инструктором. Потрачено около 60 тысяч рублей. Что же будет дальше? Наверное за полгода эти навыки умножаются как банковский вклад?Нет, за полгода навыки полученные человеком потеряются и ему в любом случае придётся добирать их перед пересдачей.И вот в чём косяк - поставь ему четвертую попытку через месяц хотя бы, он бы донабрал опыт докаткой с инструктором еще ~10-15 часами и без задней мысли пошел бы на экзамен. Но в ситуации когда человек отлетает на полгода - он потеряет минимум половину навыков, которые получены в автошколе и доп.докаткой. Брать уроки все полгода никто не будет из-за цены и контрпродуктивности этого занятия. В периоде вынужденного ожидания на полгода люди берут занятия для подготовки только в последние полтора-два месяца ожидания. Исходя из нормальной логики и цен и возможностей.
Средняя цена занятия с инструктором - 1250. Если вы будете брать по 1 занятию в неделю полгода, выйдет 24 занятия = 30000 рублей.Но берут эти часы докатки на 1-2 последних месяца перед сдачей, потому что 3 занятия в неделю за два месяца дадут вам больше навыков в сдаче экзамена, нежели 1 час в неделю по часу.
В итоге человек просто месяца 4 сидит, а после опять начинает заниматься. Кому нужны были эти 4 месяца потери его навыков и времени, непонятно.
Куда логичнее было бы сделать 4тую и последующие пересдачи раз в 2 месяца,но законодатели мод в ГИБДД решили, что лучше человек пусть потеряет навыки, потратит дополнительные деньги и выходит через полгода с диким страхом и мандражом, что он опять улетит на полгода.
Теперь информация специально для хейтящих учеников автолюбителей, которые мечтают о том, чтобы никому права не выдавали.
Экзамен на права отличается от реальной езды по городу. Если вас заставить ехать так, как едут там - вы проклянёте всё, так как это отличается от реальных навыков и ситуаций.
И что самое важное - у вас опыт есть, а у ученика нет. Он НЕ СПОСОБЕН реагировать как вы, так как у него нет ОПЫТА,который получается только после получения прав.
Дорожная ситуация на экзамене каждый раз отличается от той, что была в следующий.Полный маршрут со всеми элементами накатывают не все, кому-то может попасться разворот на пустынном перекрестке вне светофора, а кому-то разворот в околоаварийном плотном трафике, где все едут в едином ритме потока, который отличается от того, что требуют от ученика. Кто-то может припарковаться в шикарном сферическо-вакуумном кармане, а кто-то попадет на парковку с уменьшенным расстоянием(в реальной жизни вас никто не накажет, если вы провозитесь с парковкой дольше обычного и с большим количеством телодвижений).
И это мы еще не говорим о том, что у инспектора тысяча и одна возможность подвести ученика под несдачу, чем они зачастую пользуются,а еще инспектор вполне себе может не быть плохим, но у него статистика. А еще инспектор вообще может быть лютейшим адекватом и понимать, что он в иных условиях мог бы положить хер на то, что кто-то несвоевременно включил поворотник, когда стоял обдумывая как ему лучше парковаться, так как остальные элементы ученик вполне нормально выполнил, но он не может этого сделать, потому что видео пишется и его за это потом будут шатать. Вы можете отлично вести автомобиль весь маршрут, но вы отлетите на пересдачу как только попадетё в независящую от вас сложную дорожную ситуацию.(вы не можете бесконечно пропускать встречку или же впихиваться в просвет - это несдача по причине аварийная ситуация/неуверенное вождение)
Теперь немного цифр для тех, кому будет это интересно.
~30000 стоит автошкола, 2000 пошлина, 1000 рублей стоит сдача после первой(фактически это плата за аренду машины). 2500 медсправка.В вакууме это 35500, но в ральности вам необходимо взять еще минимум 10-15 занятий с другим инструктором. И еще сколько-то после неудачных первой и второй попытки, дабы попытаться отшлифовать неотшлифовываемое. В итоге выйдет 50-60 тысяч. Вполне может и больше. После третьего провала вам необходимо будет потратить еще примерно 30 тысяч просто чтобы попробовать четвертый раз.
Обучение в автошколе идёт 3 месяца. Выход на первую сдачу в среднем где-то через ~2-3 недели после окончания. Вторая пересдача - 1-2 недели. Третья - 2-3 недели. Итого в средних цифрах это 5 месяцев. После отлетания на полгода и выхода на четвертую попытку (а это ближе к 7 с половиной месяцам) - проходит ровно год.Если человек не сдаёт с четвертой попытки - это полтора года. Полтора года, за которые где-то начинается и заканчивается ковид, рождается ИИ,начинается и заканчивается война.
В сухом остатке, с чего всё и началось - люди начали искать иные варианты получения прав, такие как получение прав в других государствах, что приобрело массовый характер, а так же люди просто начали ездить без прав в принципе до следующей пересдачи.
UPD для выдержек из комментариев.
-Это очень сильно поднимает коррупционную составляющую экзамена. Никто не хочет ждать полгода и сейчас половина учеников, даже если они в себе уверены - заранее ищут пути заноса денег. Потому что ПОЛГОДА это не срок, а СРОК с большой буквы.
-Дорогие автолюбители, вы подойдите к этому с точки зрения опытного водителя, но с другой стороны.(у меня опыт всего пять лет и я где-то на конец первого года мог сказать, что я приобрел навыки околоуверенного вождения.) Тут речь не о том, чтобы выдавать всем и всё, нет. Тут речь о том, что выньте вы из головы любую дорогу - вы каждый раз оказываетесь на ней в новой ситуации в другом положении. И экзамен на вождение это ближе к броску кубика - повезет и вы с двумя 6ками, нет и две единицы. Это ситуативный момент и отправлять человека ждать полгода из-за того, что он попал не в ту ситуацию - мягко говоря глупо. И уж вспомните, в скольких скользких ситуациях вы сами оказывались на дороге.