Сальвадор Дали и кинематограф
Съёмка "Андалузского пса" в 1929 году обещала быть как минимум интересной. Дали работал с Бунюэлем (это такой сюрреалист, порицавший традиционные ценности и долгое время относившийся к половому акту как к греху).
Впрочем, в том, что касалось съёмок, Бунюэль был довольно опытный человек, поэтому на премьеру захватил с собой камней: отбиваться от пришедших почитателей таланта (вроде как не пришлось).
Итак перечень всего необходимого для фильма: голая девушка, мертвый осёл, бычий глаз, скальпель и многое, многое другое.
Продолжительность - 16 минут. Картинка на экране - игры с реальностью сновидений и подсознания.
Начало. Человек средних лет деловито точит бритву и, проверив её на остроту, выходит на балкон, где светит круглая луна.
После этого он возвращается в комнату и спокойно режет лезвием глаз своей девушки. Та, впрочем, не сопротивляется:
Знаменитый комментарий Дали к происходящему: «Моя подруга любит нежность лёгких разрезов скальпеля на выпуклости зрачка» (с)
Почему-то вспоминается, что Гала (спутница жизни Дали) на заре их отношений пленила его тем, что в ответ на вопрос: "Что же мне делать?", - попросила: "Убей меня". Они так долго придумывали как бы воплотить её просьбу (чтобы понравилось обоим), что в итоге всё ушло немного в другую плоскость.
У героини фильма с глазом тоже всё будет в порядке. Насколько это возможно в зыбком и тревожном сновидении.
Далее - езда на велосипеде по почти пустому городу, почти нереально пустому, и город, проглядывающий сквозь ставшую прозрачной женщину (такой вот непритязательный спецэффект 20-х)
Падение с велосипеда как элемент случайности. Кто не пытался помереть от чего-то подобного в прекрасный солнечный день?
Появление муравьёв на ладони. Насекомые нередко символ ирреальности. Что в более поздних фильмах нередко будет использоваться для усиления зыбкости происходящего.
Часто сюры не удаются, потому что сделаны нарочито неправдоподобными, а тут - поэтика, поэтика, поэтика. Даже отдельных частей фильма, отделённых друг от друга, как минимум, расстоянием.
Следующая сцена, в которую происходит плавное перетекание: человек, тычет тростью в отрубленную руку, лежащую среди улицы. Толпа вокруг то волнуется вокруг, то наблюдает. Иногда кажется, что эти два состояния существуют параллельно. Волнение, понятное дело, лучше смотреть в динамике.
То и дело начинают навязчиво повторяться одни и те же элементы: люди смотрящие из окна, женщина, стоящая на дороге, пока её не сбивает автомобиль. Как что-то живущее в подсознании и настойчиво пробивающееся наружу.
А вот лицо человека щупающего женскую грудь. Он делает это через одежду, но ему кажется, что одежды как раз-то нет. И, собственно, в своих фантазиях он щупает не только грудь.
Все эмоции в одном флаконе.
Девушка, как водится, негодует, в конце концов, сбегает и вполне готова держать оборону с помощью попадающихся под руку предметов. Поэтому молодому человеку приходится заняться вот этим:
Иными словами, загнав желанную в угол, он тащит к ней рояль, на котором лежит дохлый осёл, а по полу волочатся два священника:
Девушка под напряжённую музыку вновь ускользает, пытается закрыть дверь, преследователь успевает просунуть руку и по той - опять навязчивый знак - ползут муравьи.
В комнате, где пытается запереться девушка, к слову, в позе покойника лежит человек с толстой книгой на груди. Только он внезапно не покойничек, а открывает глаза и как-то мерзко и безумно смотрит по сторонам.
Дальше всё идёт в том же духе.
Иными словами, общем и целом, воссоздаётся такая реальность, когда привидевшееся уже нет возможности отличить от действительности (онирическая?)
Конкретной трактовке она не поддаётся, и в этом, собственно говоря, вся суть.
P.S. Ну, и напоследок известный факт. Музыка здесь: из оперы Вагнера «Тристан и Изольда» и два аргентинских танго. Во время премьерных показов фильма её транслировали на граммофоне, а в В 1960 году Бунюэль добавил её к самой записи.
Всё о кино
28.8K поста63.2K подписчиков
Правила сообщества
1. Запрещено нарушать основные правила Пикабу (нет спаму, оскорблениям, вбросам, рекламе, политике).
2. Запрещены посты не по теме, посты о поиске фильмов и неинформативные посты. В случае несоответствия тематике сообщества или неинформативности пост будет удален в общую ленту.
3. Категорически запрещены спойлеры без специального тега или предупреждения как в постах, так и в комментариях.
4. Ставьте корректные теги при создании поста и указывайте в названии суть. Для постов с видеообзорами обязательно указывать тег "видеообзор". Для постов с видео c Youtube рекомендуется указывать название канала в тегах и небольшое описание, чтобы было понятно о чём это видео.
5. Запрещено целенаправленное разжигание негатива с отсутствием всякой аргументации. Авторы регулярных токсичных и агрессивных комментариев будут блокироваться. Давайте поддерживать дружественную атмосферу и уважать друг друга.
6. Будьте грамотны при составлении поста. В случае множественных ошибок в тексте пост будет удален в общую ленту, а автор, в случае неоднократного несоблюдения правил, заблокирован.
7. В сообществе не приветствуются фэйки, вбросы, теории заговора, конспирология и параноидальные бредни.
8. Запрещены посты о ТВ-шоу и реалити-шоу сомнительного качества в очевидно рекламных целях.