Хотя за свои выходки, как на сцене, так и вне нее (чего только стоит откусывание голов у голубя и летучей мыши) этот вокалист заработал славу "Великого и Ужасного", не менее ценны и его музыкальные заслуги, и титул "крестного отца хэви-метал" принадлежит ему по праву. Джон Майкл Осборн, еще в школе получивший кличку "Оззи", родился в Бирмингеме 3 декабря 1948 года. Его семья была не особо благополучной, и уже в 15 лет парнишка, бросив учебу, пошел добывать деньги. Рабочий на стройке, водопроводчик-стажер, помощник слесаря-инструментальщика, забойщик скота, автомеханик – все эти профессии давали небольшой доход, и Оззи решился на воровство. Кража, правда, была раскрыта, и юный Осборн получил хороший урок, отсидев некоторое время в тюрьме. Оказавшись на свободе, он решил попробовать более безопасное и не слишком утомительное ремесло музыканта и в конце 60-х очутился в одной компании с Томи Айомми, Биллом Уордом и Гизером Батлером. После некоторых переименований их команда получила название "Black Sabbath", а ее мрачное приторможено-тяжелое звучание вывело музыкантов к коммерческому успеху и сделало примером для подражания последующих рок-поколений. Впрочем, восхождение на металлический олимп сопровождалось разгульным образом жизни, что привело к ухудшению внутренних отношений и выдворению Осборна из группы.
Какое-то время Оззи бездельничал, но его будущая жена Шарон, взвалившая на себя менеджерские обязанности, уговорила музыканта собрать другую команду, в которую попали гитарист "Quiet Riot" Рэнди Роадс, басист Боб Дэйсли и ударник "Uriah Heep" Ли Керслейк. Дебютный альбом "Blizzard Of Oz" имел те же самые ингредиенты, что и "Black Sabbath": оккультные тексты и громкие тяжелые гитары, хотя уровень техничности в новом проекте был, пожалуй, повыше. Сопровождаемый хит-синглами "Crazy Train" и "Mr. Crowley", диск поднялся до седьмого места в британских чартах, а в США занял 21-ю позицию.
Если раньше и были сомнения в сольной карьере Оззи, то со вторым альбомом "принц тьмы" реально доказал, что он не собирается уступать бывшим коллегам. Содержавший мощную открывашку "Over The Mountain" и наркотическую оду "Flying High Again", лонгплей "Diary Of A Madman" обошел в чартах своего сэббэтовского конкурента "Mob Rules". По ходу дела Оззи заменил ритм-секцию на Томми Олдриджа и Руди Сарзо, но вскоре в кадровые вопросы вмешалась судьба – погиб Роадс. Из-за смерти товарища на Оззи накатила депрессия, и он изменил свои планы по выпуску концертного альбома – оригинальные записи с Рэнди туда не попали, а вместо этого на "Speak Of The Devil" разместились треки из репертуара "Sabbath", исполненные с участием Брэда Гиллиса из "Night Ranger". Придя в себя после утраты, Осборн поставил рядом с собой Джейка И. Ли, чей дебют состоялся на "Bark At The Moon". Альбом хоть и уступал по мощи двум первым работам, был встречен с одобрением и также как и "Blizzard Of Oz" и "Diary Of A Madman" имел сильные продажи. Другая картина наблюдалась по выходу "The Ultimate Sin" - чартовый подъем при спаде покупательского спроса и негативной реакции критиков, которые пеняли на чересчур мягкий и лощеный звук и бедность музыкальных идей. В 1987-м Оззи почтил память своего первого гитариста выпуском зальника "Tribute" с записями начала 80-х, а заодно безо всяких объяснений уволил Ли.
Очередным соратником Осборна стал молодой и талантливый Закк Уайлд, который помог вокалисту развернуться к более жесткому саунду (хотя некоторый налет софт-металла на "No Rest For The Wicked" все же остался). Пятый студийник с достойным ответом давнему врагу Оззи телепроповеднику Джимми Своггарту в виде "Miracle Man" и эмтивишными хитами "Crazy Babies" и "Breakin' All The Rules" свидетельствовал о возвращении в форму, но по выходу еще более успешного "No More Tears" Осборн начал уставать от концертов, и название альбома трансформировалось в девиз "No More Tours".
Впрочем, Оззи лишь временно отошел от дел и после длительного перерыва вернулся к студийной работе. Его камбэк-альбом "Ozzmosis", записанный с Уайлдом, Батлером, Риком Уэйкманом и барабанщиком Дином Кастроново, имел клеймо "made in 90's" и смешанную прессу, но по прежнему солидные продажи и место в горячей десятке. Вскоре после этого Осборн организовал именной фестиваль "Ozzfest", а в конце 90-х принял участие в реюнионе "Black Sabbath". В команде, правда, он задержался лишь на время гастролей, а в начале нулевых вернулся к сольной работе, выдав еще более тяжелый и еще более осовремененный чем "Ozzmosis" полнометражник "Down To Earth". В 2002-м на MTV запустили в эфир документальный сериал "The Osbournes", где показывалась жизнь звездной семейки. И хотя Оззи предстал в этом своеобразном ответе "Симпсонам" далеко не в лучшей форме и больше напоминал старого горохового шута, нежели икону металла, помимо солидного денежного дохода затея принесла артисту и дополнительную популярность. В 2005 году Осборн выпустил сборник каверов с повлиявшими на его вкусы вещами от "Beatles", "Mountain", "Animals", "Buffalo Springfield", "Cream", "Rolling Stones" и других шестидесятников, но уже спустя пару лет вернулся к оригинальному материалу.
К сожалению, многие вещи на "Black Rain" оказались откровенно проходными, а местами работа напоминала больше какого-нибудь Роба Зомби или уайлдовских "BLS" чем классического Оззи. В 2010-м Великий и Ужасный заменил Закка Гасом Джи, и хотя тот по стилю недалеко ушел от своего предшественника, альбом "Scream" сделал Осборна более узнаваемым чем в прошлый раз. По-настоящему же музыкант порадовал своих давних фанатов, когда опять воссоединился с "Black Sabbath" и записал с ними диск "13", очутившийся в лидерах списков по обе стороны Атлантики. Также Оззи провел с командой сопроводительные гастроли, но уже на следующий год вернулся к собственным делам, опубликовав ретроспективно-сингловый сборник "Memoirs Of A Madman".