0Necron0

На Пикабу
поставил 991 плюс и 429 минусов
Награды:
За неравнодушие к судьбе Пикабу За семейные ценности 5 лет на Пикабу За неусыпную бдительность
360 рейтинг 16 подписчиков 11 подписок 4 поста 2 в горячем

Товарищи, даёшь пятилетку плюсов в один день!

Товарищи, даёшь пятилетку плюсов в один день!

Поговорим об Octavia (часть 1)

Открываем цикл статей про Octavia.


После двух статей о Fuzz Face и перед третьей (17.04-18.04), которая будет сугубо прикладной, предлагаю немного отвлечься и почитать художественный перевод автоинтервью, инженера Roger Mayer. Возможно, без этого человека  характерное звучание Jimi Hendrix могло и не появиться. Одним из изобретений Roger Mayer была Octavia. Статья будет с моими небольшими пояснениями. Особая благодарность пользователю @Volchonok23, , за корректировки, без нее эти статьи не были такими понятными. Ссылка на оригинал и пример звучания, в конце статьи.

Так же хочу заметить, что многие музыканты открещиваются от технического аспекта создания музыки и характерного звучания. Они говорят: «меня не интересуют эти транзисторы, мое дело исполнять». Эта статья о том, к каким гениальным произведениям привёл симбиоз талантливого инженера и не менее талантливого музыканта.

И так, перевод:

Octavia, пожалуй, самое известное и самобытное наше творение (говорит Roger Mayer, имея в виду себя и Jimi). Этот гитарный эффект был разработан в начале 1967 года и использовался Jimi в таких произведениях как: «Purple Haze», и «Fire». Его уникальные тона также можно услышать в таких треках, как «One Rainy Wish», «Little Miss Lover», «Little Wing», «Machine Gun» и т. д.

В чем ее суть Octavia: она воспроизводит звук на октаву выше, чем нота, которую вы сейчас играете. Этот эффект удвоения достигается с помощью методов электронного зеркального отображения, которые чувствительны к игре, а также реагируют на манеру игры исполнителя. Электронная схема имеет аналоговую конструкцию и точно реагирует на все тонкости и гармонические обертоны гитары. Произведенный эффект очень уникален и при этом по сути «человечен» (нет фальши электронной обработки и характерной компрессии, которые свойственны многим цифровым устройствам). Устройство, которое производится сегодня (в компании Roger Mayer), представляет собой последнюю эволюцию Octavia. Это та самая педаль, которую использовал Jimi. Она уже содержит эффект прямой связи и стробирования, которого не хватало моим предыдущим эволюциям. Современные клоны других компаний, часто копируют другой блок - Tycobrahe, который на самом деле был плагиатом моих более ранних 24-вольтовых версий.

С электронной точки зрения Octavia представляет собой аналоговую схему со свойствами удвоителя частоты, генератора огибающей, и амплитудного модулятора с дополнительными схемами фильтра формирования частоты. Создаваемый эффект может быть от еле уловимого до безумного, в зависимости от используемых настроек, и будет реагировать на атаку музыканта. Чистый тон гитары, с отключенным регулятором тембра, будет производить «кольцевые модулированные» обертоны, которые ярко проявляются в соло в треке «Who knows». Звучание ощутимо отличается, если перед Octavia стоит Fuzz: создается дубль верхней октавы, что наглядно демонстрируется в соло в треке «Purple Haze». Яркие гармоники более управляемые, если выбран нековый звукосниматель, а регулятор тембра установлен на понижение высоких частот. Эффект проявляется на верхних струнах E и B, начиная с 7-го лада и выше. Чистый и точный стиль игры имеет немаловажное значение, особое внимание нужно уделить точному исполнению в технике фреттинга

В большинстве случаев Jimi размещал Octavia после блока Fuzz и Wuh-Wuh педали, чтобы он реагировал на комбинированные эффекты как Wuh-Wuh, так и одного или нескольких блоков Fuzz. Нужно экспериментировать с тем, какой уровень сигнала вы используете для управления Octavia, так как это оказывает большое влияние на создаваемый звук.

Поговорим об Octavia (часть 1) Своими руками, Длиннопост, Джими Хендрикс, Видео

1968-1969 Octavia/Octavio в EMP Museum

В сети и на форумах ходит много дезинформации, и самые разные люди утверждают, что сделали клон лучше, чем тот или иной вариант. Если вы хотите знать правду, то, пожалуйста прочитайте и узнайте ее от человека, который изобрел Octavia/Octavio.

Первое, что нужно прояснить, это почему два имени Octavia/Octavio. Ответ прост: я всегда называл педаль Octavia, но Jimi и некоторые другие называли их Octavio. Я никогда не маркировал коробки, а экспонат в EMP Museum в Сиэтле был помечен кем-то другим как Octavio (на фото1968-1969 Octavia/Octavio).

Я хотел бы хотел раз и навсегда исправить историю Octavia.

1. Звук Octavia/Octavio впервые можно было услышать в соло «Purple Haze», и это соло было записано 3 февраля 1967 года. Я же впервые встретил Jimi 11 января 1967 года

2. Реальная Octavia, использованная на этих первых записях, не имела ту же схему, тип трансформатора или корпуса, что и клиновидная педаль в EMP Museum, поскольку этот экспонат был изготовлен, по крайней мере, через 20 месяцев спустя. В реальной Octavia использовались несколько другие элементы и электронная конфигурация схемы, в отличие от клиновидной педали из музея, но ключевая идея сохранилась. Этот агрегат первый, его можно считать Octavia Evo1.

3. Блок Evo1 использовал германиевые транзисторы и ферритовый трансформатор, а также имел ограниченные возможности управления. Блок использовался в записях «Purple Haze» и «Fire» совместно с другой специальной драйв педалью, в отдельном корпусе, в котором также использовались германиевые транзисторы. Эта драйв педаль была помещена перед Evo1, чтобы дать достаточно драйва и дополнительный эквалайзер, удовлетворить запросы Jimi и воспроизвести звук, который вы слышите на записях.

4. После записи сессий «Purple Haze» и «Fire», Evo1 больше никогда не использовался в своем первоначальном виде, и я отправил его в мусорное ведро.

5. Потом стало очевидно, что и драйв секцию и октавийскую секцию надо объединить в один корпус.

6. Путь развития и понимание, что делать дальше, лежал через мои совместные эксперименты с Jimi. Опыты были непрерывным и быстрыми, как Формула 1. Менее чем за год было создано не менее 15 вариаций и эволюций педали.

7. Эти блоки, которые использовал Jimi, не размещались в клиновидном корпусе, так как некоторые прожили всего неделю или около того, пока мы учились, экспериментировали и двигались дальше. Это можно рассматривать как развитие гоночного автомобиля в течение сезона. Возможно, и оставалась, такая же конфигурация шасси, но было много изменений в компонентах.

8. Позже, в 1967 году, после того, как мы начали запись второго альбома «Axis Bold as Love», на нескольких треках использовалось последнее Evo Octavia. Если вы внимательно слушаете, ясность и детализация эффекта Octavia выросли и были уже намного более ярко выраженными. Конечно, в то же время я обновлял, собирал и настраивал блоки Distortion, чтобы дополнить последнюю версию Octavia, которая используется сейчас.

9. В конце 1967 года я разработал клиновидный корпус, который был изготовлен электронной компанией моего отца. Было изготовлено всего около 5 экземпляров.

10. Последние Evo Octavia были размещены в этих новых клиновидных корпусах (что в музее) и педали все еще использовали германиевые транзисторы и ферритовые трансформаторы. Однако у них был ножной переключатель DPDT, которого не было в предыдущих версиях, и который был в первую очередь разработан для работы в студии, но не подходил для гастролей.

11. Визуально в первых клиноподобных корпусах использовались другие ручки, чем в примере в EMP Museum, и этот идентификационный момент позволяет мне легко определить, к какой серии педалей они относятся, даже не заглядывая внутрь для того чтобы убедиться в этом.

12. Я ездил в турне по США с Jimi с 30 января 1968 года по 19 апреля 1968 года, где первая клиновидная Octavia использовалась на нескольких специальных концертах. Кража оборудования со сцены была настоящей проблемой каждый концертный вечер. Мы не использовали Octavia каждый день, потому что они были изготовлены на заказ и не могли быть заменены в случае поломки или кражи, так как я тоже был в туре. Однако мы никогда не теряли Octavia. Мы с Jimi и всегда хранили сейф с Octavia у себя.

13. После зимнего турне 1968 года по США я вернулся к работе в Olympic Studios, покинув Адмиралтейские исследовательские лаборатории, чтобы начать новую карьеру в разработке и производстве консолей для студий звукозаписи и связанного с ними внешнего оборудования. Я, конечно, все еще поддерживал тесный контакт с Jimi, и разработка Octavia продолжалась. Я также встречался со многими другими известными музыкантами и группами, приезжавшими в Olympic Studios, которые также выразили желание получить доступ и владеть экземпляром Octavia.

14. Стало очевидно, что для безжалостной сцены потребуется более прочный тип Octavia, использующий кремниевые транзисторы и звуковой трансформатор железного типа. Использование малошумящих кремниевых транзисторов улучшило температурную стабильность по сравнению с германиевыми транзисторами. Железная пластинчатая конструкция аудио трансформатора не имела деталей ферритового типа. В целом конструкция была более прочной и не ломалась при падении.

15. В конце 1968 года я решил собрать ограниченную серию из 5 или около того Octavia и 5 педалей Distortion, размещенных в клиновидном корпусе.

16. Клоны, полученные из EMP Museum и Tychobrahe.

Все клоны, которые я знаю, происходят из этой более поздней серии педалей.

В конфигурации, на тот момент последней серии Octavia, использовалась секция драйва, состоящая из комплиментарных малошумящих кремниевых транзисторов NPN PNP, управляющих коммерчески доступным железным аудио трансформатором. Однако в этой модели смещение было изменено так, чтобы появилась возможность использовать батарею типа «крона» на 9 В. Оригинальная модель была разработана для работы на 24 В для студии звукозаписи.

В этой серии педалей (на 24 В) использовались ручки того же типа, что и в примере педали из EMP Museum.

17. Эти агрегаты (на 24 В) были закончены в начале 1969 года и достались гитаристам: Roger Keith «Syd» Barrett — Pink Floyd, Stephen Peter «Steve» Marriott — Small Faces, Peter Kenneth Frampton — Small Faces, William Keith Relf — Yardbirds и, конечно же, Jimi.

18. В мае 1969 года я переехал жить в Нью-Йорк со своей женой американкой и основал «Roger Mayer Electronics», компанию по созданию и проектированию студийного оборудования. Я также взял с собой в Нью-Йорк несколько из оставшихся педалей. Я, конечно, все еще поддерживал связь с Jimi, и разработка Octavia продолжалась. Теперь целью было полностью избавиться от трансформатора, и мы с Jimi собрались на Record Plant и Hit Factory, чтобы поиграть с последними Evo Octavia.

19. После Рождества 1969 года мне звонит Jimi и говорит, что ему нужна Octavia для его предстоящего концерта в канун Нового Года в Fillmore East, так как все его педали пропали без вести (мое мнение, никуда они не пропадали, Jimi скорее всего не смог их настроить после своих экспериментов). К счастью, у меня была Octavia и Distortion, которые я сделал ранее в том же году, и я взял их на репетицию концерта «Band of Gypsys».

20. В 1970 году Jimi был очень занят, но я все равно встретился с ним в студии и показал ему последнюю версию Octavia и новые устройства, которые появятся в релизе, когда он сможет посетить Нью-Йорк.

21. В октябре 1970 года, когда я работал со Stevie Wonder в Media Studios, я узнал о смерти Jimi. Проводимая сессия была немедленно отменена, всем было очень грустно.

Поговорим об Octavia (часть 1) Своими руками, Длиннопост, Джими Хендрикс, Видео

Rocket или Vision Octavia

22. Версия Octavia Rocket является последней прижизненной версией, связанной непосредственно с Jimi. Эта Evo  уже не использует трансформатор, а представляет собой мою последнюю разработку, которую помогал построить и вдохновлял на нее Jimi.

23. Все вышесказанное является причиной, по которой я никогда сам не делал копии клиновидных педалей и никогда не утверждал, что Rocket Box использовался в «Purple Haze» и «Fire». Педаль в виде клиновидной коробки из EMP Museum никогда не использовалась на этих записях и была сделана как минимум на 20 месяцев позже. Да, на концерте «Band of Gypsys» использовалась педаль в клиновидном корпусе 1969 года, но она не была точно такой же, как та, что в EMP Museum.

24. Дух звука Octavia живет, и последняя версия Vision Octavia — это эволюция, вдохновленная моими воспоминаниями о Jimi и его музыке (по мнению Roger Mayer, но мы то знаем истинную причину…денях дайте). Думаю, эта версия понравилась бы Jimi.

25. Клон Tychobrahe или, правильнее сказать, неточная копия, был основан на варианте Octavia 1969 года работающая на 24 В (которая находится в музее). Педаль была скопирована с той, что была у William Keith Relf.

Дело в том, что я думаю, что если вы хотите получить лучший и самый универсальный звук Octavia, купите новую Rocket или Vision Octavia. По моему мнению, если бы версия c трансформатором была лучшая, я бы, несомненно, до сих пор бы использовал этот вариант и сегодня (да, да Roger, ты конечно прав, но никого уже не переубедить). Я бы, очевидно, переиздал свой собственный дизайн, если бы клиновидная педаль была лучшая. По определению клон — это реальная копия оригинала, а не копия, сделанная с чертежа схемы, найденного в Интернете, с сайта сомнительного происхождения. Я никогда не буду раскрывать неточности, которые я нашел в опубликованных в Интернете схемах, и все клоны - это не клоны, а копии с основными недостатками.

«КАК НЕ ПОСМОТРИ, Я СОЗДАЛ ОРИГИНАЛ»
Roger Mayer


END OF STORY

«ТЕ, КТО МОГУТ ПРИДУМАТЬ, ПРИДУМЫВАЮТ»
«ТЕ, КТО НЕ МОГУТ ПРИДУМАТЬ, КОПИРУЮТ»
Roger Mayer

Ссылка на оригинал статьи https://www.roger-mayer.co.uk/octavia.htm

Для тех кто хочет послушать как звучит Octavia, слушайте замечательные треки Jimi Hendrix перечисленные в статье,

или

пример в исполнении @Contra77102, в VK.

Показать полностью 2

Немного о транзисторах для Fuzz (часть 2)

Часть 1

На каком оборудовании мы сравниваем транзисторы. И так схема Fuzz Face (Dallas Arbiter) с модами «Roger Mayer». Напомню, мы делаем рабочий, а не вставочный образец. Гитара "широко известная в узких кругах" Fender American Deluxe Stratocaster (можно купить нормальный вариант начиная с ~100k рублей) с рельсовыми мини-хамбакерами. Комбик Randall RX75RG2 (можно купить за 34k рублей). Почему Randall? Да потому, что сейчас Marshall origin 50h только голова стоит ~100к руб. Randall (ламповый Blackstar Amplification и Yerasov) доступный по цене, то есть вы можете купить нечто подобное, или встретить в студии. Да, это металлёвый комбик, но у нас в принципе металл популярен, примите это как данность. Так же на формат записи повлияло несколько факторов: 1. Нам нужно услышать, только как играет эффект. 2. Мы играем в действительно чистый канал, без специфического окраса лампой, опять же нам нужно слышать только педаль. 3. Запись ведется через микрофон с одной и той же позиции. 4. Никаких специальных обработок, звук - как есть (тут можно спорить до посинения, мы же от нашей реальности отталкиваемся), с эхом помещения и скрипами табуретки. В дополнение, мы так же испытывали на нескольких ламповых усилителях, разного ценового сегмента, испытывали через нагрузку, эмуляторы и другие вариации. Результаты отличались, но на столько, насколько отличалось оборудование, которое мы использовали. Чудо не происходило. Температура эксплуатации транзисторов 22С.

Немного о транзисторах для Fuzz (часть 2) Fuzz, Своими руками, Длиннопост

Первый по списку NTE 103. Мы подбираем лучшую пару транзисторов с типичным значением hFE=80 – 90. Сравнивая таблицы характеристик AC128 и NTE 103, последний ничем не хуже. Да и на западных ресурсах часто ставят его на замену как и NTE 158. Найденные схемы из интернета, тоже скорее всего будут на этом транзисторе. Мне лично больше нравится звучание транзисторов 2N527 и 2N508, но купить их действительно сложно. А NTE 103 можно приобрести на том же chipdip, за примерно 2к рублей за шт или NTE 158 2.5к рублей. А их надо много, чтобы найти пару, Fuzz Face Clone выйдет в копеечку, это реальность. Если говорить о качестве, у нас не нашлось пара одинаковых NTE 103, даже визуально: разной высоты шляпки, разный окрас, диаметр, а это промышленное изделие! Ни с одним советским транзистором такого не было, наши МП/ГТ хотя бы визуально были равны как на подбор. Оцените результат:

Смотреть видео в VK

По мнению моего коллеги @Contra77102, и моему субъективному мнению, звучит великолепно. Назовем это звучание эталонным, с ним и будем дальше сравнивать (для ЛЛ он лучший, но другие тоже вариант).

Немного о транзисторах для Fuzz (часть 2) Fuzz, Своими руками, Длиннопост

Второй образец ГТ404Е, он комплементарен ГТ402Е. Берем любую рабочую пару, ничего не проверяем, главное, чтобы работал, а коэффициент усиления был такой, как нам рекомендуют известные ребята с ютюба. Оцените результат:

Смотреть видео в VK

Сразу слышна разница. Да, это просто не звучит (для ЛЛ он худший). Всё-таки надо подходить разумно. Не смотря, на то, что у этого транзистора с буквой Е, hFE лежит в диапазоне 60 – 150(по таблице и тест схеме), он может быть заменой AC128, но ничего не заработало из-за утечек. Поиски транзисторов — это не пустой звук. Не останавливаемся и начинаем уже выбирать нужные транзисторы из этого же модельного ряда.

Немного о транзисторах для Fuzz (часть 2) Fuzz, Своими руками, Длиннопост

Третий образец ГТ404Е. Выбираем из трех десятков достойную пару: с коэффициентами как у NTE и током утечки ниже 100 мкА. Запускаем. Оцените результат:

Смотреть видео в VK

Сейчас звучит отлично. Чуть хуже, но не критично. А с учетом того, что их не надо было покупать, вообще великолепно. На барахолке найти ГТ404, ГТ402 не проблема и если бы я не слышал перед этим NTE 103, он был бы идеальным, по моему мнению, а вот коллеге линейка ГТ не очень. Не смотря на то, что это мощный транзистор и по идеи его не должно быть в схеме Fuzz Face!

Немного о транзисторах для Fuzz (часть 2) Fuzz, Своими руками, Длиннопост

Четвертый образец ГТ404Б. Вроде бы такой же, но есть отличия. И их можно оценить на слух.

Смотреть видео в VK

Не то чтобы это плохо, но есть лучше. Тогда зачем его ставить? Это типичная установка транзисторов в Fuzz Face, не разбираясь, вроде звучат, но в сравнении слабо.

Немного о транзисторах для Fuzz (часть 2) Fuzz, Своими руками, Длиннопост

Пятый заключительный образец МП37Б. У него много сложностей, под него даже пришлось переделать схему так как он n-p-n. Но идея с модом теперь выглядит разумно, ведь с коэффициентом у него проблемы (которые были и тогда), типичное значение hFE в диапазоне 25 – 50. Зато они малошумящие, это так же важно, к примеру, в отличии от МП38 с их hFE в диапазоне 45 – 100. Мы использовали и тестировали МП38, играть на этом невозможно, поэтому в обзор даже не включили. МП37Б вагон, у них малые токи утечки, низкий коэффициент и есть смысл в модах «Roger Mayer», если бы не переделка схемы, цены им бы не было. Из пол сотни выбираем максимально близкие по hFE к эталону. Слушаем и смотрим:

Смотреть видео в VK

Вообще почти не отличить, еще лучший окрас звучания по сравнению с ГТ по мнению коллеги @Contra77102. До тех пор пока не понадобилось много hFE. Да, сустейна тоже нет. Это болезнь всей серии МП. Впоследствии на записи через доступную звуковую карту steinberg ur22 эта «фишка» по сустейну, еще более заметна, не смотря на использование реактивной нагрузки (Suhr 100watt). Можно ли их использовать? Можно, если нравится, так как в тоне, он очень близок к нашему эталону (хотя лично мне больше понравился ГТ). Есть в этом даже плюс, если у вас наоборот много еще другого искажения (от всего аудиооборудования) и надо его придушить, МП37Б хороший вариант.

Следующий материал, по теме Fuzz Face будет через две недели. Он уже будет носить прикладной характер и несколько сложнее. А чтобы разбавить его, примерно в понедельник 10.04 (я надеюсь), ждите перевод интервью Roger Mayer по теме Otavia!


P. S. Спасибо за внимание, от ЯedBings и R.G. за идею, @Contra77102, за игру и терпение, и, отдельно, Ивану Скворцову, за решение вопроса по доставке иностранных транзисторов из Нидерландов.

Показать полностью 5

Немного о транзисторах для Fuzz (часть 1)


И так, мои одиннадцать подписчиков, я вам обещал статью про связь (Bluetooth, Wi-Fi и т.д., и т.п.), но судьба – злодейка, статья будет сильно позже и в рамках отклонения от основной линии. Прошу понять и простить. В качестве компенсации, предложу, кое-что другое, не менее интересное.

Есть у меня товарищ @Contra77102, которого я считаю небезосновательно, талантливым музыкантом, играющий на электрогитаре. Он обратился ко мне с одной просьбой: а можешь ли ты, изготовить Fuzz Face, тот самый, на котором играл Jimi Hendrix? Желательно, максимально близкий к оригиналу. Почему это вопрос обращен ко мне? Да все просто, Jimi Hendrix мне самому нравится, а изготовлением различной аудио аппаратуры я занимаюсь уже давно. Важное замечание: сам я играть на электрогитаре не умею, но обожаю слушать, поэтому все вставки - исполнение от @Contra77102.

Я начну цикл статей по Fuzz Face после примерно года его изучения и изготовления. Статьи будут полезны в первую очередь DIY, музыкантам, тем, кто интересуется. Не сомневаюсь, что многие «самоделкины» все это знают, а некоторые знают лучше меня, но это мой путь, который я иду.

Сегодня Fuzz Face остается загадкой, даже через ~70 лет после его появления на рынке. Эта простая двухтранзисторная схема остается для многих самим определением гитарной педали эффектов. Что делает такую простую схему легендой? Во-первых, у педали есть известность. Мало электрогитаристов, которые не знают, что многие песни Jimi Hendrix были записаны с помощью Fuzz Face. Во-вторых, в то время у педали не было той популярности как сейчас, и если бы педаль  звучала плохо, Jimi не использовал бы её. А вот популярность сейчас - хороший повод обратить внимание на Fuzz Face сегодня.

Посмотрим на схему Fuzz Face (Dallas Arbiter).

Немного о транзисторах для Fuzz (часть 1) Fuzz, Своими руками, Длиннопост

Это невероятно простое устройство искажения. Два транзистора, четыре резистора, три конденсатора и два потенциометра создают весь этот звук. Транзисторы… Вокруг этих транзисторов, используемых в Fuzz Face, выросла целая мифология. Самые ранние модели были сделаны на германиевом транзисторе AC128. Он был выбран из-за его стоимости и доступности, а не из-за каких-либо сверхзвуковых качеств.

Обратим внимание, что пятьдесят-семьдесят лет назад  транзисторы были не такими уж хорошими и надежными, как сейчас. Германий склонен к утечке (нельзя выключить!) и тепловому повреждению (перегрев). Кремний гораздо лучше справляется с обеими этими проблемами (тема будущей статьи о Fuzz Face на кремнии). Из этого проистекает много нюансов. Дело в том, что оригинальный транзистор AC128 не является сверхкачественным транзистором как тогда, так и сейчас. Это устройство со средним коэффициентом усиления (типичное значение hFE=90) и скромной частотной характеристикой. Он был и есть ОЧЕНЬ переменным в усилении. Я не смог найти в нашем регионе эти транзисторы в нормальном количестве, однако поверю на слово иностранным товарищам, которые измеряли несколько сотен AC128, и hFE варьируются от 16 до 180. Полупроводниковая промышленность тогда была новой, и в ней еще не было разработано технологий, которые позволили бы нам получить дешевые, надежные, идентичные транзисторы, к которым мы привыкли сейчас.

Усиление важно, так как оно имеет решающее значение для тона Fuzz Face. А теперь цитата иностранных товарищей: «Достоверные отчеты людей, которые действительно покупали и продавали объемы Fuzz Face в «золотые годы», говорят, что из коробки из пятидесяти единиц все они искажали нормально, но только некоторые из них звучали действительно хорошо, прямо из коробки. Гитаристы обычно поступали так, предварительно сортировали партию, чтобы получить хороший образец.» Эта практика (маразматическая) продолжается и сегодня: технические сторонники Eric Johnson(гитарист-виртуоз) отслеживают и тестируют Fuzz Faces, чтобы найти несколько «волшебных» Fuzz Faces. Сами по себе они при этом не обязательно звучат хорошо без настройки и подбора транзисторов. Остается их только понять и простить.

Существует определенная «золотая середина» музыкального звучания при усилении транзистора около hFE=80-110. Если вы допускаете комбинацию транзисторов в одном устройстве с высоким и низким усилением, то диапазон для Q1 расширяется до hFE=70 или около того, и возможно, для Q2 до hFEe=130. В пределах этого диапазона люди сообщают о достижении лучшего звучания. Предпочтение тона, является делом личного вкуса, но неверно подобранный диапазон может привести к тому, что некоторые педали будут звучать ужасно. Как говорит мой коллега – тупой пердеж. Частотная характеристика транзисторов тоже имеет значение. Как теперь мы знаем, оригиналы AC128 не были особенно выдающимися, но при этом они были удачным сочетанием характеристик. Поэтому не зацикливайтесь на точных цифрах — они все равно изменятся через секунду, когда устройство нагревается или охлаждается, это же германиевый транзистор. Ищите в нем низкую утечку (об этом в отдельной теме) и приблизительно правильный коэффициент усиления. Это самый важный момент, коэффициент hFE, на который делают упор наши «известные» ютюб-товарищи, плавающая величина (при этом, зависящая от вкуса), на нем не надо заострять внимание в поисках лучших транзисторов. Во многих видео по Fuzz, не будем показывать пальцем, ораторы об утечках германиевого транзистора даже не упоминают, при этом утечки – краеугольный камень в поисках качественных образцов транзисторов. По сугубо лично моему мнению, основная причина - слабая техническая подготовка ораторов. Еще раз, правильное усиление составляет от hFE=70 до, примерно, 130. Одни предпочитают равные коэффициенты усиления, другие предпочитают более низкие, для Q1 это hFE 70-100 и hFE 90-130 для Q2. Тут надо плясать от исполнителя, а не от «а я так вижу», потому, что это чистая вкусовщина.

Немного о транзисторах для Fuzz (часть 1) Fuzz, Своими руками, Длиннопост

Roger Mayer

Понимая эту идею, нужно подобрать транзисторы для Fuzz Face Clones. Известно, что Roger Mayer (инженер-электрик, разработавший несколько эффектов для электрогитары, в т. ч. и Октавию) сильно переделал оборудование Jimi, и эти переделки существуют в виде набора изменений, модов, которые в совокупности называются модами «Hendrix» или модами «Roger Mayer». По этому, если ваш Fuzz на тех же транзисторах звучит по другому, имейте это ввиду, мы используем мод, так как цель была создать копию Fuzz Face с модами «Hendrix». Это элементная база нашего испытательного стенда, а теперь о главной теме вопроса.

Какие у нас есть группы конкурентов:

  • Оригинал AC128.

  • Советские германиевые транзисторы.

  • Иностранные германиевые транзисторы.

В чем сложность? Германиевые транзисторы лет 50 не производят. То есть существуют только те, что есть и больше их не будет, только меньше. Но радует, что их выпустили триллионами штук, хватит на долго. Вторая сложность, хороший оригинал AC128, не купить просто так. Это скорее инвестиция, вроде покупки машины Mustang 1969 года, да и задача поставлена сделать клон, нам же нужен рабочий инструмент. Вы же не ездите на Mustang в деревню за картошкой? Третья, они вроде как есть в товарном количестве на китайских сайтах, однако то, что вы покупаете, может быть перемакерованное нечто, их надо закупать сотнями, чтобы найти два удачных образца. По итогу вы можете купить что-то на германиевом транзисторе, но это на 99% будет не AC128. Четвертая, поиск аналога по характеристикам, и это не секрет, выбор там не такой большой, то есть проблема перерастает в следующую. Пятая, кто производитель: иностранные vs советские транзисторы. Советские проще купить\распаять и сотню пересмотреть. Советские транзисторы можно сказать ничего не стоят. Иностранные можно купить, но в среднем срок ожидания поставки 2-3 месяца и 2к рублей за одну штучку, а надо купить хотя бы десяток, чтобы найти два тех самых. Западные ребята в основном строят на советских транзисторах, не потому что они лучшие, а потому что они, из доступных, самые лучшие.

Вот список того, что мы будем сравнивать:

  • NTE 103 от NTE Electronics, Inc.

  • ГТ404Е – не удачно подобранный, специально.

  • ГТ404Е – удачно подобранный, специально.

  • ГТ404Б.

  • МП37Б.

Список не полный, так как совсем плохие варианты отметены. Если что-то добавится, или что-то я упустил, дайте знать – выпустим дополнение. Сразу сделаю важное отступление по поводу всей серии МП, пересмотрена вся серия от 37до 41. В целом они да, звучат, да можно сделать на их основе «какой-то» Fuzz, но они капитально проигрывают вышеперечисленным, причем это не только субъективная характеристика, но и объективная, например, проигрывают по сустейну. Сборок, начиная с МП37, тьма по интернету, если вам нравиться – делайте. Однако, та же серия ГТ, по мне лучше, даже как транзистор, по справочнику. Мы, на наших просторах, можем найти ГТ, я бы делал упор на них (если нужен мягкий Fuzz Face Clone, то лучший МП37Б). Западным товарищам же сложно найти ГТ, как нам найти оригинал АС128, поэтому у них он и не популярен. Они делают на МП41 от безысходности (АС128 для них тоже дорог), а мы берем пример с них.

Отступление сделал, скоро вторая часть этого раздела.

Спасибо за внимание, от ЯedBings и R.G. за идею.

Показать полностью 2
Отличная работа, все прочитано!