Почему мой сын не любит каникулы. Ч 5 продолжение
В продолжение моих постов об образовании в английской школе.
Совершенно неожиданно для меня у меня появилось достаточно большое количество подписчиков. Я поняла что кроме интереса к образованию у людей сильный интерес к самой стране. Один из моих подписчиков думает о переезде. Я осознаю как это сложно, особенно когда есть семья и я постараюсь написать об этом. Прошу понять меня правильно, это вообще не входило в мои планы и я не очень хороший рассказчик) Я не сделаю пост про Нидерланды скоро, но я это сделаю. Буду очень благодарна если вы вопросами подскажете о чем писать.
А сейчас – back to our school.
Я думаю тут очень важно понять сам принцип организации системы образования. Я сейчас говорю о британской системе потому что я ее знаю. Но мне кажется что в целом этот принцип применим к общеевропейской.
Система образования трехступенчатая – primary, secondary and further (то есть дальнейшее)
Сложность обучения возрастает от ступени и ступени.
В праймери по сути учат учится )
Дают базу на которой будут построены все науки. Учат обращаться с информацией, анализировать, выражать свои мысли, излагать их. Строить алгоритмы рассуждений. Самая главная задача праймери – это социальные взаимоотношения, моральные ценности, умение жить в сообществе, быть его частью, понимание своих прав и обязанностей. Также учат общаться. дети с малых лет понимают – мат, крики, наезды, хамство – это удел слабых, так как это означает что у тебя не хватает ума находить аргументы и доводы. Поэтому (и пусть никто не обижается) мне бывает очень смешно смотреть какие-либо дебаты по рос. телевидению (это бывет очень очень редко) Все орут и никто никого не слышит. Такое ощущение что оппоненты пытаются банально перекричать друг-друга. Потому что людей не учили что такое групповая дискуссия и каковы . и ее правила.
Так же праймери – это обучение дисциплине и самодисциплине.
Вот это для меня самое удивительное – при полном отсутствии формализма и рамок когда речь идет о самовыражении и любой форме мыслительной активности маленьким детям прививают серьезное понятие самодисциплины и ответственности.
Если насорил – убери, если взялся – закончи, обещал – сделай, если в школе надо быть в 8:40 – ты должен там быть потому что это закон твоего маленького сообщества.
Если тебе что то не нравится – ты имеешь право об этом говорить и требовать изменения этого, но это не освобождает тебя от ответственности это делать. Это аксиома сосуществования и она вбивается в голову с младенчества.
Поэтому тут все работает. Потому что работает закон.
Сейчас я отвлекусь и приведу пример для наглядной демонстрации.
Это было примерно в 2010 в Нидерландах, в общественном транспорте еще использовались стрип-карт. К стриптизу это не имеет никакого отношения ) Это такая полоска бумаги с выделенными графами. Она покупалась в любом киоске. Ты входишь в бас с передней площадки в окошко к водителю протягиваешь эту карту и говоришь например «2 зоны» , это примерно 5-6 остановок. Если не знаешь сколько зон то говоришь конечную , водитель сам будет знать сколько это зон. И он поставит штампы в графы по их количеству. Сейчас конечно почти везде электронные карты – пикаешь на входе и выходе. Все на доверии и самоконтроле. Проверяют редко, если поймают штрафуют ощутимо. Вспомнила по ходу пару смешных историй, когда буду писать общий пост обязательно расскажу. ) К чему было это вступление. Где то на протяжении двух дней я замечала странную вещь – я протягиваю стрипкарт, водитель качает головой – мол, не надо, проходи. И так со всеми. Я удивлялась, но в Голландии вообще много чего удивительного так что особо не парилась.
На второй день спросила на работе – ребята, что это за фигня творится? На что мне сказали – ты что, не в курсе? Транспортная забастовка по всей стране! Водители требуют повышения зарплат и лучшего benefit package. Вы понимаете, они так бастуют. У них обязанность перед своим городом и его жителями – людям надо на работу и по делам и они не могут их подвести, но они делают это совершенно бесплатно и транспортный сектор бюджета в убытке. На пятый день они пришли к компромиссу и пришлось опять платить за проезд )
Вернемся к нашим баранам. ) Значит детишек в праймери обучают общим принципам жизни, базовым знаниям, моральным ценностям и самодисциплине. Тут было несколько комментов что глупое это дело заставлять ребенка раз в неделю читать книгу и еще отчитываться. Надо понять для чего это делается. Конечно, во-первых для кругозора, но поверьте что дети и так получают достаточно много самой разнообразной информации. Тут еще вопрос самодисциплины, привитие привычки к чтению и то что детей учат структуризировать свои выводы.
В каждой четверти а также с праймери в секондари сдаются экзамены. Но это больше для родителей. Репорт выглядит так 3 графы - слева оценки по буквенным значениям – А,В,С и т.д. следующая графа – общее мнение педагога о том как ваш ребенок успевает по его предмету. Например – всегда внимательно слушает и умеет делать выводы. Демонстрирует готовность поддержать других и хорошо дискутирует. Следующая графа - areas to improve . На что следует обратить внимание, (например , как в нашем случае по математике – сделав задание первым начинает хвастаться, отвлекать и смешить остальных) Роль родителей в воспитании никто не приуменьшает. Воспитание и обучение ребенка не перекладывается на школу, это совместный процесс.
После праймери начинается обучение в секондари. Это обязательное среднее образование. И если в праймери детей учат учится, то в секондари учеба уже настоящая. Объем информации растет, требования тоже. Секондари – это очень серьезно потому что на этом этапе педагоги внимательно приглядываются к детям и помогают им осознать свою будущую профессию. Да и в целом дети решают будут они дальше работать или учится. В 16 лет дети сдают GCSE – генеральную сертификацию. Она имеет огромное значение, так как знания оцениваются именно по ней.
Если ребенок хочет учится дальше в высшем учебном заведении то еще два года он будет продолжать учебу по системе Six Form или колледж. Это так называемая система выбора. Ученик выбирает профессию и предметы по ней которые будет изучать. По ним он будет сдавать экзамен A-level который даст ему возможность поступить в университет. А вот там уже самый ад. Учится очень сложно. Отчислить могут в любой момент даже с последнего курса. Расскажу как было у меня – я работала и училась. Учебу оплачивал текущий работодатель в обмен на мое обязательство отработать на него минимум 3 года после этого. Так как специфика моей работы не требовала контакта с людьми, мне предоставили льготные условия – моей задачей было отработать определенный объем работы , примерно немного меньше половины моего обычного объема, и передать его, иногда надо было ездить в командировки и митинги. Когда было возможно меня заменяли. Я получала половину зарплаты, но мне хватало. Так как институт очень престижный и очень дорогой, я чувствовала себя сильно обязанной и очень старалась. По результатам первой сессии я попала в пятерку лучших студентов потока и мне дали scholarship . Я до сих пор сильно этим горжусь, так что сорри что хвастаюсь) .Так вот, чтобы хорошо учится и работать где-то 2-3 часа в день у меня уходило примерно 14 часов чистого времени в сутки. При том что большинство студентов работает как обычно. Дополнительной сложностью для меня было то что в отличии от других, пришедших в институт с подготовленной базой по специальности я (спасибо совок) пришла с огромной базой знаний которые мне были не нужны. Конечно, в приватных беседах я могла впечатлять собеседников глубокими знаниями биологии или истории, но давайте честно, если ты хочешь быть юристом, можешь рассказать все о серебряном веке и ничего о своем предмете, то ты выглядишь нелепо. Конечно если ты крутой специалист и плюс разносторонний человек, то это будет ВАУ и твой престиж будет высок. Но это редкость, потому что люди не разбрасываются своим временем.
Очень часто, особенно в начале, то что они повторяли я учила заново. Так что это была серьезная школа жизни.
Чем престижнее институт тем сложнее там учится. Очень сложно и долго в медицинском. Легче в гуманитарных.
Крупные корпорации, гос структуры и международные организации отслеживают успехи старших студентов.
Они обычно публикуют работы по своей специальности в профильных журналах и университетских сми. Они тоже отслеживаются и обычно успешные студенты трудоустроены к концу учебы. Есть сектор студентов которых прислал работодатель как в моем случае.
Юристы еще сдают Бар.
Это про Англию. В Голландии обучение для резидентов бесплатно, при высочайшем уровне. Почти все высшие учебные заведения входят в топ 200 в мировом реестре.
Надеюсь я донесла общие принципы обучения.
Дальше я более подробно расскажу о праймери. О секондари я рассказать смогу только когда мой сын туда перейдет ).
А потом сделаю пост про голландию в целом.
Пожалуйста учтите что все это есть и будет личностный опыт и мнение и оно не обязательно должно быть правильным или совпадать с мнением и опытом других людей.
На сегодня все )
Еще. Вчера я почитала пару комментариев где с изумлением узнала что часть Россиян уверена что за высказывания негативного отношения к секс меньшинствам или другим религиям и нациям тут взрослых чуть ли в тюрьму не сажают а детей исключают из школ и забирают из семей. Я была в шоке. Это абсолютная чепуха. Тут полная свобода слова. Полнейшая. Вы имеете право высказывать любую свою мысль. Но до тех пор пока она не содержит призыв к насилию. Например вы можете совершенно безнаказанно говорить что Ислам – источник всех бед современного мира и Голландию надо максимально де-исламизировать. Это ваша позиция и ваше право. Но если вы будете выступать с призывом убивать мусульман или жечь мечети, или начнете срывать на улице хиджабы с женщин и плевать им в лицо, то вас арестуют. Вы можете говорить что гомосексуализм грех и позор. Это ваше право. Но если вы нападете на гея по этой причине закон защитит его а не вас.






