lirikons

На Пикабу
рейтинг 3 подписчика 0 подписок 6 постов 1 в горячем
Награды:
10 лет на Пикабу
1

Разумная религия

Традиционно религия воспринимается светским человеком как некоторый рудимент. Например, как способ снять ответственность, как желание отца. Или, если придать этому политический окрас - как средство манипуляции массами. И действительно, находясь некоторое время в религиозной среде, я заметил, что для людей, которые в религии с рождения, есть некоторый гносеологический тупик, запрет на рассуждение. Критерий истины и мысли для них - слово батюшки или писание. Все что не вписывается в эту картину мира - отрицается. Таким образом это есть неосознанная форма собственной исключительности. Не будем это осуждать, просто подметим как момент. С другой стороны - такая форма религиозности не есть конечная ее форма.

Например, ко мне, как тому, кто пришел в религию как светский человек, который изучает философию, такая форма не применима. Для меня не является критерием истины слово батюшки, например, потому что я вижу, что они мыслят достаточно рассудочно и обывательски. В этом смысле они не могут сказать мне ничего нового, сверх того, что сказал мне Платон и Аристотель. А что же тогда? Для меня основным моментом, который рождает во мне любовь к другим людям и к себе, является понимание. Т.е. я в целом могу действовать только через понимание и обретение внутренней необходимости. И тогда религия для меня становится не формой традиции, а некоторым путем, задачей для осмысления.

Например, сказано, что надо бороться со страстями. Ну почему надо? Ходил я думал, думал. И понял, что если не борешься, то погибаешь духовно и телесно. Вот я прямо на себе это ощутил. Потом сказано - что надо воздерживаться от того, от сего. Ну я повоздерживался механически. Ничего кроме раздражения это не принесло. Т.е. вот я не ем что-то, мясо например. Начинается раздражение, оно выливается на других людей, смысл тогда какой, получается от такого воздерживания? Нет смысла.

Это не значит, что не надо воздерживаться, а значит, что надо обрести понимание, некоторый внутренний принцип, который будет подпитывать тебя и давать тебе смысл этой деятельности. Если обретается смысл, то само, например, воздержание дается легко и непринужденно. И тогда возникает и вообще говоря задача - взрастить в себе внутренний принцип, некоторую внутреннюю, а не внешнюю точку сопротивления страстям, которое и есть твое я, явленное тебе действительно, как твое второе рождение в боге. Вот ведь такая задача тут стоит - родить внутренний осмысленный религиозный принцип и развивать его.

Показать полностью

Мои первые исповеди

Я вот думал, стоит ли публиковать мои религиозные похождения в этом канале. Но, в конце концов, это то, что раскрывает меня как личность, а не как некого абстрактного автора, поэтому я решил, что стоит.
Религиозность посетила меня внезапно, три года назад.

Надо сказать, что ничто этого не предвещало, ибо ни семья моя не религиозна, ни мое окружение. Я сам причину этого вижу в античной философии. Ну послушайте, мол, если сама мировая история была приведена к необходимости христианства античной философией, то и я с необходимостью должен был прийти к тому же, в ходе изучения античности.
А я, в результате античности, по-крайней мере понял, что без истины, хотя и в форме откровения, или, словами АН непосредственной разумности - жить нельзя. Вот эту мысль я уяснил. Но что за истину предлагает по итогу античность? Некое единое, которое, не многое, но и не единое, но и не иное и так далее. А я как с этим должен жить?

И тут вот в этой самой форме непосредственной разумности, которую я уяснил, как вполне истинную, мне представилось христианство. А потому, надо сказать, что из античности, я эту-то форму непосредственности, по-крайней мере вынес. Вынес форму, а предмет то мне представился уже более развитой - не античный, и даже не неоплатонический, а христианский.

Так, надо полагать, и схватил. А потом и понял непосредственно, что обычные люди, которые живут в этой традиции - мне ближе, они живут более истинно, чем люди не религиозные или люди других конфессий. Так и принял.

Но одно дело принять ментально, а другое дело - принять по-жизни. Ведь, говоря уже языком религиозным - я пришел из мира, и это, вообще говоря, сложно - вот так взять и прийти.

Христианство, как мне видится, довольно закрытое сообщество, к которому надо проложить тропу. Мол, жизнь там налажена, все друг друга знают, все совершается по некоему механизму - и нормально. И у меня мирские привычки - держат крепко.

Это напоминает мне мою весеннюю ситуацию, когда я, недавно получивший права, выезжаю в город. Несмотря на то, что у меня наклеена наклейка "!", что мол новичок, мне иногда сигналят, обгоняют справа и подрезают, а иногда понимающе пропускают, терпят, понимают.

В общем, это то, что напоминает мою религиозную жизнь. Я вваливаюсь как Пьер Безухов - с душою, но без этикета и это всегда событийно. Т.е. каждая исповедь и литургия - казусы. А потому их у меня было не так, чтобы много.

А в последнее время я, устав терпеть сопротивление, махнул рукой - не знаю, куда прийти, чтобы поняли, приняли, и так далее. Хотя я понимаю, что готовы и принять и понять и что в общем, это проблема коммуникации, желания и моей лени. И даже ведь и обещал себе, что пойду еще в июне и затянул - то машину осваивал, то работал, ну и так далее. И вот наметил себе день - пойти на причастие, и в последний момент передумал.

И тут мне снится сон, где тезис такой мне сказали:
"Мне кажется, ты идешь от лица толпы, и скоро можешь стать ею."

Т.е. сказал-то его во сне я другому человеку, но видимо, сказали его мне. А что тут размышлять? Все вполне понятно, что сказано. То, откуда я вышел, из этого самого мира, и то, чем я оправдываю отсутствие религиозной жизни и есть то, что я от мира и стану миром, т.е. толпой.

Ну, непорядок, - думаю я. Я, конечно, инертный, но таких намеков пропускать не могу. Начало исповеди было в 7.15, а я проснулся с этим самым сном в 5.30. И еще во сне было, что у нас в школе был урок литературы, где мы читали богословие. Собственно, урок богословия я понял так, что мне надо прочитать все подготовительные молитвы (пост же я держал до этого, ибо планировал идти), и прочитав, сел в машину и поехал в храм, успевая к началу.

Батюшка на исповеди встретил меня строго. Может быть потому, что видел меня первый раз на этой исповеди, может быть, потому что я "ввалился", а может быть, с меня полагалось спросить строго. Он собственно прямо в цель спросил:
- а вы вообще ходили причащаться ранее?
- ходил, - говорю.

Склонился значит, покрыл он меня покрывалом, ударил по моим скрещенным за спиной рукам и допустил до причастия. Но в целом, обошелся довольно грубо.

И вот я сижу и думаю - вроде как справедливо, но вообще говоря - отталкивающе. И даже думал уйти.

Думаю:
- ну его, схожу в другой раз, в другом месте. Тут какие-то злые все.
Но сам понимаю, что идти мне некуда. Это и единственный храм в округе (возле дачи), и если я уйду, то опять буду раскачиваться. Сидел, пыжился, пыжился, и решил остаться.

В этих мыслях о справедливости\несправедливости служба пролетела. А я в общем, вижу, что "справедливо", и сердце размягчилось, и даже плакать захотелось. И что интересно, в речи батюшки он тоже сказал, что тот отрывок, который мы читали из Еванглие благодатный, что сердце размягчается.

А мне показалось, что речь то была не только обо мне. А и сам батюшка понял, что был строг и размягчился и мы друг друга простили. В конце концов, не только через батюшку на меня смотрит бог, но и через меня на него смотрит бог самыми строгими глазами. Прощение это всегда достижение, а не механизация.

Показать полностью

Предрассудки околонаучного сознания

Друзья, по итогам двух диалогов, хочется сделать заключение относительно предрассудков околонаучного сознания.

Околонаучным я называю сознание, которое, не будучи научным по-существу, тем, не менее, находится в научной парадигме, в виду, так сказать, духа времени.

Предрассудок же это некоторая общеизвестная "истина", которая воспроизводится как суть дела. Однако, в виду отсутствия необходимости, предрассудки только могут казаться очевидными, а на самом деле являются только системой слухов.

Итак, сами предрассудки:

Религия - это средство манипуляции массами.

Религия - это способ вызвать дождь молитвами.

Если человек религиозен, то не научен и наоборот - это непримиримые крайности.

Религиозный человек не имеет сознания, действует по указке.

Религия - это желание отца, снятие ответственности.

Религия возникает в следствие необразованности.

Ни с одним из этих предрассудков я не согласен, и со своей позиции верующего человека, могу утверждать, что ни один не является для меня истинным.

Я верю не поэтому и не так. Может быть у вас будут другие варианты?

Показать полностью

Продолжение разговора о личном опыте в религии

Друзья, действительно, 9 лет ничего не писал, а тут обрел смелость :)

Скажу честно, в виду своей неопытности, могу не верно отвечать на вопросы о вере, и скорее всего введу в заблуждение. Поэтому стоит рассматривать мои слова как именно мои, а не т.з религии.

Я могу точно говорить только о себе и своем опыте. Вот кстати, вопрос об опыте действительно интересен. Ведь мы можем о чем-то судить только на основе нашего опыта.

Если мы видим, что яблоки раз за разом падают на землю, то значит это так и есть - они падали и будут падать.

Значит в основе веры должен лежать некоторый религиозный опыт, а если его нет, то и сама вера будет не очевидна для человека. Будет выглядеть как предрассудок, по сравнению с тем, что яблоки падают.

Раскажу об одном своем опыте.
Я долгое время пытался бросить пить. Не то что бы я какой-то страшный алкоголик - как и все, раз в недельку, может чаще, может реже.

И в целом мне и по здоровью вредно, и по когнитивным функциям бьет - мозг два, три дня работает хуже.

Пытался года два и все равно не мог. После рабочей недели стресс, надо снять.

А тут съездил в Псково-Печерский монастырь и просто прикоснулся к могилкам старцев в пещерах и попросил. И пропало желание. Уже второй месяц. Может сорвусь, но пока так.

Чудо это или самовнушение - не знаю. Ведь как недавний верующий, я и сам полу верю, полускептик. Но за что купил, за то и отдаю. Для меня это такой опыт, которого я раньше не испытывал, а испытав, я должен как-то по-новому с ним сообразовываться.

Мне кажется, что если держать свое сердце открытым, то может произойти много хорошего, вопреки нашим различным предустановкам и настроенности.

Показать полностью

Ответ на негодования в плане религии10

Я сам работаю в it, по образованию физик (в третьем поколении). И знаете, это никак не помешало мне принять православную веру 3 года назад.

Дело в том, что одно другому не противоречит. Православие занимается духовным миром человека, его нравственным совершенством и неэмпирическим познанием бога.

Эмпирическая наука познает природу и человека как природу (не как существо духовное).

Сложности начинаются тогда, когда какая-то из сторон начинает претендовать на всеобщность. Т.е либо наука претендует на обьяснение всего, хотя до сих пор не обьяснено, как:

- из ничего образовалось все
- как из всего образовалась жизнь
- как из жизни образовался разум.

Говорение о том, что это образовалось как-то само, это не объяснение, а его отсутствие. Если же есть уверенность, что наука это докажет в будущем, чтож, значит, это тоже позиция верующего.

С другой крайности - догматичность религии. Понятно, что догматы это базис, но когда форма догматичности переносится на что-то, кроме писания или предания, например, на различные спорные публичные высказывания батюшек - это может выглядеть произволом. Тем более зачастую, свои представления, не очень умные, выдаются за истину.
Это подогревает общество.


Ну и надо сказать, что настало время менятся. Помните, что церкви нужны разумные люди, а не слепая вера. Поэтому и церковь нуждается в негодующих на нее и негодующие нуждаются в церкви, чтобы смягчить свой нрав.

Поэтому не впадайте в крайности, друзья. Мы все люди. И наука и религия - человеческое достояние. Давайте идти навстречу, а не в стороны.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества