Изображения для сайта
5 постов
5 постов
Владельцы необновленных сайтов на «1С-Битрикс» с решениями (в основном — снятыми с продажи, устаревших версий и т. п.) от «Аспро» и некоторых других разработчиков подвергаются риску заражения. За счет эксплуатации древних уязвимостей, которые давно устранены вендором, злоумышленник в лучшем случае нарушает работу сайта, в худшем — крадет информацию, переадресует пользователей на сторонние веб-ресурсы и выполняет другие нежелательные действия.
Причем попытки владельца откатить версию с помощью бэкапов хостера не спасают. Мы опишем наш опыт решения проблемы и изложим варианты восстановления сайта на устаревшем ПО «1С-Битрикс» с готовым решением «Аспро» без активной поддержки.
Ваш сайт создан на CMS «1С-Битрикс: Управление сайтом».
Ядро CMS и решения не обновлялись более 1,5 лет.
На сайте используется на решение от компании Аспро, Esolutions, Sotbit, Маяк и других. Проверьте тут, есть ли в списке ваше решение.
Сайт долго открывается или открываются не запрашиваемые страницы.
При попытке перейти на внутренние страницы сайта вы видите ошибку «Доступ запрещен».
Ваш хостер прислал письмо об обнаружении аномальной активности исходящего трафика или почтовых рассылок с угрозой приостановить функцию отправки почты, либо сообщил об уязвимостях с примерами зараженных файлов.
В файловой структуре присутствует множество непонятных файлов и папок, не относящихся к структуре вашего сайта.
Невозможно войти в админ-панель сайта.
Наблюдаются прочие аномалии в работе сайта.
В любом из этих случаев важно как можно быстрее начать действовать. Если пройдет слишком много времени без активной реакции, ситуация может усугубиться — ведь обычно стандартный shared-хостинг хранит архивы только за последние 30 дней. В этот период восстановление сайта можно провести значительно быстрее и дешевле.
Рассмотрим самый сложный пример из нашей практики. Вводные: Прошло более 30 дней с момента заражения. В админ-панель сайта не попасть, ни одна страница не открывается, да еще и пароль от админки никто не помнит. Единственная зацепка — доступ в панель управления хостингом.
Если вы помните пароль от админ-панели и заражение произошло не позднее 30 дней или у вас есть рабочий бэкап в «Списке резервных копий» (*ваш_домен*/bitrix/admin/dump_list.php), можно сразу восстановить сайт до последней рабочей версии до заражения. В таком случае пропустите пункты с 1-го по 4-й, описанные далее.
1. Для начала переходим в панель управления хостера. Нам необходимо восстановить работу админ-панели сайта, чтобы страница *ваш_домен*/bitrix/admin/ открывала форму авторизации, а не выдавала ошибку. Для этого идем в файловый менеджер и удаляем из папок bitrix и bitrix/admin/ файлы .htaccess. Не переживайте, что удалите лишнее, потом мы заново разместим все, что необходимо.
* В одном из последних восстановленных нами проектов вирус разместил более 5000 файлов .htaccess. Не пытайтесь вычистить их все руками — есть специальный инструмент, но об этом позже.
2. Теперь, когда можем открыть страницу авторизации, если мы не помним пароль от админ-панели, нам необходимо произвести сброс пароля и восстановить его. Обычно почтовая подсистема сайта уже не работает и стандартным механизмом сбросить пароль не выйдет. Но все же стоит попытаться. Если результата нет, то ищем в интернете способы восстановления пароля от админки CMS. Писать тут рабочий способ специально не будем, ибо это может стать еще одной уязвимостью. Кто понимает, тот сделает.
3. После входа в админ-панель сайта вы, скорее всего, обнаружите, что многие разделы не открываются. Причина — всё те же файлы .htaccess. Пока нам необходимо только попасть на страницу системы обновлений (*ваш_домен*/bitrix/admin/update_system.php).
Здесь жмем «Проверить обновления» (п. 1). Если видим, что лицензия и ключ (п.2) показываются, но период получения обновлений окончился — значит, всё в порядке. Если же видим ошибку и вместо ключа — что-то иное, то, скорее всего, неверен адрес сервера для получения обновлений. Внесите изменения на странице настроек главного модуля (*ваш_домен*/bitrix/admin/settings.php), как показано на скриншоте.
После этого вернитесь на страницу системы обновлений и перейдите по ссылке «Проверить ключ» (п. 3). Вы попадете на сайт «1С-Битрикс», где сможете оплатить продление лицензионного ключа. Либо обратитесь к своему разработчику, если его контакты еще у вас есть, он поможет приобрести продление для вас.
4. Перейдите в раздел «Настройки — Инструменты — Резервное копирование — Список резервных копий» (*ваш_домен*/bitrix/admin/dump_list.php) и проверьте, нет ли там свежего по дате архива. Обычно добропорядочные разработчики перед тем, как вносить масштабные изменения на сайте, делают бэкап.
5. Если есть сохраненная резервная копия сайта — просто восстановите сайт до последней рабочей версии до заражения.
6. Независимо от того, удалось ли вам восстановиться с бэкапа или нет, следующим шагом будет обновление ядра и решений, имеющих доступ к обновлениям до последней версии, через штатную систему. Если видите ошибку с переходом на PHP 8, игнорируйте ее, сначала нужно устранить уязвимость. Поэтому установите обновления, которые вам доступны без перехода на PHP 8.
7. Далее необходимо осуществить патчинг уязвимостей решений из списка «1С-Битрикс». В нем напротив каждого решения есть рекомендации. Практически каждый разработчик сделал простой патч. Просто закиньте нужный файл в корень сайта и выполните инструкции.
8. Пункт необходимый, если вы не смогли восстановиться из безопасной версии и работаете с зараженным сайтом. После того, как вы пропатчите все решения, вы устраните уязвимости для нового заражения вирусами, но они могут оставаться на сайте. У многих хостеров, как правило, в панели управления предусмотрен инструмент для бесплатной проверки файлов сайта на вирусы. Ее результатом в рассматриваемом случае обычно становится длинный список зараженностей. Игнорируйте всё, что связанно с .htaccess, а остальное удалите вручную.
9. Если на вашем сайте есть кнопка «Сайт под защитой», то можно сразу перейти к пунктам устранения угрозы с помощью системы проактивной защиты «1С-Битрикс».
Если кнопки нет, сначала нужно сделать п. 10.
С проактивной защитой «1С-Битрикс» работаем следующим образом:
Тут есть отличная функция «Настройки — Проактивная защита — Поиск троянов — Проверка .htaccess» (*ваш_домен*/bitrix/admin/xscan_htaccess.php). После проверки вы можете удалить все пораженные файлы и установить минимальный набор. Это самый простой и быстрый способ избавиться от зараженных файлов, сколько бы их ни было, не прибегая к удалению вручную.
Пройдите в раздел «Поиск троянов — Сканирование файлов» (*ваш_домен*/bitrix/admin/xscan_worker.php) и проведите сканирование. То, что вызывает подозрение, проверьте отдельно, указав путь вручную. А также можно написать в поддержку «1С-Битрикс» с просьбой проверить подозрительные файлы.
Далее, активируйте все варианты защиты: проактивный фильтр, веб-антивирус. Очень неплохо будет если вы подключите также двухэтапную авторизацию.
10. Осуществите переход на PHP 8. Тут начинается самое интересное. Скорее всего, вы столкнетесь с тем, что ваш сайт работает на PHP 7-й версии, поэтому необходимо будет перейти на PHP 8. У нас есть подробная статья об этом.
Если кратко, мы действуем по следующему сценарию:
Накатываем обновления, которые нам дает поставить система сразу.
Идем к хостеру меняем версию PHP на минимум 8.2. После этого, как правило, сайт перестанет работать, но админка будет функционировать, что даст нам возможность установить все последние обновления. Устанавливаем.
Переходим к обновлению решений, обновляем все, что можно. Если вы хорошо понимаете, что за компоненты установлены и для чего они нужны и видите, что в списке есть решения с оконченным демонстрационным режимом или неактивной поддержкой, которые точно не нужны в работе, лучше их удалить. Делайте это только если точно знаете, что это за решение и как оно взаимодействует с вашим сайтом.
После вам необходимо руками исправить все возникающие ошибки в публичной части и админ-панели сайта. Как правило ошибки возникают с PHP-функциями, подключением устаревших скриптов и так далее. В помощь вот такие шпаргалки: официальная и от хороших людей.
11. Перейдите по возможности на MySQL 8. Это выходит за рамки данной инструкции, поэтому оставим в виде рекомендации. Пункт в контексте рассматриваемой темы необязательный.
12. Перейдите в «Настройки — Модули» (*ваш_домен*/bitrix/admin/module_admin.php). Удалите все неиспользуемые модули. Важно: если не знаете, что за модуль и как он влияет на ваш сайт — не трогайте.
13. Аналогично пункту 12 делаем и тут: «Настройки — Настройки продукта — Список мастеров» (*ваш_домен*/bitrix/admin/wizard_list.php). Удалите обязательно демо интернет-магазин, демо корпоративный сайт и так далее. Если вы используете решение «Аспро», не удаляйте мастер «Аспро».
14. После всех пунктов выше сделайте следующее: перейдите в папку /upload/tmp/ и удалите в ней всё. Затем выполните повторное сканирование на вирусы с помощью хостерных утилит. Его результатом должна стать отметка, что вирусов не обнаружено. Далее, если у вас стоят ограничения на исходящий трафик, почтовые подсистемы и прочее, отправьте запрос хостеру, чтобы сняли ограничения с указанием на то, что все проблемы устранены и вирусов теперь нет.
15. В финале важно убедиться, что сайт работает как нужно. Это делается за два шага:
Пройдите в раздел «Настройки — Инструменты — Проверка системы» (*ваш_домен*/bitrix/admin/site_checker.php). Если обнаружатся ошибки — устраните их.
После тут: «Настройки — Настройки продукта — Автокеширование» (*ваш_домен/bitrix/admin/cache.php*), на вкладке «Очистка файлов кеша», удалите все.
Затем перейдите на сайт, откройте консоль (клавишей F12) и походите по сайту. Важно пройти по всем страницам, проверить весь функционал, работу форм, фильтров, слайдеров, получение писем из форм, работу сторонних интеграций.
Если всё в порядке — значит, ваш сайт спасен, и, даже если на нем останется старая версия «Аспро», он не будет уязвим для известных вирусов.
В дальнейшем важно не забывать обслуживать сайт, так как вредоносное ПО постоянно развивается и не исключено появление новых способов заражения. Регулярно проверяйте и устанавливайте обновления, следите за безопасностью паролей и не игнорируйте сообщения хостера.
В очередном проекте ключевым требованием заказчика стало исключение необходимости для администратора магазина управлять сайтом сразу в нескольких местах. В последнее время это правило очень актуально в электронной коммерции.
Главная страница https://rakisam.ru/
С появлением различных маркетплейсов, агрегаторов и прочих аналогичных сервисов владельцы бизнеса стали понимать, что у них не хватает ресурсов на информационную поддержку одновременно всех площадок. В ответ на запрос компаний на рынке стали появляться различные решения, позволяющие контролировать товары интернет-магазина в режиме одного окна, например, одновременно управлять товарами и на сайте, и на всех маркетплейсах. Одно из таких решений — система учета СБИС. Похожая ситуация наблюдается и в других нишах. Так, для гостиничного бизнеса создана платформа TravelLine, для застройщиков и девелоперов — Profitbase.
Нашему клиенту — федеральной сети магазинов «Царские Раки» — потребовалось централизованно управлять всем каталогом продукции. Причем не только ценами и остатками, как это обычно бывает, но и полным описанием товаров, изображениями, всеми маркетинговыми инструментами (разделами «Акции», «Скидки», «Новинки», метками «Хит продаж» и прочим).
Итак, на начало разработки интернет-магазина у нас были следующие слагаемые:
1. Система управления контентом «1С-Битрикс» в редакции «Бизнес» (1С-БУС).
2. Решение «Аспро: Максимум».
3. Система учета СБИС.
4. Система лояльности UDS.
5. CRM-система «Битрикс24».
6. Система сквозной аналитики Roistat.
7. Собственное мобильное приложение клиента для Android и iOS.
В ходе работы над проектом их предстояло встроить в цельную, синхронизированную систему. Далее мы подробно расскажем об основных моментах, на которые хотелось бы обратить особое внимание
С нее мы начали потому, что это сердце всей композиции и то самое единое окно управления для заказчика.
У системы СБИС есть несколько способов «подружиться» с сайтом на «1С-Битрикс: Управление сайтом»:
прямая интеграция с «Битрикс»;
интеграция через стандарты CommerceML;
обмен с помощью API.
Изучив все доступные варианты, выяснили:
1. Прямая интеграция с сайтом имеет следующие недостатки: выгружается все, что есть в каталоге, в том виде, как оно есть, и с той архитектурой, как есть. Чем-то похоже на интеграцию с «1С: Управление торговлей». Но в отличие от нее, СБИС не поддерживает сторонние изменения. На наш запрос в поддержку СБИС на тему «можно ли что-то в обмене подправить, дописать», получили ответ, что сделать могут что-либо с программой могут только сами сотрудники СБИС. Это первый минус. Теперь о втором. Что предусмотрена только выгрузка сразу всего, что есть и как есть — это полбеды, тут можно, конечно, все грамотно настроить внутри СБИС и актуализировать. Главной причина отказа от данного способа для нас стала невозможность управлять остатками отдельно по магазинам. СБИС выгружает остатки по магазинам (складам), затем суммирует их и вписывает результат в поле общего остатка. А это неприемлемо. Нам необходимо, чтобы в карточке товара на сайте была информация с остатками по магазинам, и пользователь мог видеть где товар есть, а где — нет.
2. CommerceML сразу отмели, ибо подключение на сайте происходит все в том же разделе «Интеграция с "1С: Предприятие"», и все минусы и ограничения первого способа актуальны и здесь.
3. Работа с API СБИС перспективна и дает очень большой простор для действий. Именно поэтому мы выбрали этот вариант.
Мы работали с API не с чистого листа, а использовали готовое решение от СБИС: «Выгрузить каталог в формате Яндекс.Маркета с помощью API». Формат YML нам понятен и наиболее подходит, плюс не нужно изобретать велосипед. Конечно же, не обошлось без приключений. Приведем лишь самые интересные из них.
Выгрузка осуществляется не из каталога СБИС, а из специального прайс-листа. С одной стороны, это удобно, потому что мы можем создать нужную структуру и добавить в прайс-лист только те позиции, которые хотим обменивать. Но при этом создается сложность для администратора — нужно поддерживать порядок сразу в двух местах: во внутреннем общем каталоге СБИС и в прайсе для сайта.
Поэтому нам пришлось дорабатывать выгрузку и создавать модернизированный файл YML. Причина — все те же остатки по складам. В формате YML вообще нет остатков: там есть только наличие товара и доступность к заказу available="true". Поэтому мы добавили в наш стандартный файл дополнительно «внешний код склада — остаток на складе». У нас три склада, итого к каждой записи мы получили по три дополнительных значения. Предварительно также создали склады на сайте и проставили в них внешний код СБИС. Таким образом, решение оказалось отличным способом управлять остатками по каждому складу в отдельности.
Выгрузка количества происходит в системе СБИС, из-за чего получаются «кг» вместо «килограмм», «шт» вместо «штук». Поэтому пришлось к уже имеющейся информации добавить единицы измерения, и на сайте перед импортом модифицировать значения для импорта на сайт под управление «1С-БУС».
Все инструкции по работе с изображениями прописаны и, на первый взгляд, никаких проблем не должно быть. Да и формат файла «Яндекс.Маркет» предусматривает картинки.
Но на момент создания нами сайта специалисты СБИС, как выяснилось, не знали, что, оказывается, выполнив все по их инструкции, мы никак не можем получить изображения. Они пообещали доработать систему, но нам ждать несколько месяцев было невозможно, и мы добавили внутренний архив на сайте с изображениями, представив имена файлов в формате {внешний код товара}.jpg. Из этого архива картинки при выгрузке каталога автоматически подтягиваются в карточку товара с таким же внешним кодом.
Тут совсем беда. СБИС использует какой-то свой синтаксис и разметку, поэтому в выгрузку попало множество непонятных тэгов. Так что стало понятно, что придется добавить в процесс импорта настройку обработки для удаления ненужных символов.
Решив все промежуточные задачи, мы написали программу на языке JSON, отправляющую периодический запрос (периодичность задали через cron раз в час) к БД СБИС и получающую ответ в виде нужного нам модернизированного файла в формате YML. Теперь у нас был обновляемый файл в нужном нам формате, и оставалось придумать, как его обрабатывать.
Обработку полученного от СБИС файла мы без раздумий доверили лучшему, на наш взгляд, приложению: «Импорт из XML/YML» от команды Esolutions. Мы уже много раз работали с их решениями. Их приложение мы применяли для обработки при импорте из XLS, XML и вот теперь — YML.
Что мы смогли реализовать с помощью данного способа:
разбор файла и распределение информации из него в нужные места нашего каталога на сайте;
модификацию значений, полученных от СБИС, и преобразование их под требования 1С-Битрикс (вырезание из кода описания спецсимволов, замена «кг» на «килограммы», преобразование имен картинок в путь до картинки на сервере и тому подобное).
Это стандартные действия, но вот дальше началась магия.
У нас выгружаются остатки отдельно по складам, а в карточке товара на странице списка товаров выводится общая метка «В наличии». Поэтому нам пришлось снова суммировать остатки по всем складам и ставить «В наличии», если значение больше заданного числа и наоборот.
Потребовалась также настройка, благодаря которой добавляются только те позиции, у которых стоит специальная отметка — пользовательское поле СБИС «Выгружать на сайт».
В СБИС нет такого понятия как старая и новая цена. В системе есть только одно поле для ввода цены, и менять его нельзя. Ведь магазин работает и офлайн, по этим ценам кассир пробивает товар. Но на нашем сайте есть скидки, и было бы неплохо показать цену с учетом скидки, например, в 20%. Плюс «Битрикс» имеет очень сильный и гибкий функционал работы с товарами в корзине, включающий применением специальных вычислений на сумму заказа, вес, количество и так далее, а также применение спеццен.
Поэтому мы добавили в СБИС внутреннее системное поле «Старая цена» и доработали обработку, установив, что если у товара есть значение в этом поле, то именно оно вносится в стоимость. Так мы получили возможность применить нужные акции и скидки к тем товарам, которые нас интересовали. При этом полученное автоматически новое значение цены соответствовало реальной цене в каталоге СБИС.
Заказчик хотел на сайте иметь специальный раздел «Акции» и в него помещать любые товары. Триггером служит слово «Акция» в начале имени товара — так администратор магазина понимает какой товар акционный в СБИС. Мы находили имена товаров с «Акция» в начале и привязывали такие товары и к реальной категории в каталоге, и одновременно к категории «Акции». При этом использовали каноническую ссылку с основным разделом (реальным).
В особом разделе «Акции» размещаются имеющие специальную отметку товары из обычных разделов каталога
Чтобы довести все это до нужного формата также применяли обработку имени для удаления слова «Акция» из названия.
Потребовалось также ввести специальный маркер для товара «Новинка». Не вопрос: смотрим на дату создания товара и, если она меньше 30 дней от текущей даты, значит, товар новый. Как только условие перестает выполняться — метка автоматически снимается.
В блоке лучших предложений на главной странице товары можно фильтровать по присвоенным им меткам «Но
Плюсом еще было сделано много мелких правок и доработок, на которых не стоит акцентировать внимание. Главный вывод такой — имея структурированный файл, внутри которого есть все, что нам нужно, и имея инструмент для его обработки, можно придумать сколько угодно таких хитрых обработок, и на выходе получить именно то, что нужно. Благо, решение Esolutions дает безграничные возможности.
Обработку заказов было принято отдать CRM «Битрикс24». Вместе с CMS «1C-БУС» она образует удачную связку внутри одной системы. Такое решение позволяет обрабатывать заказы внутри удобного функционала «Битрикс24», а не разбираться в дизайне 98-го года внутри админ панели БУС.
На момент создания ТЗ по разработке сайта в маркеплейсе «Битрикс» было приложение для БУС от UDS, но на момент непосредственной сборки приложение оказалось удалено. А студия, которая его разработала, сообщила для нас неприятную новость, что они более не поддерживают этот продукт. В настоящий момент ожидаем создания приложения от UDS для реализации этой задачи. По завершении работ на сайте можно будет видеть свой процент скидки и остаток баллов, а товары, купленные в магазин, будут увеличивать кешбэк внутри системы UDS.
Позволяет использовать метки для каждой категории, расширяющие число посадочных страниц, через работу с характеристиками умного фильтра внутри каталога товаров. Каталог СБИС имеет два уровня категорий, например, «Икра» — «Красная». Но для решения задач SEO нам нужны более глубокие уровни, например, раздел «Икра горбуши».
Посадочная страница созданная из фильтра с помощью «Модуля SEO» внешне ничем не отличается от страни
Чтобы не создавать лишние категории, мы приняли решение использовать функционал создания специальных меток. Для начала получаем ссылку на товары, отобранные по ряду условий умного фильтра. В нашем случае в категории «Икра красная» отбираем товары, соответствующие фильтру по типу: «Вид рыбы: Горбуша». Полученную страницу переделываем в посадочную страницу — наделяем ее уникальными заголовками, метатэгами и описанием. Далее внедряем ее в мегаменю, как фейковую категорию. Так мы можем создать абсолютно любое число страниц. При этом URL-адреса этих страниц, по сути являющиеся адресами страниц фильтра, добавляются в список разрешенных для индексации адресов.
В дополнительные работы также вошла настройка:
автоматизированной системы, изменяющей у всех загружаемых администратором сайта картинок формат на webp для ускорения работы сайта.
расчета стоимости доставки в зависимости от удаленности адреса покупателя от склада в километрах;
интеграции со службой доставки СДЭК;
интеграции с модулями оплаты «СберБанка»;
интеграции с мобильными приложениями клиента для обмена данными.
За 9 месяцев с начала разработки мы создали современно выглядящий сайт интернет-магазина, который фактически не нуждается в повседневном администрировании. Для внесения изменений в каталог используется только СБИС, для работы с заказами — CRM «Битрикс24». Благодаря настроенным нами алгоритмам сайт выполняет свои функции по взаимодействию компании с клиентами в автоматическом режиме.
Сайт rakisam.ru уже полноценно работает, но мы не намерены останавливаться на достигнутом и в ближайшем будущем расширим его функциональность. В планы входит:
1. Более точный количественный учет в СБИС. Для этого необходимо, чтобы в СБИС попадала информация о заказах.
2. Разработка собственного решения по программе лояльности, если UDS не вернет приложение. Бонусные баллы — это основа маркетинга в современном e-commerce, и без них нельзя.
3. Интеграция каталога с «ВКонтакте».
4. Выгрузка в «Яндекс.Маркет» оптимизированных, обработанных сайтом позиций.
5. Выгрузка каталога в специальный фид для расширения сниппетов в поисковой выдаче и для нужд директолога по товарной рекламе.
6. Внедрение сервиса сквозной аналитики Roistat.
Все это поможет интернет-магазину «Царские Раки» становиться удобнее как для пользователей, так и для владельца, и благодаря этому увеличивать свою эффективность как инструмента для получения прибыли.
В предыдущей части мы подробно рассматривали основные источники для поиска или генерации фото-контента для сайта и требования, предъявляемые к ним с учетом современного сайтостроения. В этой статье и последующих мы разберем наиболее интересные из них, а начнем с разработки изображений — самого сложного способа получения графического контента.
Иллюстрация — это изображение, которое всегда используется в контексте с текстовым описанием и служит пояснением. С иллюстрациями работает иллюстратор. В принципе, иллюстрацией можно назвать и фото, и гравюру, и рисунок: что угодно. Но мы рассмотрим именно векторные иллюстрации.
1. Окружающий текст тяжело отождествлять с готовым фото, купленным на стоке, например. Из определения следует, что основная задача иллюстрации — это помощь в восприятии окружающей текстовой информации. А значит, иллюстрация должна либо ассоциироваться с текстом рядом, либо прямо ему соответствовать. Когда мы говорим об одиночной странице с несколькими иллюстрациями, то задачу, в принципе, несложно решить с помощью фотостока. Но что если таких страниц — целый сайт. В рамках одного веб-ресурса мы должны придерживаться однообразия, а, значит, найти множество стилистически схожих изображений. А это уже задача незаурядная.
2. Текст в рамках одной страницы сложно структурирован, разнообразен или просто специфический. Подбирать готовые изображения для такого текста крайне сложно. А даже если и удастся, то не факт, что это станет понятным для всех пользователей, следовательно, иллюстрация не выполнит своей задачи.
3. Необходима строгая стилистика или точное соответствие фирменному стилю. К примеру, если речь идет о банковской сфере, страховании, юридических или бухгалтерских услугах или, вообще, сайт правительственный или государственный.
Выполненные в едином стиле монохромные иллюстрации курсов Яндекс Практикума отражают суть изучаемых навыков. Источник: https://practicum.yandex.ru/catalog/programming/
Абстрактные иллюстрации на reg.ru схематично показывают, что получит клиент. Источник: https://www.reg.ru/
На сайте «ДОДО ПИЦЦА» рассказ о компании сопровождается иллюстрациями-комиксами, выполненными в фирменных цветах. Источник: https://dodopizza.ru/moscow/about
Сайт канадского авиаперевозчика Porter украшают рисунки с маскотом — енотом. Источник: https://www.flyporter.com/en-ca/
Красочные иллюстрации сервиса по подбору профессий KPMI привлекают внимание, логично дополняют текст и задают настроение. Источник: https://kpmi.ru/
На сайте «1С:БухОбслуживания» изображения персонажей гармонично вписаны в рисованный фон. Источник: https://1cbo.ru/
Милые котики на сайте VPN-сервиса hideme.name наглядно иллюстрируют предоставляемые услуги. Кстати, такой персонаж может считаться маскотом? Источник: https://hidemy.name/ru/
1. Главное достоинство привлечения иллюстратора — это точное соответствие изображения окружающему тексту. Иллюстрации разрабатываются под уже готовый текст, который фактически служит готовым техническим заданием. Хорошая иллюстрация способна абсолютно точно визуализировать любой даже самый сложный текст.
2. Однообразие. Разрабатываемые изображения могут создаваться в точном соответствии с фирменным стилем компании. В том числе в одной цветовой гамме.
3. Брендирование. В создаваемые иллюстрации можно легко интегрировать логотип или любые другие элементы. Это дает и дополнительное преимущество — такие изображения тяжело своровать и использовать в ином контексте на других сайтах.
4. Возможность включения в иллюстрации фирменного персонажа — маскота. В некоторых компаниях вместе с брендбуком разрабатывают персонажей. Иллюстрациях — отличный способ задействовать персонажа на сайте.
5. Уникальность. Такие изображения будут разрабатываться индивидуально под требования и будут абсолютно уникальными. А значит никаких проблем с соблюдением авторских прав.
При разработке нашего сайта wintramedia.ru мы столкнулись со всеми сложностями, описанными выше. И единственно правильным решениям для себя выбрали именно создание фирменных иллюстраций. На каждой странице сайта векторное изображение дополняет окружающий текст и отлично вписывается в стилистику сайта.
Согласны, что такие иллюстрации смотрятся интереснее и солиднее однообразных мокапов и тем более растиражированных по всему интернету картинок с улыбающимися менеджерами? Будем рады узнать ваше мнение. И если понадобятся иллюстрации — дайте знать, разработаем индивидуальные изображения и для вас!
При разработке сайта мы всегда стараемся придерживаться фирменного стиля, цветовой гаммы и прочих элементов брендбука компании. На этапе дизайн-макета у дизайнера нет реальных фото от заказчика и мы используем картинки-заглушки или временные решения для презентации. На презентации сайт с грамотно подобранными картинками выглядит естественно, органично.
И вот настает момент истины. Мы запрашиваем реальный контент от заказчика и встречаемся с распространенной сложностью: на макете все было красиво, но в реальности — где брать такие изображения, да еще и в таком количестве?
Наши требования к контенту, предоставляемому заказчиком:
Естественно, стилистика. Если мы рассматриваем сайт для коллегии адвокатов, то логично предположить, что нам оптимально подойдут изображения, соответствующие корпоративной стилистике организации.
Размер. Это, казалось бы, мелочь, но 70% предоставляемых изображений отметаются именно по причине неподходящего размера. Сайты сегодня адаптивны, они должны корректно показываться и на широкоформатных компьютерных мониторах, и на экранах смартфонов, коих стало бесчисленное количество. И изображение должно быть универсальным: на широких форматах и на узких экранах смартфонов одно и тоже изображение должно уметь масштабироваться, а при необходимости — обрезаться. Поэтому квадратное фото сотрудника крупным планом не подойдет, например, для использования в слайдере размером 1920 на 600 пк. А панорамное изображение офиса обрежется по краям при масштабировании. А еще есть такие вещи, как генерация preview (картинки анонса) для статейных блоков или, например, создание изображения для Open Graph разметки og:image (вы видите эту картинку, когда добавляете ссылку на страницу сайта в мессенджер или соцсети) . Важно все это учесть.
Цветность. Единый фирменный стиль и соответствие цветовой гамме требуют использования изображений в определенных контентных блоках. Зачастую это блоки, где текст накладывается поверх изображения. Поэтому если спроектированный блок подразумевает, что текст будет белым на темном, то изображение не должно иметь белый фон. Конечно, можно обработать изображение в фоторедакторе, но изначально корректное фото — залог успеха.
Контекст и уместность. Пожалуй, самый сложный момент. Чаще всего, мы используем изображения в окружении какого-то текста. И в зависимости от его сути необходимо использовать максимально отвечающее контексту изображение. Это заставляет долго подбирать подходящее изображение, которое будет уместным именно в этом блоке. И хорошо, если есть из чего выбрать…
Легальность. Конечно же, легальность. Один из самых широко обсуждаемых моментов в последнее время. Мы подробно описали этот момент и последствия для бизнеса, если вы все еще смотрите на решение этой задачи с помощью Яндекс. Картинок, например. Сегодня за это можно получить иск на круглую сумму. Закон об интеллектуальной собственности строго стоит на страже авторских прав, чем пользуются меркантильные юристы, жаждущие легкой добычи. Изображения должны быть либо уникальными (принадлежащими заказчику) , либо легально приобретенными.
Итак, нам нужны изображения: уникальные/легальные, в одной стилистике, определенной цветности, нужного размера и пропорции, отвечающие сути окружающего текста, да еще и штук 40. Согласитесь, задача, мягко говоря, непростая. И поверьте, только у 1 из 10 заказчиков находится коллекция изображений, отвечающих всем требованиям. Остальные же упираются в эту стену, и проект начинает «буксовать». Мы в «Винтре» очень хорошо знаем об этой проблеме и при ее возникновении находим оптимальное решение, учитывая тематику бизнеса и тип разрабатываемого сайта.
Забегая вперед скажем, что, в дальнейшем мы подробно опишем каждый способ в отдельной статье. Сейчас же просто перечислим основные варианты в порядке сложности создания и стоимости:
Стоковые сервисы. На сегодня это один из самых доступных способов получения изображений. Существует множество площадок: от предлагающих свободно распространяемый контент (условно-бесплатных) до платных, российских и зарубежных. У каждого сервиса свои условия. Среди них: тип лицензии, определяющий варианты законного использования, оплата через расчетный счет (обязательно) , подпись-ссылка на источник, тираж, возможные места публикации и многие другие.
Есть и способы снизить стоимость за счет использования пакетных предложений. Помимо приемлемой цены, есть и самый главный плюс использования стоков: серии изображений и автоматический подбор похожих. Использование коллекций решает вопрос единой стилистики и схожести. Зачастую один фотограф создает коллекцию, делая фотосессию на определенную тему.
Изображение из фотобанка Shutterstock. Источник: https://www.shutterstock.com/ru/image-vector/cartoon-illustr...
Более дорогой и сложный момент — это проведение собственной фотосессии. В зависимости от тематики бизнеса нам потребуются разные фотографы с разным оборудованием. Если предстоит создать меню для ресторана, вам нужен фотограф специализирующийся на предметной съемке. Для интерьеров есть свои особенности, например, необходимость склейка фото или создание панорамы. С людьми работает, как правило, портретный фотограф. Ну а если нам необходим общий вид снаружи, то можно задействовать и фотосъемку с квадрокоптера.
При изучении этого вопроса может показаться, что стоимость услуг профессионального фотографа высока, но при правильно спланированной фотосессии, наличии отработанного сценария, четкого плана и грамотного технического задания на выходе мы получим огромный набор качественных фотографий, в полной мере удовлетворяющих нашим требования. Зачастую бывает так, что отснятого материала с лихвой хватает не только на нужды разрабатываемого сайта, но и на дальнейшее применение при создании полиграфии, рекламы, постов для соцсетей и прочего визуального сопровождения.
Предметная съемка. Стоматологическое оборудование в клинике PROident. Источник: https://proident.ru/
Самый сложный, дорогой и длительный способ — это разработка изображений. Здесь нам на помощь приходят иллюстраторы, аниматоры, 3D-дизайнеры и другие профессионалы в сфере производства цифрового контента. Суть работы заключается в том, что специалист создает изображения по нашим требованиям с нуля. К примеру, нам нужен фасад дома, но он есть только на чертеже — его заменит его 3D-рендер. Или необходимо показать, как будет выглядеть грузовой подъемник в разрезе шахты между 2-м и 3-м этажами. И дизайн интерьера относится сюда же.
Большинство рекламы, в которой в качестве ключевых объектов выступают продукты питания — это не фото. Попробуйте сфотографировать пачку чипсов так, чтобы она выглядела как в рекламе – никогда не выйдет. Все это 3D-макеты, отрисованные графическими дизайнерами. Мы, например, создавали так целую серию изображений для фабрики Сам-По.
Безусловными плюсами такого метода получения графического контента является тот факт, что создаваемые изображения полностью отвечают всем требованиям. Специалист рисует изображение так, как ему необходимо, и может влиять на все факторы. А наличие исходника позволяет генерировать разные изображения просто перемещая, к примеру, виртуально камеру или поворачивая объект в плоскости.
3D-рендер ЖК SamaRanta. Источник: https://townhouse-samaranta.ru/#3d
Мы в «Винтре» столкнулись с теми же проблемами. Нам нужно было использовать несколько изображений на одной странице сайта. При этом они должны были соответствовать смыслу окружающего текста. Нам не подходила ни покупка изображений, ни разработка mockup-ов.
На помощь пришла ручная отрисовка иллюстраций.
Загляните к нам на сайт wintramedia. ru и посмотрите сами на результат.
В продолжении серии наших статей про визуальный контент для сайтов расскажем про 3D-изображения. Это самый сложный в создании, и потому дорогой вид графики. Но иногда такие картинки незаменимы.
Мы живем в трехмерной реальности. Ее можно запечатлеть различными способами: с помощью фотографии или картины с перспективой. А в случае генерации изображений на компьютере для этого используется 3D-графика. Она создается в специальных программах, которые позволяют моделировать трехмерное пространство и любые предметы в нем.
Результатом работы с трехмерной компьютерной графикой может быть что угодно: от фотореалистичного изображения существующего объекта до мультяшного персонажа из фэнтези. Содержание, цвета, формы, текстура генерируемого контента ограничиваются только условиями технического задания или воображением дизайнера.
При этом любую 3D-модель на дисплее компьютера мы видим так же, как обычный предмет в реальном мире. Правда, такое отображение трехмерного объекта требует значительных вычислительных ресурсов. К тому же для сайтов в большинстве случаев нужны статичные изображения. Поэтому для практического применения трехмерную графику обычно превращают в стандартные растровые изображения.
Этот процесс, называемый 3D-рендерингом, можно сравнить с фотографированием. Как и при создании обычного фото, специалист выбирает направление и интенсивность освещения, ракурс, если нужно — добавляет спецэффекты. Причем 3D-графика дает значительно больше возможностей, так как не имеет характерных для физического мира ограничений. В результате создаются картинки — рендеры, которые могут минимально отличаться от реальных фотографий или профессиональных рисунков.
Кроме того, технология 3D-рендеринга позволяет на основе разово созданной модели впоследствии в любое время генерировать любое количество самых разных изображений объекта путем простого изменения настроек графического редактора.
Подобным образом создаются анимированные ролики с 3D-объектами, имитирующие видеосъемку. Но это — тема для отдельной статьи.
В отличие от фотографий, получаемые с использованием технологии трехмерной компьютерной графики изображения позволяют показать:
то, что еще не существует, например, будущий жилой комплекс;
вид с необычного ракурса, в том числе технически недостижимого при съемке реального объекта;
то, что скрыто от невооруженного глаза, например, внутренние элементы механизма;
любую желаемую обстановку;
нужное положение подвижного объекта.
И такие практически неограниченные возможности в 3D-рендерах сочетаются с высокой фотореалистичностью. Смоделированные объекты кажутся «настоящими», «осязаемыми», а потому выглядят привлекательнее обычных иллюстраций.
Изображения, созданные на основе трехмерных моделей, оптимально использовать в случаях:
когда фотографию нужного объекта сделать или приобрести невозможно или очень сложно;
когда необходимо получить выделяющийся визуальный контент, требования к которому превосходят возможности обычной 2D-иллюстрации.
Так, 3D-рендеры очень часто используют при создании изображений для рекламы и продвижения товаров. С помощью компьютера относительно просто нарисовать красивое объемное изображение упаковки так, чтобы были видны все важные надписи, логотип и «вкусная» картинка продукта. Добиться аналогичного эффекта с помощью фотографии зачастую невозможно.
Для sam-po.ru мы разработали трехмерные изображения упаковки для каждого мороженого.
Трехмерная графика также незаменима при желании показать:
1. Продукцию, изготавливаемую на заказ, и поэтому имеющую множество вариаций, которых нет в наличии.
Такие 3D-рендеры подъемников на https://www.lift-prom.ru/ используются в качестве изображений в карточках товаров.
2. Объекты, для которых затруднительно организовать фотосессию, например, из-за их местоположения.
Сфотографировать со всех сторон судно, которое обычно находится или на верфи или на воде — невозможно, а вот нарисовать 3D-модели в «воздухе» — несложно.
3. Важные свойства продуктов, которые нельзя передать с помощью фото из-за конструктивных особенностей.
3D-рендер, на котором изображена глухая шахта в разрезе, наглядно показывает устройство подъемника на странице
4. Результаты находящихся в разработке долгосрочных проектов, таких как строительство недвижимости.
Трехмерная графика показывает, как будет выглядеть внутри и снаружи пока еще только строящийся жилой комплекс https://vira-atmosfera.ru/.
Созданные на основе 3D-моделей изображения можно дополнять интерактивными элементами, чтобы объединить графический контент с текстовым и за счет этого сделать сайт более информативным и удобным.
На сайте https://gal63.ru/ при наведении на этажи торгового центра выводится список организаций и ссылка на страницу с подробной информацией о них.
Рендеры 3D-моделей могут использоваться и для демонстрации продукта в целом, и в качестве изображений для карточек товаров, и для оформления фона сайта.
Да, создание трехмерной графики обходится дороже фотосессий и отрисовки 2D-иллюстраций, требует больших затрат труда и времени. Но эти минусы с лихвой перекрываются возможностями 3D-графики по решению самых сложных задач в области визуального оформления сайтов и промо-материалов.
«Битрикс» обновил все свои модули и штатные компоненты для работы с PHP 8 и активно принуждает разработчиков сторонних решений обновить код своих продуктов. Вплоть до удаления решения, если оно не поддерживает 8-ю версию. При этом выполнить переход сайта с CMS Bitrix на PHP 8.x не так просто, как кажется на первый взгляд.
Если вы используете сайт под управлением 1С-Битрикс любой редакции и ваш сайт работает на PHP версии ниже 8.0 — вы можете лицезреть вот такую надпись в админ панели своего сайта:
Версия PHP 7.х объявлена устаревшей и больше не поддерживается, для нее не выпускаются исправления функциональных ошибок и ошибок безопасности. Использование версий PHP ниже 8 крайне нерекомендовано.
Вы не сможете установить обновления продуктов «1С-Битрикс» для исправления ошибок и получения нового функционала, пока не обновите PHP до минимальной версии 8.0 или рекомендованной 8.1 в своем серверном окружении.
На первый взгляд очевидно, что нужно просто перейти на работу сервера в связке с PHP 8-ой версии. Ок. Идем в панель управления хостингом. Находим наш сайт, переходим в настройки и выбираем нужную версию PHP. Можно выбрать сразу 8.2 последнюю. к примеру, в панели ispmanager это делается здесь:
Переходим на сайт для проверки и с вероятностью 99,99% ваш сайт сломается или вообще выдаст белый экран.
Все просто. В новой версии PHP немного изменились требования к написанию кода и то, что разрешалось в версии 7.4, например, теперь вызывает ошибку и сайт ломается. Получается для работы сайта необходимо, чтобы весь код соответствовал новым требованиям. Как известно Битрикс — это система управления, состоящая по большей части из ядра и публичной части. С ядром все понятно, но остается сторонний код: это и шаблон, и свои компоненты, и сторонние модули, установленные из Макретплейса Битрикс. Вот в них и заключается вся боль.
Мы рассмотрим два сценария обновления сайта. Первый — идеальный (правильный, рекомендуемый), а второй — нестандартный (комбинированный метод)
1. Так как «Битрикс» уже все обновил и настроил под использование 8-ки, прежде чем изменять настройки сервера, мы должны обновить ядро через стандартный функционал «Битрикс». Естественно для этого у вас должна быть активная поддержка на решение. Если нет, и вы видите надпись, что срок поддержки вашей лицензии окончен, то необходимо продлить ее, купив за 25% от стоимости лицензии. Редакцию вашей лицензии вы можете увидеть все в том же разделе /bitrix/admin/update_system.php?lang=ru в секции «Ответ сервера обновлений».
2. Теперь переходим в установленные решения.
В этом разделе нас интересуют все сторонние решения, установленные на сайте. Их необходимо также обновить. Конечно, есть платные и бесплатные решения. Бесплатные обновляем, а на платных смотрим срок поддержки активен или нет. Если нет, то каждое решение необходимо продлить. Условия продления могут быть разными, но обычно это 50% от стоимости решения. Подробнее вы можете посмотреть на странице Маркетплейса, кликнув по названию этого решения.
3. После обновления ядра и всех сторонних модулей переходим к тому, с чего начинали: производим настройку на стороне хостинга, выставив нужную версию.
Результат: Если сайт небольшой, относительно новый и создавался с использованием стандартных компонентов Битрикс (с минимальными внесениями изменений) или на каком-либо готовом решении, то он запустится без каких-либо проблем. К сожалению, за нашу практику мы ни разу не встретили сайт, который достаточно просто обновить. Так что нам такой вариант не подходит. Поэтому мы работаем по второму сценарию.
Данный метод пригодится если у вас:
свой уникальный шаблон;
кастомные компоненты;
решения, не поддерживаемые более разработчиками, но необходимые вам для работы (например, решение «Аспро Медицинский центр 2.0» официально не поддерживается более разработчиком, и к нему не выпускаются никакие обновления);
вносились правки в ядро;
нет желания или возможности продлевать решение по какой-либо другой причине, например, потому что слишком дорого.
С этим нам чаще всего и приходится работать.
Сразу оговоримся, лицензия на решение 1С-Битрикс у вас должна быть активной в любом случае. Вносить правки в ядро — отчаянный шаг.
Итак, процесс:
1. Создаем полную резервную копию сайта.
2. Обновляем ядро, как и в рекомендуемом способе. Если вы вносили изменения в ядре или штатных компонентах, то вам необходимо перенести все измененные файлы в папку local.
3. Переходим в установленные решения и обновляем все, что можно обновить. Если и сторонние решения правили, то переносим все изменения и доработки в local-папку.
4. Далее включаем вывод ошибок в настройках, файл /bitrix/.settings.php.
5. Затем настраиваем хостинг и активируем 8-ку.
6. После переходим на сайт и видим ошибки. Читаем текст ошибки и вносим изменения в файлы указанные в тексте ошибки. Информации по типовым ошибкам море. Вот лишь несколько примеров, которых будет достаточно для практически любого сайта:
От себя можем добавить некоторые тонкости, которых нет в описанных выше мануалах.
Если вы не видите ошибок, а видите белый экран, ищите их в исходном коде (Ctrl + U).
Просмотрите все страницы вашего сайта. На каждой странице может использоваться разный функционал и если у вас типовая услуга, то это не значит, что, устранив проблемы на одной странице, вы избавитесь от других.
Обязательно проверьте интерактив сайта, попробуйте произвести все функциональные тесты: отправить форму, проверить калькуляторы, воспользоваться поиском по сайту.
Проверьте ошибки в консоли (F12).
Проведите проверку системы штатным инструментом /bitrix/admin/site_checker.php?lang=ru. Здесь может оказаться много подсказок в случае проблем.
Описанное выше может решить штатный администратор сайта. Углубляться детальнее нет смысла. Более сложные моменты требуют специальных знаний.
Таким способом мы уже перевели на новые рельсы практически всех наших клиентов. А теперь решили поделиться инструкцией. И если понадобится, готовы помочь реализовать ее.
В этом году пришло понимание, что нашему digital-агентству нужно повышать свою видимость в интернете. Для решения этой задачи мы воспользовались в том числе максимально доступным способом — регистрацией на тематических площадках с каталогами IT-компаний.
Итак, основная задача — увеличить свое присутствие в выдаче путем попадания в топы рейтингов и аналогичных сервисов, которые показываются на первых страницах поиска по целевым запросам. В качестве бонуса — увеличение количества входящих ссылок. Для начала выбрали только бесплатные сервисы, их, в принципе, немало:
Wadline;
«IT Рейтинг»;
RUWARD;
Workspace;
CMS Magazine;
«Рейтинг Рунета».
Несмотря на значительные отличия в функциональности и значимости, все они предоставляют digital-агентствам возможность разместить подробную информацию о себе. То есть подходят как минимум для того, чтобы бесплатно опубликовать на дополнительном интернет-ресурсе свои контакты и ссылку.
И, конечно, на каждом из этих сервисов есть каталоги или рейтинги IT-компаний. И условия попадания в них очень сильно отличаются.
На протяжении последних нескольких лет мы не работали с этими сервисами. Поэтому хотя наше агентство и было почти везде зарегистрировано, начинать пришлось фактически с нуля — почти вся информации о компании в профилях была неактуальной.
По всей видимости, иностранный проект, сайт русифицирован не на 100%, особенно в админской части. Wadline хорош прежде всего тем, что здесь можно размещать портфолио, все проекты из которого выводятся не только на странице компании, но и в отдельном, общем для всех участников разделе.
Рейтинг WADLINE Leader Matrix формируется на основании 12 параметров. Важность и точная методика расчета не указана, подробности мы не пытались выяснить. Просто заполнили профиль агентства, внесли в портфолио основные проекты — и этого оказалось достаточно, чтобы попасть в топ-5 в домашнем регионе — Самаре.
А еще на WADLINE можно добавлять статьи на IT-тематику. Редактор простенький, но необходимый минимум присутствует. Правда, публикуются далеко не все статьи — у нас приняли только 4 из 13. Причем за бортом остались в том числе ставшие популярными на других площадках материалы. Как нам объяснили в поддержке, приоритет в публикации отдается владельцам платных PRO-аккаунтов. Нас это не особо огорчает, так как для ведения блога есть Pikabu и не только.
Судя по всему, проект создан в 2020 году и перестал развиваться с весны прошлого года. Правда, это мы поняли уже после того, как добавили в профиль на «IT Рейтинг» основные сведения об агентстве. И попали на 5-е место в каталоге веб-студий в Самаре и на 8-е — в каталоге SEO-компаний.
Из плюсов — есть портфолио. Из минусов — проект мертвый, со всеми вытекающими последствиями, включая отсутствие актуальных рейтингов и техподдержки. Но страница агентства со ссылкой есть, в каталоге присутствуем — и большего от IT Рейтинга мы и не требуем.
Это уже серьезная площадка, с собственным рейтингом, формирующимся в результате объединения результатов крупнейших российских рейтингов IT-компаний рунета. Соответственно, чтобы попасть в рейтинги RUWARD, нужно иметь неплохие места в рейтингах известных площадок, таких как AdIndex, «Рейтинг Рунета», Likeni, Sostav, Seonews.
Из этих сервисов сейчас мы работаем с «Рейтингом Рунета», и то только с этого года, поэтому пока непонятно, получится ли что-то занять на RUWARD. Хотя 5 лет назад наше агентство было здесь на 6 месте в рейтинге разработчиков на NetCat (примерно с того времени мы и перестали заниматься этой CMS).
Пока для нас RUWARD ценен шикарной страницей профиля компании. Помимо стандартной контактной информации и списка услуг, здесь можно разместить и описания применяемых методик/технологий, и подробные кейсы, и список лучших клиентов, и их отзывы, и даже информацию о новостях и акциях.
Кстати, о кейсах. Публикуются они без какой-либо модерации, но оформлять их неудобно: количество фото и видео ограничено, к тому же размещаются они одной кучей после текста.
На самом деле, это биржа для фрилансеров и digital-агентств. Да и рейтинга как такового тут нет — в каталоге агентства ранжируются в каталоге в случайном порядке. Поэтому не уделяли особого внимания этой площадке, даже профиль до конца не заполнили. «Винтра» присутствует на первой странице в каталоге разработчиков сайтов по Самаре — и хорошо. Правда, команда Workspace пишет, что собирается ввести систему «кармы», но как она будет работать, пока не ясно.
А сейчас WorkSpace для нас — это лучшая площадка для публикации развернутых кейсов. Здесь есть все что нужно для размещения красочного отчета о проекте: удобный редактор, позволяющий произвольно добавлять этапы работ, фото и видео, отдельная форма для вывода собственного комментария к проекту и отзыва клиента. Кроме того, кейсы публикуются без модерации и выводятся в отдельном разделе сайта.
По сути, это устаревшая версия «Рейтинга Рунета», которая до сих пор поддерживается в рабочем состоянии. Наверное, правильнее будет сказать, что «Рейтинг Рунета» — это новая публичная часть. Вся информация об агентстве для «Рейтинг Рунета» редактируется в личном кабинете cmsmagazine.ru, поэтому присутствие здесь необходимо для участия в рейтингах.
Информация в карточке компании на CMS Magazine и «Рейтинге Рунета» дублируется, а вот каталог cmsmagazine.ru имеет свою логику распределения агентств по местам. Поэтому заполняя информацию для участия в «Рейтинге Рунета», автоматически получаем попадание на страницы каталоге cmsmagazine.ru. Главное отличие этих площадок заключается в том, что для присутствия на CMS Magazine не нужно никак подтверждать выполнение проектов (об этом чуть позже).
И еще на CMS Magazine есть раздел для публикации кейсов. Правда, здесь строгая модерации — ее проходят в среднем только 10% проектов.
Здесь уже все серьезно. «Рейтинг Рунета» — это рейтинги с четкой методикой подсчета, для участия в которых нужно ежегодно подтверждать документами факт выполнения работ.
Не будем пошагово рассказывать, что нужно сделать для этого. «Рейтинг Рунета» уже все подробно разъяснил, в том числе в своих статьи на vc.ru. Среди них нам больше всего пригодились эти три:
Здесь, а также в официальной инструкции есть вся необходимая информация. Правда, мы все равно засыпали техподдержку мелкими вопросами и уточнениями. И нам терпеливо объясняли каждую мелочь, за что CMS Magazine отдельное спасибо. И, если честно, повторно перечитав инструкции, мы поняли, что все ответы в них на самом деле уже даны. Только из-за обширности сведений иногда не получается сразу найти нужные в данный момент.
Решение об участии в «Рейтинге Рунета» приняли очень вовремя: как раз оставалось время, чтобы не спеша внести основные проекты к началу тестовой проверки. Так как определяющая попадание в рейтинги проверка предполагает предоставление документов по заключенным сделкам, нужно:
быть уверенным, что необходимые документы по проекту есть;
указать в карточке проекта те же сведения, что и написаны в документах.
Причем тому, кто, как мы, участвует в рейтингах впервые, нужно поднимать информацию как минимум за три последних года — завершенные в этот период проекты учитываются при расчете баллов.
В общем, задача не из простых. Но благодаря CRM-системе «Битрикс 24», в которой фиксируется вся информация по сделкам, и отлаженному электронному документообороту, мы примерно за 2 рабочих дня внесли всю необходимую информацию по 78 проектам. И не сомневались, что по каждому из них сможем предоставить документы.
По каждой сделке в CRM-системе сохранено все что нужно: даты проведения работ, юридическая информация, документы.
Тестовая проверка представляет собой сокращенную и не влияющую напрямую на попадание в рейтинг версию процесса подтверждения проектов. Это отличная возможность и проверить себя без каких-либо рисков при неудаче, и получить преимущества в случае успеха.
Проверка проходит просто. Система выбрала 4 проекта — примерно 5% от тех, что были внесены. От нас требовалось загрузить документы — обычно это Договор и Акт выполненных работ. У нас без проблем приняли также счета и платежные поручения. Как загружаются документы расскажем чуть подробнее, так как не нашли детальную информацию об этом от «Рейтинга Рунета».
Сначала стандартно: переходишь на страницу подтверждения проекта и загружаешь документы. А дальше начинается самое интересное: открывается специальный интерфейс, и в нем нужно рамками в своих документах выделить:
наименование юрлица или ФИО заказчика;
наименование собственного юрлица агентства;
подпись и печать заказчика;
наименование услуги;
дату начала и завершения работ.
Все эти данные должны совпадать с указанными изначально в карточке проекта. Без разметки документы не отправятся на проверку.
Небольшие расхождения по датам (у нас в одном проекте было примерно на 1 месяц) — допустимы. А также не будет проблем, если у заказчика сменилось юридическое лицо. В любом случае, можно объяснить ситуацию в комментарии для модератора.
В общем, по нашему опыту, если фактически работа выполнена и хоть какие-то документы о сделке есть — проект будет подтвержден.
Статусы проектов легко отслеживать в личном кабинете.
Тестовую проверку у нас прошли все 4 проекта в течение дня. После этого нужно было ждать примерно три недели до начала основной проверки. За это время добавили все мелкие проекты, так как выяснили, что прибавление любой сделки, независимо от ее серьезности, дает дополнительные баллы.
Через 3 дня после окончания тестовой проверки в личном кабинете появились промежуточные результаты рейтингов. Уже тогда стало ясно, что с основной задачей — попасть в ТОП-10 по региону — в целом мы справились. Забегая вперед отметим, что в итоговом рейтинге мы получили плюс-минус те же позиции.
Так как всего мы добавили 105 проектов, и стандартно, согласно инструкциям, проверяется 10%, мы готовились подтверждать 6–7 работ (а еще 4 уже прошли проверку).
Но к нашему удивлению, на обязательную проверку попали только 2 проекта. Думаем, что это благодаря хорошим баллам «кармы», заработанным при тестовой проверке.
Эти два проекта мы также успешно подтвердили, и теперь результаты наших трудов — на ratingruneta.ru
Итак, мы добавили 105 проектов и подтвердили 6 из них. В общей сложности на подготовку к участию в рейтинге было потрачено примерно 48 человеко-часов, то есть 6 рабочих дней. Можно было бы сделать и быстрее, но мы перепроверяли данные по всем проектам, чтобы точно ничего не перепутать.
В итоге digital-агентство «Винтра» заняло:
места в ТОП-10 в 6 номинациях среди компаний Самары;
места в ТОП-20 еще в трех региональных рейтингах;
места в ТОП-200 в 4 основных рейтингах: разработка CRM, контекстная реклама, корпоративные решения, поддержка и развитие;
места в ТОП-200 и ТОП-100 в 33 срезах, помимо упомянутых.
Вместе с местами в рейтингах мы получили красочные дипломы в электронном виде, а также соответствующие им бейджи для сайта и шаблоны картинок для соцсетей, вот такие:
Спустя примерно три месяца после того, как начали вплотную заниматься регистрациями в каталогах мы имеем:
присутствие нашего агентства на первой странице сайтов из ТОП-5 по запросам типа «лучшие digital-агентства в самаре»;
6 сайтов, на которых указана контактная информация и ссылка на наш сайт;
3 площадки для публикации развернутых кейсов;
4 сервиса для размещения портфолио.
Теперь ждем лидов. Если верить «Рейтингу Рунета», только от него мы получим как минимум одного с вероятностью 99%.
При разработке очередного корпоративного сайта была поставлена задача: абстрагироваться от конкурентов за счет качественного визуала, подчеркивающего качество, надежность изготавливаемой продукции и наличие собственного конструкторского бюро. О том, как мы решили ее с помощью «оживающих» чертежей — в нашем кейсе.
Основным источником вдохновения стало вот это анимированное SVG-изображение с отрисовкой машины времени из трилогии «Назад в будущее», размещенное на codepen.io.
В данном решении используется стандартная SVG-анимация. Нам показалось это очень интересным, так как у нас есть модели подъемников и конвейеров в файлах STEP, из которых ранее мы уже создавали изображения с 3D-моделями. Поэтому не составило бы труда конвертировать исходники и в SVG. И мы приступили...
После проработки первых изображений и конвертации их в SVG-файл мы поняли, что нас ждут проблемы. Изначальный чертеж, который разработан отделом конструкторов заказчика, включает тысячи деталей. Например, двигатель состоит из 765 элементов, а еще есть разные гайки, шайбы и прочее.
«Вес» готового SVG-файла — просто кода — составил более 2 МБ. В то время как обычно изображения в этом формате занимают пару килобайт.
Тогда мы попробовали сгруппировать отдельные узлы в более крупные блоки и анимировать их появление целиком, а не штриховкой каждой из тысяч деталей. Так нам удалось снизить размер файла на выходе, но, забегая вперед, и это не стало финальным вариантом.
Главная особенность выбранной в качестве основы анимации — это последовательная отрисовка элементов, обеспечивающая последовательное, плавное, выстроенное по определенной логике появление частей рисунка.
Поэтому нам потребовалось разметить в файле все крупные блоки и выстроить их в нужной последовательности для правильного формирования изображения. На это ушло более двух недель. В результате мы получили постепенное логичное появление всех элементов, как на SVG с DeLorean, вдохновившем нас на эту работу.
Однако «вес» созданного html-кода составил 1,8 МБ. Такой размер простой анимации длительностью 10 секунд, нас, как и прежде, не устраивал.
Все дело было в сотнях деталей. Как бы мы ни старались их сгруппировать, все равно оставалось огромное количество элементов. Решением этой проблемы стал уход от первоначальной идеи SVG-файла и конвертация анимации в .mp4 и .webm. Видео на 10 секунд такого формата занимает всего 100 КБ.
При демонстрации созданных видео заказчику родилась идея использовать в качестве фона для анимированных 3D-моделей оборудования вместо сплошного синего цвета изображение миллиметровки. Той самой советской чертежной бумаги, по ГОСТ 334-73, кто ее еще помнит? ;)
Иллюстрация стала выглядеть так:
После демонстрации этого варианта в боевом режиме мы поняли, что получается очень неплохо и встал логичный вопрос: как защитить разработанные видео? Ведь кто угодно может скопировать его и использовать где-то у себя. Поэтому решили добавить водяной знак:
А также сократили время анимации до 4 секунд и увеличили размер готового видео, чтобы на сайте оно воспроизводилось с максимальной детализацией и не отвлекало своей красотой пользователя от его основной цели слишком долго )
Подобные видео размером 400 пикселей по ширине было принято разместить на страницах каталога вместо статичных изображений карточек товаров.
После демонстрации страницы с «живой» иллюстрацией появилось желание иметь возможность запускать анимацию повторно. Вариант воспроизводить непрерывно видео по кругу не устроил. Поэтому был написан скрипт, запускающий анимацию повторно при наведении курсора мыши.
Далее встал вопрос о разработке детального изображения для карточки товара. По уже отлаженной методике мы создали видео в другом разрешении и более длительное, а также добавили брендирование в конце.
Аппетит приходит во время еды! И с нами произошло тоже самое. После отработки крупных видео мы подумали, а что если заставить изображение не только отрисовываться, но и вращаться вокруг оси. Сказано — сделано. Но дальше — больше. Пришла идея показать движение кабины.
«Такое возможно?» — спросили мы у нашего 3D-шника. Он ответил: «Ну, в принципе, да», и это стало началом нового этапа.
Сначала добавили сведение переходов кадров и облет камеры вокруг оси. И это было уже очень интересно. Далее, мы решили не просто провести презентацию, а показать анимацией работу подъемника, и вышло это:
Аналогичное видео создали и для гидравлического стола:
Естественно, размер файла существенно увеличился — до 1,8 МБ в среднем. Но визуальный результат того стоил. Такие видеоролики разместили в карточках наиболее востребованных товаров.
Когда мы завершили разработку всех роликов, разместили их на сайте и приступили к тестам на кроссбраузерность и адаптивность, выяснилось, что анимация работает везде, кроме как знаете где? Правильно! У директора «ЗПТМ», на абсолютно новеньком ноутбуке файлы .webm воспроизводились битыми, были видны пиксели, полосы, зависания, мерцания и прочие баги, как будто нет нужного кодека. Обновление Windows и установка кодеков не дали никаких результатов.
Выяснили, что только webm-формат дает такие сбои, и они наблюдаются во всех браузерах, но только при включенном аппаратном ускорении браузера. Решением казалось бы было отключить его. Но мы же не напишем для пользователей сайта, у которых аналогичные ноутбуки, инструкцию: если вы не видите здесь видео, то пройдите 7 кругов ада…
Тестирование ушло глубже, и прошло еще недели две, пока нам не пришло в голову просто перебрать все возможные кодеки при экспорте файла. Так мы получили почти 20 разных вариантов на первый взгляд стандартных видеороликов, не отличимых при просмотре взглядом. Отдали их директору и попросили запустить их все. Каково же было наше удивление, что один из них все же запустился нормально. Оказалось, что директорский компьютер дружит только с устаревшим кодеком VP8. Хотя, казалось бы, новый ноутбук должен уметь воспроизводить более современный и используемый сейчас по умолчанию VP9.
После почти полмесяца мучений с поиском проблемы, переконвертация всех видео с последующей перезаливкой уже на рабочем проекте растянулись еще на неделю. А в конце мы дополнительно сжали видео для главной страницы примерно на 20–30%, что позволило повысить скорость загрузки сайта.
Спустя всего полгода с начала разработки получили неплохой вариант оживления скучных изображений с чертежами, дав тем самым им новую жизнь. В общей сложности созданы:
видео с отрисовкой шириной 400 пикселей для каталога товаров — для всех моделей оборудования;
видео с отрисовкой шириной 650 пикселей для карточек товаров — для всех моделей, кроме избранных;
видео с облетом камеры и анимацией работы оборудования — для карточек избранных товаров.
Мы прошли путь от простой анимации штрихов SVG до создания видеоролика с «ожившим» 3D чертежом, демонстрирующим работу оборудования. Оцените и вы результат нашей работы: https://zavod-ptm.ru/