Сколько стоит производство рок трека?

Задумывались ли когда-нибудь, сколько стоит сделать хороший качественный трек? Не услуга «песня под ключ», а именно с нуля, делая все максимально самому (если музыкант), или нанимая специалистов в разных областях, для выполнения разных работ (если продюсер)? Казалось бы, да что там делать то, всего лишь 2-3 минуты длительность средней песни, придумать пару аккордов, текст и готово.

А я вам сейчас расскажу. К тому же, у меня недавно вышел релиз, в который было вложено кучу денег, времени и сил, и заодно вы сможете оценить, получилось у меня или нет.

Собственно, с чего все началось: как-то раз, будучи барабанщиком в одном коллективе, я дал пару советов по улучшению аранжировки, где мне ответили – вот будет своя группа, там делай как хочешь, а здесь не мешай взрослым дядям творить.

И вместо того, чтобы вступать в спор, я подумал, а почему собственно и нет? Ведь это логично, если есть что сказать музыкальному миру – надо это сделать. И никто не будет тебе указывать как нужно творить, к примеру, соло не нравится, а вот здесь нужно барабанам играть обязательно вместе с гитарой, а вот в этом месте лучше барабанам вообще не играть. Думаю, многие музыканты узнали тут себя.

И так, помимо некоторого количества амбиций, мы имеем: один немного барабанщик, немного аранжировщик, совсем не певец и не поэт, без музыкального образования.

Задача – сделать свой трек, чтобы он звучал профессионально и качественно, не уступая западным конкурентам + достойный визуал к нему.

С выбором стиля вопрос не вставал - это определенно должен быть стиль чаще других играющий в наушниках. В моем случае - это рок, хотя последние лет 15 он и переживает не лучшие времена, однако я на нем вырос, и до сих пор слушаю с удовольствием.

Над треком я сел работать в апреле 2023 года. Вдохновение не подводило, и первый набросок основных инструментов я сделал достаточно быстро. И, на удивление, вокальной мелодии в том числе, хотя до этого никогда мелодии для вокала не писал, делал только инструменталы. Вдохновленный таким бодрым стартом, я принялся искать человека, который напишет мне текст, ибо за эту работу я даже не хотел пробовать браться. Мало того, что текст должен быть на английском, с которым у меня весьма средненько, так еще и поэзией никогда не интересовался, а ведь помимо просто слов и предложений, нужно еще музыкально усадить все это в мелодию. Тут однозначно нужен профессионал, подумал я, и сел за поиски.

Благо, прошлые музыкальные контакты помогли, и среди них нашелся человек, который может не только написать текст, но еще и спеть все это, для понимания, как оно будет звучать. Все цены распишу в конце.

Да это же просто ХИТ – вот первая мысль, которая пришла в мою одухотворенную голову, когда я услышал итоговый результат (все свои треки - это всегда хиты, жаль, что часто остальные слушатели не разделяют наших восторгов). После пары правок текста с моей стороны, на руках была готовая демка с вокалом (примерно начала июня) и нужно было двигаться дальше – запись инструментов

Обычно, в рок музыке, запись инструментов начинают с барабанов и баса, как фундамент ритм секции и пульсации, дальше пишутся гитары, клавиши, и последним – вокал. Это не писанное правило, а некие проверенные временем методики (хотя первый альбом Black Sabbath писался практически одним тейком, одновременно всеми музыкантами, как live выступление, да и вообще, разных вариаций/исключений хватает). Я же в своем треке решил барабаны оставить на конец, ибо ради записи одного трека ехать на студию невыгодно. Одних только расстановки и подключения микрофонов и настройки барабанов уходит часа 2-3. Я решил подкопить песен, и поехать писать барабаны в последнюю очередь, когда будет в арсенале песни 3-4. А начать решил с гитар. Тут было не сложно, есть несколько хороших гитаристов, с которым в той или иной степени сотрудничали в прошлом, поэтому в середине июня я уже имел на руках партию всех электро гитар и бас гитары.

Чтобы не терять времени, параллельно с гитарами начался поиск вокалиста и найти хорошего оказалось очень непросто. Помимо банального умения петь, нужен человек, который что-то понимает в студийной работе, знает, как правильно писать вокал. Если вы думаете, что запись песни представляет из себя процесс, когда пришел вокалист, спел в микрофон пару дублей, выбрали удачный и на этом все – вы сильно ошибаетесь. Забегая вперед – вокальный стек в моем треке представляет из себя 12 вокальных дорожек, куда входят основной вокал, дублирующий, несколько вариаций бэк вокалов нижнего голоса, несколько вариаций бэк вокалов высокого голоса, различные интервалы (в моем случае запись заняла около 4х часов). Найти человека, который может все это спеть ровно ритмически и в ноты - ой как не просто.

Поиски вокалиста затянулись на месяц. Кому я только не писал – различным каверщикам с ютуба, вокальным педагогам, оставлял заявки на различных фрилансерских биржах, писал в различные студии звукозаписи. Кто-то отказывался из-за нехватки времени, кому-то не нравился материал, многие просто не отвечали, с кем-то не удавалось договориться по цене и срокам, много ребят не устраивали меня по тембру или качестве исполнения. И наконец в одной из студий мне прислали демку их вокалиста, который мне понравился. Обсудив условия, и устроив несколько созвонов, чтобы обсудить нюансы записи и исполнения, через 2 недели я получил свои заветные 12 дорожек. Был доволен как слон!

И так, к середине июля мы имеем все записанные чистовые инструменты, кроме живых барабанов. Пока их не было, я решил приступить к сведению, временно заменив живые барабаны на электронные (мидишные). После записи живых барабанов, я их, разумеется, заменил.

Тут важный момент.

Для тех, кто не знает, что такое сведение – это один из ключевых этапов производства трека. По сути своей процесс, который превращает сырой необработанный материал в то, что мы слышим на выходе. Про сведение можно долго говорить, но если кратко - в моем итоговом проекте было около 65 дорожек (1 дорожка=1 аудио файл) среди которых: дорожек 15 различные сэмплы, синтетические басы и перкуссия, уже упомянутые 12 вокальных дорожек, 16 дорожек с барабанами, около 20 с гитарами и т.д. – и все это предстояло обработать (панорамировать, эквализировать, компрессировать, сатурировать, обработать дилеем и реверберацией и т.д.) так, чтобы все это вместе звучало чисто, современно, приятно слуху и вызывало определенные эмоции. Весь этот процесс может изменить трек до неузнаваемости как в лучшую, так и в худшую сторону. Поскольку сведением я занимался самостоятельно, то периодически посылал результат знакомым (можно сказать - фокус группе), после чего слушал их советы и вносил корректировки.

Итогом всего этого – к концу августа я имел на руках сведенный трек, для которого требовался мастеринг. Мастеринг – это процесс финальной обработки звука, основной задачей которого является работа с громкостью, в соответствии с современными стандартами. Изначально думал сделать его сам, но впоследствии, после совета одного из товарищей, решил отдать на сторону, ибо полезно будет послушать мой микс (от которого я уже порядком подустал) чужими ушами и в другом помещении.

Прежде чем перейдем к бухгалтерии, осталось еще несколько пунктов, который уже напрямую к музыке не относятся. Логотип, обложки сингла, и видео. Решено было делать lyric video – это когда играет трек, и динамически появляется и исчезает текст песни. Все специалисты были найдены на бирже для фрилансеров.

Теперь самое интересно. Сколько же все это стоит? По этическим соображениям конкретно свои цифры приводить не буду. Они в среднем не сильно отличаются от рыночных, где-то я возможно нашел дешевле, а где-то пришлось переплатить. Тут, как и в любом деле, все зависит от того с общается и как договоришься. С моей точки зрения, главный интерес этого раздела – именно этапы производства трека, о которых возможно многие из вас и не подозревали. Отдельно отмечу шаги, которые делались самостоятельно, чтобы понимать сколько удалось сэкономить по деньгам.

  1. Написание аранжировки. Делал самостоятельно. Рыночная цена от 20 т.

  2. Написание текста  +вокальное демо. Делал за деньги. Рыночная цена от 10 т.

  3. Запись инструментов.

  4. Запись гитары и бас гитары – делал за деньги, рыночная цена от 12т.

  5. Запись вокала (с гонораром вокалисту, тюном и арендой студии) – делал за деньги, рыночная – от 12 т.

  6. Запись барабанов – делал самостоятельно. Рыночная цена от 12т

  7. Запись синтезаторов и саунд дизайн – делал самостоятельно. Рыночная цена от 5т.

  8. Сведение – делал самостоятельно. Рыночная цена – от 20т.

  9. Мастеринг – делал за деньги. Причем сначала у одного, мне не понравилось, пришлось делать у другого. Рыночная цена 3т

  10. Лого и обложки. Делал за деньги. Рыночная цена – очень варьируется. Можно за 4-5т найти неплохого специалиста, а можно за 15 найти бездарность. Возьмем среднюю 5 – меньше точно будет сложно, а за 5 вполне можно какие-то варианты посмотреть.

  11. Lyric video – Делал за деньги. Рыночная цена – сильно зависит от требований. Но для объективности сравнения, нужно брать примерно такой же по качеству, и я думаю примерная цена –  от 25т.

Итого получается, что трек I Will Rise занял у меня около 5 месяцев и обошелся мне в 67 т.р. если брать по среднему, но по факту получилось больше тысяч на 20, именно потому, что в каких-то моментах мне пришлось переплачивать. Например, мастеринг я делал два раза, дизайнеру заплатил предоплату, результат мне не понравился, пришлось искать другого, плюс какие-то этапы у меня были чуть выше рынка по разным причинам.

5 месяцев тоже прокомментирую. Разумеется, это можно было сделать быстрее. Но это в идеальном мире. В нашем же постоянно что-то происходит, тормозящее процесс. Например, долго ищется вокалист, потом долго ищется дизайнер, мастеринг инженер занят и сможет приступить к работе только через месяц и т.д. - все это привело к такому сроку.

Если бы я делал примерно по рыночным ценам все, это стоило бы 124 т.р. Тут конечно цены очень примерные, т.к. все зависит от вашего умения договариваться, от вашего материала (кто-то вдохновится и захочет бесплатно поучаствовать), от удачи попасть на человека без опыта, поэтому не дорогого, но весьма талантливого. Сведение, например, можно найти и за 3т, однако скорее всего такой специалист сводил только биты с 4мя дорожками (бас, барабаны, клавиши и вокал) и вряд ли знает, как должна звучать перегруженная гитара, или мощный пробивной малый барабан. А среди ребят, кто сводит именно рок и металл, я не знаю никого дешевле 15-20т.

Однако, написанием трека все не ограничивается, он же должен как-то попасть на музыкальные площадки, чтобы его услышали не только ваши друзья/знакомые. Это отдельная эпопея, которая заняла у меня почти месяц изучения информации.

Вот такой путь предстоит пройти просто ради того, чтобы сделать музыкальное произведение в 3 минуты. Получилось ли у меня выполнить свою задачу? Интересно будет услышать ваше мнение, особенно любителей рока и метала.