irastraw

На Пикабу
122 рейтинг 1 подписчик 0 подписок 2 поста 0 в горячем
Награды:
5 лет на Пикабу
14

Такое трудное легкое слово

Добрый день, уважаемые пикабутяне!

Вы никогда не задумывались о том, какое слово в русском языке – самое трудное для произнесения? Парадоксально, но дети, особенно маленькие, произносят его легко и непринужденно. А вот у многих взрослых с ним проблемы, и, чем интеллигентнее и воспитаннее человек, тем труднее ему произнести это слово.

Это слово – «нет». Не верите? Представьте такую ситуацию. Вы размещаетесь в поезде на своей нижней полке, и тут в купе вламывается хамоватая корпулентная дама бальзаковского возраста и с ходу начинает: «Так, я размещусь на этой полке. Мне ж неудобно на верхнюю лезть. Вы ведь не против поменяться, да?» Наверняка, вы огорченно подумаете, что специально покупали билет заранее, чтобы ехать на нижней, что нижняя дороже верхней, а женщина просто решила сэкономить, что у вас болит колено и карабкаться наверх вам тяжело…Но мало кто ответит: «Нет, я против и меняться не буду». Большинство с тяжелым вздохом соберет свои вещи и полезет наверх, уступая узурпаторше. При этом у нее все отлично, а некомфортно вам. Это вы потеряли удобное место и доплату за него. Но нас так учили: думай сначала о других, входи в положение людей, которым хуже, чем тебе, не будь эгоистом….

Ох, уж это «не будь эгоистом»! Мы уступаем другим, хотя не хотим этого, создаем себе проблемы, чтобы только не показаться этим гадким, мерзким эгоистом.

…Полчаса до конца рабочего дня, а надо еще доделать пару документов. Бежит коллега: «Будь другом, посмотри мне быстренько в интернете инфу вот по этой теме! Ты ж с компом на «ты», тебе недолго, а я вон сколько провожусь.» И вы ищете. И находите, не сложно же. Только вот довольный коллега через пару десятков минут наскоро благодарит вас и спешит домой, а вы остаетесь дорабатывать свои документы. И уходите домой последним, когда рабочий день уже давно закончился. Неудобно же было отказать. Мелочь же.

А бывает, что не мелочь, и тут сказать «нет» еще труднее, хотя от этого зависит уже многое.

…Школьная любовь. Беспроблемная, покладистая девочка-отличница, гордость мамы и папы. Выпускной, после которого она – в институт, а он – в армию. Два с половиной года переписки и редких встреч. И постепенное, но неотвратимое осознание девочки, что они с объектом обожания слишком различны, что все это время они шли разными дорогами к разным целям. То, что раньше казалось ей в нем романтичным и оригинальным, выходило на деле пустым, порой пошлым чайльд-гарольдством и инфантилизмом. Нет, она не смотрела на других, не изменяла. Просто герой сильно вылинял в ее представлении.

И вот – его дембель. Он едет домой, она в институте в другом городе. Только вот радости от предстоящей встречи у нее совсем нет.

И вдруг – звонок от родителей. Они радостные, счастливые, наперебой рассказывают ей о том, что со свадьбой решили не тянуть и вовсю готовятся. Назначили торжество через день после ее приезда на зимние каникулы, платье заказали по ее выпускному, все необходимое уже купили.

Реакция девочки – шок. Она не готова! Не хочет! Остановите все! Но с ней никто не советовался, все уже решено. Отец расконсервировал машину с зимней стоянки, все бегают, закупают продукты, готовят столы…

Как потом выяснилось, скоропалительную свадьбу «продавили» родители жениха. Парень был тем еще ходоком, а девочку считали перспективной партией, вот и решили поженить побыстрее, от греха подальше. Родителей невесты уговорили: мол, их любовь проверена временем, что тут тянуть…

Накануне отъезда на свадьбу девочка рыдала. Но как сказать, что не хочет замуж? Все готовятся, стараются, столько сил и денег потратили. И что же, все зря, все вот так вот взять – и отменить? Ни родные, ни гости, ни знакомые не поймут. И причины серьезной для отказа нет, эмоции одни…

И решила девочка не обижать никого своим «взбалмошным» отказом, и не прозвучало ее: «Нет! Не хочу!». Улыбалась через силу на свадьбе, а буквально через пару месяцев молодой муж пустился во все тяжкие.

Итог закономерен: через год развелись. Остались только горький осадок и сожаление о собственном малодушии; о том, что в решительную минуту не нашлось сил сказать «нет».

…Знакомая, педагог высшей категории с 43-летним стажем, однажды призналась: «Я только после 45 лет научилась говорить «нет», не испытывая при этом дискомфорта и неловкости перед тем, кому отказываю. Просто поняла, что моя уступчивость и боязнь обидеть человека отказом начинают нарушать мои личные границы».

Думаю, лучше не скажешь. Если мы сами не любим себя и не заботимся о соблюдении личных границ и своем внутреннем комфорте, никто другой это тем более делать не обязан.

Любите себя, дорогие пикабутяне, и жизнь станет чуточку легче.

Всем мира и добра.

Показать полностью
6

Британия, Лондон, Гренада моя…

Наверное, такое заглавие звучит странно из уст человека, никогда не бывавшего в Британии и не имеющего практически никакой надежды туда попасть. Тем более на седьмом десятке (типа шансов осталось мало). Но Британия – это светлая мечта далекого школьного детства, а такие мечты озаряют всю жизнь человека, хотя далеко не всегда сбываются.

Мне повезло со школой. У нас были классные учителя, которые не только добросовестно и успешно давали нам знания, но и учили применять свои головы по прямому назначению, то есть думать, сопоставлять, анализировать. Официально это называлось тогда «воспитанием гармонически развитой личности». И, хотя мы сами, повзрослев, стали называть себя «гармонически недоразвитыми» (в смысле понемногу обо всем, но во всем дилетанты), это была, если совсем честно, рисовка: советский вуз умел сделать из стремящегося к знаниям школьника качественного специалиста (или с институтом мне тоже повезло?).

Но я сейчас не о том. Долгое время у меня не было любимого предмета: училась я легко, все мне давалось без проблем, а почти все мои учителя были от бога и умели заинтересовать своим предметом. Но однажды к нам пришла «англичанка», которой удалось показать мне, что язык – это средство общения. Я и до этого была лучшей в классе по английскому, и на Танечкин кружок из четырех разновозрастных школьников заглянула из чистого любопытства. И осталась. У нас не было аудиозаписей, мы занимались по старым диафильмам и учебнику для спецшколы, но мы вправду ГОВОРИЛИ, и это было так чудесно! Потом были победы на олимпиадах по языку, но дело не в них; язык стал интересен сам по себе. И страна, где на нем говорят, тоже. Но в те времена побывать в Британии и на Луне можно было с одинаковой вероятностью. Так что мечта своими глазами увидеть Альбион сбыться не грозила.

Потом – выпускной, идеалистическое желание стать следователем, равнодушно-презрительное «у нас таких, как вы, с медалями, 2 группы уже; и не нужны нам девочки» в приемной комиссии юрфака ВГУ, слезы, и неожиданное Танечкино: «Иди на иняз. Ты ж язык любишь, и способности у тебя есть».

Это теперь я понимаю, что то была карма, а тогда считала свои действия жестом отчаяния. Все мелькнуло, как в калейдоскопе: подача документов на иняз Вологодского пединститута, уважительное «о, с медалью» в приемной комиссии, доброжелательные экзаменаторы, и 2 августа я стала студенткой.

Огорчение, что учусь в провинциальном вузе, быстро испарилось: преподаватели были высокими профессионалами и любили свое дело. Перед нами стали открываться глубинные пласты языка и, что еще важнее, настоящая Британия: со своим характером, душой, своеобразием, захватывающей многовековой историей, великолепной, тонкой литературой, интереснейшими, бережно сохраняемыми традициями, непередаваемым блестящим юмором и безграничной, доходящей порой до занудства толерантностью. Вот тогда и пришла настоящая любовь к этой стране. Нет, я не стала любить Россию меньше; просто у меня появилась своя Гренада, такая же недоступная и прекрасная.

И вот уже 30 лет я преподаю английский. Сначала в техникуме, где он был пятым колесом в телеге будущих бухгалтеров и операторов ЭВМ; потом, наконец, настал мой звездный час, и в педучилище открылось отделение, где готовили учителей иностранного языка для 1-9 классов школы. Эти годы стали годами профессионального взлета (когда учишь всерьез, и сама постоянно учишься и растешь над собой), настоящего творчества (каждое наше мероприятие становилось событием; ведь мои студенты могли ВСЕ, а Интернет дал возможность найти любой текст, картинку и мелодию; так что мы были ограничены только временем и своей фантазией, да еще, пожалуй, деньгами, так что самые немыслимые костюмы творили из шторок, скатертей и цветной бумаги; см. галерею), научного поиска (когда рядом с тобой действительно талантливые дети, можно замахиваться на решение немыслимых на первый взгляд проблем; с одним из таких студентов мы создали собственное учебное пособие, получившее уже не один приз на различных конкурсах; см. достижения и работу с одаренными студентами).

Не стоит и говорить, что Британия за эти годы стала мне только ближе: чем теснее знакомство, тем больше понимания. Говорят, все женщины мечтают побывать в Париже. Наверное, я исключение. Городом моей мечты стал Лондон. Представляю себя бродящей по Сохо, Кенсингтону, отдыхающей в Гайд-парке… Кажется, в этом городе нет неинтересных мест. Он притягивает и завораживает. За многие века город впитал столько доброго и злого, видел столько подлости и истинного величия, трагедий и триумфов, что каждый его камень дышит историей. Встретишь в Тауэре призрак Анны Болейн и не удивишься – где ж ей еще быть, как не здесь? В этом городе все находит свое место: гигантское колесо обозрения прекрасно соседствует с Иглой Клеопатры, и мрачные глаза сфинксов таинственно щурятся на этот символ 21 века; гвардейцы в форме 18 века и бифитеры Тауэра в костюмах эпохи Генриха VIII не менее реальны, чем фотографирующие их туристы. Воистину, «кто устал от Лондона, тот устал от жизни»!

Конечно, Британия – это не только Лондон. Есть еще Стоунхендж со своей вечной загадкой, Эдинбургский замок, воспетый Вальтером Скоттом, тайна Лохнесского чудовища, фигуры гигантских белых коней на земле, таинственные круги на полях, Гластонбери и много других тайн, ждущих своей разгадки. Гренада, Гренада, Гренада моя…

Жизнь учителя в Российской глубинке, в особенности преподавателя среднего специального учебного заведения, – это унизительная зарплата, необходимость «тащить» 1,5 – 2 ставки, чтобы прокормить семью, вечный крест подработок и отсутствие свободного времени. Но, честное слово, я рада, что тогда, в 1974 году, в приемной комиссии ВГУ ко мне отнеслись так недружелюбно. Не уверена, что работа следователя принесла бы мне такую радость, такой душевный подъем, как моя нынешняя работа и увлечение, прошедшее сквозь всю мою жизнь. Британия, находясь в недоступном далеке, определила многие приоритеты, стала той линией горизонта, к которой всегда стремишься, которая манит и не дает душе покрыться коркой равнодушия и пофигизма.

Мне перевалило за 60, и голубая мечта моей жизни, скорее всего, так и останется мечтой: на учительскую зарплату за границу не покатаешься. Но, может, и в этом есть свой смысл…

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!