Ты нам мозги не eBay

AliExpress и eBay под угрозой? Власти планируют ужесточить правила работы маркетплейсов

Правительство подготовило финальную версию законопроекта о цифровых платформах, регулирующего работу маркетплейсов. Как сообщает Forbes, в свежей редакции правила распространили и на иностранные площадки. Вот что им грозит.

Что в законопроекте

Инициативу разрабатывает Минэкономразвития. Документ должен установить правила для работы маркетплейсов и урегулировать взаимоотношения самих площадок, продавцов, покупателей и владельцев пунктов выдачи.

При этом он будет распространяться не только на маркетплейсы в привычном понимании: сервисы доставки еды и заказа такси тоже подпадают под регулирование.

Среди основных новаций:

  • Маркетплейсы обяжут регистрировать продавцов при помощи ЕСИА («Госуслуги») или проверять их сведения в государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

  • Продавцы смогут обжаловать действия платформ в электронной форме.

  • Маркетплейсы должны будут заранее уведомлять продавцов о скидках на товары за свой счёт и предоставлять возможность отказаться от участия в распродажах.

  • Правительство сможет обозначить, как маркетплейс должен отображать цену товара. Сейчас на площадках нередко выделяется цена при оплате картами собственных банков, что является скрытым навязыванием финансовых услуг.

  • Партнёры-исполнители (например, курьеры) смогут отказываться от выполнения заказов без санкций со стороны платформы, если только исполнитель добровольно не указал период времени, в который он обязуется выполнять заказы.

  • Партнёры-исполнители могут работать с разными платформами в любой период времени.

Нормы распространят на сервисы, внесённые в реестр цифровых платформ. Критерии для попадания площадок в эту базу определит правительство.

Сейчас правительство рассматривает финальную версию документа, а на обсуждение в Госдуму её внесут в ближайшее время. В случае принятия закон вступит в силу с 1 марта 2027 года.

Что грозит иностранным маркетплейсам

По данным источников Forbes, доработанная версия законопроекта включает возможность внесения иностранных площадок в реестр маркетплейсов, чтобы обеспечить «равные конкурентные условия с российскими платформами».

Зарубежная платформа, добавленная в реестр, должна будет исполнить требования закона о «приземлении», сообщил директор департамента цифрового развития и экономики данных Минэкономразвития Владимир Волошин. Иными словами, компания обязана открыть представительство в РФ и соблюдать требования российского законодательства.

Если площадка проигнорирует правила, к ней могут применять различные меры принуждения, причём вплоть до блокировки на территории РФ.

Ты нам мозги не eBay Санкции, Законопроект, Маркетплейс, Законодательство, Депутаты, Налоги, Пошлина, Политика, Новости, Ebay, AliExpress, Тарифы

По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, сегодня объём трансграничных продаж составляет около 3% от общего онлайн-рынка, хотя в 2021-м превышал 18%. Это связано с уходом западных площадок и отключением международных платёжных систем, а также расширением ассортимента отечественных маркетплейсов.

Источник