Навеяно серьезными комментариями в шуточном посте)
Работаю в рекламе практически всю свою жизнь, и начиная в небольшой аг-ве тоже думал, что это все "манипуляция", "бесполезно", никто не может доказать эффективность и проч. По мере развития и перехода более крупные агентства стал понимать как это работает и сейчас уже достиг дзена, просветления и даже иногда преподаю.
Расскажу о двух типичных вариантах стратегического планирования и и практического подхода, а дальше если будут вопросы допишу ещё, либо в комментах, либо отдельным постом)
ПРИМЕР 1:
Крупная федеральная контора про продаже всего всем
1) Казалось бы, крути телик и бед не знай, там как нибудь продастся. Нет, ты вылетишь с работы, потеряв клиента, бренд-менеджер вылетит с работы обвалив продажи и никто не будет счастлив. По тому что сначала тебе нужно понять свою целевую аудиторию (ЦА) - пол, возраст, доход, географию, если важно для товара. И дальше вы садитесь очень нудно изучать все про свою ЦА - что смотрят по ТВ, где сидят в интернете, какое радио слушают и.т.д. В зависимости от сложности и новизны товара это от 3 дней и пары баз выгруженных в эксель, до месяца, задизайненного с нуля исследования, power bi дашбордов и возможно дополнительных корреляционных анализов в SPSS (такая програмка для оценки больших объемов данных).
Оу, ты не помнишь математику после 6 класса? Очень жаль, либо иди учиться и вспоминать, либо устраивайся поудобнее, ибо сидеть тебе на унылой должности до ишачьей свадьбы.
2) Ну окей, мы знаем что эта аудитория смотри Рен ТВ и сидит на сайте спорт экспресс, уже можем идти покупать? Ноу, теперь наступает этап закупок, ты не сам, но в том или ином виде под твоим руководством, надо согласовывать условия, и это целый каскад боли:
- Согласуй скидку
- Хм, а скидку тебе дают только на объем камаза, а тебе и багажника легковушки хватит с лихвой, надо срочно думать куда распихивать излишки
- Согласуй интерес аг-ва
- Убедись что инвентаря хватит в нужный тебе период
- Точно ли материалы за 3 дня до старта норм? Быстрее у бренд-менеджера не получается, крутись как хочешь
Количество ЛПР в один момент времени - от 3 человек, до бесконечности, любой вопрос отнимает тонну времени и сил
3) Ок, мы запустились и с божьей помощью открутили эту адскую машину из бюрократии и брендбуков
Пора подводить итоги - ты реализовал медийную программу на 10/10 (не путаем с маркетингом - ты не влияешь на дизайн, выкладку товара на полке, ценовую политику и прочие достаточно важные вещи). Молодец, да? Нет, пора делать выводы, и для этого тебе понадобятся эконометристы, ибо даже если ты большой молодец в математике, хрен ты поймешь все те методы, что они используют для корректной оценки результата.
В итоге, все что ты сделал, купил, разместил, с учетом всех вводных, будет оцифровано, наложено на матрицу продаж, поисковых запросов и много другого. Так будет сформирована эконометрическая модель, которая сможет:
- Показать вклад и ценность каждого канала в итоговый результат бизнеса
- Определить границы эффективности каждого канала, а значит получить его эластичность и доработать стратегию например на ближайшие пол года
- Выработать важные паттерны потребления аудиторией информации и создать модель с понятными параметрами, обновляя которую раз в N месяцев вы сможете получать "понятную обратную связь"
ВАРИАНТ 2:
Вы маленькое кафе "Лютик", вы только открылись, в хорошем проходном месте, кофе - 100% арабика, все новое и красивое, персонал - зайки, но народ не идет. Тут стратегия реальна простоя, и её не надо валидировать - пару человек на раздачу флаеров, например на бесплатный пирожок к кофе (манипуляция же, люди любят халяву), запуск акции счастливые часы например на всю выпечку после 17. Дальше идем по всем местным точкам притяжения - офисы, залы йоги, университеты, и всеми правдами/неправдами вешаемся там с предложением, что только для обладателя пропуска в офис/универ/зал йоги - минус 20% на американо, и минус 10% на капучино например.
Все это служит одной цели - first try - любой целью привести человека, чтобы он попробовал ваш кофе и пирожок, ему понравилось и он включил вас в свой утренний ритуал.
Если вы думаете, что это манипуляции или обман - ваше право, но все это не так гротескно как вы себе рисуете, и в реальности, если товар говно - после первой пробы вы просто забьете и больше покупать не будете, гад и козел разорится и больше не будет вас обманывать. Но опыт всегда чего-то да стоит, да и жизнь была бы скучнее.
Что касается кредитов, ставок, финансовых пирамид, простите мой снобизм, это вам налог на глупость. Если вы не умеете читать договор, не можете просчитать варианты потери денег, не знаете что не надо лезть в проекты с прибыльностью выше 7-9% когда в них зовут каждого встречного - НЕ НАДО ТУДА ЛЕЗТЬ. И кредиты не зло, если правильно им распорядиться и взять на нормальных условиях, и ставки нормальный способ отдохнуть, если вы понимаете как это работает и готовы потерять деньги. Если вы пришли к букмейкеру заработать, вы выбрали вариант получения опыта самым дорогим путем, не мне вас судить
__________________________________________________________
Это очень короткий и упрощенный пример того как работает реклама, в реальности за этим лежит тонна экселей, баз данных, поиск решений которые дадут валидированный результат или смогут его предсказать с высокой степенью вероятности (преддиктивная модель). А ещё тонны кофе, недосыпа, потрепанных нервов, почти отсутствующей личной жизни при остром желании расти профессионально и прочее.
Бегбедера в жизни тоже хватает, но это компенсация за тот режим в котором приходится существовать, ровно такое же (с поправкой на заработок) есть в жизни инвестиционных банкиров, трейдеров и других профессий, связанных с высокой нервной и интеллектуальной нагрузкой.
Наверное на сегодня хватит, жду показательного расстрела в комментариях и/или вопросов, если зайдет - ещё пару постов напилю)