Что делать, если вы мать-героиня
Я не психолог, на этот вопрос психолог ответит лучше, я чисто из своих наблюдений. В моей жизни случилась серьезная травма, долгое время в больнице и почти год реабилитации, было время подумать.
Первое - нужно уменьшать тревожность. Большую часть вещей, которые мы делаем, их можно не делать, это просто ритуалы, которые мы выполняем, когда тревожимся за ребёнка. А тревожимся мы почти всегда, особенно за первого ребенка, опыта нет, бабушки говорят одно, мамы на площадке другое, а в умных книжках третье. Поэтому мы делаем все сразу. Причем это не только снятие тревожности, но и снятие с себя вины. "Я не прокипятила соску 10 раз поэтому у ребенка газики"
Второе.
Это поднятие самооценки.
Даже если я буду год лежать и смотреть в потолок, мои близкие все равно меня будут любить. Их любовь не зависит от того, сколько раз в год я сварила манную кашу на завтрак и как часто меняю постельное белье. Мы считаем, что муж уйдет потому, что борщ недостаточно наваристый, а он уходит к той, кто вообще к плите не подходит и счастлив с ней.
Эти проблемы, они глобальные, с ними сложно справиться без помощи специалистов.
Теперь к менее глобальным вещам.
1. Ребенок - это очень прочная штука, его сложно сломать или даже повредить. Мы их слишком кутаем, слишком оберегаем, слишком стерильную среду создаём. 80% того, что мы делаем, можно не делать. Младший занимался футболом, они на поле до +10 в шортах и майках, до -20 в трениках и водолазках, даже в дождь, снег и ветер. Дети перестали болеть вообще.
2. Ребенку очень полезно быть наедине с собой, иметь свое личное свободное время. Даже если он совсем маленький и ходит хвостиком за мамой.
3. Развивашки - это вредно. Ему в жизни пригодится навык делать картины из макарон? У них единственная польза, если вам очень хочется иметь время два вечера в неделю, чтобы попить кофе с подругой, а ребенка деть некуда.
Я считаю, с ребенком нужно заниматься или тем, что обоим интересно или что очень нужно. Например, нужно приготовить салат или помыть пол, ребенок в этом может с удовольствием поучаствовать. Развивашки просто отнимают свободное время у родителей и за это время можно научить ребенка чему-то, что в жизни пригодиться. Например, пуговицу пришить.
4. Трезво оценить список домашних дел и разделить их между всеми членами семьи по их желанию и возможностям. Ребенок уже с 2 лет может иметь свои обязанности, например, относить грязную одежду в стирку или убирать игрушки. И если в семье есть правило выходных генеральных уборок, то включать в них всех членов семьи.
5. Правило. Мы все живём в этом доме и все должны вкладывать свой труд в этот дом.
6. Спокойно повторяем, спокойно, повторяем, спокойно повторяем. "Дорогой, пожалуйста, поставь тарелку в посудомойку и вытри стол"
7. Давать свободу выбора. Если ему не холодно или не жарко, если он не хочет есть или пить, значит это его желание. Пару раз можно дать возможность выйти на улицу в снегопад в сандалиях. Если ребенок считает, что ему не нужна шапка, значит не нужна, что бы там не говорили бабулечки на лавочке. (Но если на улице ветер или переменчивая погода, то теплую кофту в сумку следует положить))))
8. Самое важное! Право на ошибку!
Давать ему возможность самому отвечать за последствия своих действий и решений! Когда мама бежит убирать разлитый компот, когда папа бежит платить кредит, когда родители обивают пороги деканатов.
Сломал машинку - нет у тебя машинки и новую не купим, разбил чашку - сам убирай, получил двойку - или и перписывай.
В чем самая серьезная ошибка, когда они сначала давят на ребенка, чтобы он поступал как правильно, потом ругают, что поступил неправильно, потом сами же устраняют последствия его действий, они пытаются защитить его от этого страшного мира, встать между миром и ребенком. Но это не надо так делать. Надо давать ему самому с этим миром знакомиться. Надо спокойно объяснить возможные последствия его решения, дать ему возможность ошибиться и дать ему возможность самому исправить ошибку.
Блин, получилось кучу глубоких тем затронуть и всё как-то по верхам.