22 октября 2025 года Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект о федеральном бюджете на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов. Бюджет сверстан с учетом прогнозируемой в 2026 г. стоимости российской нефти Urals в $59/барр., которая в 2027 г. увеличится до $61/барр., а в 2028 г. – до $65/барр. Цены на газ, наоборот, будут падать: в 2026 г. снижение составит 1,9%, в 2027 г. – 3,8%, а в 2028 г. – менее 0,1%. Рубль, как ожидается, после укрепления в 2025 г. начнет последовательно ослабевать в ближайшие три года, достигнув отметки 92,2 руб./$ в 2026 г., 95,8 руб./$ – в 2027 г. и 100,1 руб./$ в 2028 г
На фото от Николая Будуева заседании фракции «Единая Россия»
Как и ожидалось ранее левые фракции парламента выступили с резкой критикой бюджета
Так депутат Государственной Думы Николай Новичков заявил, что фракция «Справедливая Россия - За Правду» не поддержала проект федерального бюджета и консолидированно воздержалась от голосования.
Николай Новичков: «Сегодня Государственная Дума рассматривала проект федерального бюджета нашей страны на 2026 год, на плановый период 2027-2028 гг.
Сразу отмечу, что фракция «Справедливая Россия - За Правду» не поддержала проект федерального бюджета и консолидированно воздержалась от голосования. Нас многое не устраивает в проекте бюджета, но голосовать «против» в условиях ведущейся против нас войны мы не считаем возможным
Нам не нравится урезание многих социальных расходов. В связи с этим, наша фракция разработала альтернативный бюджет, предусматривающий, как создание условий для экономического роста, так и решение основных социальных задач
Нашу позицию озвучил заместитель Председателя Государственной Думы Александр Михайлович Бабаков. Он, в частности, обратил внимание на то, что возможности бюджета определяются не объемом собираемых налогов, а задачами, стоящими перед страной. Если мы ставим перед собой амбициозные задачи, то и финансирование решения этих задач может быть обеспечено ресурсами государства».
Секретарь Московского городского комитета КПРФ Денис Парфёнов выступил с заявлением накануне слушаний: «Сегодня Государственная Дума будет рассматривать проект бюджета на предстоящую трёхлетку. Большие замечания по поводу этого документа уже высказал в своей крупной статье Председатель нашей партии Геннадий Андреевич Зюганов. Однако та критика, которую мы высказывали, в том числе и с этой трибуны, далеко не исчерпывается уже сказанным. В частности, мы видим, что помимо неспособности обеспечить хоть сколько-нибудь заметный экономический рост, проект бюджета содержит и целый ряд других проблем.
Вопреки некоторому укреплению курса рубля, которое наметилось в последнее время, в проекте бюджета на трёхлетку заложено довольно серьёзное ослабление курса национальной валюты — до 102 рублей за доллар и 111 рублей за евро.
Учитывая, что значительная часть товаров на потребительском рынке по-прежнему импортная, понятно, что это приведёт к фактическому удорожанию жизни для населения и дальнейшему относительному обнищанию большого числа наших граждан.
Падение доходов от продажи природных ресурсов примерно на четверть, на 25%, естественно, создало серьёзный дефицит, который государство планирует покрывать за счёт трёх источников.
Первый — это, конечно же, рост государственных заимствований. Госдолг будет расти, и по итогам трёхлетки каждый фактически одиннадцатый рубль будет уходить на обслуживание этого самого долга.
Второй источник — это, увы, приватизация государственного имущества. Продолжается эта гнусная практика, при которой происходит национализация убытков и приватизация доходов. То есть, частный капитал снова сможет поживиться за счёт государства.
Ну и третий, главный источник — к сожалению, это карманы граждан. Мы видим рост налоговой нагрузки: НДС повышается до 22%. Вместо того чтобы обложить дополнительными налогами сверхприбыли банков, вводится НДС, в том числе, на отдельные банковские услуги. А мы понимаем, что эта нагрузка тут же будет переложена на плечи клиентов.
Какой аспект ни возьми — везде главным способом пополнения бюджета становится та самая невидимая рука рынка, которая беззастенчиво шарит в карманах и кошельках нашего населения.
Проблем очень много. Сокращается финансирование государственных программ, в частности — ЖКХ: минус 20%. Все трубы сгнили, лифты нуждаются в замене десятками тысяч, а денег на это, к сожалению, выделяется недостаточно.
Проблем очень много-много, и о части из них сейчас ещё расскажут дополнительно наши коллеги. Но по совокупности поддерживать такой проект бюджета не представляется возможным».
Фракция ЛДПР при обсуждении бюджета заняла нейтральную позицию, поименовав её «ответственной позицией». Представитель ЛДПР объявил накануне слушаний, что новый бюджет сложным, но прочным и сбалансированным, при этом отметив, что работа над бюджетом будет продолжена.
Как сообщается в Сети, депутат Государственной Думы от ЛДПР Каплан Панеш заявил, что что фракция ЛДПР займет ответственную позицию по проекту основного финансового документа страны, отметил стратегическую важность документа: «Достижение всех национальных целей, социальная поддержка и рост доходов граждан, развитие экономики, защита интересов нашей страны, обороноспособность и национальная безопасность. Все необходимые средства на это заложены в бюджет».
Панеш также назвал новый бюджет сложным, но прочным и сбалансированным, отметив, что ряд предложений ЛДПР уже нашел в нем отражение: «20 октября мы провели открытый диалог с министром финансов. Не все ответы, которые мы получили, нас устраивают, поэтому мы будем продолжать эту работу. В течение всего года депутаты от ЛДПР работают с профильными министерствами, Правительством. Мы солидарны и едины».
Каплан Панеш отдельно остановился на приоритетных направлениях, по которым ЛДПР будет добиваться дополнительного финансирования ко второму чтению бюджета: «Наши предложения, которые мы вносили в течение года, отражены в проекте: увеличение финансирования медучреждений, очистки рек и водных ресурсов, транспортной отрасли. Есть предложения, которые не вошли в проект первого чтения — бесплатное обучение студентов, дополнительные ассигнования на комплексное развитие сельских территорий, увеличение семейной ипотеки, но, надеемся, наши поправки будут приняты ко второму чтению»
Таким образом, отметил Панеш, поддержка бюджета в первом чтении для ЛДПР — это не финальный шаг, а начало следующего этапа работы. Фракция будет последовательно добиваться увеличения ассигнований на социально значимые инициативы, особенно в сфере поддержки сельских территорий и помощи молодым семьям.
Позиция думской фракции «Новые люди» по вопросу бюджета остаётся «не прозрачной». «Ведомости», со ссылкой на источник в партии «Новые люди» сообщает «что скорее всего партия поддержит бюджет, хотя не исключено, что возможно и «свободное голосование» (когда депутаты не ориентируются на решение фракции – авт.).
Представители фракции думской фракции «Единой России» выступили со словами поддержки бюджета.
Так депутат Государственной Думы от партии «Единая Россия» Николай Будуев поделился накануне голосования по бюджету мнением о том, что: «Ключевые приоритеты проекта направлены на выполнение всех социальных обязательств перед гражданами».
Николай Будуев: «Сегодня на заседании фракции «Единая Россия» работаем над проектом бюджета на 2026-2028 годы. Ключевые приоритеты проекта направлены на выполнение всех социальных обязательств перед гражданами, поддержку семей участников СВО, обеспечение потребностей обороны и безопасности страны, выполнение национальных целей, обозначенных президентом до 2030 года. Проект бюджета будет рассмотрен в первом чтении на сегодняшнем пленарном заседании».
А председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Государственной Думы, член фракции «Единой России», депутат государственной Думы Андрей Макаров сообщил, что рассматриваемый бюджет свидетельствует о новой экономической реалии в нашей стране – «Россия сошла с нефтяной иглы».
Андрей Макаров: «Россия сошла с нефтяной иглы. У нас сегодня основные доходы бюджета не связаны с нефтегазовыми доходами, и это доказательство устойчивости того бюджета, который рассматривается сегодня в Государственной Думе».
Макаров также сообщил, что принятие проекта бюджета 2026-2028 годов в первом чтении поддержали Счетная палата, Общественная палата, и все, кто давали отзывы и заключения.
Ресурс duma.gov.ru подробно расшифровал тезис о социальной направленности принятого в первом ч тении бюджета: «Согласно проекту Постановления, Правительству Российской Федерации совместно с Комитетом Государственной Думы по бюджету и налогам рекомендуется в рамках подготовки поправок во втором чтении в целях безусловного выполнения Посланий Федеральному Собранию и поручений Президента Российской Федерации предусмотреть бюджетные ассигнования:
— на повышение доступности протезно-ортопедической помощи для инвалидов, в том числе создание Центров высокотехнологичного протезирования и комплексной реабилитации участников специальной военной операции;
— на субсидии льготным категориям граждан на покупку и установку газоиспользующего оборудования, проведение работ при социальной газификации.
А также увеличить бюджетные ассигнования:
— на капитальный ремонт зданий школ;
— на деятельность Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества»;
— на финансирование деятельности военных учебных центров на базе высших учебных заведений;
— на дорожную деятельность, в том числе на поддержание в нормативном состоянии федеральных и региональных автомобильных дорог;
— на осуществление мероприятий по лесоустройству, включая приобретение комплектующих для воздушных судов, эксплуатируемых Авиалесоохраной;
— на выплаты на погашение ипотеки при рождении третьих и последующих детей в семьях, проживающих в Дальневосточном федеральном округе с низким уровнем рождаемости;
— на бесплатное обучение участников студенческих отрядов по профессиям необходимым для деятельности в составе таких отрядов;
— на поддержку молодежи, в том числе увеличив средства на Всероссийскую программу по развитию молодежного предпринимательства «Я в деле».
Помимо этого Правительству Российской Федерации совместно с Комитетом поправками ко второму чтению законопроекта о бюджете может быть рекомендовано увеличить бюджетные ассигнования на поддержку села, в том числе на:
— обеспечение комплексного развития сельских территорий;
— поддержку приоритетных направлений малого агробизнеса;
— механизмы льготного кредитования сельскохозяйственных производителей для обеспечения выполнения принятых обязательств;
— поддержку транспортировки сельскохозяйственной и продовольственной продукции, в том числе на льготные тарифы на перевозку железнодорожным транспортом сельскохозяйственной продукции и продукции для организации сельскохозяйственного производства.
Рекомендовано предусмотреть увеличение ассигнований:
— на субсидии издательствам, выпускающим литературу для инвалидов по зрению, редакциям печатных средств массовой информации и издающим организациям для инвалидов по зрению;
— на лекарственное обеспечение пациентов, страдающих от высокозатратных нозологий;
— на обеспечение отдыха и оздоровление детей, проживающих в Арктической зоне Российской Федерации для доведения финансирования до уровня 2025 года;
— на поддержку высшего образования, в том числе увеличив средства на государственные социальные стипендии студентам и на обеспечение доступа к информационным ресурсам для научных и образовательных организаций высшего образования в интернете;
— на компенсацию российским лизинговым копаниям по договорам лизинга колесных транспортных средств, заключенным в 2018 – 2026 годах;
— на развитие прикладной науки и инноваций, в том числе увеличив средства на стимулирование привлечения внебюджетных инвестиций в малые технологические компании, на льготное кредитование высокотехнологичных, инновационных субъектов малого и среднего предпринимательства и малых технологических компаний и на создание инструментов доработки продукции технологических компаний под требования крупных корпораций;
— на поддержку отечественных производителей в сфере информационных технологий, в том числе выделив бюджетные ассигнования на Всероссийский конкурс создателей и производителей отечественных игр, игрушек и мультимедийного контента «Родная игрушка».
Помимо этого в проекте Постановления рекомендуется обеспечить распределение бюджетных ассигнований на предоставление субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных общественных и иных некоммерческих организаций на 2026 годи и рассмотреть вопрос об увеличении бюджетных ассигнований на государственную поддержку отдельных общественных и иных некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на решение социальных проблем, в том числе Фонда поддержки семей погибших и пострадавших в вооруженных конфликтах и уволенных в запас военнослужащих «Памяти 6-й роты».