user10021802

user10021802

На Пикабу
3513 рейтинг 9 подписчиков 0 подписок 7 постов 1 в горячем
4

Планета


Давно это было.
Целый день поколесив по городу на машине и подъезжая к поселку, где я тогда жил, я резко начал испытывать дикое желание истопить баню. Да попариться в ней. Уж очень я тогда от жары и смрада выхлопных газов автомобилей одурел.
Как мыслями, так и делом. Машину загнал в гараж, а сам начал заниматься баней.
Истопить баню для меня — это целый процесс! Но речь не о нем.
Истопил баньку, попарился от души. Отдохнул.
После бани мое обоняние, как всегда, обострилось, и теплый воздух летнего вечера, вкупе с тишиной, дал какое-то ощущение благоденствия.
Лепота!
Захотелось на мотоцикле прокатиться! Ну, думаю, покатаюсь немного, в лесок сгоняю, да по полевым дорогам прокачусь, а потом мотоцикл в гараж поставлю. Завтра на работу.
Еду я, значит, на своем мотоцикле, кайфую по-своему, и тут меня в пути осенило:
— Надо к Наташке в город сгонять!
Наташа, Наталья! — мое любимое женское имя. Так уж совпало, что и девушка интересная, красивая, и имя ее — Наташа!
С Наташей я недавно познакомился, а узнав, что она работает продавцом в коммерческом киоске, который находился недалеко от моей квартиры, то частенько наведывался к ней в этот киоск.
Решено, еду!
Раньше с работы на машине к ней подкатывал, а теперь подкачу на мотоцикле. Повыпендриваюсь, мол, смотри, какой у меня мотоцикл! Потом тебя прокачу на нем!
Документы на мотоцикл у меня были, да сплыли... Только номер остался. Вот так я и катался.
Еду по дороге, правил не нарушаю, за исключением того, что нет при себе документов. Лечу к девушке на своем мотоцикле!
Вот он, этот киоск, где на витрине обставлено продукцией: сигареты, пиво, минералка, презервативы.
Подруливаю к киоску, ставлю мотоцикл на подножку и подхожу к нему. А в нем, около окошка, сидит на стуле Наташа и читает какую-то книжку. Смотрю на нее, а она глаз не отрывает от книги.
Говорю:
— Девушка! А можно к вам в гости?!
Наташка посмотрела на меня, резко книгу убрала и говорит:
— Привет! Сейчас, дверь открою, подожди!
Сижу я, уже внутри этого киоска, общаюсь с Наташей, жизнь прекрасна!
Долго общались, да так, что я о мотоцикле и забыл! Специально же на нем приехал к ней! А время уже 23:00.
— Так, короче. Обладательница моего любимого женского имени! Да посмотри ты на мой мотоцикл-то!
— А ты что, на мотоцикле приехал?
— Ты что, прикалываешься?! Я еще перед киоском-то газанул!
— Да? А я-то и думаю, что за придурок тарахтел тут мотоциклом. А это был ты! А где он?
— Так он около киоска стоит!
— А где? Нет тут никакого мотоцикла!
— Чего?? Наташа, я же за такие шутки поругаюсь с тобой серьезно и надолго!
— Так ты выйди и посмотри! — сказала Наташа.
Я вышел из киоска, Наташка со мной пошла. Смотрю, что и на самом деле моего Ижака нигде нет. А ключи зажигания у меня в кармане!
Нет его! Ижака. Нет Планеты моей! Увели прямо из-под носа! Долбо…б! Заболтался, мотоцикл про…ал, из-под носа увели, да как так-то??!!
Конечно, при девушке, к которой только что подкатил, эти слова только в моей башке и пролетели, скрыв от неё своё состояние.
Вслух лишь быстро проговорил:
— Да ну?? Нифига себе!
— Что делать-то, Женя? Надо же искать. Давай в полицию позвоним?!
— Да что толку от неё. Хотя звони!
— А какой номер?
— Да фиг знает. Ноль два вроде.
Около киоска, на кирпичной стене соседнего здания висит телефон — автомат.
Наташка уже набирает номер полиции и говорит:
— Алло, милиция? Здравствуйте. Угнали мотоцикл… стоял тут на углу по улице Мира… минут двадцать назад… примерно. Нет. Сразу же… не знаю, да, владелец тут же… номер… какой номер? Мотоцикла?
А менты, кстати, подъехали довольно быстро. Минут через 10.
На УАЗике, в простонародье названном «Буханка», так как напоминает своей формой буханку хлеба.
Из «буханки» вышел сотрудник полиции с лычками старшины на погонах, лет тридцати пяти, вслед за ним вышла девушка в форме капитана. Водитель остался сидеть за баранкой.
— Угон мотоцикла с этого места был? — сходу задал вопрос старшина.
— Да вот тут, — начала Наташка, — его просто не видно было из-за киоска.
— А вы продавец, да? Вы пока побудьте в киоске, мы вас потом позовем.
Подошел ко мне, задал вопрос:
— Когда обнаружили, что мотоцикл не стоит на том месте, где вы его оставили?
— Да я не знаю, полчаса назад стоял тут. А что? Реально найти что ли?
Старшина посмотрел на меня и сказал:
— Всё зависит от времени. И от местности. Сейчас сотрудники будут производить осмотр местных территорий. Пройдёмте в машину.
— В машину?! А для чего?
— Для дачи показаний. Документы на мотоцикл есть?
— Конечно, есть, — соврал я, — в бардачке лежат.
— А за...
Старшина не успел полностью задать вопрос, так как наш разговор прервал звук подъезжающего автомобиля.
Во как! Это дорожная полиция приехала. В виде одного инспектора. Выйдя из машины, он поздоровался со старшиной.
Этот-то зачем приехал? Искать мотоцикл? А если искать, то чего стоять и разговоры разговаривать?! А может просто проверить наличие у меня «букваря» с категорией «А»?
Мотоцикл-то вряд ли найдут. Я сейчас не за рулём. Нелогично.
Наконец-то инспектор переключил своё внимание на меня:
— У тебя мотоцикл угнали?
— Ну да, у меня.
— Ладно, в машину садись. Сейчас к гаражам прокатимся. Обычно угонщики к гаражу мотоцикл гонят. А гаражей много в этом районе.
«Не украдена она. Мне не подарена, а честно заработанная мной и куплена. Мной же и про...бана.»
Я сел к инспектору в машину, и мы двинули в сторону гаражей.
Время — 1:30 РМ.
До гаражей ехать примерно километр. Дорога убитая. Медленно едем, посматривая на некоторые гаражи. А вдруг где и промелькнёт мотоцикл?
Нет. Никакого мотоцикла. Лишь пару машин встретилось нам по пути, которые инспектор остановил, представился, да документы в руках покрутил. На всякий случай интересовался:
— Мотоцикл не видели тут?!
— Нет, не видели. А что? Угнали?
С полчаса покатались и едем обратно к киоску, где сидит Наташка, и к ментам в «буханке».
Вышел я из машины, а инспектор поехал дальше, куда-то по вызову.
В «буханке» к этому времени осталась лишь девушка-капитан. Старшина куда-то ушёл.
— Не нашли? — спросила Наташка.
— Нет, конечно.
Время — третий час ночи. Завтра на работу, надо рано вставать. Надо как-то прощаться с ментами. И походу с мотоциклом...
Закурил сигарету. Стою около киоска, курю. Какие-то громкие голоса слышны. Пригляделся я и наблюдаю такую картину:
В темноте идут двое. Один из них всё время спотыкается. И эти двое в мою сторону идут... А как ближе подошли, то мне стало видно, что это водитель «буханки» идёт и толкает перед собой какого-то чувака, а у того, походу, руки в наручниках. А за ними метров через двадцать идёт старшина.
И катит мой мотоцикл!!
Я рванул навстречу к старшине со словами:
— Вот это да!! Не ожидал! Давай я покачу!
— Куда покатишь? Документы на мотоцикл покажи, куда ты их там положил? В бардачок?
А чувака в наручниках, между делом, водитель УАЗика уже заталкивал в машину.
И стою я около своего мотоцикла, за руль его старшина держит, а не я. Смотрю на того чувака и думаю быстро:
Вот это ситуация… Как выруливать-то? Документов и не было изначально в бардачке.
Я соврал старшине тогда, когда говорил, что документы в бардачке, почему? Так я думал, что… Всё. Хана. Я свою Плаху прое...бал...
А какая разница в том случае, где они? В ментовской базе она на мою фамилию оформлена. Сам и ставил на учёт.
«Не украдена она. Мне не подарена, а честно заработанная мной и куплена. Мной же и прое...бана.»
Но тут уже другая ситуация. Как так?!
Мой мозг, забитый стереотипами о работе полиции и о службе в полиции, отказывался что-то путёвое сообразить.
Они нашли мотоцикл... Как?
Под взглядом старшины открываю бардачок мотоцикла, показываю старшине, что в нём ничего нет. И говорю:
— Их тут нет... Выпали из бардачка, походу!
Старшина на меня посмотрел и говорит:
— Э-э-э... Короче, в отделение едем, там уже будешь говорить, чей мотоцикл!
Я подошёл к Плахе, достаю из кармана своих брюк ключи от замка зажигания, втыкаю их в замок до включения и говорю старшине:
— Мой это мотоцикл! Вот от него ключи зажигания, смотри!
— Заводи мотоцикл! В отделение надо ехать. Мотоцикл же улика. Да и этого надо оформить.
Ага. Вдруг этот угонщик, когда его уронил, что-то повредил в нём?
Так. Карбюратор. Уровень камеры поплавка. Зажигание. Лампа зарядки загорелась. Смесь обогатил. Декомпрессор открыт. Полпинка на кикстартер, декомпрессор в закрытое положение. Полпинка на кикстартер — и Планета ожила! С полпинка. Как всегда. Сажусь за руль.
А старшина смотрит на мои процедуры, они заняли всего две секунды.
— Ну что, — говорю я старшине, — поехали в твоё отделение? Двигатель работает!
— Завелся! Ничего себе! Давай, я за руль сяду, двигайся назад!
Рулём моей Плахи никому я не доверял управлять. Кроме отца и братана. Я-то её когда купил, почти новой, и в  порядок её привёл, то бате своему сперва дал прокатиться на ней. Он — мотоциклист ещё тот, многие нюансы из жизни мотоциклов знает.
А братан? Я ему, помню, свой старый «Восход-2М» подарил. Показал, какие детали прежде всего менять каждый месяц, в зависимости от пробега. А он как и я, всё девок на нём катал. Докатался так, что женился.А детали-все равно не менял!
— Чего?? Ты — сзади садись! — говорю я. В это время мотоцикл издаёт стабильное и медленное Планетовское — Пах-пах. Пах-пах. Пах-пах.Стабильные обороты на низах.
— У тебя же документов нет на мотоцикл, значит, не положено. Это вещь-док! — орёт мне в ухо старшина.
— А ты ездить умеешь?
— Да! Я сам-то из деревни, на Ижаке отцовском ездил! — прокричал мне в ухо старшина.
Садится он за руль, включает первую скорость. Трогается. Мотоцикл глохнет.

— Это, короче... Ещё раз такое будет — заглохнешь, то я сам за руль сяду,-говорю я старшине.
— Заводи!
Мотоцикл глохнет, но потом чуть в себя приходит.Доехали до отделения. Слева клетка. Вход закрыт. Вход есть прямо, но через турникет. Справа — дежурка.
Время — 3:20 АМ.
Вообще, отделение-то как построено... Узкие и длинные коридоры. Маленькие дверцы в кабинеты. Это то, что я тогда успел заметить.
А теперь — к основному сюжету.

Часть третья.
«— Ты думаешь, что менты — это лохи?
— Нет. Уже не думаю.»
Думаю так. Сейчас я показания дам, менты всё запишут, что там надо по угону, и меня отпустят вместе с моим мотоциклом! И поеду я на нём домой, поставлю его в гараж, уткнусь в подушку на постели головой и засну до следующего... вернее, сегодняшнего утра.
А время идёт. Я уже с час примерно стою около дежурки, спать уже и не охота.
В дежурке, за барьерчиком, сидит дежурный лейтенант, который всё время что-то пишет в журнал.
— А когда вызовут? — задал я вопрос лейтенанту.
Дежурный поднял голову, посмотрел на меня и говорит:
— А что у тебя?
— Да с мотоциклом, по угону, что-то долго тут у вас всё.
— Жди. Вызовут.
Лейтенант опять начал что-то писать в журнал.
Прошло ещё минут двадцать. Около входа через турникет появился следователь.
Маленький такой. Смотрит на меня и говорит:
— По угону мотоцикла?
— Да!
— Пройди за мной.
Перешагнув через турникет, я иду за следователем.
Кабинет, куда меня привёл мент, был не особо просторным.
Слева сейф. Справа вешалка. Посредине стол и стулья.
— Присаживайся.
— А что вы так долго?
— Делали запрос. Мотоцикл оформлен на вас, в 1998 году.
Я присел на стул. Следак протянул мне чистый лист бумаги.
— Пиши заявление.
— Чего?
— Что, чего? — переспросил следак. — Справа вверху пишите: Начальнику отдела полиции. Хотя... Вот образец есть.
Следак взял со стола другой листок и дал мне его.
Я взял ручку и начал карябать ей буквы на своём листке. Потом призадумался.
Ё-моё. Что-то не то. Мне домой надо. Мне завтра же на работу. Забыть бы это приключение как страшный сон... Какие заявы? Мотоцикл нашли и слава богу. Хотя нет. Тут же все эти расклады ментовские.
О! Надо узнать, надолго ли это всё...
— А скажите, сколько мотоцикл у вас будет?
— До суда.
— А это сколько?
— Может месяца два. Может меньше.
Вот тут я был обескуражен.
«Два месяца... два месяца... Да ну??! Да нафиг надо! Я понимаю, что я Планеты чуть вообще не лишился. А тут такое...»
— Два месяца?? А что так долго?
— Кража имущества. Да и дело же ещё не возбуждено.
— А можно мне не писать заявление?
Тут настала очередь удивиться следователю.
— Это как, не писать заявление? В смысле?
— Вы мотоцикл же нашли. Угонщика тоже. Мотоцикл мне бы забрать с собой, а угонщик у вас же останется, зачем тут мотоцикл?!
— Я не понял. Ты хочешь его забрать?
— Ну да.
Следователь разошёлся:
— За ложный вызов будешь платить?? Или отказную писать? Мы тебе мотоцикл отдадим, а угонщика придётся отпустить, а мы отпустим его! Ты за ложный вызов заплатишь, а он потом пойдёт и машину угонит. За дозу!
Или ты думаешь, что менты — это лохи? Опера, которые по ночам выезжают, чтобы найти твой мотоцикл, и я вот тут с тобой, фигнёй, по-твоему занимаюсь?
— Нет. Уже не думаю. Вы нашли мотоцикл, вам честь и хвала. Не ожидал от вас такого, честно. Раньше думал, что от вас толку нет. Тоже говорю честно.
Следователь вышел из кабинета, оставив меня одного.
Время 5:00 АМ.
Вскоре он вернулся.
— Выходи... По угону к другому следователю.
Иду я за следователем, смотрю по сторонам коридора.
А тут оказывается есть ещё одна клетка... А в ней чувак сидит, ну тот самый, что Плаху мою увёл.
Несколько слов о чуваке. Старше чем я. Лет на пять. Белого цвета волосы зачесаны назад. Серая футболка. Потрёпанные джинсы.
Тут он посмотрел на меня. Взгляд мутный. Взгляд человека, который ничего не понимает. Где он и зачем он в этом заведении. Под названием — Отделение Полиции.
Почему я не зол на него? Почему-то равнодушно посмотрел на него и дальше пошёл за орущим следаком. Спать хотелось. Это да.
Следователь идёт и орёт:
— Чего смотришь на него? Вот только попробуй с ним что-то сделать, когда мы его выпустим!
— Мне вообще похрен на него, отдайте мне мотоцикл и я домой поеду!
Навстречу нам идёт сотрудница следственных органов, с папкой в руках.
— Сауле, оформляй ложный вызов!
Следователь Сауле выслушала ор своего коллеги и позвала меня в свой кабинет.
— Заходите. Что у вас по угону мотоцикла... Так, ложный вызов. Знаете, сколько платить?
— Нет! А сколько?
— Сорок МРП!
— Да ну?!
— Ну да!
— А как сделать так, чтобы за ложный вызов не платить и мотоцикл забрать?
— А ещё что?
— Да я это так...
— Вам надо написать объяснительную. Что, так и так, был пьяный, забыл, куда поставил мотоцикл и вызвал полицию! Потом вспомнил!
— Так я не был пьяный. За рулём же... Так это ерунда какая-то. Его же искали и нашли!
— Тогда пишите, как всё было.
Ох. Долго я с ней общался. По душам поговорили. И вдруг:
— Пойдём, открою. Только быстро.
Насчёт «пойдём, открою».
Мой мотоцикл в клетке стоял, а она на замок закрыта. А слева — дежурка. Пока дежурный спит, можно мотоцикл и увести. Она сама, следачка, взяла и открыла его, замок от клетки открыла!
Я Плаху тихонько из клетки выкатываю, двери открываю колесом, а впереди эти ступеньки грёбаные. Ну, крыльцо! Вот так по ним и скатился на не заведённом мотоцикле. Дык-дык-дык-дык, дык-дык! Съехал с крыльца, быстро завёл Плаху и как по коробке вдарил подальше оттуда.
А время 6:00 АМ.
Еду на мотоцикле, а уже давно рассвет идёт своим ходом. А я лечу домой. Мне скоро на работу. До дома 12 км.
Так. К дому подкатил, в гараж Плаху закатил. И пошёл спать. Через час мне надо на работу. Опять с тёплой постельки вставать.
Не могу уснуть. Ворочаюсь. Нет бы уснуть после таких приключений, так нет. Мозг-то до сих пор работает. Как киноленту крутит, все события перекручивает.
Часть четвёртая.
«Бензина двадцать литров надо»
Эх! Хорошо в деревне летом!
Как пел Хоюшка:
— И даже замечательно, если ты потом домой съе…бёшься обязательно!
Вышел на улицу во двор — в трусах. Кайф! Благоустройщики на своих дачах так кайфуют, а я — у себя дома.
Но мне надо валить на работу. Захожу в гараж — вот моя Плаха стоит... Да уж, приключений мы вчера с тобой хапанули. На свои головы!
У моего двадцатипятилетнего организма не бывает недосыпа! Я всего лишь час поспал, а чувствую себя прекрасно!
Рано-рано утром, с позаранку, я верчу-кручу свою баранку. Короче, еду в город.
Так. По заявкам всё нормально, все точки развёз до обеда. Еду на базу, а потом собираюсь ехать домой.
А в офисе — серьёзный разговор. С милиции звонили.
— Сказали, чтоб ты к трём часам был в отделении! — сказала бухгалтерша. — А что там у тебя случилось? А почему звонили?
Приезжаю в отделение полиции. Захожу на крыльцо, смотрю на клетку, где недавно торчала моя «Планета».
Куда мне идти? Иду в дежурку. А там уже сержант сидит. Я ему, мол, так и так, фамилию свою назвал.
— Это вам надо идти к начальнику отделения, — говорит сержант.
Иду к кабинету начальника, а его на месте нет. Иду обратно. Стою на крыльце, курю, жду его.
А на крыльце ментята стоят, сигареты курят. Тогда можно было курить на крыльце.
Никто на это не обращал внимания. Да и закона такого не было.
Докурил и я, сигарету выбросил в урну, и попёр было к своей машине, но тут подходит ко мне старлей.
— Вы по делу пришли?
— Ну да. Тут просто так вроде нечего ловить?
Старлей усмехнулся и говорит:
— Да вот тут такая история… Надо подпись поставить.
— Кому?
— Да кража со взломом была, а терпила не пришёл. Мы взломщика поймали, надо только за терпилу расписаться — и всё. Распишешься?
— Не, ребят… я в ваши игры не играю.
— А по какому вопросу пришёл?
— Мотоцикл угнали, потом нашли. Позвали на разбор. Начальника жду.
— Так он только под вечер будет!
Лежу в бусе, благо бус здоровый в ширину,почти как Камаз. Начальника жду. Время к 17:00. Начальник приехать должен.
17:30. Скоро приезжает начальник отделения. Я жду его около кабинета. Со мной рядом капитан со старлеем сидят. Ждут его, походу, тоже.
Вот и он. Идёт. Здоровый, крепкий мужик.
Все его ожидающие по стойке «смирно» встали. А я сижу. Гражданский же.
Начальник уже орёт:
— Где он?! Где этот мотоциклист??
Ох, какой голосина у начальника — мощный, низкий и громкий. Ему бы прорабом на стройке — с таким голосом гонять тунеядцев...
— Я!
— В кабинет со мной.
Иду я в кабинет, и, честно говоря, уже как-то не по себе стало.
А в кабинете слушаю тот же рык:
— Ты понимаешь, что следователь из-за тебя строгий выговор получила?! Утеря вещественного доказательства!
Молчу. А что говорить-то?
— Почему начал писать отказную?
— Я вообще не верил, что сотрудники полиции могут найти мой мотоцикл. А они взяли — и нашли. Вот я и начал выдумывать...
— Выйди из здания!
Я и вышел. Иду к машине. Стекло протёр, зеркала. Закурил. Стою около водительской дверцы. Смотрю — начальник по крыльцу идёт, вниз спускается. Меня увидел — ко мне подходит.
— А ты что около машины делаешь?
— А это моя машина.
— Твоя?! А что ты тут устроил с мотоциклом тогда?! Машина есть — катайся себе на здоровье! Вон какой сарай-то на колёсах!
— Да как… Захотелось мне. После баньки прокатиться на мотоцикле. Да с ветерком!
— С ветерком, — проворчал начальник, — аж отдел весь поставил на уши! Бензина двадцать литров в УАЗик надо залить.
— Да не вопрос!
Начальник матернулся. А я чуть позже поехал домой.

Показать полностью
10

Мопед

В седьмом «Б» появился «новенький». Как появился? Да внезапно. Просто пришёл на урок сразу после перемены и уселся за пустующую парту. И некоторые ученики во время урока довольно часто вертели головами в сторону парт заднего ряда, где за одной из них расположился этот никому не известный паренёк, который часто взмахом головы поправлял свой чуб. Со стороны смотрелось, как будто он горделиво вскидывает голову. Причина внезапности появления новенького оказалась проста: классный руководитель ушла на больничный, поэтому этого паренька никто классу-то и не представил.

Прозвенел долгожданный звонок. Все уроки закончены. Знакомиться надо! Многим знакома фраза: «После уроков?!»

Знакомиться пошли Вострый и Кашик.
Из-за поведения и двойки за год по русскому языку Кашика оставили на второй год. Поэтому он заслуженно выпендривался больше всех. Ни одна драка не проходила без него.
Вострый. Когда-то его фотография висела на доске почёта. Гордо красовалась надпись: «Лучшие ученики нашей школы!» Под этой надписью висела фотография Вострого и ещё нескольких учащихся. Прошёл год. Фотографии Вострого на доске почёта уже нет.
Появился новенький на крыльце.
— Стой, а? Ты откуда? — спросил Кашик, дернув новенького за рукав куртки.
Паренёк остановился.
Кашик зло посмотрел на него и снова задал вопрос:
— Ты что, молчишь? Тебя как звать?
— Миха, — сказал паренёк, поправляя свой чуб. — А что?
Тут в диалог вмешался Вострый:
— А что ты не говоришь, откуда ты?
— Из деревни.
— Ха-ха! — Кашик захохотал. — Из деревни!! Деревня!
Миха развернулся и пошёл по крыльцу вниз.
— Ты куда пошёл? — крикнул Кашик. — Деревня, иди сюда! Дерё-ё-ёвня!
А в следующую минуту произошло то, чего никак не ожидали Кашик с Вострым. Миха быстро зашёл обратно на крыльцо, подошёл к Кашику и вдруг резко ударил его под дых, а когда тот загнулся, хватая воздух ртом, он схватил Кашика за голову, нагнул её ещё ниже и вдарил по ней коленом.
— Вот так у нас в деревне! — сказал Миха и ушёл, оставив на крыльце ошеломлённого Вострого и мычащего через свой разбитый нос Кашика.
Драки, конечно, бывали. Но за школой. Дрались по-всякому: порой смешно и нелепо размахивая руками. Падая в пыль, борясь друг с другом, разрывая куртки и брюки. Но таких драк ещё не было.
— Ах ты, падла! — гундосил Кашик. — Нос болит! Да он от меня отгребёт!
— Как бы ты сам от него ещё раз не отгреб! — сказал Вострый. — Всё, пошли отсюда!
— Да я его замочу!
— Ладно, ты. Не ори. Потом замочишь!
Вот так в седьмом «Б» проявил себя Миха. Теперь он не «новенький».
Миха в лидеры не рвался. Вообще был сам по себе. Девчонки на него не обращали внимания, а с пацанами он практически не общался. Всё время молчал.
Учился плохо, когда его вызывали к доске, то он что-то бубнил. За что, с подачи острого на язык Кашика, получил за глаза прозвище — Балабол.
Заканчивался седьмой год обучения в школе, вовсю цвела сирень, майские праздники отгремели, подарив нам немного выходных среди месяца. В один из дней последним был урок под названием — Труды.
Трудовик вообще забывал о классном журнале и мог его не открывать в течение урока. Зато увлечённо рассказывал о том, как можно из листового железа сделать совок! И мы делали совки. Как заточить правильно зубило! И мы затачивали зубила.
В принципе, он объяснял полезные вещи, которые в жизни пригодятся. Поэтому ходили на эти уроки практически все. После урока мы вышли на крыльцо.
А около крыльца стоит шикарный красного цвета мопед «Рига» с белыми крыльями и белым бензобаком!
И на нём сидит Балабол!
Конечно, мы начали осматривать мопед, любуясь им и завидуя Балаболу.
На этом мопеде можно разогнаться, покрутив педали, потом включить сцепление, двигатель запустится, и мопед сам начнёт ехать!
— Ой, подумаешь, приехал на мопеде похвастаться! — начал Кашик. — Прокатиться, дай!
— Не дам, — сказал Балабол.
— Ну и педали крути отсюда, — Кашик пытался затеять драку.
Балабол промолчал.
— Миха, а вдвоём можно на нём ездить? — спросил я.
— Можно, — сказал Балабол. — На багажник садись, прокачу.
Я уселся на багажник, а Балабол, раскручивая педали, завёл мопед, и мы поехали.
После того как я прокатился на мопеде, хоть и в качестве пассажира, меня одолело дикое желание приобрести такой же мопед!
Купить мопед можно было по знакомству у какого-нибудь деда, который откатал свои последние годы на рыбалку или дачу, и теперь техника стала не нужна. Можно было попытаться купить мопед и у старшаков, которые давно уже поглядывали в сторону мотоциклов. Но чтобы купить мопед, нужно было сначала накопить деньги.

Наступил июнь, обучение по программе седьмого класса завершено, экзамены сданы. Скоро летняя отработка.
На отработке мы, разбившись на группы, пололи грядки и делали другие работы. И самое удивительное, что нам за это заплатили!

Так появилась начальная сумма для того, чтобы купить мопед! Испытательным стендом был выезд в центр из Подгоры по улице Сутюшева, отличающейся приличным подъемом. Если мопед заедет на эту гору, а на нём сидят и водитель, и пассажир, то мопед в хорошем состоянии! Если не затянет, значит, у мопеда проблемы. Значит, он будет стоить дешевле!
К моим грошам, заработанным на прополке, родители добавили денег.
И я иду к местному старшаку договариваться о покупке мопеда, если он заедет на гору!
Все тесты пройдены удачно, и теперь я — счастливый обладатель старого, но крепкого мопеда «ЗИФ-77», который в народе прозвали «Газуля»!
Ух, радости-то сколько! И вот я, довольный, нарезаю круги по маршруту: Подгора, ул. Пушкина, Черемушки, Подгора, до того момента, пока отец не увидел, что я езжу, злостно нарушая ПДД!
— Вот тебе книжка с правилами. Если хочешь ездить — изучи их, хотя бы самые элементарные, — сказал отец. — А мопед в гараже пусть стоит.
— Так это же мой мопед! — пытался я протестовать.
— Вот и колупайся с ним. А на улицу не смей выезжать, пока мне правила не сдашь, — сказал отец. — Всё, разговор закончен.
Да. Конечно, надо учить правила. Какое-то время я изучал знаки дорожного движения по книжке, иногда задавая вопросы отцу в тех местах, где мне было что-то непонятно. Правила отцу сдал. И радостный поехал на объездную, по всем правилам, которые выучил!
Но мопед — это не то. Хотелось скорости не 30 км/ч, а так, чтобы как газанул, да и взлетел на эту горку, а не просто заехал.
Мы мечтали о мотоцикле, как и старшаки.
А кто мы?! Я, Жома и Саня!
Саня. Ему и десяти не исполнилось, когда отец впервые посадил его за руль мотоцикла.
А вот Жома… Жома в отличие от Сани, вообще не умел ездить.
Вот он и говорит:
— Давай на Спорте прокатимся?
Дело в том, что у его старшего брата был мотоцикл «Иж-Планета-Спорт 350». Мечта многих пацанов тех времён!
— Да ну? Братан разрешил? — недоверчиво спросил Саня.
— Да какая разница, он все равно в больнице.
— Давай!
Недолго думая, мы направились в гараж.
Саня, как самый опытный из нас, первым делом открыл крышку бензобака, заглянул внутрь и убедился, что бензина хватает. Затем он подкачал карбюратор и принялся заводить мотоцикл.
Двигатель неровно заработал. Саня выжал сцепление, включил первую передачу и… вдруг неожиданно для всех нас мотоцикл рванул назад! Он еле удержал его, чтобы не уронить.
— Да ё-моё, зажигание раннее, — недовольно пробормотал он и, не теряя времени, полез в недра двигателя, настраивая зажигание.
После очередной настройки Саня с силой нажал ногой на кикстартер. Тот, словно с упрямством, отбросил его ступню мощной отдачей, но двигатель ожил.
Первая скорость!
«Спорт» рыкнул и дернулся с места.
Вторая!
Двигатель уверенно набирает обороты.
Третья!
«Спорт» мчится, и его колеса не просто крутятся — они дают настоящую свободу!
С левой стороны промелькнула четырнадцатая школа. Вот и мост.
Проезжаем мост, скоро Хромзавод! Уши закладывает, слезы текут из глаз от встречного потока воздуха.
Прём вперёд!
Четвёртая!
И тут…
Я вспоминаю так: я падаю на асфальт! В себя прихожу, вижу, что рядом валяется мотоцикл и Саня с Жомой.
Жоме повезло чуть меньше. Когда я слетал с мотоцикла, то ногами ему по голове двинул в полёте. А Саня об руль головой ударился, плюс ещё Жома на него надавил телом.
А дело было в чём?
Братан Жомы не следил за своим «Спортом». От вибрации разболтались крепления переднего крыла. А во время нашей поездки крыло начало гулять, что мы и не заметили, будучи отвлечёнными эмоциями от езды.
Крыло сработало после очередной кочки как тормоз. Упало на переднее колесо, плюс длинный брызговик сделал своё дело. В итоге крыло заклинило вместе с колесом.
Крыло от «Спорта» искорёженное, смятое. Переднее колесо не крутится. А мы в порядке!
А нам же надо ехать домой с Хромзавода. Надо снимать крыло. Но его можно снять, если есть инструменты! А их нет. Нет даже простой отвертки!
В итоге решили сделать так: Жома останется охранять мотоцикл, а мы прогуляемся по Хромзаводу — может, у местных пацанов инструменты будут.
Нашли пацанов, правда, пацаны оказались предприимчивыми. Предложили такой вариант: мы вам инструменты, а вы нам крыло от «Спорта»!
В общем, поехали мы обратно без переднего крыла, зато на ходу!
Эта история с покатушками дала мне хороший урок!

Показать полностью
1

Урок по химии

1990 год. Май. Во всю цветёт сирень. Скоро каникулы, лето. Мне 14 лет.
Урок химии.
Во время урока учительница часто выходит за дверь, с кем-то разговаривает, отлучается на некоторое время. Позже она возвращается, сразу же идёт к доске, пишет на ней формулу оксида углерода, даёт нам задание разложить углерод на что-то, и ещё чего-то там. И снова выходит из класса.
В это время в классе на несколько секунд наступает тишина.
И вдруг среди этой тишины раздаётся:
— Как назло мимо плыл водолаз, взял и спас меня… идорас.
Я обернулся на звук. Что за хрень? Это Вовка принёс в школу магнитофон вместо учебников!
— Я его ласкаю, я его болтаю. Встань! Встань! Встань! Встань! — раздаётся из магнитофона.
Кто там и чего болтает? Блин! Интересно!
Я и ещё несколько человек подошли к Вовану, а сосед по парте ему говорит:
— Да это ещё фигня, на вторую перемотай!
Вован начинает перематывать кассету, потом говорит:
— Нафиг, батарейки сейчас сядут.
Останавливает перемотку.
— Вован, а кто это поёт? — задаю я вопрос.
— Сектор Газа!
— Как бы мне её обнять, эх, боюсь… Ядрёна мать! Я ведь женщин никогда не обнимал! Как рукам я волю дам… А вдруг получишь по рогам? Эх, попалась тёлка, чёрт её бы побрал. — раздаётся из магнитофона.
Все пацаны в классе тусуются около парты, где сидит Вован, слушают песни, ржут как кони, мешая мне слушать. Девчонки же остаются на своих местах, только лица у них слегка покраснели.
— Вован, дай кассету переписать?
— Да это Лёхина кассета! Не моя!
— Лёха, дай кассету? А?
— Я Сане обещал!
— Саня! Ты как перепишешь, то дай её мне переписать?
— Дам! — сказал Саня.
Вот такой урок по химии!

Показать полностью
1

Оркестр

1992 год. Механический техникум.

После двадцатиминутной перемены прозвенел звонок на урок. Кто-то успел сходить в Чебуречку, купить пару-тройку вкусных чебуреков на оставшиеся деньги со стипендии, выкурить сигарету и поболтать с однокурсниками. Мне интересно было только первое: надо чебуреков поесть. А никотин я тогда не употреблял. Успеть сходить и купить, а потом с наслаждением их съесть! Уж очень они вкусные...

А потом, проложив маршрут из Чебуречки к зданию техникума, я иду на занятие по неинтересному мне предмету под названием «Допуски и стандарты». Учитель этого предмета был уникален.

Полгода назад.

Начало семестра.

— Здравствуйте, ребята! Я смотрю, что девушек среди вас нет, значит, проблем уже меньше. Звать меня Табунов Иван Афанасьевич.

С задних парт прошелестел смешок:

— Табу-у-ун!

— Вы как угодно можете смеяться над моей конской фамилией, но допуски и стандарты вы должны знать. Наказывать за незнание буду строго.

— А как строго?! — с задних парт прогремел голос.

— Как? Интересный вы, молодой человек. Как вас звать?

— Меня? Александр.

Табунов подошел к задним партам, поморщил нос.

— Чем от вас пахнет, Александр?! — он специально сделал ударение на последнем слоге.

— Чем?

— Вот и я не пойму… Чем от вас пахнет?

— Ну, одеколоном пахнет. А что?

— Вот именно! От вас пахнет парфюмом, за вуалью которого нет запаха человека! — продолжил Иван Афанасьевич. — От человека должно пахнуть человеком. Чем чище человек, тем чище... — Табунов на минуту замолчал, подбирая слова, и продолжил: — И не надо было бы изобретать презервативы!

В дверь аудитории несколько раз постучали. Табунов неспеша подошел к двери, открыл ее и вышел.

Он вернулся не один. С ним шел усатый мужчина лет пятидесяти, одетый в серый пиджак и серые брюки.

Мужчина представился:

— Ребята, здравствуйте! Меня зовут Матин Леонид Михайлович. Из вас кто-нибудь учился в музыкальной школе?

На вопрос никто не ответил.

— Может быть, кто-нибудь учился и не доучился?! — Матин шутливо подмигнул. — Мы собираем духовой оркестр при Северо-Казахстанском механическом техникуме. И мне нужны пять человек, — продолжил Матин.

— А освобождение от уроков будет? — с задних парт прогремел басовитый голос.

— Будет, завуч распорядился. У тебя губы пухлые, будешь в большую трубу дуть!

— Нее-е-е!!

— Никто не хочет играть, что ли?! — воскликнул Матин.

Волной хлынуло осознание того, что не мне нафиг нужен никакой сопромат, которым пугали все, кто проходил курс теоретической механики. Я пойду. Ковыряться в нотах было бы интереснее, чем в допусках и стандартах. Смело поднял руку:

— Я на аккордеоне учился играть, можно мне в оркестр, только я нот не знаю!

— А ты сколько классов закончил? — быстро проговорил Матин.

— Полтора года. Возьмите меня!

— Так, хорошо. Кто еще? — Матин продолжал допытываться.

И вот первый и официальный прогул — репетиция!

Из моей группы будущих настройщиков станков с ЧПУ пошли еще два человека. Мы идем в актовый зал, думая о том, что сейчас надо будет что-то и как-то играть!

Открыли дверь и вошли. Я увидел в зале еще несколько человек с разных факультетов. Это Бек, Подолян. Так, Подолян — музыкант, это понятно. Помню, когда заканчивались культурно-массовые мероприятия в этом же актовом зале, тот мог подойти к пианино, взять несколько джазовых аккордов, и к пианино с робкой стайкой подходили девушки, парни и слушали. Ну, кайф же?!

А что тут делает Бек?! О, а еще Макс тут!

— Дарова, Макс! А ты что, тоже играть будешь? — сказал я.

— Привет! Попробую, да сказали, что на треугольнике буду играть. Да на уроках чет достало сидеть! А что за треугольник, ты не в курсе?!

— Не в курсе. Давно тут? — поинтересовался я.

— Да не, только что подошли, — сказал Макс. — Прикинь, физичку приколол, она там с лабораторками ко мне, вот и говорю ей, короче...

Что там у Макса с физичкой вышло, я так и не успел дослушать, так как он всегда медленно разговаривал, а Матин уже шел к нам.

— Так. Ребята, все быстро в ту комнату и все инструменты на сцену, надо выбрать, что тут есть пригодное к игре, — распорядился наш новоявленный преподаватель.

Там, наверное, гитара есть! — подумал я. И ринулся с толпой своих однокурсников в комнатушку около актового зала.

Гитара есть! Прочитал название на грифе «Musima». Во как! После моей гитары с самодельными звукоснимателями, «Musima» казалась просто божеством, несмотря на то, что просто валялась среди кучи каких-то больших дудок, медных тарелок, барабана и нескольких поломанных плакатов.

Все инструменты, которые лежали в этой комнатушке, мы вынесли на сцену. Кроме гитары.

— Так. Как вы уже знаете, меня зовут Матин Леонид Михайлович. Заниматься мы будем здесь.

Матин прошелся около сцены, поднял с пола большую дудку и подошел ко мне. Дал в руки. Позже подошел к Подоляну и всучил ему дудку, которая была еще больше. Подошел к Беку. Бек — это высокий, спортивного телосложения парень. Гмм... Около него всегда на перемене крутились красивые девушки, он неплохо разбирался в математике и русском языке.

Потом подошел к Костяну. Дал ему в руки маленькую дудку.

— Кто из вас играл на духовых?! А, ладно, уже вижу, что никто не играл, — Матин еще раз прошелся вокруг нас.

А Максу в руки вручили треугольник.

— Сделайте губы вот так! — Матин плотно сжал губы. — Не пропускайте воздух! И-и потихонечку губки разжимаем, так, так! Инструмент взяли! Теперь с инструментом пробуем, дуем также через губки в мундштук! Нет, не так...

Матин вышел на середину сцены, взял в руки какой-то духовой инструмент, и из помятого, заляпанного известкой медного инструмента послышались звуки. Я был ошеломлен. Это было сродни тому, как машина Волга сигналит, но с одним сломанным сигналом... То же самое издавал этот инструмент, и началась дичайшая какофония звуков, которые переплетались во что-то красивое.

— На этом инструменте можно играть в две октавы. А можно и в две с половиной. А нам надо сыграть всего лишь в одной октаве! — Матин улыбнулся, шевельнул усами и подошел ко мне. — Сними мундштук.

— А что это такое?

— Ну вот, вот он, вот его снимай, дуй в него, — Матин неожиданно заорал. — Дуй!! Губы сожми, дуй, н-е-е-т! Расслабь, да не сильно, сожми обратно. Дуй!! Щелку оставь, щелочку сделай! Воот!! Тааак, дуууй, еще раз. Воот! Слышишь, звук пошел? Вставляй мундштук обратно. Таак. Давай. Да! Не так!! Сильней! Давай. Тааак, тааак, так, вооо, пошел, вооот, ладно.

— А этот инструмент называется — туба! — Матин подошел к Беку.

Ну, думаю, сейчас этот усатый и на Беке оторвется... Но нет!

— Тут губы не надо напрягать, — пояснял Матин спокойным голосом, — расслабь их. Вот так, чуть слабее. Пойдет.

— Ноты знаете? Нет? Кто не знает? Я вам всем напишу тогда. На инструменте 3 клапана. Где надо нажимать один клапан, там будет нарисована цифра -1, там, где нажимать второй клапан, там будет нарисована цифра 2. Если первый и второй клапан вместе нажимать надо, то там будут нарисованы две цифры: 1 и 2. Над каждой нотой, где надо. Если ничего не надо нажимать, то просто будет цифра -0.

После репетиции я подошел к Матину:

— А можно ее забрать с собой, ну, почистить ее. Дома!

— Да даже нужно. Так, ладно. Завтра все в это же время собираемся, заносите инструменты у кого чистые? Так, ты иди домой чисть, а ты... подожди... — Матин подошел к Подоляну. — Ты же пробовал играть на тубе! Вот играй с тем парнем, вторая туба же есть...

Я представил, как мои соседи, слушая упражнения, становятся фанатами моей игры на трубе-баритоне, переживая все мои ошибки в постижении этого простого на первый взгляд инструмента, и пошел домой, по дороге ловя кучу взглядов от прохожих. За вечер я довольно сносно научился играть гамму до мажор, ну на большее ума не хватило, да и влом было. Почистил трубу от известки, между делом думая о том, как классно было бы ее шлифануть пастой ГОИ. Вот бы она блестела!

Репетиция вторая.

Итак, оркестр в сборе. Большой барабан, тарелки, две тубы, труба-баритон, труба, треугольник и еще что-то... Мы усаживаемся на сцене, у каждого свой пюпитр.

Раз-два-три — четыре...

Я своим ушам не верил. Мы сразу начали играть оркестром. Все вместе. Как так?! Вот же вчера я еще не умел дуть в трубу, как и многие, да и многие эти не умели этого...

Я играю свою партию, точно отмеченную Матиным. Не смотрю на ноты, смотрю на цифры над нотами. Куда и когда надо нажимать на клапаны. И не могу взять ля бемоль. Надо нажимать второй и третий клапан, дуть немного слабее. Но не звучит. Выдувается лажа.

Позже понял, что надо губы напрячь, потом расслабить и дунуть. Выдуть эту ноту. Отточил я свою партию нормально! А иногда смотрел на трубу и удивлялся. Ну вот как так?! Как же законы физики влияют на всю эту конструкцию?! Изобрел трубу гений. А как еще?!

И вот генеральная репетиция. Скоро смотр.

На сцену актового зала заходит... директор техникума! И мы очередной раз прогоняем песню. И тут директор... запел!

Вот тогда я понял, какой надо иметь профессионализм, чтобы уметь отключаться, когда надо, от... эмоций. Мне было смешно от всяких голосовых вариаций в этой песне. И на этом злополучном ля бемоле тем более. Я хотел смеяться, но опомнившись, продолжал играть. А как еще? Смеяться нельзя же!

Смотр прошел нормально. Весь оркестр играл без лажи. После смотра Матин подошел ко мне:

— Ты не хочешь пойти в музыкальное училище?

— Куда??

— В училище!

— Ааа. Так я тут же учусь.

— Переводись к нам. На тромбоне будешь играть? Я тебя устрою. На первый курс пойдешь.

— А что это такое??!

— Это труба с кулисой, у тебя на баритоне получается неплохо!

— Да не знаю... А на гитару там как? Учат?

— Учат, только платные курсы.

— Да не. Ну не, я подумаю.

Ничего я тогда не надумал, продолжая учиться в техникуме, а вечерами побрынькивая на гитаре в свое удовольствие.

Прошло несколько лет.

Еду я на машине. Останавливает гаишник. Представляется:

— Старший сержант Такой-то, Такой-то. Вы можете засвидетельствовать гражданина? В пьяном виде управлял автомобилем.

Иду за гаишником. Смотрю: на обочине дороги припаркован зеленый Москвич, впереди него гаишная машина. Рядом с двумя гаишниками стоит усатый мужчина лет шестидесяти, одетый в серый пиджак и в серые брюки.

Да, это был Матин.

Гаишник мне дает под подпись протокол.

— Я не буду подписывать. Можно? — спросил я. — Это учитель мой.

— Счастливого пути, — гаишник пошел останавливать следующую машину.

Показать полностью
9

Смотр

Я застал те времена, когда в школе играл ансамбль, который состоял из старшеклассников. Это был 1987 год.
В школе должен был проходить какой-то смотр самодеятельности... И всех учеников в спортзал повели, дабы посмотреть на это действо. А почему в спортзал?! Да потому что актового зала в этой школе не было.
Построили нас в этом зале, а я смотрю — в конце зала стоят зелёного цвета барабаны, аппаратура и клавиши. А... Да, ещё гитара на колонке лежит.
Сначала кто-то танцевал, кто-то на баяне играл, кто-то пел. Потом вышла учительница начальных классов с гитарой, начала петь что-то про птиц. Слышно её, честно говоря, не было. Как и гитару. А я всё ждал, когда же выйдут музыканты, возьмут свои гитары и начнут играть!
Дождался. В центр спортзала вышла завуч, строгим взглядом оглядела всех учеников и громким голосом сказала:
— А заканчивать наш смотр будет школьный ансамбль. Поприветствуем!
Все захлопали в ладоши, а я во все глаза начал смотреть, что же будет происходить.
К аппаратуре подошли несколько десятиклассников, взяли гитары. За клавишами стоит девушка. И тут я услышал незнакомые, громкие и красивые звуки инструментов! Это ансамбль заиграл. Девушка поёт, нажимая при этом на клавиши, на гитаре какой-то чернявый старшак играет. А играли они песню, которую я не слышал никогда, ни по радио, ни по телевизору, но... я запомнил эти клавиши, звук этих клавиш. И немного гармонии!
Вот тогда-то я и услышал, что значит живой звук! Который тогда выдал этот ВИА!
Даже сейчас, когда уже прошло тридцать с лишним лет после этого выступления, я, понимая, что там была аппаратура не ахти какая и никакой уровень игры, — мне тогда очень понравилось то выступление!
Гораздо позже я узнал, что эту песню поёт Жанна Агузарова! Называется песенка — «Верю я».

Показать полностью
9

МЕГАdrive-2008

2008 год. Август.
Группу, в которой я играл в качестве гитариста, пригласили на фестиваль в город Мегион. Это на Севере, Югра.
Мегадрайв. Хедлайнеры — Шнур, Земфира, Ногу Свело, Чайф, Пелагея и Люмен. Приезд байкеров. Вроде никого не забыл. Ведущие — Лера Кудрявцева и Александр Анатольевич.
Ну, а что?! Фестиваль зачетный, в копилку группы — само то.
Описывать все наши похождения, выступление и город не буду, об этом другая история. Отмечу лишь, что нам, да и не только нам, пришлось сдвинуть выступление к ночи. А всё из-за Земфиры!
Дело в том, что на каждую команду выделяется время на саундчек, а это примерно полчаса. Мало для нормального чека. Групп было много, и времени на чек, как всегда, мало. Классика.
Люмен по-быстрому отчекались, Пелагея вышла с баянистом, тоже все сделали быстро. Настала очередь Земфиры. Ну, вернее, её самой не было на чеке, пришли лишь музыканты группы.
Проходит полчаса. Чекается ритм-секция. Потом дошло дело до гитары. Гитарист Земфиры играет рифы из Нирваны, вертит ручки комбаря и так и сяк, все проверяет. Еще прошел час. А Земфиры до сих пор нет и нет…
Группа Чайф в лице Шахрина начинает уже психовать: «Что за дела, нам другое время на выступление обещали!»
Они по расписанию давно бы закончили! Через полчаса приехала Земфира. И еще минут сорок микрофон на возбуждение по частотам настраивали!
А почему опоздала?
— В аэропорту торчала. Джип не того цвета за ней в аэропорт приехал. В райдере написано — джип черного цвета. И чтобы обивка внутри была белого цвета. А приехал бежевого. И обивка не та. Вот и сидела, ждала. Нужного цвета. — Это уже нас один из организаторов приколол. — А с ней всегда так.
Короче, все группы из-за чека Земфиры резко сдвинулись на четыре часа.
Так, ну и постановка такая у Земфиры. — Меня не фотографировать! Если кто попытается это сделать — этих людей уводите. Близко к сцене никого не подпускать.
Но когда она запела, захотелось ей всю эту ерунду с чеком да с её заебонами простить. Мощно спела, красиво. Даже мне, человеку, который от творчества группы Земфира никогда не тащился, понравилось. Проникновенно спела. Группа звучала. Народ ликовал.
После Земфиры вышла на сцену группа Чайф. Играют, конечно, классно.
Гитарист с сигаретой в зубах, тряся тощей бородкой, прикольные запилы делает на гитаре. Драйв!
Но вот что-то гитарист слегка приуныл и начал оборачиваться на комбарь, который стоял сзади него.
— Смотри! — дернул меня за рукав наш бас-гитарист. — Вон Земфира вышла, регуляторы на комбаре вертит!
Так вот в чем оказалась причина уныния гитариста группы Чайф!
Земфира зачем-то на сцену пришла, села около Маршала и начала настройки крутить на свой лад. Может, ей показалось, что он громко звучал. Накрутила, как ей надо было, и присела около комбаря, кайфует по-своему…
Короче, пришлось гитаристу играть с левыми настройками комбика. Гитара по звуку провалена, но доиграть-то песню надо!
Конечно же, к следующей песне гитарист все настройки сделал прежними на комбаре, погрозил пальцем Земфире, сказал «Ай-ай-ай» — и зазвучала следующая песня. Земфира же сидела все оставшееся выступление группы Чайф около комбаря, но к нему больше не притрагивалась.
День второй.
Из хедлайнеров выступают группы: Ногу свело и Ленинград. И еще несколько групп на разогреве.
— Мы должны заявить о себе, раз нам выпала такая возможность, показать себя, показать свое творчество, думаю, что зрители оценят! — сказал вокалист одной из нескольких групп.
Пока группа о себе заявляла, я решил ненадолго свалить от сцены подальше, захотелось пообщаться с мотоциклистами, которые приехали на этот фест, да посмотреть на шикарные мотоциклы. А они стояли в ряд, сверкая на солнце хромированными деталями.
Мотоциклисты, как и я, ждали выступление группы Ленинград, большая часть владельцев мотоциклов, сбившись в маленькие кучки, тусовалась недалеко от своих мотоциклов.
Ну, да ладно. Времени прошло много, уже солнце прячется, становится холодно. Надо посмотреть да послушать, что и кто там играет из групп.
Играет группа, название которой я не помню. Но запомнил, что не строят духовые инструменты. А не строят — потому что наступил вечер, и на сцене стало… холодно.
Концерт же на открытой сцене. Медь очень чувствительна к колебаниям температуры.
Группа отыграла свою программу, и наступило время выступления одного из хедлайнеров фестиваля — группы Ногу свело!
Макс Покровский на сцену полез в окружении телохранителей. Во время выступления он умудрился спеть одну песню, взбираясь при этом на лестницу для монтажа светотехники. Остальные песни спел стоя около микрофона. Да и как поющий бас-гитарист он себя показал красиво. Вот попробуй петь и играть басовые линии одновременно. Уметь надо!
Макс Покровский отбомбил несколько песен и обратно влез в окружение телохранителей, которые его ждали.
На чеке Шнура все было по жесткому. С звукачем работал трубач:
— В первую линию верхов добавь… Так. Не… Громче. Давай низов теперь. Да низов больше! Давай вторую.
Кто-то притащил на сцену ящик пива и несколько табуреток.
Около сцены появилась тепловая пушка.
Постепенно все музыканты Ленинграда собрались на сцену. Шнур начал говорить в микрофон.
— Дай меня в мониторы! Хули ты дал? В линию воткни. Раз. Два.
Шнур нацепил на себя гитару, формой похожую на кастрированную балалайку, и выдал:
— Всех с праздником!
И попер. Играть песни, одну за одной.
Барецкий банки с пивом грыз зубами, табуреткой себя по башке бил. Делал шоу, работал хорошо!
Понравилось, как клавишник работает: слева пепельница, с правой руки — клавиши. Спокойно так — курит, играет. Пепел стряхнет и дальше играет. Покурил. Поиграл… Давай следующую.
Шнур минералку пил иногда во время песен, с публикой особо и не общался.
И, кстати, аппарат во время концерта Шнура прокачали четко. На других группах его раскачивали едва ли на 60 процентов.
Народу около 45 000.

Показать полностью
3369

Радиотехника1

Лет семь мне тогда было! Однажды я зашёл в кладовку нашего дома, а на полу кладовки стоит чемодан. Внутри чемодана лежат провода, подшипники, лески, крючки, верёвки. Рядом стоит ящик, а на нём какие-то катушки. На катушках намотана лента. А на крышке надпись: «Сатурн-301». Что это вообще за аппарат такой? С этим вопросом я подошёл к отцу:
— Папа, а что там в кладовке лежит?
— Что лежит?
— Ну там, ящик такой… «Сатурн»!
— Это магнитофон, — сказал отец.
— А для чего он?
— Музыку играть.
— А как?!
Ответа я так и не получил. Но помню, как отец этот магнитофон погрузил на санки и повёз к местному радиомастеру. Тот его отремонтировал. Помню, шли за магнитофоном вдвоём с отцом, а я тянул санки с отремонтированным аппаратом!
Я узнал, что на магнитофон можно было записывать звук с телевизора на плёнку.

Вот только целой плёнки было мало. Оказалось, это я ленту на бобинах порвал!


А дело было так. Вот мне всего год или два, реву я, значит. А чего реву? Кто меня знает. Вот и реву, пока мама не даст мне бобину с лентой. Я тогда успокаиваюсь: растягиваю ленту, рву… Короче, изнахрачиваю. Зато не реву!


Теперь по воскресеньям я жду телепередачу «Утренняя почта», чтобы записать песни с телевизора на этот «Сатурн», на жалкие остатки уцелевшей магнитной ленты.

Потом я смотрю, как на магнитофоне вращаются катушки с лентой, как она проходит через ЛПМ, и слушаю всё, что записал. Перематываю плёнку заново и опять слушаю…

Слушаю шум двигателя, который вращает эти катушки. Эх, эта магия вращающихся бобин!
В магнитофоне постоянно слетал пассик с тонвала. И, как правило, это происходило незадолго до того, как я собирался что-то записывать с телевизора. Естественно, я просил отца, чтобы он его отремонтировал.
В итоге отцу надоело каждый раз разбирать магнитофон, чтобы поправить пассик, и этим стал заниматься я. Конечно же, было интересно узнать, как устроен магнитофон.


Учась в третьем классе, я уже знал принцип работы режима «моно» и режима «стерео», о чём мои одноклассники знали только по надписям на магнитофонах своих родителей.

За исключением двух-трёх человек. Вот с ними-то я и пошёл в радиокружок, который недавно открылся по ул. Розы Люксембург. А шефствовал над нами Олег Петрович — мужчина лет тридцати пяти, добрый такой дядька. На все вопросы, которые мы ему задавали, он всегда отвечал охотно и увлечённо, рисуя на маленькой доске работу той или иной радиодетали.
Помню помещение: маленькое, несколько деревянных столиков, составленных в один ряд. Розетки над каждым столиком. В углу — две ёмкости для травления плат, сверлильный станок с тонким сверлом (это чтобы под детали сверлить отверстия на плате).

А в следующей комнате — стеллажи, а на них в коробках лежат радиодетали. Кучи деталей!
Первым делом я собрал блок питания с регулируемым напряжением и защитой от короткого замыкания. Собрал-то собрал, а воткнуть вилку в розетку боюсь! Потом всё же набрался духу. Ничего не произошло. Ничего не загорелось и не взорвалось!

Тестер, подключённый к блоку питания, показал двенадцать вольт. Всё работало!
Можно было ходить в радиокружок вечерами, а иногда и в выходные. Выходные я ждал с нетерпением. Тем более что мы с другом решили сделать радиоприёмник. Один на двоих. И искали более-менее простую схему приёмника прямого усиления, в которой не было бы трансформаторов и дросселей.
Однажды вечером на занятия пришёл Вован. Старшак, на три года старше нас, учился в нашей школе. Этот Вован был славен тем, что доколупывался после уроков до учеников младших классов. Мог и в дыню двинуть, если что не так. Естественно, его побаивались. И вот, на занятиях человек пять, каждый занят своим делом. Подошёл Вован ко мне.
А я сижу, паяю. Взгляд Вована чувствую нутром. Он молчит, наблюдает, а потом интересуется:
— А что ты делаешь?
— Паяю!
— А что паяешь?
— Радиоприёмник.
—  А где радиоприемник?
— Ну, будет радиоприёмник!
— Вот эта… фигня, что ли?
— Это плата!
— Пла-а-ата, — передразнил Вован. — Ну, паяй сиди свою плату!
«Паяй сиди». Вот подрасту — люлей при случае тебе дам… Чего приперся-то? — зло подумал я и искоса посмотрел в сторону Вована.
Вован  несколько раз прошёлся по комнате и вышел на улицу. Нам было непонятно, зачем он приходил в радиокружок. Явно же не постигать основы радиотехники.
— Интересно, чего он сюда приходил? — спросил Саня, будущий второй владелец радиоприёмника.
— Да, наверное, радиодеталей хотел наворовать, — сказал я.
Радиокружок ещё год проработал, а потом закрылся.
А я вскоре стал обладателем книги Борисова «Юный радиолюбитель». Она настолько интересно написана, что я читал её как захватывающий рассказ.
В книге было множество схем: от простейшего детекторного радиоприёмника до сложного супергетеродина. Каждая схема сопровождалась подробным описанием и рекомендациями по проверке каждого узла и детали. Всё написано живым языком, не сухо и не скучно. Борисов знал, что делал!
Без радиокружка с деталями стало туго. Тогда их было невозможно нигде купить.

Но однажды отец принёс коробку с радиодеталями. Оказалось, знакомый радиотехник с его работы отсыпал для меня горсть транзисторов да резисторов.
В итоге моя коллекция радиодеталей пополнилась, причём это были новые и рабочие детали.

Помню, однажды иду на лыжах кататься. На Ишим. Смотрю — в сугробе лежит шасси какого-то большого радиоприёмника! Думаю, пусть лежит, я пока покатаюсь, а на обратной дороге заберу. А потом подумал: а вдруг кто-нибудь заберёт раньше?!
Катание на лыжах ушло на второй план.

Я пошёл домой, в одной руке держа лыжи, а в другой — шасси  тяжёлого радиоприёмника, наполовину забитое снегом.
Приёмник оказался ламповым. Ламп в нём, конечно, не было, зато было много резисторов и конденсаторов! Моя коллекция снова пополнилась. Единственное, что омрачало радость, — у меня не было прибора для настройки радиосхем. Как проверять схемы?

Эх… Тестер бы… Ампервольтметр!
Тут надо отметить, что такие дорогие приборы в то время покупали профессиональные радиомастера для работы.

А я уже смирился, что тестера в ближайшем будущем у меня не будет. Самодельный тестер сделать было не под силу, да и деталей таких не было. Но произошёл один случай. О нём я расскажу подробнее!
В магазине «Экран» продавался радиоконструктор «Мальчиш». Из него можно было спаять радиоприёмник. В комплекте шли печатная плата, схема, радиодетали и корпус. Радости моей не было предела, когда я его приобрёл! Стоил он тогда семь рублей.
Я спаял всё по схеме. А он не работает! Позже, правда, я добился более-менее нормальной работы радиоприёмника. Проблема была в резисторе.
Однажды заехал в гости дядя Коля. Как обычно, смеется, шутит. Увидел, как я занимаюсь радиоприёмником, и спросил:
— Чем это ты занимаешься?
— Да вот радиоприёмник паяю. Я ещё мультивибратор с блоком питания спаял. От 220 вольт работает, а выдаёт 0–12 вольт! — похвалился я своими самоделками.
— Молодец, — сказал дядя Коля. — А это что за штука?
Дядя Коля взял в руки конденсатор.
— Конденсатор, — ответил я. — Да вот дело какое… Я спаял радиоприёмник прямого усиления, а он с первого раза не заработал. А у меня нет тестера, даже простенького, чтобы проверить. Но потом всё равно разобрался. Был бы тестер, я сразу бы всё правильно собрал. Да я и собрал правильно, а резистор оказался не того номинала.

А тестером можно быстро все проверить!
— Понятно, — сказал дядя Коля. — Что ничего мне тут не понятно!
Через несколько дней дядя Коля снова приехал в гости. В руках у него был небольшой чехол.
— На, пользуйся, — сказал он.
— А что это?
— Тестер!
— Да ну?! — радостно воскликнул я.
Внутри чехла лежал почти новый, навороченный для того времени тестер.
— Спасибо, дядя Коля! — сказал я. — А сколько им можно пользоваться?
— Да пока не надоест! У меня дома ещё есть подставка для паяльника и какой-то прибор. Хочешь — забирай!
— Конечно, хочу!
В тот же вечер я приехал к нему в гости, и дядя Коля отдал мне всё это богатство.

Этот случай я никогда не забуду. Тестер служил мне много лет верой и правдой.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!