Пленочное фото-барахло
6 постов
6 постов
Сегодня у меня не просто обзор, а настоящий баттл двух порождений японского камеростроения. Не мало сломано копий в обсуждениях "какая лучше", что с завидной периодичностью вспыхивают не первый десяток лет.
Размерами P67 в полной выкладке со стеклом и замером чуть больше тушки РБ67, без учета объектива и призмы.
Кто я такой, чтобы пройти мимо темы и не озвучить свое крайне важное, авторитетное мнение?) Погнали!
Концепция.
Я уже рассказывал о RB67 пару обзоров тому назад. Классическая для камер среднего формата компоновка хорошо зарекомендовала себя.
Вдохновлялись простыми формами кирпича все, кому не лень - Мамия (RB67, RZ67), Броника (GS) и пеноблок от Фуджи (GX680). И это только камеры 6х8 6х7. Представителей других форматов не сосчитать.
Удобная концепция модульной камеры позволяет адаптировать сетап под конкретные задачи. Сменные задники дают возможность снимать на разные пленки в рамках одного сета. Камера поддерживает форматы пленки от 645 до 6х8. Существует не нулевая вероятность установки цифрового задника. Призма отлично работает при съемке портретов в студии, а компактная шахта вкупе с поворотным механизмом для вертикальной и горизонтальной ориентации более уместна на пленере. При желании можно установить рукоятку и снимать с рук. На самом деле RB67 удобна для съемки с рук и без рукояти, однако прежде всего камера ориентирована на съемку со штатива.
Встроенные в объективы центральные затворы дают синхронизацию со вспышками на любых выдержках вплоть до 1/500 секунды, что позволяет исключить паразитный свет при съемке портретов. Камера отлично работает в связке как с постоянным, так и импульсным светом, а в комбинации с предподъемом зеркала минимизирует смаз в пейзажной и макро фотографии.
Расплата за подобную универсальность - вес и размеры камеры. RB67 в походом варианте весит 1.9 кг, а с призмой и рукояткой все 3.4 кг (оба замера без учета объектива). Объем камеры при этом исключает возможность переноски в средней сумке и требует кейса/рюкзака. В варианте для прогулок - шахта и штатник, камера в сумку поместится, но о дополнительных объективах, как и удобстве придётся забыть.
Пентакс 67, в свою очередь - уникальная камера и полная противоположность RB67. Во-первых, корпус камеры выполнен в формате 35 миллиметровых компактных камер. И если в для кадра 6х6 такие варианты исполнения не редкость (Pentacon Six, Norita, и др.). То для размер 6х7, Pentax 67, простите за тавтологию, такой один.
Что мы выигрываем от подобного решения? Прежде всего сокращение объемов. Камера относительно компактна. В небольшую сумку помещается тушка и два объектива. При этом мы получаем хват для съемки с рук (не эргономичный, но какой есть), призменный видоискатель и опционально - отличный замер экспозиции в призме, что позволяет дополнительно сэкономить место на внешнем экспонометре. Для сравнения, компактная м645 в ту же сумку помещается в том же составе +1 стекло и весит при этом не сильно меньше.
Что теряем? Все остальное. Затвор с выдержкой синхронизации 1/30 секунды и небольшое число объективов с центральным затвором выглядят как костыль при съемки с импульсным светом в студии. Плёнка, единожды заряженная в камеру должна быть отснята до конца. Заменить ее в процессе не удастся. С опциональной шахтой снимать, на мой взгляд, не удобно, особенно в портретной ориентации.
67 пентакс всем своим видом говорит, что его место "в полях". Камера отлично работает в сценарии путешествий.
Оптика.
Обе камеры обладают широким парком оптики. Любые фокусные, шифт-объективы, замечательная резкость.
Однако стекла от RB67 не возможно установить на камеры других систем, т.к. у наводка на резкость осуществляется с помощью меха и геликоид отсутствует. Оптика от 67го пентакса через переходники встаёт как на пленочные камеры 645го формата, так и на цифровые СФ и ФФ камеры. В системе, в отличии от RB67 есть светосильные объективы и стекла с характерным рисунком, например 105 F2.4. Здесь стоит проявить некоторую осторожность, т.к. в конструкции ранних такумаров использовалось ториевое стекло и они заметно "фонят" радиоактивным излучением.
Рабочий отрезок.
Рабочий отрезок 67го пня короче RB67 на 27.05 мм. Этот, сомнительный для многих аргумент, в сочетании со шторным затвором позволяет ставить некоторые интересные объективы других систем. Однако, следует понимать, что просто поставить объектив через переходник не выйдет - но при наличии токарного и фрезерного станков и подходящей кривизны плечевых отростков, система дает интересные возможности. Я обязательно пересажу на систему 180й соннар от пентакона 6, а возможно пойду дальше и сделаю сменные байонеты под объективы хассельблад и P6. Для RB67 с центральным затвором и длинным рабочим отрезком такая опция отсутствует в принципе.
Питание.
RB67, полностью механическая камера. Вы просто берете ее и идёте снимать, она всегда готова. Пентакс требует батареек и, в отличии от той же м645, батареек с запасом. Без питания камера превращается в эффектное пресс-папье. Благо батарейки 4SR44 легко доступны, хоть и не из дешёвых.
Удивила китайская левая рукоятка держать камеру очень удобно но уснимать так не получится - правая рука нажимает кнопку спуска, левая работает с фокусом. Возможно получиться вкорячить в рукоятку пусковой курок на манер РБ67
Надёжность.
РБ67 надёжная камера, которая ни разу не подводила за многие годы работы. Потенциальное узкое место - мех фокусировки доступен для покупки на али. При выходе из строя одного из элементов, будь то затвор в объективе или механизм протяжки в камере, модуль меняется, при этом работоспособность системы не страдает. Жаль не могу сказать подобного о периферии. Капризные затворы клинит при смене влажности и температуры, пластиковый корпус призмы подвержен царапинам, а задник однажды рассыпался на шестерёнки от тряски в УАЗе.
Странное дело - долгое время для поездок использвал м645, теперь даже не знаю. Габариты камер сопоставимы, Пентакс больше ровно на одну ячейку в инвентаре.
Пентакс 67 - крепкий кусок металла, даже ранние экземпляры часто продолжают работать и по сей день. Общая надёжность камеры и их долгая жизнь привела к тому, что рынок завален потасканными жизнью камерами, утопленными, битыми, облезлыми и убитыми в хлам. Необходимо тщательно подходить к выбору экземпляра. Благо, общее состояние чаще всего видно невооружённым взглядом.
Что в итоге?
Обе камеры замечательные и сталкивать их лбами бессмысленно - они разные и созданы для различных задач. Да, обе можно использовать для работы в любых сценариях, от портрета со вспышками до неспешного стрита. Но раскрываются они в полной мере, лишь в привычной среде обитания. В вопросе выбора стоит шагать от задач. В шатаниях по улицам, в руках фотографа 67й пентакс не имеет себе равных, но в студии с импульсным светом он выглядит неуместно.
Как всегда. С наилучшими пожеланиями, ваш Белый Лис.
Для меня словосочетание "Большой Формат" всегда отзывалось болью в спине и было, если не синонимом слова "страдание", то чем-то экзистенциональным, навевающим тоску
Перед глазами возникала картинка огромного, побитого жизнью скворечника, либо непонятного куска рессоры марсохода на тяжелой треноге.
Чем страшнее воображение рисовало образы, тем сильнее было моё удивление, когда я впервые увидел компактный металлический корпус Toyo Field 45A II.
Полевые складные камеры компактные и легко помещаются в рюкзаке. Жаль нельзя сложить камеру так, чтобы не пришлось снимать объектив
Рядом с габаритной Mamiya RB67 и ее 75м шифтом (именно глюки Sekor 75mm Shift для RB67 сподвигли меня попробовать формат 4х5) тойка оказалась миниатюрным, лёгким коробком скрывающим хорошо отлаженный, точный механизм полевой форматной камеры.
Тойка, как и Mamiya RB67 имеет поворотный механизм для задников. Удобство решения невозможно переоценить.
Как известно, отпечатки с негативов большого формата не тонут в химии из-за "воздуха в кадре". Но я брал камеру не за тем.
Причина банальна - вертикальные подвижки. Форматная камера, это самый дешевый способ снимать натуру с правильной перспективой. Бонусом идёт супер детализация, управление плоскостью фокуса, сдвиг по горизонтали, возможность снимать на листовую пленку и 120е ролики (6х7, 6х9, 6х12), а так же невероятной красоты вид на матовом стекле.
Первое приятное впечатление дополнила оптика доставшаяся мне. Компактные объективы с центральным затвором вызывают непреодолимое желание набить ими сумку до самых краёв.
В этот момент приходится столкнуться с первым ограничением - растяжение меха камеры не позволяет использовать объективы с фокусным расстоянием длиннее 300 мм (ЭФР 79 мм). Более того, несмотря на возможность съёмки на 300 мм, по факту комфорт заканчивается на 270 мм (ЭФР 71 мм).
Фотография на широкий угол так же не без нюансов. Изображение на матовом стекле не яркое, с сильным виньетированием, что затрудняет кадрирование и фокусировку. Здесь нужно уточнить - последний момент не зависит от камеры, это особенности процесса съёмки на большой формат. И таких особенностей не мало:
Хочешь снимать на ширик? Нужна накидка. Пытаешься навести фокус? Бери фокусировочную лупу!
С одной стороны, "лишние" телодвижения утомляют, с другой - дают полный контроль над изображением и глубиной резкости.
Процесс неспешный и вдумчивый. Размеренной съемке способствует быстро редеющая стопка кассет с листами в сумке.
Кстати, о ней. Не знаю кто как, а я на съёмки с 4х5 камерой ношу одновременно сумку и рюкзак. Куча стекла и железа лежит за спиной, а мелочи вроде кассет, лупы и видоискателя в быстром доступе у бедра.
Внешний видоискатель позволяет быстро прикинуть кадр и решить стоит ли доставать барахло из рюкзака и на какое фокусное будет вестись съемка. Теоретически с ним можно фотографировать не снимая задник, сфокусировавшись на бесконечность. Для этих целей предусмотрена коррекция параллакса. Однако, я всегда использовал видоискатель исключительно для превью.
Процесс поиска масок на видоискатель под разные форматы тернист и полон разочарования. Благо есть возможность изготовить их самостоятельно
Диапазон подвижек камеры - достаточно скромный среди "больших" БФ камер, дает прекрасные возможности в сравнении с шифт-объективами среднего и, тем более, узкого форматов.
Родные задники для 120й пленки можно ставить так же как и кассеты под лист 4х5" - не снимая фокусировочный экран. На матовое стекло, в свою очередь, нанесена разметка под форматы 6х7 и 6х9.
В противовес классической схеме установки задника под 120ю пленку, родные задники встают на место кассет, что очень удобно - не нужно снимать матовое стекло.
Если снимаете в основном пейзажи, натюрморт и др. статику, благодаря возможности съёмки на любой формат до 4х5, камера способна заменить собой зоопарк фотоаппаратов.
Проблемное место большинства БФ камер - мех. Со временем он изнашивается, так же как и тканевая "шахта". Если второй момент исключительно декоративный, дырки в мехе сделают фотосъёмку на камеру невозможной.
Что удивительно, и то и другое легко приобрести в Китае на всем известном сайте, как и фокусировочный экран, линзу Френеля, лупу, накидку и другой сопутствующий хлам.
Все это разнообразие, а так же доступность различной технической и рентген пленки, дает уверенность, что форматные камеры первыми пришли в этот мир, но уйдут последними.
С уважением, ваш Белый Лис
Нездоровая любовь к 645ым мамиям, в период обострения, свела меня с Mamiya 645 AFD II. Проект начатый как безнадежный эксперимент (камера приобреталась на опыты, об этом ниже) обернулся ежедневным увлекательным фото-променадом.
Камеры AFD I-III родились на стыке аналоговой и цифровой эпох. Последний вдох мамии переходом под зонтик Phase One.
Ничто в дизайне корпуса не напоминает об аналоговом наследии, шарм кожаной отделки и хромированных элементов ушел еще во времена Mamiya 645 Super и PRO. Из силуэта AFD пропали последние детали элегантного кирпича.
Все управление на паре клавиш, а информация выводится на LED экран. Безликий дизайн в стиле 35ти миллиметровых камер нулевых.
Спорить о том, что прежний образ лучше, бессмысленно - это другое.
Но визуал-визуалом, а удобство и эргономика решает и здесь все неоднозначно.
В сравнении с M645 и следующими за ней PRO и Super, камера заметно прибавила в весе и размерах. M645 - 1178 г; AFD II с пленочным задником - 1616 г.
Модульность осталась забытой технологией древних мастеров. Старушка набрала вес, пропала возможность отсоединить боковую рукоятку и призму. Получить максимально компактный и лёгкий корпус с шахтой, столь удобный в дальней дороге, больше не получится. AFD видом и габаритами не намекает - вопит, что жить ей в студии, на месте (рядом с?) RB/RZ 67.
Камера стала больше походить на RB67, что размерами, что весом. Тушка RB67 - 1862 г; Тушка AFD II с цифровым задником - 1728 г
У камеры нет вменяемой пыле- влагозащиты. Она тяжёлая и большая, и это спорит с эргономикой скопированной у легких полнокадровых зеркалок заточенных под съемку с рук.
Об удобстве работы как с RB/RZ 67 изначально построенных в концепции "кирпич-на-штативе" не может быть и речи.
Хорошо, что в процессе "одомашнивания" не пошел под нож корпус из магниевого сплава. Повсеместный пластик дополнил бы печальную картину.
Камера капризна, медленно стартует, периодически глючит. В определенных ситуациях подвисает и требует перезагрузки с выниманием батареек (спасибо и на том, ААА батарейки вместо аккумуляторов). От простоты и надёжности м645 не осталось и следа.
Из описания складывается впечатление, что речь идёт о плохой камере, полной недостатков - это не так. AFD добротный студийный фотоаппарат с важной особенностью, которая меняет все. AFD последняя модель в линейке мамии для съемки на фотопленку и при этом нативно работает с большим количеством цифровых задников.
В далёком 19м году, я смотрел на снимок отпечатанный вручную с негатива 6х7 и тот же сюжет отснятый на ЭФР полнокадровую беззеркалку высокого разрешения. С того дня я все реже брал цифру в частные поездки и большая часть сюжетов, за исключением рабочих проектов была отснята на пленку.
Полутона, детали и последующий отпечаток. Все за что мы так любим аналог в фотографии захватил меня на все последующие годы, однако мысль о том, что не плохо иметь превьюхи для себя и тех же социальных сетей до проявки и всех сопутствующих телодвижений, не давала покоя. Везти с собой второй комплект стекла и цифровую камеру? Сомнительное удовольствие. Другое дело AFD с пленочным магазином и цифровым задником. Спустя 6 лет я вновь столкнулся с цифрой вне работы:)
Странно, но при замене пленочного магазина на цифровой задник и наоборот, приходится перезагружать камеру вынимая батарейки. Иначе фотоаппарат снимать отказывается.
Мне достался Mamiya ZD бэк. Огромный сенсор размером в несколько (6?) APS-S датчиков, с небольшим кропом относительно 645го негатива, iso как у Ilford FP4+ и не плохое разрешение. 22mpx CCD матрицы в естественной среде обитания ака в студии при соответствующем свете и iso 50-100, великолепны и сейчас. Качество картинки на уровне, а порой превосходит современные "узкие" камеры с CMOS сенсором.
Тот самый, огромный CCD сенсор. Инфракрасный фильтр снимается, что дает возможность снимать в ИК диапазоне - приятная опция.
Два режима точного экспозамера с возможностью коррекции и фиксации. Автофокус на стеклах с мотором и подтверждение фокусировки для мануальных линз.
Камера работает со всем парком оптики от m645 и других систем через переходник.
Огромный парк оптики различных систем продолжает радовать благодаря короткому рабочему отрезку системы Mamiya 645
Предподъем зеркала, таймер пуска и множество приятных мелочей, таких привычных по современным тушкам.
Пленочный задник впечатывает в поле негатива информацию о выдержке, диафрагме и дате съёмки. Эдакий Exif!
В родной среде - в студии и недалеко от неё, камера раскрывается как невероятно удобный, продуманный инструмент.
Дисплей пленочного задника удобнее любой напоминалки. Классический карман для корешка от упаковки пленки присутствует.
Без проблем не обошлось:
Во-первых, камера под автофокусные объективы. Стандартный фокусировочный экран светлый, но не удобный. При ручной фокусировке, легко промазать. Достать сейчас более подходящий экран не реально, разве что китайский аналог, благо он доступен для покупки.
Легко решается благодаря подтверждению фокусировки, но требует наработки рефлексов.
Мануальная оптика поддерживается, но прыгалка диафрагмы не работает. Фокусироваться поначалу не удобно, но быстро привыкаешь.
Вторая проблема критична. Судя по тому, что я прочёл в сети, затворы у AFD легко выходят из строя. Известны случаи поломки на смешных пробегах вроде 10 000 кадров.
Найти в продаже затвор на замену - сказочная история, далёкая от реальности. Вариант с донором так же вызывает определённые сомнения. Тушки редки и не из дешёвых, а бу затвор может прослужить не долго.
Приобрел экземпляр в отличном состоянии, но с мёртвым затвором - оторвало часть лезвия в том месте где его держала заклепка. После моего ремонта и короткой съёмки, оторвало еще одну часть заводского лезвия, благо у меня есть возможность вырезать ремонтное и восстановить камеру. После пары вечеров в мастерской, она бодро щелкает затвором, накатывает очередной круг пробега, хотя я морально готов к постепенной замене всех заводских лезвий и креплений.
Цифровой задник дает интересные возможности - можно дёшево снимать "простые" сюжеты на прогулках, гистограмма в поездке позволяет убедиться в правильности экспозиции ответственного кадра перед съёмкой на пленку. В любой момент можно убедится, что камера работает исправно, сделав тестовый кадр. Галерея пополняется превью и просто быстрыми фото на память, словно кадры снятые на поляроид.
Задник позволяет легко оценить световую схему при съемке с импульсными моноблоками. Приемуществ масса, а если прикупить более современный бэк с новым сенсором разрешением повыше, их становится все больше. Лишь вес, вкупе с габаритами при всех преимуществах AFD заставляет все чаще поглядывать на 503й хассель благо с цифровыми задниками на него проблемы нет, зато аналоговый кадр 6х6 сулит возможности гораздо интереснее.
С уважением, ваш Белый Лис
Элегантный кусок стали в форм-факторе кирпича. 5 кг* стекла и металла. Мать драконов - Mamiya RB67 PRO SD.
Зачем все это? Закономерный вопрос возникает, если поставить рядом m645 1000s.
Все просто - кадр 6х7. Размер и соотношение сторон идеально подходит для печати формата 50х60 и даже имеет небольшой запас под кадрирование, а на форматах меньшего размера (40х50, 30х40) отпечатки смотрятся вовсе великолепно. При этом, фотоувеличитель под 6х7 остается, пускай относительно, но все еще мобильным и доступным для печати в домашних условиях. Все это делает камеры формата 6х7 крайне интересными, когда планируется ручная оптическая печать.
Если откинуть дальномерки, особенности фокусировки которых делают их неудобными при съемке крупных и ближних планов, а так же полностью исключают shift-объективы, макро и т.д., выбор среди зеркальных камер остается не велик. Рядом с одноклассниками-тяжеловесами RB67 хоть и не отличается миниатюрностью, но все же смотрится вполне естественно.
Долгое время RB67 оставалась моей основной камерой. Лишь последний год и только в полях, её слегка подвинула m645. Это правильно - студийные съемки, вот стихия чёрной бестии.
Металлический корпус, вес и размеры дают обманчивое ощущение надёжности и вседозволенности. Это не совсем так - камера действительно надёжна, но лишь в условиях студии или лайтового пленэра. Поход в горы старушке не понравится, а то и вовсе станет фатальным.
Для меня подобные эксперименты всякий раз оборачивались потерянным временем, деньгами и, главное, кадрами.
Забавно, что сама тушка работала исправно всегда и без исключений, но периферия шла в разнос - после тряски в УАЗе задник сыпал шестернями. При смене влажности и температуры клинило затвор.
Существует мнение, что на RB67 снимают лишь со штатива. Это не так. Несмотря на дизайн в стиле кубизма, камера идеально лежит в руках. Все элементы управления удобно расположены и легко доступны.
Поворотный задник даёт возможность снимать как вертикально, так и горизонтально не меняя ориентации камеры, что очень удобно при её весе и эргономике.
Помимо механических задников разных форматов (645, 6х6, 6х7), существует довольно бестолковый с точки зрения эффективности моторизированный задник, однако и от него есть польза - формат кадра 6х8. Эта опция доступна лишь на RB PRO SD, либо других моделях при замене поворотного механизма задников на новое.
Несмотря на отсутствие физических крутилок, у RB67 есть функция преподъема зеркала. Ею можно воспользоваться если у затвора объектива предусмотрено соответствующее гнездо под тросик (обозначается M. UP). В этом случае зеркало поднимется при нажатии на кнопку спуска на тушке, а затвор сработает от нажатия на тросик. Либо с помощью родного двойного пускового тросика. Он заметно упрощает работу с камерой в тех случаях, когда нужно получить максимальную резкость без смаза при хлопке огромного зеркала.
Два положения кнопки спуска на тросике позволяют последовательно поднять зеркало, а затем сделать кадр. Стоит запомнить порядок: короткий подключаем к объективу, длинный к камере.
Не обязательно использовать родной тросик, есть возможность подключения двух (а в некоторых редких сценариях и трех) от стороннего производителя. Это не очень удобно и камера становится похожей на ежа.
Зеркало камеры ощутимо бьет. Это влияет на резкость кадров при длинной выдержке и на... студийную съемку с импульсным светом.
Первое время я не мог сообразить, почему вспышки при подключении к камере начинали жить своей жизнью. Они то и дело срабатывали раньше затвора, либо могли внезапно пыхать без всякой причины. Причиной оказалось сотрясение при хлопке зеркала - контакты синхронизатора замыкало о поверхность внутренней части холодного башмака. Благо любые проблемы, в т.ч. и эту легко решить заклеив контакты скотчем, либо изолентой.
Помимо тросика, для RB67 существует множество аксессуаров, на удивление удобных и функциональных. Начиная от кассет для съемки на листовую пленку и задников под любой формат и заканчивая рукояткой с регулируемым углом наклона. Она и призма выручают при съемке с рук портретов в студии.
Единственное, что мне долгое время не давало покоя - достаточно тёмные фокусировочные экраны, благо удалось найти светлый экран за разумные деньги. Такое бывает не часто.
В линейке камер RB67 есть две три итерации: RB67 Professional (1970), RB67 Pro-S (1974) и RB67 PRO SD (1990). PRO SD поддерживает всю периферию от предыдущей модели, но не наоборот - некоторые объективы и аксессуары возможно установить только на PRO SD, помимо прочего это касается стекла Sekor 75 Shift, что стало решающим для меня при выборе модели. Тем более, шанс наткнуться на рабочую тушку среди камер последних лет сильно выше.
Что касаемо объективов, здесь все скучно. Относительно свежие системные объективы с маркировкой K/L отличного качества. Можно брать любой с подходящим фокусным и снимать. Нет плохих объективов, как нет и стекол с рисунком ради которого стоит перерыть все барахолки.
Огромный рабочий отрезок и своеобразная система фокусировки не способствуют использованию объективов вне системы RB, как и установке неродных объективов.
RB67 ругают за вес и размеры. И правда, камера с 75и миллиметровым шифт-объективом (ЭФР 35 мм на полнокадровой камере) поместится не в каждый рюкзак. Вот только, таскать туда-сюда RB67 в рюкзаке, все равно, что бить микроскоп о гвозди. Как и любой другой специализированный инструмент, камера хороша для тех целей, о которых думали ее разработчики. Для съемки портретов, предметки, интерьеров и доступных пейзажей, камеру лучше RB67 придётся поискать.
*Вес тушки, призмы и среднестатистического объектива
Вспомнил, что буквально на днях, месяцев десять как, я обещал рассказать о своей Мамии M645 1000S. На тот момент я был в восторге от её миниатюрных размеров и нового для меня 645го формата. Но, отсняв с камерой год, хочу сказать... Я все еще под впечатлением!
645я Мамия так запала в душу, что недавно я приобрёл вторую - 645 Super. Прикинув, что развитие хорошей концепции даст больше возможностей, я пошёл на поводу маркетологов. Спустя месяц я все еще не могу однозначно заявить, напрасно или нет.
Как бы то ни было, теперь есть повод рассказать об обеих тушках, да ещё и в сравнении. Погнали!
Полноценная поездка со старшей RB67 PRO SD напоминает переезд с кучей чемоданов. В этом плане, даже Toyo Field 4x5 с тремя стёклами выходит компактнее и легче.
Тем более, расхожий миф о надёжности стекла и стали RB67 на практике весело рассыпается шестернями в перемешку с винтиками. Капризные затворы клинит от перепада температуры, влажности и фазы луны, оставляя незадачливого фотографа в глуши наедине со стильным кирпичом.
Старушка не любит далеко ходить от дома, RB67 - студийная камера, кто бы что не говорил.
Логичным выходом для многочисленных поездок стал комплект под узкую пленку. Я уже писал о Canon EOS 1 и Olympus OM 1. И все бы ничего, но 35мм негатив при увеличении до 30х40, это компромисс. И чем больше формат печати, тем страшнее с него картинка.
Я было смирился, но судьба подкинула объявление о продаже m645 1000s в состоянии "не бит, ни крашен". Почему бы и нет?
645й формат на мелкозернистых пленках дает возможность качественно печатать 55х40 см, хоть и без запаса на кадрирование.* Что идеально подходит под мои задачи.
Здесь пора споткнуться о первые "нюансы" и "особенности" m645 1000s.
Модель пожилая и при этом имеет электронный затвор со всеми вытекающими конденсаторами. Найти камеру в состоянии NM задача не простая. Я перебрал несколько мертвых и умирающих лотов. И даже в камере, которая досталась мне, я обнаружил след удара, который не заметил при покупке.
С 645 super ситуация обратная. Камера относительно свежая и периодически всплывают достойные экземпляры за адекватные деньги. Индикатор - состояние пластика корпуса. Царапины мгновенно выдают рабочую лошадь на последнем издыхании.
С точки зрения функционала и эргономики Mamiya сделала все как надо ещё в 76 году.
В М645 1000S есть все, что нужно для съемки вдали от дома: выдержки от 8 до 1/1000 секунды, таймер автоспуска на случай, если забыл спусковой тросик, предподъем зеркала. Нет сменных задников. Это может стать проблемой, но не для меня - 99% кадров я снимаю на FP4+.
Классический дизайн и материалы внушают ощущение надежности. M645 1000S удобно лежит в руках, мало весит и легко помещается в миниатюрную сумку.
Камера экономно расходует батарею. За год не частых съемок я не менял батарейку ни разу.
С 645 super, что-то пошло не так. Прежде всего мы потеряли возможность подключать классический спусковой тросик. Теперь нужен электронный с нестандартным разъёмом. Найти сейчас подобный девайс, это отдельный и не интересный квест. Благо с засильем 3D печати есть возможность изготовить тросик самостоятельно, либо адаптировать девайс другого производителя - нужно печатать коннектор и замыкать 2й и 3й контакты. Таймера тоже нет, этот лайфхак больше не работает. Хорошо, что предподъем зеркала остался на месте.
Зато есть сменные задники.
Мне нравится, как камера выглядит, но пластиковый корпус склонен собирать царапины.
Тушка досталась мне с моторной рукояткой. У неё удобный хват и звучит она так, словно что-то ещё живое попало в мясорубку. Если рукоятку снять, мы получаем все то же, что в предыдущей модели - удобно.
На мои камеры установлены призмы и здесь выигрывает 645 super. Замерной призмой удобно пользоваться, она врёт на 1 стоп, но есть компенсация. С учетом поправки замер выходит точным. Можно снимать с приоритетом диафрагмы.
На м645 1000s призма с характерной полосой поперек кадра - практически все призмы м645 страдают этой болезнью - со временем портится зеркальное напыление. Есть призмы убитые в ноль, но мне повезло. Полоса есть но не мешает кадрированию и фокусировке. Надолго ли?
На обе модели выпускались шахты, но встречаются они редко и стоят неадекватных сумм. И раз я заговорил о ценах...
Часто всплывают БУ камеры и цены варьируются от 30к за тушку в идеальном состоянии до 150к и выше за убитый экземпляр. Если время терпит, легко дождаться хорошую камеру за приятную цену.
Та же ситуация с оптикой. Если не горит, можно набрать небольшую гору отличного стекла, заплатив 40-50к за набор.
Невысокая стоимость камеры и стекол компенсируются дикими ценами на аксессуары.
Шахта для м645 или адаптер для тросика 645 super по цене тушки обычное дело.
Это самый вкусный момент. Для системы разработанно множество качественных и резких объективов под любую задачу, а короткий рабочий отрезок даёт возможность ставить на камеры через переходник объективы других производителей и форматов: 66, 67 и др.
Отдельно радует байонет Б. Чудесный портретник Zeiss Jena Sonnar f2.8 180mm и не плохой фишай Зодиак-8 f3.5 30mm обошлись мне в 25к.
Разрешение оригинальных объективов позволяет использовать их на цифровых беззеркалках, а так же даёт возможность съемки tilt-shift при использовании специального переходника.
Что в итоге?
М645 невероятно компактна. Она и кучка объективов умещается в небольшой дорожной сумке и становится настоящим спасением в поездках.
645 super с капризным пластиковым корпусом, крупной рукояткой и отсутствием гнезда под механический тросик не вписалась в концепцию камеры для вылазок на УАЗах и скаканию по горам. Зато для неё полно сценариев лайтовых путешествий, прогулок, съемок в студии и интерьере с естественным освещением.
Искренне ваш, Белый Лис
Следующая животина в нашем зверинце, 35 миллиметровая камера Canon EOS 1 - полный антипод Olympus OM1n.
Если OMка таскается со мной по отпускам, то "единичка" постоянная камера в рабочих поездках. Самый заурядный дизайн от Canon, который не менялся последние 30 лет, внушительные габариты и вес. EOS1 не та камера, которой снимаешь ради удовольствия, она про другое...
Гора легко доступной, очень быстрой автофокусной современной оптики. Даже если у меня нет подходящего стекла, если я нахожусь в далёком регионе. Всегда можно найти нужный объектив под байонет EF. Купить, взять в аренду, попросить у местных. Стекол везде навалом и многие если не лучшие в своём классе, то очень хороши.
Все эти объективы через переходник можно поставить на любую беззеркальную цифровую камеру. Я снимаю на A7R4 с переходником Sigma MC11 и в поездке могу использовать большую часть объективов как на пленке, так и на цифре.
Пыле-влагозащита и корпус камеры - можно снимать в дождь, холод, жару. Трястись в "буханке", прыгать по горам.
В эти моменты я сосредоточен на том, чтобы не сломать себе ногу, о камере можно не беспокоиться.
Энергонезависимость - восемь АА батареек в батарейной рукоятке (без нее камера совсем не торт). Их можно взять с собой в путь или купить в любом комке по дороге.
Я люблю механические камеры, потому что не нужно следить за батарейками. Камера всегда готова к съемке, схватил и побежал снимать. EOS 1 с батарейной рукояткой как механическая камера.
У EOS 1, есть много достоинств. Автофокус, замер экспозиции, любые выдержки, скорость серии, ttl и прочее, прочее, прочее. О них не интересно говорить, так же как о дизайне и эргономике единички. Потому что все это есть, оно работает и работает чертовски хорошо. К этому быстро привыкаешь и перестаёшь замечать. В процессе я не думаю о камере, я работаю над кадром.
Есть нюансы - куда без них:
Во-первых, у многих тушек мертва часть диодов на экране видоискателя. Не всегда сразу понимаю, какие установлены параметры, цифры отображается не полностью. Благо, есть дублирующий жк-дисплей.
Во-вторых, в Canon что-то намудрили с протоколами камера-объектив и современные чипированые переходники с того же м42 на EF не работают и это дико бесит.
Переходники без чипа работают без подтверждения фокусировки. Мне рассказывали, что если долго и упорно искать правильный адаптер, то чудо случиться. Я пытался, но не нашёл.
Что в сухом остатке? Canon EOS 1, как добротный молоток. Ни какой лирики. И то и другое профессиональный инструмент. Первым легко снимаем кадры, вторым с той же лёгкостью забиваем гвозди. Главное не уронить себе на пальцы.
Искренне ваш, Белый Лис
