Уашита часть 5
Майор Джоэл Эллиот
6. Эллиот
Утром 7-го декабря горны Седьмого вновь пропели сигнал «Boots and Sаddles». Сопровождаемый Шериданом, десятью ротами Девятнадцатого полка канзасских добровольцев и журнaлистом ДеБенневиллем Кеймом, полк вышел маршем из Кэмп-Сапплай, чтобы покончить с красной угрозой. “Если мы сможем нанести один или два хороших удара”, заметил Шеридан, “то в моем округе больше не будет проблем с индейцами”.
Маршрут был почти тем же самым, что и путь Кастера к Уашите двумя неделями раньше. Маленькому Филу хотелось своими глазами увидеть поле боя, и кроме того, требовалось выяснить, что же все-таки произошло с Эллиотом и его людьми. То был мучительный переход в морозную погоду.
Рaнним утром 10 декaбря, когда термометр показывал 18 градусов ниже нуля, экспедиция достигла селения Черного Котла, теперь это было покрытое пеплом поле боя. При появлении колонны разбежались полудикие индейские собаки и хищники, подбиравшие останки, разлетелись вороны. Окоченевшие трупы индейцев лежали на почерневшей земле, многие были завернуты в одеяла. Несколько тел было помещено в развилки деревьев, другие спрятаны под охапками веток. Однако тела Черного Котла, Маленькой Скалы и нескольких других вождей найти не удалось – очевидно, их унесли индейцы.
Кaстер с Шеридaном поскакали на холм, с которого можно было показать направление атаки и воссоздать ход сражения. Тем временем поисковые отряды отправились на розыски пропавшего отряда майора Эллиота.
Примерно в двух милях вниз по реке было обнаружено одно обнаженное тело с разбитым черепом. Двумястами ярдами дальше лежали остальные, их замерзшие тела превратились в камень. Все лежали лицом вниз, ощетинившиеся стрелами.
Полковой хирург Седьмого доктор Липпинкотт обследовал и описал останки:
- Капрал Джеймс Ф. Уильямс, Рота «I», пулевое отверстие в спине, голова и обе руки отрезаны, множественные глубокие разрезы спины.
- Рядовой Уильям Миллиган, Рота «Н», пулевое отверстие в левой части головы, глубокие разрезы на правой ноге, правая рука сильно изрезана, голова оскальпирована, горло перерезано.
- Рядовой Томас Дони, Рота «I», отверстие от стрелы в области живота, грудная клетка вскрыта, голова отрезана, правое плечо отрублено томагавком.
- Капрал Каррик, Уильям, Рота “H”: Пуля в правой теменной кости, обе ноги отрезаны, горло перерезано, левая рука перебита. Пенис отрезан.
- Рядовой Майерс, Карсон, Рота “M”: Несколько пулевых отверстий в голове, оскальпирован, девятнадцать пулевых отверстий в теле, пенис отрезан, горло перерезано.
- Неизвестный, оскальпирован, череп разбит, шесть пулевых отверстий и тринадцать от стрел в спине, три пулевых отверстия в груди.
- Неизвестный: Голова, правая рука и пенис отрезаны, три пулевых отверстия и девять от стрел в спине.
- Майор Джоэл Х. Эллиот, двa пулевых отверстия в голове, одно в правой щеке, правая рука отрезана, левая нога отрезана почти полностью… глубокий разрез справа в паху, глубокие разрезы на икрах обеих ног, горло перерезано…
Джоэл Хауорт Эллиот родился 27 октября 1840 года на семейной ферме недалеко от Сентервилля, штат Индиана. Он стал вторым сыном и третьим ребенком Марка и Мэри Эллиот, которые были рьяными квакерами. Квакерство предполагает пацифизм, неприятие насилия и отказ от военной службы, но разразилась Гражданская война, в воздухе запахло порохом и славой. Честолюбивый юноша, находившийся к тому же под сильным влиянием от речей известного адвоката Джорджа Вашингтона Джулиана - квакера, основателя Республиканской партии Индианы и убежденного аболициониста – не смог оставаться в стороне и 28 августа 1861 года завербовался рядовым в роту «C» Второго добровольческого кавалерийского полка Индианы. В этом качестве ему довелось поучаствовать во многих схватках, в том числе сражениях при Шaйло, Перривилле и Стоун-Ривер.
В июне 1863-го его произвели во вторые лейтенанты и перевели в только что сформированный Седьмой добровольческий кавалерийский полк Индианы. Он быстро поднялся до первого лейтенанта, а уже 21-го октября был произведен в капитаны Роты «М», что, безусловно, говорит об его способностях.
10 июня 1864 года Эллиот и его товарищи схлестнулись с «Дьяволом Форрестом» в битве при Брaйс-Кроссроудз, штат Миссисипи. Там капитан получил огнестрельные ранения в левое легкое и плечо.
Во второй половине 1864-го капитан Эллиот служил с той частью своего полка, которая была придана кавалерийской дивизии генерал-майора Альфреда Плизантона, в четвертой бригаде этой дивизии. Там, вероятно, он свел знакомство с подполковником Фредериком Бентином, командиром 10-го Миссурийского кавалерийского полка, который входил в ту же бригаду, что и часть Эллиота, и временно исполняющим обязанности командира бригады Впоследствии это дало капитану Бентину возможность утверждать, что Кастер бросил на Уaшите его старого боевого товарища по Гражданской войне.
На самом деле, Джоэл Эллиот если и имел с кем-то хорошие отношения, то отнюдь не с Бентином, а с Генералом. Он познакомился с ним уже после Гражданской войны, когда наступила эпоха Реконструкции Юга, и 7-ая Индиана была переведена в Техас, где всей кавалерией департамента командовал генерал-майор Джордж Армстронг Кастер. Во время службы в штате Одинокой Звезды, по словам автора Барнарда, Кастер и Эллиот неоднократно сталкивались по службе: «Что очевидно в этот период, так это то, что капитан Эллиот явно завяз, если не в тесной личной дружбе с Джорджем Кастером, то хотя бы в тесной профессиональной связи», - пишет Барнард.
В 1866 году, Джоэл Эллиот был уволен со службы, но он уже не мыслил себя вне армии. Вернуться ему помогли два человека: сенатор от Индианы Оливер П. Мортон ходатайствовал о назначении Эллиотa в недавно созданный Седьмой кавалерийский полк в качестве майора, а бывший командир, подполковник Кастер, написал рекомендательное письмо, поддерживающее это назначение: «Эллиот обладает исключительными профессиональными навыками для получения звания в регулярной армии… Он солдат от природы, усовершенствовавший свое мастерство благодаря обширному опыту и полевой службе». 11 марта 1867 года Эллиот, получивший исключительно высокую сумму баллов при тестировании его умственных способностей, был назначен майором Седьмого кавалерийского. Он присоединился к своему новому полку и к старому командиру в Форте Райли, что в Канзасе.
Ну а дальше все было как в известной песне: «Ах, прерия, прерия - великая даль, Индейские перья, английская сталь, Тяжёлая плата, смешная цена…».
Последовало лето 1867-го с бесплодными попытками покарать Сиу и Шайенов за их грабежи в Кaнзасе, Небраске и Вайоминге. Трудная и опасная служба. Следующие месяцы полк патрулировал Равнины в условиях, как писал капитан Барниц, характеризующихся «длинными изнурительными маршами, жарой, пылью, плохой водой и отсутствием индейцев». Капитан вспоминал Эллиота как хорошего командира. «Конечно, у него есть свои недостатки”, - писал Барниц, - “но в целом он отличный офицер».
В конце 1867-го года военный трибунал на год отстранил подполковника Кастера от службы без сохранения содержания, обвинив того по 5-ти статьям, включая самовольную отлучку из вверенного ему полка ради встречи с женой. Генерал и Либби уехали в свой родной Монро, а майор Джоэл Эллиот принял командование полком.
В качестве командира Седьмого он принял участие в бестолковой, безрезультатной и разочаровавшей всех экспедиции генерала Салли в сентябре 1868-го. А в октябре в полк вернулся Кастер.
Кaзалось бы, честолюбивый офицер, коим и был Эллиот, должен был быть изрядно раздосадован тем, что в преддверии новой кампании его отстранили от командования полком и вернули на вторые роли, но майор, судя по всему, трезво оценивал свои способности и способности Генерала. В письме журналисту Теодору Расселу Дэвису от 31 октября 1868-го он писал следующее: «Генерал Кастер командует нашей колонной. Он уже здесь, и полк находится в гораздо лучшем состоянии, чем когда-либо».
Полк вышел в поход, и именно Эллиот стал тем, кто, командуя авангардом, обнаружил след индейского военного отряда, который и привел Кастера к селению Черного Котла на Уашите, а самого майора - к смерти.
Перед боем Кaстер дал определенные указания своим командирам, предоставив им при этом свободу действий в рамках этих указаний. Майор Эллиот должен был взять роты «G», «H» и «M» и обойти селение с тыла, атаковав с северо-востока. Задача эта была выполнена майором на сто процентов, в отличие от командиров двух других батальонов, не сумевших вовремя замкнуть кольцо.
Когда бой в селении утих, Эллиот по словам главы скаутов Бена Клaрка расположился на довольно высокой возвышенности к востоку от основных сил, на удалении от командного пункта Кастера. Примерно между 9 и 10-ю часами утра, рассматривая в полевой бинокль долину реки, он углядел группу убегавших индейцев. Майор созвал добровольцев и ускакал, чтобы уже никогда не вернуться.
Слышали, как уезжая, майор прокричал: «Here goes for a brevet or a coffin!»(© Comanche1976& clubgarryowen). На русский эту фразу более-менее дословно можно перевести: «Вперед, за званием или за гробом!», но в устах какого-нибудь русского майора это прозвучало бы так: «Была не была! Или грудь в крестах, или голова в кустах!».
Вместе с майором в свой путь на Валхаллу отправились 19 человек – 18 его непосредственных подчиненных из числа нижних чинов, и приписанный к штабу полка полковой сержант-майор (а по-русски – полковой старшина) Уолтер Кеннеди, невесть коим образом оказавшийся на свою беду рядом с майором.
Этот полковой старшина сам по себе весьма интересная личность и заслуживает отдельного абзаца, а то и двух.
Уолтер Кеннеди появился на свет в возрасте 27 лет, поскольку до этого он с рождения был известен как Томас Тиббс. Его отец владел небольшой плантацией табака возле Аппотомакса. Виргиния, и одиннадцатью рабами. Старший сын Томас 1839-го года рождения планировал поступить в колледж, но тут разразилась Гражданская война, и вместо колледжа он подался в армию защищать добрый старый Юг. Служил то рядовым, то офицером, то в кавалерии, то в артиллерии, пехоте, ему довелось поучаствовать во многих схватках, в том числе в декабре 1862-го под Фредериксбергом под началом известного кавалерийского генерала Фицхью Ли. Последний бой Томаса с янки состоялся 9 апреля 1865 г. при Аппоматокс Корт Хаус во дворе фермы его отца всего за пару часов до капитуляции генерала Ли.
После капитуляции Томас, как другие солдаты и офицеры, был отпущен под честное слово. 1 августа 1866 г., сменив имя и фамилию на Уолтер Кеннеди, бывший солдат Конфедерации завербовался рядовым в армию США и был направлен в Седьмой кавалерийский полк, где всего за полгода дослужился до полкового старшины. В составе полка он испытал на собственной шкуре все прелести жизни на фронтире, принял участие в экспедиции генерала Хэнкока, присутствовал на совете в Медисин-Лодж, изведал тяготы экспедиции Салли, и, в конце концов, Судьба привела его на Уашиту. Судя по всему, Томас, он же Уолтер, был одним из немногих, если не единственным, бывшим солдатом Конфедерации, служившим под началом героя Союза Джорджа Кастера.
Томас Тиббс он же Уолтер Кеннеди
Однако, наверное, стоит вернуться к тому моменту, когда Эллиот отправился на встречу с Судьбой.
Доподлинно неизвестно, за какими именно индейцами погнался Эллиот. Многие из них воспользовались разрывами в кольце окружения и бросились кто куда. Кто-то убежал в растущие у селения заросли, другие – в холмы за рекой, третьи – к другим индейским стоянкам. Многие - в первую очередь женщины и дети – пытались спастись, пробираясь вброд вниз по реке. Им пришлось идти по грудь в ледяной воде, но, прижавшись к крутому берегу, можно было укрыться от пуль скакавших сверху солдат. Ниже селения, где река загибалась в виде подковы, глубоко было даже возле самого берега, и беглецам пришлось выбраться из воды и подняться наверх. Здесь, вероятно, их и обнаружили. Возможно, это были те самые индейцы, за которыми погнался майор.
Белых свидетелей Последнего Боя Эллиота (как и Последнего Боя Кaстера восемь лет спустя) нет, поэтому полагаться приходится исключительно на рассказы индейцев.
Преследуя спасавшихся бегством краснокожих (индейцы рассказывали, что, когда они атаковали Эллиота, при нем находилось около дюжины взятых в плен мальчишек), майор наткнулся на передовые группы воинов из соседних селений. Среди них были Арaпахи, Шайены, Кайовы и Кайова-Апачи.
Многие индейцы говорили, что солдаты могли бы спастись, если б, увидев приближавшиеся толпы воинов, тут же повернули б обратно. Они бы ушли от погони, поскольку индейцы просто не рискнули бы к ним приблизиться, опасаясь основных сил голубых мундиров. Но майор решил затеять свой собственный бой и перешел ту незримую грань, которая отделяет живых от мертвых. К тому же у Эллиота не было ни малейшего представления о численности приближающегося противника, и уж точно он ничего не знал о других селениях ниже по долине. Оценивается, что превосходство было 100 к 1 в пользу индейцев. Эллиот слишком поздно осознал, что происходит. К этому моменту путь к отступлению уже был отрезан, и его маленький отряд оказался окружен толпами индейцев.
Поняв, что деваться некуда, Эллиот приказал людям спешиться и занять круговую оборону в поросшей высокой травой низинке. Так их и нашли две недели спустя – лежавшими, словно спицы в колесе диаметром не больше двадцати ярдов.
Последний бой Эллиота
Лишь одно тело было обнаружено вдали от основной группы – тело полкового старшины Уолтера Кеннеди. Судя по показаниям индейцев, незадолго до окружения Эллиот приказал старшине сопроводить в лагерь взятую в плен индеанку с тремя детьми.
Кеннеди с пленницей тронулись в сторону селения Черного Котла, но тут женщина, которую звали Белая Бизонья Женщина, заметила четырех воинов, появившихся из зарослей вдоль реки и скачущих в их сторону. Это были воины из селения Маленького Ворона, находившегося ниже по течению - Маленький Вождь, Кайова, Подбрасывает и Одинокий Убийца. Индеанка остановилась и сказала старшине: «Подожди немного; у детей ноги почти замерзли; позволь мне обернуть их тряпками». Конечно, Уолтер не понял ни слова, но он увидел, как индеанка рвет свое платье и оборачивает этими кусками ноги детей. Пока она этим занималась, воины успели подобраться и занять позицию между старшиной и отрядом Эллиота. Затем, когда Кеннеди со своими пленниками снова тронулись в путь, индейцы, узнавшие Белую Бизонью Женщину, напали, после короткой схватки убили старшину и освободили пленницу и её детей. Маленький Вождь из Арапахов засчитал на голубом мундире ку топором.
Из рапорта полкового врача:
- Полковой старшина Уолтер Кеннеди, пулевое отверстие в правом виске, голова почти отделена от тела, 17 пулевых отверстий в спине и два в ногах.
Ручей, протекающий рядом с местом его гибели, с тех пор называется Саджент-Мейджор-Крик - Ручей Старшины.
Есть еще одна версия гибели старшины, куда более героическая и куда менее достоверная.
Эту историю рассказала Шaйенская девушка (миссис Одинокий волк), которой на момент битвы было 16 лет. Возможно, она была одной из женщин, которых Кеннеди конвоировал к Кастеру:
«Мы набросились на солдaт всей гурьбой, и через несколько минут все белые люди были убиты, в живых остался лишь один из них. Мы хотели взять его в плен, отвести в свое селение и казнить на утеху всему лагерю.
Это был сержaнт-майор. Он был высоким, стройным человеком с привлекательными голубыми глазами. Когда его ружье разрядилось, солдат выхватил свою саблю. Он, казалось, знал о наших намерениях и предпочел умереть на поле боя, как солдат. Индейцы использовали свое оружие, как дубинки, пытаясь выбить саблю из его рук или проскользнуть и сбить его с ног, но, как пантера, изгнанная в угол, он сражался, не думая о сдаче, рубил и колол направо и налево.
Индейцы падали вокруг него. Наш вождь находился рядом с ним и кричал: «Подойдите и схватите живым». Внезапно, верно оценив, что это вождь, сержант-майор бросился на него и пронзил саблей. Это разгневало индейцев, и они застрелили его.
Все старые индейцы, которые участвовали во многих битвах, утверждали, что они никогда не видели такого храбреца».
Подвиг старшины Кеннеди
Я долго думал, стоит ли приводить здесь эту легенду, и решил, что стоит – как пример индейских баек, которые не следует принимать всерьез.
Солдаты лежали в высокой траве и палили в белый свет, словно в копеечку. Индейцы могли разглядеть лишь дымки из стволов их карабинов. Потом они подобрались поближе и увидели, что солдаты стреляют, не целясь, приподнимая карабины над травой.
Некоторые из более старых и опытных воинов решили подползти по овражку как можно ближе к солдатам и расстрелять их почти в упор, но пока они медленно передвигались на четвереньках, остальные индейцы толпой бросились в атаку и чуть не затоптали их. Все было кончено в течение нескольких минут.
Единственным погибшим в этой схватке индейцем оказался Арапах по имени Табак. Он имел при себе плоскую военную дубинку, а обладатель такой дубинки обязан совершить какой-нибудь великий подвиг. Табак первым ворвался в круг солдат, проскакал над ними и засчитал первый ку в этой схватке, но словил в грудь пулю от лежавшего на земле солдата. Другой Арапах по имени Одинокий Койот был смертельно ранен и умер некоторое время спустя.
Позже индейцы рассказывали, что в бою их возглавлял вождь Арапахов Левая Рука, а майора Эллиота убил воин того же племени по имени Большая Корова. Большинство свидетелей и участников этой схватки сходятся во мнении, что бой продолжался не больше часа.
Большая Корова, воин Арапахо, предположительно убивший Эллиота
Бен Клaрк утверждает, что Эллиот отправился в свою последнюю скачку где-то между девятью и десятью утра. По словам того же Кларка, примерно два часа спустя Кастер спросил скаута, не знает ли тот, куда подевался майор. Узнав, что вот уже как два часа майор куда-то умчался, и с тех пор о нем нет никаких вестей, Кастер тут же отправил на поиски группу солдат под командованием капитана Мейерса. Отойдя от основных сил примерно на две мили и не обнаружив никаких признаков присутствия майора и его людей, но увидев все пребывающие толпы воинов, Мейерс вернулся к Генералу ни с чем.
Легко объяснить, почему Мейерсу не удалось разыскать пропавших людей. К этому времени с ними было уже покончено, перестрелка, слышимая ранее, на звуки которой можно было бы сориентироваться, давно стихла, а заметить лежавшие в высокой траве тела можно было, лишь приблизившись к ним вплотную. В любом случае, если бы Мейерс что-то и обнаружил, это были бы лишь трупы.
Говорили, что Эллиот был агрессивен независимо от того, сражался ли он с конфедератами или с индейцами, и эта несдержанность и породила ту гибельную атаку. Осторожный офицер не бросился бы вниз по Уашите через незнакомую территорию, имея в своем распоряжении менее двадцати человек. В любом случае это был безрассудный поступок. Эллиот являлся заместителем командира полка. Если бы Кастер оказался тяжело ранен или убит, майор должен был тут же принять командование. Но вместо того, чтобы находиться при своем батальоне, Эллиот, наплевав на все, бросился незнамо куда «за званием или за гробом».
Однако, есть версия, объясняющая и отчасти оправдывающая действия майора, и тут мне придется сделать пространное отступление от темы.
(Здесь у меня шел текст и окончание, но для пикабу выходит слишком длинно, поэтому приходится разбить главу "Эллиот" на две части, окончание следует)
© Comanche1976& https://vk.com/clubgarryowen




