ksyxksyx

ksyxksyx

Пикабушница
24К рейтинг 273 подписчика 7 подписок 48 постов 23 в горячем
Награды:
10 лет на Пикабу
1588

Королева

Будучи студенткой, начиная с 3-го курса я активно работала в ночную смену оператором call-центра в службе доставки еды. Со временем стала там же супервайзером или старшим смены.

В одну из таких смен позвонил Леха. Разговаривал он с оператором моей смены долго, подробно, просил сразу называть его только Леха, никаких Алексеев, объяснил что "я из 90-х". И очень уж хотелось Лехе еды "в коробочках", мол уже все друзья попробовали, а он "как лох" еще нет.

Нам удалось объяснить Лехе (правда не с первого раза), что ночью китайская кухня не работает, что "в коробочках" не сможем. Но Леха не отчаивался, он спросил что есть и к его восторгу у нас круглосуточно работала доставка суши/роллы.

Вместе облазили наш сайт вдоль и поперек вместе с Лехой и его мадам на заднем плане. Наконец стали оформлять заказ. Далее дословно:

- Леха, что бы Вы хотели заказать?  

- Мне ролл такой-то, такой-то, такой-то и такой-то.. - небольшая пауза, после чего Леха задает милый вопрос своей барышне, - Слышь, королева, а ты не обожрешься???

- Одну минуту, пожалуйста. - оператор не выдерживает, ставит клиента на "завес" и начинает ржать. Я на него шикнула, он быстро пришел в себя и наконец заказ сделан!


После я прослушала запись разговора. Успокоиться долго не получалось.

Надо отдать Лехе должное - ни одного матерного слова (что подчас случалось у наших клиентов) да и как я потом уточнила у курьера, Леха оставил приличные чаевые.


П.С. "Слышь, королева...." впоследствии стал локальным мемом.

П.П.С За кривое изложение приношу свои извинения, талант писателя-рассказчика погребен очень глубоко внутри меня.

Показать полностью
485

Я художник, я так вижу

Как-то у фотохудожницы Мелани Уилхайд украли ноутбук, в котором хранились все подготовленные к выставке работы. К её величайшему удивлению, полиция довольно быстро нашла компьютер, но к тому времени вор уже успел «поработать» над жёстким диском. Фотографии были испорчены, но Мелани они в таком виде понравились даже больше. Она сделала выставку и посвятила её вору.

Я художник, я так вижу
Показать полностью 1
439

Психологические эксперименты часть 4

В продолжение постов

http://pikabu.ru/story/maloizvestnyie_yeksperimentyi_xx_veka...

http://pikabu.ru/story/psikhologicheskie_yeksperimentyi_xx_v...

http://pikabu.ru/story/psikhologicheskie_yeksperimentyi_chas...

http://pikabu.ru/story/yeksperimentyi_nad_lyudmi_chast_3_psi...

Здесь подобраны почти безобидные,но не менее интересные эксперименты.


1. Эксперимент Аша (или Эша, где как)

В экспериментах во главе с Соломоном Ашем студентов просили, чтобы они участвовали в «проверке зрения». В действительности цель исследования заключалась в том, чтобы проверить реакцию одного студента на ошибочное поведение большинства.

Как правило, в экспериментах все участники, кроме одного, были «подсадными утками». В контрольную группу «подсадные утки» не входили. Участники (испытуемый и семь «подсадных уток») были усажены в аудитории. Им демонстрировались по порядку две карточки: на первой изображена одна вертикальная линия, на второй — три, только одна из которых такой же длины, что и линия на первой карточке. Задача студентов довольно проста — необходимо ответить на вопрос, какая из трёх линий на второй карточке имеет такую же длину, что и линия, изображённая на первой карточке. Студенту предстояло просмотреть 18 пар карточек и, соответственно, ответить на 18 вопросов, каждый раз он отвечал последним в группе. На первые два вопроса все дают одинаковые, правильные, ответы. Но на третьем этапе «подсадные утки» дают один и тот же неправильный ответ, что приводит испытуемого в замешательство. Если испытуемый отвечает правильно, не соглашаясь с мнением большинства, то он испытывает чрезвычайный дискомфорт. Как правило, в каждом эксперименте на 18 вопросов 12 раз все «подсадные утки» отвечали неправильно, но в некоторых случаях один или несколько подставных участников были проинструктированы отвечать правильно на все 18 вопросов.

В итоге 75 % испытуемых подчинились заведомо ошибочному представлению большинства, по крайней мере, в одном вопросе. Общая доля ошибочных ответов составила 37 %, в то же время в контрольной группе один ошибочный ответ дал только один человек из тридцати пяти. Когда же «заговорщики» не были единодушны в своём суждении, испытуемые гораздо чаще не соглашались с большинством. Когда независимых испытуемых было двое или когда один из подставных участников получал задание давать правильные ответы, количество ошибок падало более чем в четыре раза. Когда кто-то из подставных давал неверные ответы, но также не совпадающие с основным, ошибка также сокращалась до 9—12 % в зависимости от категоричности «третьего мнения».

2. Подавляющее меньшинство

Вот результаты эксперимента, проведенного классиком французской социальной психологии Сержем Московичи. Условия напоминали эксперимент Эша: нужно было сказать, в какой цвет окрашена карточка. Но на этот раз «подсадными» были только двое из шести человек. И эта пара была настоящими диссидентами. Вместо очевидного голубого они упорно называли зеленый и т. д.

И хотя инакомыслящие были в явном меньшинстве, они сумели сдвинуть мнение окружающих. После серии экспериментов Московичи вывел факторы, которые определяют успех диссидентов в обществе. Например, очень важны уверенность и постоянство высказываний.

Меньшинство имеет больше шансов на победу, если его мнение по всем другим вопросам совпадает с мнением большинства и расходится только в каком-то одном пункте (например, когда инакомыслящие полностью согласны с коллективом по вопросам квадратов и треугольников, но упорно стоят на своем при обсуждении овалов).

Кроме того, очень важно склонить на свою сторону хотя бы одного представителя большинства. В ряде экспериментов было выявлено, что как только появляются перебежчики, за ними сразу тянутся все остальные, вызывая эффект снежной лавины.

Время Первые эксперименты Московичи прошли в 1969 году. Как раз закончились студенческие революции во Франции, Германии и некоторых других странах. Начинался очередной всплеск борьбы за права женщин, экологию и прочие.

3. Эксперимент с добрым самаритянином

В качестве исследуемой группы были выбраны студенты семинарии. Группа семинаристов была поделена на две части. Первой части семинаристов было дано задание: сделать доклад на тему притчи о самаритянине. Второй части семинаристов было поручено прочитать эссе на тему о преимуществах при поступлении на работу. Прочитать свои доклады нужно было перед студентами, которые находились в другом корпусе. Проходя в другой корпус, студенты наталкивались на человека, лежащего на земле и нуждающегося в помощи. При этом у семинаристов были ограничения во времени.

Только 10% из испытуемой группы остановились для того, чтобы оказать помощь. Остальные прошли мимо, поскольку опаздывали со своим докладом. И результаты получились одинаковыми в обеих группах, независимо от того, получили они задание о важности притчи о добром самаритянине или об устройстве на работу.

На основании полученных результатов психологи сделали заключение, что человек, стоящий перед выбором, способен отказаться даже от религиозных постулатов. Поэтому доброта – это осознанный выбор, а не качество, присущее человеку по его природе.

4. Эксперимент с дешевым трудом

На фото Леон Фестингер, автор эксперимента.

В эксперименте американского психолога Леона Фестингера испытуемые два часа занимались совершенно бессмысленной работой — раскладывали катушки на подносе, а потом ссыпали их в коробку. Когда этот сизифов проект подходил к концу, Фестингер просил участников эксперимента выйти к другим испытуемым, ждущим за дверью, и рассказать им о том, какой полезной и интересной была эта работа. За эту откровенную ложь предлагалось вознаграждение. В одних случаях 1 доллар, в других — 20.

Спустя две недели испытуемых спрашивали, насколько в действительности им понравилась эта идиотская работа. Выяснилось, что у получивших 1 доллар энтузиазм был гораздо выше. Они рассказывали, как раскладывание катушек развивает моторику рук, помогает сосредоточиться, и вообще это чертовски приятное и полезное занятие. Фестингер объяснил полученные результаты тем, что человеку всегда требуется оправдание его действий. За 20 долларов еще можно солгать, а вот за 1 врать как-то унизительно и приходится убеждать себя, что это была не совсем ложь.

Эксперимент был проведен в 1959 году. В этот период многим уже стало понятно, что прямая материальная выгода — это далеко не все, что влияет на действия и убеждения человека.

Леон Фестингер знаменит своей теорией когнитивного диссонанса. Грубо говоря, в голове у человека оказывается набор противоречащих друг другу знаний: «эта работа скучная», «я честный человек», «я сказал, что эта работа интересная», «я получил за эту ложь очень маленькое вознаграждение». Чтобы разрешить противоречие, нужно что-то в этом наборе изменить. Например, заменить «эта работа скучная» на «эта работа показалась мне увлекательной», и тогда мысли вернутся к состоянию гармонии.

5. Нога-в-дверях

Этот эксперимент впервые был проведен в 1966 году. К жителям небольшого городка приходит некий общественный активист и предлагает установить на вашем участке довольно уродливый плакат: «Будьте внимательны на дорогах!».83% добропорядочных граждан ответили на это вежливым (или не очень) отказом.

Другую группу испытуемых сначала попросили оказать небольшую услугу — подписать петицию с призывом соблюдать осторожность на дорогах. Поставить подпись — дело нехитрое. И на эту просьбу согласились практически все. Когда спустя две недели к ним обратились с просьбой установить плакат на участке, отказавшихся было всего 24%. То есть предварительное выполнение необременительной просьбы увеличило согласие почти в четыре раза. Этот эффект получил название «нога-в-дверях». То есть добившись от человека ощущения включенности в то или иное действие, гораздо проще требовать от него все новых и новых услуг.

Показать полностью 5
586

Эксперименты нацистов над людьми (часть 1)

1. Эксперименты нацистских медсестер над детьми с целью создания сверхрасы


Основная цель подобных опытов - стремление Третьего Рейха создать сверхрасу. Как мы понимаем, в результате ничего не получилось, но фотографии, которые раньше были скрыты, недавно стали достоянием общественности.

Медицинские сестры участвовали в эвтаназии умственно отсталых пациентов, в устранении нежелательных для гитлеровской Германии людей, то есть несоответствующих представлениям фюрера об истинно арийском человеке, помимо всего этого они вносили свой вклад в проект по созданию детей высшей расы.

О работе и экспериментах нацистских врачей исследователями накоплено достаточно много информации. Как правило, их действия были тщательно задокументированы, в некоторых случаях даже запечатлены на пленку. А вот работа младшего медперсонала, задействованного в процессе, в большинстве случаев игнорировалась, и о ней было известно критически мало. Но недавно на свет всплыла целая коллекция архивных фото, на которых были зафиксированы темные времена в истории профессии немецких медсестер.

По этим фотографиям нельзя наверняка сказать, чем была для них эта работа – исполнением приказа вышестоящего руководства, боязнью за свою жизнь или верой в правоту своего дела. Но эти снимки могу рассказать о том, что происходило в Польше, которую Германия оккупировала в 1939 году и где развернулся очередной этап деятельности организации под названием «Источник жизни» (Lebensborn), основанной под эгидой рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера. Она входила в состав Главного управления расы и поселений для подготовки молодых расово чистых матерей и воспитания арийских младенцев. Это, по мнению исследователей, походило на своеобразные элитные питомники, где под присмотром врачей и ученых должны были «разводить» чистокровных арийцев.

По словам историков, нацисты тысячами похищали маленьких поляков, перспективных в плане получения в будущем людей высшего сорта. Подростков содержали в специализированных клиниках, где их подвергали «германизации», а затем передавали на усыновление в эсэсовские семьи. Стоит отметить, что в процессе «германизации» детей облучали ультрафиолетом, чтобы их волосы получили «правильный» для истинно арийского ребенка оттенок. Этот момент также запечатлен на доселе неизвестных архивных фото. Подростков, которые плохо поддавались внушению, избивали, и в дальнейшем отправляли в концентрационные лагеря, где они зачастую погибали.

2. Эксперименты над близнецами

Эксперименты над детьми-близнецами в концентрационных лагерях были начаты для того, чтобы обнаружить схожесть и различия в генетике близнецов. Основной фигурой в этих экспериментах был Йозеф Менгеле, который произвёл эксперименты над более чем 1500 парами близнецов, из которых только около 200 остались живы. Менгеле проводил свои эксперименты над близнецами в концлагере Аушвиц. Близнецов классифицировали по их возрасту и полу и располагали в специальных бараках. Эксперименты включали в себя инъекции различных химических препаратов в глаза близнецов, чтобы проверить, возможно ли изменить цвет глаз. Также проводились попытки «сшить» близнецов, чтобы искусственно создать сиамских близнецов. Эксперименты с попытками изменить цвет глаз часто заканчивались сильной болью, заражением глаз и временной или постоянной слепотой.

Менгеле также использовал метод заражения инфекциями одного из близнецов с последующим вскрытием обоих подопытных, с целью исследования и сравнения пораженных органов

3. Эксперименты по стерилизации

Эксперименты проводились с весны 1941 года по зиму 1945 в Равенсбрюке, Аушвице и других концлагерях. Руководил исследованиями немецкий врач Карл Клауберг. Целью исследований являлась стерилизация большого количества людей, при минимальных затратах времени, финансов и усилий. Во время медицинских экспериментов нацистов использовались: рентгенография, различные медицинские препараты, а также хирургические операции. В итоге, после проведения опытов, тысячи человек утратили возможность к продолжению рода. Известен и тот факт, что фашистские врачи по приказу высших кругов нацистской Германии, стерилизовали более четырехсот тысяч человек.

В процессе экспериментов нередко применялись йод и нитрат серебра, которые с помощью шприцов вводились в организм человека. Как выяснили немецкие врачи, данные инъекции являются очень эффективными. Тем не менее, они вызывали множество побочных эффектов, таких как: рак шейки матки, сильные боли в области живота, а также влагалищное кровотечение. Из-за этого было принято решение придавать заключенных радиационному облучению.


Как выяснилось, небольшая доза рентгеновских лучей может спровоцировать в организме человека бесплодие. После облучения мужчины перестает вырабатываться сперма, в свою очередь у женщины не вырабатываются яйцеклетки. В большинстве случаев облучение происходило при помощи обмана. Подопытных приглашали в небольшое помещение, в котором их просили заполнить анкету. На заполнение анкеты уходили считанные минуты. Во время заполнения на людской организм воздействовал рентген. Таким образом, после посещения подобных комнат, люди сами того не зная, становились полностью бесплодными. Известны случаи, когда во время облучения человек получал сильнейшие радиационные ожоги.

4. Эксперименты с морской водой

Научные опыты проводили в концлагере Дахау, приблизительно с лета по осень 1944 года. Целью экспериментов было выявление как из морской воды можно получить пресную, то есть такую, которая была бы пригодна для употребления человеком. Было создана группа заключенных, в которой насчитывалось около 90 цыган. В процессе эксперимента они не получали пищи, и пили лишь морскую воду. В результате, их организмы оказались настолько обезвожены, что люди слизывали влагу со свежевымытого пола в надежде получить хоть капельку воды. Ответственным за исследования был Вильгельм Байгльбёк, который на Нюрнбергском процессе над врачами получил пятнадцать лет лишения свободы.

Показать полностью 5
360

Эксперименты над людьми (часть 3 Психологические эксперименты)

В этом посте представлены как психологические эксперименты, так и просто эксперименты над людьми. Получилось более жестко....

Пост решила сразу выложить, ибо на праздниках будет некогда)

В комментариях всегда бурно обсуждают нацистов и их опыты над людьми, следующий пост постараюсь сделать тематический. Оговорюсь сразу, мне просто интересна эта тематика, я ни в коем случае не поддерживаю их политику и тем более методы.


Продолжение постов

http://pikabu.ru/story/psikhologicheskie_yeksperimentyi_xx_v...

http://pikabu.ru/story/maloizvestnyie_yeksperimentyi_xx_veka...

http://pikabu.ru/story/psikhologicheskie_yeksperimentyi_chas...

Проект Аверсия

Этот страшный проект проводился с 1970 по 1989 года в армии ЮАР под «предводительством» полковника Обри Левина. Это была секретная программа, направленная на то, чтобы очистить ряды южно-африканской армии от лиц нетрадиционной сексуальной ориентации. «Участниками» эксперимента, согласно официальным данным, стали около 1000 человек, хотя точное число жертв неизвестно. Для достижения «благой» цели учёные использовали множество средств: от наркотиков и электрошоковой терапии до кастрации химическими препаратами и операций по перемене пола.

Проект «Аверсия» потерпел неудачу: изменить сексуальную ориентацию военнослужащих оказалось невозможно. А сам «подход» не был основан ни на каких научных данных о гомосексуальности и транссексуальности. Многие жертвы этого проекта так и не смогли реабилитироваться. Некоторые покончили с жизнью самоубийством.

Конечно, этот проект касался только лиц нетрадиционной сексуальной ориентации. Но если говорить о тех, кто отличается от остальных вообще, то мы часто можем видеть, что общество не желает принимать людей «не похожих» на остальных. Даже малейшее проявление индивидуальности может стать причиной насмешек, неприязни, непонимания и даже агрессии со стороны большинства «нормальных». Каждый человек - это индивидуальность, личность, обладающая своими особенностями и психическими свойствами. Внутренний мир каждого человека - это целая вселенная. Мы не имеем права говорить людям, как им нужно жить, говорить, одеваться и т.д. Мы не должны пытаться их изменить, если их «неправильность», конечно, не наносит вреда жизни и здоровью окружающих. Мы должны принимать всех такими, какие они есть, невзирая на их половую, религиозную, политическую и даже сексуальную принадлежность. У каждого есть право быть самим собой.

2. Таскиджийское исследование сифилиса

Изучение нелеченного сифилиса у афроамериканцев было клиническим исследованием, длившимся с 1932 по 1972 год в Таскиджи, штат Алабама, в ходе которого 399-ти (плюс 201 изначально здоровый участник контрольной группы) бедным и в основном неграмотным издольщикам отказывали в лечении сифилиса.

Эксперимент получил трагическую известность, так как проводился без должной заботы об испытуемых, и привел к серьезным изменениям в мерах обеспечения безопасности пациентов при клинических исследованиях. Пациенты, задействованные в таскиджийском изучении, не давали осознанного согласия и не были проинформированы о своих диагнозах. Вместо этого им говорили о наличии у них «плохой крови» и предлагали бесплатное лечение, поездки в клинику, питание и страхование жизни в обмен на участие в программе. В 1932 году, к началу исследования, стандартные методы лечения сифилиса были токсичными, опасными и малоэффективными. Частью первоначальной цели эксперимента было определить, станет ли пациентам лучше без использования этих опасных препаратов. Многим участникам намерено отказывали в лечении. Пациентов обманывали и лечили с помощью плацебо, чтобы следить за фатальным прогрессированием заболевания.

К концу исследования лишь 74 испытуемых оставались в живых. 28 мужчин умерли непосредственно от сифилиса, 100 - от различных осложнений, 40 жен пациентов были заражены и 19 детей родились с сифилисом.

3. Эксперименты отряда 731

Отряд 731 был секретным подразделением японской императорской армии, занимавшимся исследованием и разработкой биологического и химического оружия, проводившим смертельные эксперименты над людьми во время второй японо-китайской (1937-1945) и Второй мировой войн. Отряд приложил руку к некоторым наиболее известным военным преступлениям, совершенным японским военнослужащими.

Некоторые из многочисленных зверств, совершенных командиром Широ Ишии и другими членами Отряда 731: вивсекция живых людей (в том числе беременных женщин, оплодотворенных докторами), ампутация конечностей заключенным и присоединение их к другим частям тела, обморожение и разморозка частей тела испытуемых для изучения последующей нелеченной гангрены. Людей также использовали в качестве живых мишеней для испытания гранат и огнеметов. Заключенным вводили штаммы вирусов под видом прививок для изучения их воздействия на организм. Для исследования последствий нелеченных венерических заболеваний мужчин и женщин намеренно заражали сифилисом и гонореей через изнасилования. И это далеко не весь список ужасных экспериментов отряда.

В конце войны американские оккупационные власти предоставили Ишии неприкосновенность, он ни минуты не пробыл в тюрьме за свои преступления и умер в возрасте 67 лет от рака горла.

4. Проект МК-Ультра

Проект «МК-Ультра» - кодовое название исследовательской программы ЦРУ по контролю над разумом, запущенной отделом научной разведки в начале 1950-х годов и продлившейся по меньшей мере до конца 1960-х. Было обнародовано множество доказательств тайного использования различных видов наркотиков, а также других методов манипулирования психическими состояниями человека и изменения функций мозга.

Эксперименты подразумевали снабжение ЛСД сотрудников ЦРУ, военных, врачей, других правительственных агентов, психически больных пациентов и широких слоев населения в целях изучения их реакций. ЛСД и другие наркотики обычно вводились без ведома и согласия испытуемого, что было нарушением Нюрнбергского Кодекса, которому США согласились следовать после Второй мировой войны.

Попытки «завербовать» участников часто были противозаконными, даже учитывая тот факт что, в США употребление ЛСД было легальным до 6 октября 1966 года. Для проведения операции «Полуночная кульминация» сотрудники ЦРУ организовали несколько борделей, чтобы выбрать мужчин, которым будет слишком стыдно рассказывать о случившемся. «Подопытных» снабжали дозой ЛСД и их «сеансы» снимали на пленку через установленные в борделях односторонние зеркала для последующего просмотра и изучения.

В 1973 году директор ЦРУ Ричард Хелмс приказал уничтожить файлы «МК-Ультра». Так исчезло большинство документов, касающихся проекта, практически поставив точку на дальнейшем расследовании.

5. Проект 4.1

Проект 4.1 представлял собой американское медицинское исследование жителей Маршалловых островов, подвергшихся радиационному заражению 1 марта 1954 года в ходе проведения ядерного испытания «Касл Браво» на атолле Бикини. В течение первого десятилетия после взрыва наблюдались противоречивые последствия: число выкидышей и уровень мертворождаемости среди жительниц радиоактивно загрязненного атолла Ронгелап повысились в два раза за первые пять лет после катастрофы, но затем вернулись к прежним показателям; у детей проявились нарушения развития и замедление роста, но без четко прослеживаемой тенденции. В последующие же десятилетия наличие отрицательных последствий стало неоспоримым. Дети начали заболевать раком щитовидной железы (из-за воздействия радиоактивного йода), и почти у трети из них к 1974 году развились новообразования.

Как было написано в отчете департамента энергетики США о радиационных экспериментах над людьми: «Похоже, объединенная целевая группа, управляющая испытаниями, почти сразу поняла, что исследования радиационных воздействий можно проводить вместе с лечением облученного населения.» Специалисты пришли к выводу, что «двойной целью медицинской программы, предоставляемой пострадавшим, было использование их в качестве "подопытных кроликов" в "радиационном эксперименте".»

6. Проект "Синяя птица" или "Синешейка" (Project BLUEBIRD)

В 1949 году ЦРУ при помощи немецких ученых начали работу над созданием сыворотки правды. Это, на первый взгляд невинное занятие, переросло в настоящий кошмар и с 1951 по 1953 года ЦРУ активно работало над проектом BLUEBIRD, суть которого заключалось в получении контроля над разумом. Психиатры, задействованные в проекте, проводили бесчисленное количество экспериментов над людьми. Ученые пытались создать в голове человека новую личность, или же довести бедолагу до амнезии. Объектам пытались ввести в разум постгипнотические команды и ложные воспоминания. Велась работа над созданием мультиличности. Кроме того, в основные задачи входило доведение мозга объекта до такого состояния, что человеком можно было бы управлять всего лишь переключая дистанционные передатчики. Методы, которые ЦРУ использовало для достижения своих целей, не всегда были гуманны. Например, в рамках проекта подопытных детей ежедневно заставляли принимать ЛСД-25, а электрошоковая терапия должна была «помочь» людям потерять память.

Показать полностью 6
252

Психологические эксперименты (часть 2)

Увеличение числа подписчиков делает свое дело, хочется продолжать рыскать на просторах интернета и выкладывать сюда наиболее интересные, по моему мнению, статьи и материалы. Уже было подобрано материалов и на 4 часть, в том числе благодаря комментариям к предыдущему посту.

Итак, к постам http://pikabu.ru/story/psikhologicheskie_yeksperimentyi_xx_v... и http://pikabu.ru/story/maloizvestnyie_yeksperimentyi_xx_veka...

1 Хоторнский эксперимент

Под названием Хоторнский эксперимент понимается ряд социально-психологических экспериментов, которые проводились с 1924 по 1932 годы в американском городе Хоторн на фабрике «Western Electrics»

Что такое «хоторнский эксперимент»? Это общее название ряда социально — психологических экспериментов, проводившихся группой ученых под руководством Элтона Мэйо в США. Главной задачей являлось выявление зависимости между физическими условиями работы рабочих и их производительностью труды. Этот эксперимент послужил развитию теории о научном управлении, но в процессе было выявлено, что-то более важное и значительнее, что и послужило возникновению новой теории о «человеческих отношениях» в науке управления.

Хоторнские эксперименты состоят из пяти исследовательских частей:


1. Эксперимент с освещением.


2. Эксперименты со сборкой реле в лаборатории.


3. Интервью со всем персоналом фабрики.


4. Наблюдение за сборкой электрических блоков в лаборатории.


5. Консалтинг работников.


После долгих исследований учёные пришли к выводу, что на производительность труда влияют социальные условия и, главным образом, возникновение интереса работников к процессу работы, как следствие их осведомлённости о своём участии в эксперименте. Один лишь факт того, что работники выделяются в отдельную группу и к ним проявляется особое внимание со стороны учёных и руководителей уже влияет на эффективность работников. Кстати говоря, в процессе Хоторнского эксперимента был выявлен эффект Хоторна, а сам эксперимент повысил авторитет психологических исследований как научных методов.

Зная о результатах Хоторнского эксперимента, а также об эффекте, мы можем применить эти знания на практике, а именно: оказать положительное воздействие на свою деятельность и деятельность других людей. Родители могут улучшить развитие своих детей, педагоги могут повысить успеваемость учащихся, работодатели – эффективность своих работников и производительность труда. Для этого можно попробовать объявить о том, что будет проходить некий эксперимент, а люди, которым вы это объявляете – его важная составляющая. С этой же целью можно применить внедрение каких-либо инноваций. Но об этом вы можете более подробно узнать отсюда.

2. Эксперимент Рингельмана

Эксперимент Рингельмана (он же эффект Рингельмана) был впервые описан в 1913 году, а проведён в 1927 году французским профессором сельскохозяйственной инженерии Максимилианом Рингельманом. Данный эксперимент был проведён из любопытства, но выявил закономерность сокращения производительности людей в зависимости от увеличения количества людей в той группе, в которой они работают. Для эксперимента осуществлялась случайная подборка разного количества людей для выполнения определённой работы. В первом случае это было поднятие тяжестей, а во втором – перетягивание каната.

Один человек мог поднять максимально, например, тяжесть весом в 50 кг. Следовательно, два человека должны были суметь поднять 100 кг, т.к. результат должен прямо пропорционально возрасти. Но эффект был иным: два человека смогли поднять лишь 93% от того веса, 100% которого могли поднять поодиночке. Когда группу людей увеличили до восьми человек, они подняли только 49% веса. В случае с перетягиванием каната эффект был тот же самый: увеличение количества людей снижало процент эффективности.

Можно сделать вывод, что когда мы рассчитываем только на собственные силы, то и к достижению результата прилагаем максимальные усилия, а когда работаем в группе, то нередко надеемся на кого-то другого. Проблем заключается в пассивности действий, причём эта пассивность больше социальная, нежели физическая. Одиночная работа вызывает в нас рефлекс добиться максимума от себя самих, а в групповой работе результат не так значим. Поэтому, если вам нужно сделать что-то очень важное, то лучше всего надеяться только на себя и не рассчитывать на помощь других людей, ведь тогда вы выложитесь «по полной» и добьётесь своего, да и другим людям не так важно то, что важно вам.

3. Эксперимент Лэндиса

Эксперименты Лэндиса также имеют название «Спонтанные выражения лиц и подчинённость». Цикл этих экспериментов был проведён психологом Карини Лэндисом в Миннесоте в 1924 году. Целью эксперимента было выявление общих закономерностей работы групп лицевых мышц, которые отвечают за выражение эмоций, а также поиск мимики, характерной для этих эмоций. Участниками экспериментов были студенты Лэндиса.

Для более отчётливого отображения мимики на лицах испытуемых были нарисованы специальные линии. После этого им предъявлялось что-либо способное вызвать сильные эмоциональные переживания. Для отвращения студенты нюхали аммиак, для возбуждения они смотрели порнографические картинки, для удовольствия – слушали музыку и т.д. Но самый широкий резонанс вызвал последний эксперимент, в котором испытуемые должны были отрезать голову крысе. И поначалу многие участники наотрез отказывались делать это, но в итоге всё равно делали. Результаты эксперимента не отразили никакой закономерности в выражении лиц людей, зато показали, насколько готовы люди подчиняться воле авторитетов и способны под этим давлением делать то, чего в обычных условиях делать бы никогда не стали.

Так ведь и в жизни: когда всё отлично и складывается так, как нужно, когда всё идёт своим чередом, тогда мы чувствуем себя уверенными в себе людьми, имеем своё мнение и сохраняем индивидуальность. Но стоит только кому-то оказать на нас давление, как большинство из нас сразу же перестают быть собой. Эксперименты Лэндиса в очередной раз доказали, что человек легко «прогибается» под других, перестаёт быть самостоятельным, ответственным, разумным и т.д. На самом же деле, никакой авторитет не может заставлять нас принуждать делать того, чего мы не хотим. Тем более, если это влечёт за собой причинение вреда других живым существам. Если каждый человек будет отдавать себе в этом отчёт, то, вполне вероятно, это сможет сделать наш мир куда более гуманнее и цивилизованнее, а жизнь в нём – комфортнее и лучше.

4. Мальчик, воспитанный как девочка

Этот эксперимент является одним из самых бесчеловечных в истории. Он, если так можно выразиться, проводился с 1965 по 2004 год в Балтиморе (США). В 1965 году там родился мальчик по имени Брюс Реймер, которому во время процедуры обрезания врачи повредили пенис. Родители, не зная, что делать, обратились к психологу Джону Мани и он «порекомендовал» им просто сменить пол мальчика и воспитать его девочкой. Родители последовали «совету», дали разрешение на операцию по смене пола и начали воспитывать Брюса как Бренду. На самом же деле доктор Мани давно хотел провести эксперимент с целью доказать, что половая принадлежность обусловлена воспитанием, а не природой. Мальчик Брюс стал его подопытным.

Несмотря на то, что Мани отмечал в своих отчётах, что ребёнок растёт полноценной девочкой, родители и школьные учители утверждали, что, наоборот, ребёнок проявляет все свойства характера мальчика. И родители ребёнка, и сам ребёнок испытывали сильнейший стресс долгие годы. Через несколько лет Брюс-Бренда всё же решил стать мужчиной: сменил имя и стал Дэвидом, изменил имидж и сделал несколько операций по «возвращению» к мужской физиологии. Он даже женился и усыновил детей своей жены. Но в 2004 году после разрыва с супругой Дэвид покончил жизнь самоубийством. Ему было 38 лет.

Что можно сказать об этом «эксперименте» применительно к нашей повседневной жизни? Наверное, только то, что человек рождается с определённым набором качеств и предрасположенностей, обусловленных генетической информацией. К счастью, не многие люди пытаются сделать из своих сыновей дочерей или наоборот. Но, всё же, воспитывая своего ребёнка, некоторые родители, словно не хотят замечать особенности характера своего дитя и его формирующейся личности. Они хотят «вылепить» ребёнка, словно из пластилина – сделать его таким, каким сами хотят его видеть, не беря во внимания его индивидуальность. И это прискорбно, т.к. именно из-за этого множество людей во взрослом возрасте чувствуют свою нереализованность, бренность и бессмысленность бытия, не получают от жизни удовольствия. Малое находит подтверждение в большом, и любое оказываемое нами на детей влияние отразится на их будущей жизни. Поэтому, стоит быть более внимательными к своим детям и понимать, что у каждого человека, пусть даже у самого маленького, есть свой путь и нужно всеми силами стараться помочь ему найти его.

Показать полностью 4
Отличная работа, все прочитано!