Поговорим об Octavia (часть 1)

Открываем цикл статей про Octavia.


После двух статей о Fuzz Face и перед третьей (17.04-18.04), которая будет сугубо прикладной, предлагаю немного отвлечься и почитать художественный перевод автоинтервью, инженера Roger Mayer. Возможно, без этого человека  характерное звучание Jimi Hendrix могло и не появиться. Одним из изобретений Roger Mayer была Octavia. Статья будет с моими небольшими пояснениями. Особая благодарность пользователю @Volchonok23, , за корректировки, без нее эти статьи не были такими понятными. Ссылка на оригинал и пример звучания, в конце статьи.

Так же хочу заметить, что многие музыканты открещиваются от технического аспекта создания музыки и характерного звучания. Они говорят: «меня не интересуют эти транзисторы, мое дело исполнять». Эта статья о том, к каким гениальным произведениям привёл симбиоз талантливого инженера и не менее талантливого музыканта.

И так, перевод:

Octavia, пожалуй, самое известное и самобытное наше творение (говорит Roger Mayer, имея в виду себя и Jimi). Этот гитарный эффект был разработан в начале 1967 года и использовался Jimi в таких произведениях как: «Purple Haze», и «Fire». Его уникальные тона также можно услышать в таких треках, как «One Rainy Wish», «Little Miss Lover», «Little Wing», «Machine Gun» и т. д.

В чем ее суть Octavia: она воспроизводит звук на октаву выше, чем нота, которую вы сейчас играете. Этот эффект удвоения достигается с помощью методов электронного зеркального отображения, которые чувствительны к игре, а также реагируют на манеру игры исполнителя. Электронная схема имеет аналоговую конструкцию и точно реагирует на все тонкости и гармонические обертоны гитары. Произведенный эффект очень уникален и при этом по сути «человечен» (нет фальши электронной обработки и характерной компрессии, которые свойственны многим цифровым устройствам). Устройство, которое производится сегодня (в компании Roger Mayer), представляет собой последнюю эволюцию Octavia. Это та самая педаль, которую использовал Jimi. Она уже содержит эффект прямой связи и стробирования, которого не хватало моим предыдущим эволюциям. Современные клоны других компаний, часто копируют другой блок - Tycobrahe, который на самом деле был плагиатом моих более ранних 24-вольтовых версий.

С электронной точки зрения Octavia представляет собой аналоговую схему со свойствами удвоителя частоты, генератора огибающей, и амплитудного модулятора с дополнительными схемами фильтра формирования частоты. Создаваемый эффект может быть от еле уловимого до безумного, в зависимости от используемых настроек, и будет реагировать на атаку музыканта. Чистый тон гитары, с отключенным регулятором тембра, будет производить «кольцевые модулированные» обертоны, которые ярко проявляются в соло в треке «Who knows». Звучание ощутимо отличается, если перед Octavia стоит Fuzz: создается дубль верхней октавы, что наглядно демонстрируется в соло в треке «Purple Haze». Яркие гармоники более управляемые, если выбран нековый звукосниматель, а регулятор тембра установлен на понижение высоких частот. Эффект проявляется на верхних струнах E и B, начиная с 7-го лада и выше. Чистый и точный стиль игры имеет немаловажное значение, особое внимание нужно уделить точному исполнению в технике фреттинга

В большинстве случаев Jimi размещал Octavia после блока Fuzz и Wuh-Wuh педали, чтобы он реагировал на комбинированные эффекты как Wuh-Wuh, так и одного или нескольких блоков Fuzz. Нужно экспериментировать с тем, какой уровень сигнала вы используете для управления Octavia, так как это оказывает большое влияние на создаваемый звук.

Поговорим об Octavia (часть 1) Своими руками, Длиннопост, Джими Хендрикс, Видео

1968-1969 Octavia/Octavio в EMP Museum

В сети и на форумах ходит много дезинформации, и самые разные люди утверждают, что сделали клон лучше, чем тот или иной вариант. Если вы хотите знать правду, то, пожалуйста прочитайте и узнайте ее от человека, который изобрел Octavia/Octavio.

Первое, что нужно прояснить, это почему два имени Octavia/Octavio. Ответ прост: я всегда называл педаль Octavia, но Jimi и некоторые другие называли их Octavio. Я никогда не маркировал коробки, а экспонат в EMP Museum в Сиэтле был помечен кем-то другим как Octavio (на фото1968-1969 Octavia/Octavio).

Я хотел бы хотел раз и навсегда исправить историю Octavia.

1. Звук Octavia/Octavio впервые можно было услышать в соло «Purple Haze», и это соло было записано 3 февраля 1967 года. Я же впервые встретил Jimi 11 января 1967 года

2. Реальная Octavia, использованная на этих первых записях, не имела ту же схему, тип трансформатора или корпуса, что и клиновидная педаль в EMP Museum, поскольку этот экспонат был изготовлен, по крайней мере, через 20 месяцев спустя. В реальной Octavia использовались несколько другие элементы и электронная конфигурация схемы, в отличие от клиновидной педали из музея, но ключевая идея сохранилась. Этот агрегат первый, его можно считать Octavia Evo1.

3. Блок Evo1 использовал германиевые транзисторы и ферритовый трансформатор, а также имел ограниченные возможности управления. Блок использовался в записях «Purple Haze» и «Fire» совместно с другой специальной драйв педалью, в отдельном корпусе, в котором также использовались германиевые транзисторы. Эта драйв педаль была помещена перед Evo1, чтобы дать достаточно драйва и дополнительный эквалайзер, удовлетворить запросы Jimi и воспроизвести звук, который вы слышите на записях.

4. После записи сессий «Purple Haze» и «Fire», Evo1 больше никогда не использовался в своем первоначальном виде, и я отправил его в мусорное ведро.

5. Потом стало очевидно, что и драйв секцию и октавийскую секцию надо объединить в один корпус.

6. Путь развития и понимание, что делать дальше, лежал через мои совместные эксперименты с Jimi. Опыты были непрерывным и быстрыми, как Формула 1. Менее чем за год было создано не менее 15 вариаций и эволюций педали.

7. Эти блоки, которые использовал Jimi, не размещались в клиновидном корпусе, так как некоторые прожили всего неделю или около того, пока мы учились, экспериментировали и двигались дальше. Это можно рассматривать как развитие гоночного автомобиля в течение сезона. Возможно, и оставалась, такая же конфигурация шасси, но было много изменений в компонентах.

8. Позже, в 1967 году, после того, как мы начали запись второго альбома «Axis Bold as Love», на нескольких треках использовалось последнее Evo Octavia. Если вы внимательно слушаете, ясность и детализация эффекта Octavia выросли и были уже намного более ярко выраженными. Конечно, в то же время я обновлял, собирал и настраивал блоки Distortion, чтобы дополнить последнюю версию Octavia, которая используется сейчас.

9. В конце 1967 года я разработал клиновидный корпус, который был изготовлен электронной компанией моего отца. Было изготовлено всего около 5 экземпляров.

10. Последние Evo Octavia были размещены в этих новых клиновидных корпусах (что в музее) и педали все еще использовали германиевые транзисторы и ферритовые трансформаторы. Однако у них был ножной переключатель DPDT, которого не было в предыдущих версиях, и который был в первую очередь разработан для работы в студии, но не подходил для гастролей.

11. Визуально в первых клиноподобных корпусах использовались другие ручки, чем в примере в EMP Museum, и этот идентификационный момент позволяет мне легко определить, к какой серии педалей они относятся, даже не заглядывая внутрь для того чтобы убедиться в этом.

12. Я ездил в турне по США с Jimi с 30 января 1968 года по 19 апреля 1968 года, где первая клиновидная Octavia использовалась на нескольких специальных концертах. Кража оборудования со сцены была настоящей проблемой каждый концертный вечер. Мы не использовали Octavia каждый день, потому что они были изготовлены на заказ и не могли быть заменены в случае поломки или кражи, так как я тоже был в туре. Однако мы никогда не теряли Octavia. Мы с Jimi и всегда хранили сейф с Octavia у себя.

13. После зимнего турне 1968 года по США я вернулся к работе в Olympic Studios, покинув Адмиралтейские исследовательские лаборатории, чтобы начать новую карьеру в разработке и производстве консолей для студий звукозаписи и связанного с ними внешнего оборудования. Я, конечно, все еще поддерживал тесный контакт с Jimi, и разработка Octavia продолжалась. Я также встречался со многими другими известными музыкантами и группами, приезжавшими в Olympic Studios, которые также выразили желание получить доступ и владеть экземпляром Octavia.

14. Стало очевидно, что для безжалостной сцены потребуется более прочный тип Octavia, использующий кремниевые транзисторы и звуковой трансформатор железного типа. Использование малошумящих кремниевых транзисторов улучшило температурную стабильность по сравнению с германиевыми транзисторами. Железная пластинчатая конструкция аудио трансформатора не имела деталей ферритового типа. В целом конструкция была более прочной и не ломалась при падении.

15. В конце 1968 года я решил собрать ограниченную серию из 5 или около того Octavia и 5 педалей Distortion, размещенных в клиновидном корпусе.

16. Клоны, полученные из EMP Museum и Tychobrahe.

Все клоны, которые я знаю, происходят из этой более поздней серии педалей.

В конфигурации, на тот момент последней серии Octavia, использовалась секция драйва, состоящая из комплиментарных малошумящих кремниевых транзисторов NPN PNP, управляющих коммерчески доступным железным аудио трансформатором. Однако в этой модели смещение было изменено так, чтобы появилась возможность использовать батарею типа «крона» на 9 В. Оригинальная модель была разработана для работы на 24 В для студии звукозаписи.

В этой серии педалей (на 24 В) использовались ручки того же типа, что и в примере педали из EMP Museum.

17. Эти агрегаты (на 24 В) были закончены в начале 1969 года и достались гитаристам: Roger Keith «Syd» Barrett — Pink Floyd, Stephen Peter «Steve» Marriott — Small Faces, Peter Kenneth Frampton — Small Faces, William Keith Relf — Yardbirds и, конечно же, Jimi.

18. В мае 1969 года я переехал жить в Нью-Йорк со своей женой американкой и основал «Roger Mayer Electronics», компанию по созданию и проектированию студийного оборудования. Я также взял с собой в Нью-Йорк несколько из оставшихся педалей. Я, конечно, все еще поддерживал связь с Jimi, и разработка Octavia продолжалась. Теперь целью было полностью избавиться от трансформатора, и мы с Jimi собрались на Record Plant и Hit Factory, чтобы поиграть с последними Evo Octavia.

19. После Рождества 1969 года мне звонит Jimi и говорит, что ему нужна Octavia для его предстоящего концерта в канун Нового Года в Fillmore East, так как все его педали пропали без вести (мое мнение, никуда они не пропадали, Jimi скорее всего не смог их настроить после своих экспериментов). К счастью, у меня была Octavia и Distortion, которые я сделал ранее в том же году, и я взял их на репетицию концерта «Band of Gypsys».

20. В 1970 году Jimi был очень занят, но я все равно встретился с ним в студии и показал ему последнюю версию Octavia и новые устройства, которые появятся в релизе, когда он сможет посетить Нью-Йорк.

21. В октябре 1970 года, когда я работал со Stevie Wonder в Media Studios, я узнал о смерти Jimi. Проводимая сессия была немедленно отменена, всем было очень грустно.

Поговорим об Octavia (часть 1) Своими руками, Длиннопост, Джими Хендрикс, Видео

Rocket или Vision Octavia

22. Версия Octavia Rocket является последней прижизненной версией, связанной непосредственно с Jimi. Эта Evo  уже не использует трансформатор, а представляет собой мою последнюю разработку, которую помогал построить и вдохновлял на нее Jimi.

23. Все вышесказанное является причиной, по которой я никогда сам не делал копии клиновидных педалей и никогда не утверждал, что Rocket Box использовался в «Purple Haze» и «Fire». Педаль в виде клиновидной коробки из EMP Museum никогда не использовалась на этих записях и была сделана как минимум на 20 месяцев позже. Да, на концерте «Band of Gypsys» использовалась педаль в клиновидном корпусе 1969 года, но она не была точно такой же, как та, что в EMP Museum.

24. Дух звука Octavia живет, и последняя версия Vision Octavia — это эволюция, вдохновленная моими воспоминаниями о Jimi и его музыке (по мнению Roger Mayer, но мы то знаем истинную причину…денях дайте). Думаю, эта версия понравилась бы Jimi.

25. Клон Tychobrahe или, правильнее сказать, неточная копия, был основан на варианте Octavia 1969 года работающая на 24 В (которая находится в музее). Педаль была скопирована с той, что была у William Keith Relf.

Дело в том, что я думаю, что если вы хотите получить лучший и самый универсальный звук Octavia, купите новую Rocket или Vision Octavia. По моему мнению, если бы версия c трансформатором была лучшая, я бы, несомненно, до сих пор бы использовал этот вариант и сегодня (да, да Roger, ты конечно прав, но никого уже не переубедить). Я бы, очевидно, переиздал свой собственный дизайн, если бы клиновидная педаль была лучшая. По определению клон — это реальная копия оригинала, а не копия, сделанная с чертежа схемы, найденного в Интернете, с сайта сомнительного происхождения. Я никогда не буду раскрывать неточности, которые я нашел в опубликованных в Интернете схемах, и все клоны - это не клоны, а копии с основными недостатками.

«КАК НЕ ПОСМОТРИ, Я СОЗДАЛ ОРИГИНАЛ»
Roger Mayer


END OF STORY

«ТЕ, КТО МОГУТ ПРИДУМАТЬ, ПРИДУМЫВАЮТ»
«ТЕ, КТО НЕ МОГУТ ПРИДУМАТЬ, КОПИРУЮТ»
Roger Mayer

Ссылка на оригинал статьи https://www.roger-mayer.co.uk/octavia.htm

Для тех кто хочет послушать как звучит Octavia, слушайте замечательные треки Jimi Hendrix перечисленные в статье,

или

пример в исполнении @Contra77102, в VK.

Лига рок-музыки

9.4K постов23.6K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

1 Нельзя оскорблять друг друга

2 Не допускается критика каких-либо групп или исполнителей без грамотной и развернутой аргументации

3 Нельзя постить клубничку под рок-музыку.