Разумная религия
Традиционно религия воспринимается светским человеком как некоторый рудимент. Например, как способ снять ответственность, как желание отца. Или, если придать этому политический окрас - как средство манипуляции массами. И действительно, находясь некоторое время в религиозной среде, я заметил, что для людей, которые в религии с рождения, есть некоторый гносеологический тупик, запрет на рассуждение. Критерий истины и мысли для них - слово батюшки или писание. Все что не вписывается в эту картину мира - отрицается. Таким образом это есть неосознанная форма собственной исключительности. Не будем это осуждать, просто подметим как момент. С другой стороны - такая форма религиозности не есть конечная ее форма.
Например, ко мне, как тому, кто пришел в религию как светский человек, который изучает философию, такая форма не применима. Для меня не является критерием истины слово батюшки, например, потому что я вижу, что они мыслят достаточно рассудочно и обывательски. В этом смысле они не могут сказать мне ничего нового, сверх того, что сказал мне Платон и Аристотель. А что же тогда? Для меня основным моментом, который рождает во мне любовь к другим людям и к себе, является понимание. Т.е. я в целом могу действовать только через понимание и обретение внутренней необходимости. И тогда религия для меня становится не формой традиции, а некоторым путем, задачей для осмысления.
Например, сказано, что надо бороться со страстями. Ну почему надо? Ходил я думал, думал. И понял, что если не борешься, то погибаешь духовно и телесно. Вот я прямо на себе это ощутил. Потом сказано - что надо воздерживаться от того, от сего. Ну я повоздерживался механически. Ничего кроме раздражения это не принесло. Т.е. вот я не ем что-то, мясо например. Начинается раздражение, оно выливается на других людей, смысл тогда какой, получается от такого воздерживания? Нет смысла.
Это не значит, что не надо воздерживаться, а значит, что надо обрести понимание, некоторый внутренний принцип, который будет подпитывать тебя и давать тебе смысл этой деятельности. Если обретается смысл, то само, например, воздержание дается легко и непринужденно. И тогда возникает и вообще говоря задача - взрастить в себе внутренний принцип, некоторую внутреннюю, а не внешнюю точку сопротивления страстям, которое и есть твое я, явленное тебе действительно, как твое второе рождение в боге. Вот ведь такая задача тут стоит - родить внутренний осмысленный религиозный принцип и развивать его.