Образ Гоши.

Образ Гоши из фильма «Москва слезам не верит»-какой он?

"С одной стороны это образ, который миллионы российских зрительниц в начале 80-ых в унисон называли идеальным мужчиной и своим кумиром. И не только российских. Этот фильм был награжден Оскаром, несмотря на конкуренцию «Тени воина» Куросавы, «Последнего метро» Трюффо, «Тесс» Полански, а также на решение Запада бойкотировать Россию за введение войск в Афганистан. Говорят, что сам президент Рейган посмотрел этот фильм 8 раз. С другой стороны, при первых просмотрах этого фильма на Мосфильме, кино получило самые низкие оценки и все киносообщество отреагировало на него отрицательно. Его назвали мещанской сказкой и особенные нарекания вызвал образ «принца»-слесаря, в которого влюбилась «золушка»-директор комбината. Сценаристов и режиссеров коробило от героя Баталова, он казался слишком надуманным. Реакция киносообщества на грандиозный успех фильма в российском и западном прокате была единодушной: «Не может быть!»"

Предлагаю обсудить пост Эволюции «Онжежора или мат в четыре хода»,текст в открытом доступе.

Объяснение этого феномена, то есть однозначной симпатии зрителей при однозначном негативе коллег, заключается в том, что Гоша, сумевший очаровать выдуманную героиню фильма, смог очаровать и реальных зрительниц, тогда как сами кинематографисты не попали под его очарование, поскольку видели все составляющие этого образа, так называемую выкройку и швы. Выкройка образа Гоши была грубой и даже кривой: никто, звать которого никак, пристает к звездной женщине в электричке, нагло вторгается в ее жизнь, проходит в грязных ботинках в ее дом, хамит ее дочери, залезает в холодильник, и так же небрежно и по-хозяйски залезает в ее душу, откровенно доминирует, но заставляет не только до смерти влюбиться и полностью подчиниться, но и разыскивать его по городу и умолять быть с ней. Это было слишком даже для СССР 80-ых и вызывало в киношниках справедливое возмущение.


Режиссер Меньшов тоже понимал, насколько сложную задачу он перед собой поставил. Недаром он так долго подбирал актера на роль Гоши и, не найдя, от отчаяния собирался сыграть его сам. Большие трудности с подбором актера в кино связаны почти всегда с тем, что сценарный характер содержит противоречия, которые необходимо так интегрировать в экранный образ, чтобы вместо противоречий появился шарм. По законам драматургии, если герой предсказуем, он узнаваем, но скучен. Если герой чересчур непредсказуем, он неузнаваем (нереалистичен) и вызывает раздражение. Задача максимум авторов фильма создать такой образ, который был бы непредсказуем, но узнаваем. Если задача максимум проваливается, фильм бывает освистан, если воплощается, фильм ждет большой успех. Однако, большинство авторов предпочитают маленький успех, нежели большое раздражение, и избегают противоречий. Так, если бы сценарий «Москва слезам не верит» был переписан с учетом критики, Гоша вел бы себя деликатнее, не хамил, не доминировал, не заставлял героиню Алентовой унижаться, не рвал бы шаблоны, не ломал границы, а значит произвел бы на зрительниц куда меньше впечатления и не добился бы того фантастического эффекта.


Фантастический эффект нас как раз и интересует. Не будет преувеличением сказать, что Гога, он же Жора, – охотник, продемонстрировавший основные пикаперские трюки задолго до того, как пикап был сформулирован в отдельную систему и назван пикапом. Точно так, как, читавшие сценарий фильма, кривились от хамства Гоши, многие женщины, листающие пикаперские пособия, брезгливо морщатся от примитивной наглости пикаперских ходов. И точно так же, как миллионы зрительниц в мире влюбились в Гошу на экране, большинство женщин, встретив в жизни талантливого пикапера, рискуют влюбиться в него, поскольку то, что в бумажных описаниях кажется грубым, в жизни приобретает шарм. И риск тем больше, чем сильнее эти женщины недооценивают психологические механизмы, которые могут срабатывать в них при простом нажатии. На примере истории Катерины эти механизмы можно вкратце рассмотреть.


Но сначала пара слов о пикапе. По своему замыслу пикап – это система, помогающая быстро и эффективно соблазнять (обычно женщин), то есть вызывать влечение и чувства. Теоретически пикапер может как являться каннибалом, так и не являться им, если сразу после соблазнения восстанавливает энергетический баланс и равноценный обмен, однако, на практике этого, конечно, не происходит. Пикап изучают те, кто хочет получать от отношений максимум, затратив минимум, что по определению является каннибализмом. И самые этичные из пикаперов - это охотники-спортсмены (см. классификацию), а большинство – обычные браконьеры, более или менее искусные. Чем искуснее охотник, тем большую дистанцию между собой и женщиной он способен преодолеть и тем меньше ему необходимо для этого времени и сил. Дистанция между охотником и жертвой измеряется разницей их статусов и уровнем доступности жертвы. Недавно вышедшая замуж за олигарха красавица абсолютно недоступна для немолодого и некрасивого гастербайтера, и никакой пикап ему не поможет эту дистанцию преодолеть. Большинству пикаперов очевидно, что до какой бы степени ни развилось их мастерство, оно не поможет компенсировать слишком большую дистанцию, особенно если пикапер хочет сэкономить на вложении сил и времени, то есть получить женщину быстро, не потратив на процесс соблазнения эмоциональных и материальных ресурсов.


Гоша в считанные дни и даже часы преодолевает довольно большую дистанцию. Он слесарь, живет в коммуналке и пять рублей – значительная сумма для него. Катерина – директор комбината, имеет большую квартиру и автомобиль, авторитет и большую зарплату. Но Гоше хватает пары ходов, чтобы поставить Катерине шах, и вот он уже курит ей в лицо в ее постели и отговаривает ее спать с ним («а я кричу во сне», «а еще я храплю»), а Катерина убеждает его, что он лучший. Последний ход ферзем – побег Гоши, его отсутствие 8 дней, в течении которых Катерина окончательно обожествляет его, и он возвращается к ней абсолютным властелином. Вот как выглядит эта короткая партия:


Пешка е4: взлом границ. В начале любой партии возможен ход пешкой, остальные фигуры недоступны. Незнакомые люди автоматически отделены глухими границами, вот почему большинство знакомств происходит постепенно, на работе или в общих компаниях, оф или онлайн, границы открываются с обеих сторон под относительным контролем. Охотник, который уверенно и настойчиво взламывает границы отгородившейся от него незнакомой женщине (Гоша применил прием глубокого вторжения – «читаю мысли, знаю о тебе все, расскажу твои тайные желания») имеет очень много шансов быть посланным подальше, но так же он имеет немалый шанс впечатлить и поразить женщину, то есть вскрыть ее защиту и установить симпатическую связь. Все зависит от ситуативной уязвимости женщины (Катерина ехала от семейной подруги, женскому счастью которой завидовала, и переживала унижение после встречи с женатым любовником, то есть остро ощущала свое одиночество) и от того, насколько это вторжение покажется ей неприятным (Гоше удалось Катерину рассмешить ). Достаточно, чтобы женщина восприняла простой взлом с насмешливым любопытством ("ну-ну"), чтобы стал возможен следующий ход.


Слон с4: боевая атака. Вторым ходом этой маленькой партии охотник занимает территорию жертвы, используя как стратегию неожиданность (внезапно появляется словно из-под земли и быстро исчезает), как оружие - все ту же фамильярность, то есть вторжение (ведет себя как старый близкий друг, как учитель, как будущий муж), как обезоруживающую ловушку – искренность и заботу («тебя довезу на такси на последние деньги, а сам пойду пешком», «давно жду тебя у подъезда, меня к тебе тянет», «отдыхай, я сам приготовлю ужин»). Пока жертва удивляется, недоумевает и чувствует себя на премьере забавного спектакля, она и сама не замечает, как случайный хам из электрички становится ее близким, залезает в ее холодильник, готовит ужин и разговаривает с дочкой как папаша.


Ферзь h5: самовыдвижение. Третий ход – вывод жертвы на собственную территорию, обычно бутафорскую, а не реальную, искусственно созданную и декоративную. Неожиданно вторгаясь на территорию жертвы, заставая ее спросонья в кровати и в других уязвимых ситуациях, специально повергая ее в смущение и растерянность, свою территорию охотник тщательно укрепляет. Обычно он приглашает (чаще внезапно привозит) ее туда, где он чувствует себя очень компетентным, где вся обстановка создает и поддерживает его отличное реноме (Гоша позвал Катерину на шашлыки в компанию, которая хором пела ему дифирамбы). Неплохо, если жертва при этом ощущает себя беспомощной, в этом случае ей можно протянуть сильную руку и создать импринтинг из верхней роли. Поход в горы или любая другая экстремальная ситуация, где охотнику отдают бразды, подойдет как нельзя лучше.


Ферзь f7: переворот. К этому моменту, хотя у жертвы уже едет крыша, она убеждена, что пока все контролирует. Охотник ей симпатичен, даже очень, но она согласна сближаться лишь при условии, что он и дальше будет радовать ее, создавать в ее жизни праздник и считаться с ее интересами. Охотнику же необходима полная победа, то есть такое положение вещей, при котором жертва ему принадлежит, а значит не ставит никаких условий, готова ради него на все и сам факт его присутствия уже является для нее счастьем. В описываемой короткой партии для окончательного захвата, то есть мата, все готово. Жертва влюблена, ее территория оккупирована, ей не хватает лишь возможности оценить силу своей зависимости, чтобы сдать трон. Дабы предоставить такую возможность хищник создает ситуацию, при которой жертва оказывается перед ним виновата, а он уязвлен в лучших чувствах и благородно уходит. Обычно этого достаточно, чтобы жертва оценила свою любовь («это лучший человек в моей жизни»), отказалась от любых притязаний на власть («я чуть не разрушила свое счастье») и окончательно открылась («делай со мной, что хочешь, я доверяю тебе»). Обычно хищник судит о завершении партии по тому, что жертва, настрадавшись, умоляет его простить и вернуться. Мат.

Лига психотерапии

5.2K постов25.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.

Задавайте любое количество уточняющих вопросов.

Ведите диалог уважительно.


Лучшие посты Лиги

http://rabota-psy.ru/stat/fav/


Все посты и обсуждения по датам

http://rabota-psy.ru/stat/lenta/


Онлайн сейчас и за последние сутки

http://rabota-psy.ru/stat/


Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
6
Автор поста оценил этот комментарий

Мне всегда казалось, что "она пала" от безнадежности - достойного мужчины рядом нет, общественность давит. Тогда разведенка это было не то, что сейчас, это позор или она даже сама ребенка родила, я не очень помню.


В общем, нужен был мужик в доме потому как так положено. Тут уж какой подвернулся - ничего хорошего, с другой стороны какие-никакие достоинства есть.

раскрыть ветку (218)
7
Автор поста оценил этот комментарий

Совершенно согласна. Она с ним в электричке познакомилась, насколько я помню? В совершенно раздрызганном душевном состоянии? Так оно простительно...


А касательно всеобщей симпатии к герою Баталова - ну вот не всеобщая она (я про аудиторию). Никогда не нравился этот Гоша-Жора и т.п.

раскрыть ветку (214)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Вы просто очень юная, поэтому такой образ, да еще из прошлого, конечно, не может Вас заинтересовать, а речь идет о миллионах советских женщин, для которых герой Баталова стал эталоном мужчины.

раскрыть ветку (5)
1
Автор поста оценил этот комментарий

За комплимент спасибо) но я, как бы это сказать, тоже в числе тех миллионов)

раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий

а в чем его эталоность?

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Это не ко мне вопрос, для меня он не эталон...

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
Простите, похоже я куда-то не туда нажал и вопрос адресовался Вам.
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Ничего страшного) Я перечитала свой ответ и поняла - его можно прочесть и так, что я тоже принадлежу к миллионам советских женщин (это правда), для которых герой Баталова стал эталоном (а это совсем не так).

4
Автор поста оценил этот комментарий

Тоже верно - познакомилась она с ним, когда жизнь ее стала морально добивать, в таком состоянии критичность снижена и не с таким поведешься.


Я еще думаю, тогда же не только общественность плохо относилась к одиноким женщинам на уровне "соседки по двору", тогда и с экранов кино и телевизора транслировали общественную мораль - надо быть замужем. Что-то вспомнилось, уже не помню какое кино, но там муж-алкоголик и показывали сцену как она его кодировать пыталась. Это же тоже мессидж для масс - не уходить, а кодировать, спасать до последнего. Сцена-то показана так, что сразу становилось понятно, что вот лечить будет настоящая женщина, это и есть правильно.


В общем, это кино про "как правильно". А правильно тогда было быть замужем и терпеть.


Тоже согласна, что она не всеобщая эта симпатия.

раскрыть ветку (138)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Алиса, вот согласна с Вами полностью, не только в этом комментарии. Персонаж Гоша - тот ещё фрукт при обаянии Баталова. Я бы разделяла их. Представьте на минуту, что его играл бы неизвестный актёр. Остался бы типаж в чистом виде: нагловатый, выпивающий, неуживчивый (но, типа, талантливый) специалист со средним образованием, истерично уходящий в запой, если что не по нему. А чего такая тяга к Катерине? "Люблюнемогу"? Сомневаюсь. Удобная, порядочная, обеспеченная женщина, с лёгкостью им "склеенная", даже не завоёванная. Мне её жалко.
раскрыть ветку (121)
4
Автор поста оценил этот комментарий

в вашем описании отсутствуют три ключевых момента про Гошу


помог старушке нести самовар

любим коллегами за золотые руки и за качества

наготовил прекрасный ужин

раскрыть ветку (73)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Вот и молодец! Дать печеньку и отправить домой, а не убиваться, как Катерина.
раскрыть ветку (12)
2
Автор поста оценил этот комментарий

а как Вам кажется, по кому можно было бы "убиваться"?

какими чертами должен обладать мужчина и не обладает Гоша?

раскрыть ветку (11)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Я могу только о себе сказать, не имею морального права обобщать, т.к. сама зачастую косячу. А так на вкус и цвет все фломастеры разные. Просто Гоша - не моё. А по моему, да, "убиваюсь" )
раскрыть ветку (8)
2
Автор поста оценил этот комментарий

в этих аксиомах - у Гоши как у любого живого человека есть право на свои косяки :)


а самые удачные браки - те, в которых "дружат" косяки у пары :)))

раскрыть ветку (7)
3
Автор поста оценил этот комментарий

дружат косяки у пары? это как?

раскрыть ветку (6)
2
Автор поста оценил этот комментарий

когда чтото, что в обществе считается "косяком" и/или партнером А считается "косяком", не разрушает отношений, и так в обе стороны, то есть партнер Б чтото считает "косяком" в А, но это не разрушает отношений


когда объективные недостатки или сложности или проблемы партнера не становятся ни причиной расставания, ни источником постоянных энергетически насыщенных конфликтов

раскрыть ветку (5)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Гоша терпением не обладает,а в семейной жизни без этого бяда.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

ну так все же разное проигрывают через брак

и разному учатся


поэтому и выглядит живой история


*шепотом* особенно для тех, кому к сорока, и у кого уже есть личный опыт мезальянса, в ту или иную сторону

3
Автор поста оценил этот комментарий

Никто ж не говорит, что он совсем "ужас-ужас",  кое какие достоинства есть. Но партия он все равно плохая.

раскрыть ветку (56)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Это слова героини Муравьевой, не Катерины :))

раскрыть ветку (55)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Так и со стороны, ужас-ужас ))

раскрыть ветку (54)
4
Автор поста оценил этот комментарий

я больше про идею "хорошей партии" :))


Катерина не ищет хорошей партии, имхо, она ищет любви, быть влюбленной, любить, быть любимой (со всеми рисками в этом содержащимися).


И она имеет право искать именно любви - карьера, достаток, взрослая дочь, социальная активность (она депутат, вроде?), шикарно одета, думаю, на работе ее многие хотят (сейчас бы хотели, точно, не знаю, как при союзе), даже прошлые гештальты позакрывала (встреча с Рудиком, смерть несостоявшейся свекрови и т.д.)


чего еще ждать от жизни? только внуков, секса и любви


все остальное у нее есть


это у Муравьевой героини - только квартира и заграничный халат, и то, имхо, режиссер и ей надежду подарил на то, что Хоккеист завяжет с алкоголем и начнет нормальную жизнь, простую, без загранкомандировок, и что у них все еще возможно...

раскрыть ветку (53)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Не знаю я вижу только плохую партию. Карьера вкупе с одиночеством... я слишком хорошо помню как тогда отзывалось об этом старшее поколение. Это проигрыш. Она неудачница, по фильму это чувствуется, даже в сцене с поездом прямо говорят "оценивающий взгляд". Да и вообще, диалог так построен - факт своего не замужа она пытается скрыть как "постыдное пятно" на биографии.


Растить ребенка без отца тоже позор по тогдашним нормам.


Единственное - да хорошо одета, но опять же - без мужика, ей надо "товар лицом показать", даже если бы не было денег хорошо одеваться пришлось бы.


И при этом никого нет и не предвидится. Точнее предвидятся только женатые, что обидно, она не глупая женщина, без "моральных" изъянов в том плане, что человек хороший-то,а вокруг получается все равно ток потребители.


Поэтому хоть плохонький, но все то лучше чем ничего. Показана история женщины, которая в молодости совершила ошибку, а второго шанса так и не предвиделось, вот пришлось хоть на что-то соглашаться. История-то правдивая, жизненная, но слишком уж грустная.


Я люблю смотреть сказки со счастливым концом )))

раскрыть ветку (52)
4
Автор поста оценил этот комментарий

да, это вариант трактовки

но я говорю про саму категорию "партия"

Катерина не мыслит такими понятиями, имхо


и Меньшову тоже важно показать три разных женских стратегии

Первая - удачный брак нормальных людей, по любви, ровни - получилось по фильму

Вторая - потребительская стратегия сыграть выгодную партию - не получилось по фильму

Третья - вообще нет идеи "брак как партия", то есть нет идеи "брак как социальный лифт" - получилось по фильму

2
Автор поста оценил этот комментарий

но вот в исходном посту, имхо, другая трактовка

не пришлось соглашаться, а влюбил в себя

раскрыть ветку (50)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Александре помог с гопниками на улице

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

ага, выше вспомнила про это

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

да,я не успеваю всё читать :)

1
Автор поста оценил этот комментарий

а, еще, решил проблему дочери

раскрыть ветку (46)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Не обязательно жениться из-за этого. Достаточно хорошего (если это так) секса без выноса мозга при раздельном проживании.
раскрыть ветку (45)
2
Автор поста оценил этот комментарий

кому как :)


всех же разное возбуждает и разного хочется

раскрыть ветку (44)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Судя по тому, что Катерина спала на пикнике, ей тупо хочется отдыха, а не экстрима. А с алкоголиком, да, весело )
раскрыть ветку (43)
3
Автор поста оценил этот комментарий

вот, кстати, да, спасибо, напомнили еще и пятый важный момент про хорошесть Гоши


он создал ей условия для поспать

понял, что ей нужно, и дал ей это


причем неоднократно, в сцене с ужином, она тоже заснула в другой комнате в кресле, а он с дочерью-тунеядкой приготовил ужин :)


ну а что касается алкоголизма - то это медицинский диагноз, мало данных :)

раскрыть ветку (42)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Достаточно информации о том, что он ушёл в запой. Это очень серьёзно. Я бы с ним после этого разорвала все отношения. А так у Катерины все шансы стать созависимой и попасть (всё термин забываю) в треугольник. Стокгольмский синдром приобрести. И прочие прелести жизни с алкозависимым познать.
раскрыть ветку (41)
3
Автор поста оценил этот комментарий

понимаете, фильм, как и любое хорошее произведение, это проективный тест


как мы "додумываем" сюжет за авторов


вот я думаю про чтото свое, своим способом и своими страхами дописываю историю, Вы думаете чтото свое, другие участники обсуждение - третье


и в конечном итоге - это в меньшей степени про героев, и в большей - про нас


Меньшов даже по слухам собирался снимать Москву Слезам не Верит десять лет спустя, или даже снял? С дочерью в главной роли, в роли Александры

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий

но как он в запой ушёл красиво,от переживаний :)))

это не правильно конечно,но романтично

раскрыть ветку (38)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Да, и итоговая сцена, ( вместо долгого поцелуя в современной мелодраме) , он спрашивает, есть ли чего на ужин, и она ему на двойную тарелочку борща, щеку подперла и смотрит как он ест. Очень нормативная, на всю страну сцена. "Счастье женщины - смотреть как мужчина ест борщ".
раскрыть ветку (14)
Автор поста оценил этот комментарий

Ну.


Ладно поцелуй, может его тогда бы не пропустили, но чего вот совместно не поесть-то хотя бы :-/

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

(в первой серии топлесс на полсекунды пропустили)

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Тогда тем более ))) - где поцелуй! ))) или хотя бы объятья )

Автор поста оценил этот комментарий
Я люблю смотреть как муж ест, у него за ушами трещит. При том, что раскладывает еду в совместных трапезах он. Но налить суп пришедшему усталым мужу, снимающему куртку с вопросом "есть что пожрать" - это удовольствие. Которое бывает достаточно редко, кстати.

:)

раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий

То, как сцена поставлена, есть какой-то оттенок, не могу объяснить, может то,  как быстро она суетнулась наливать с фразой "конечно, есть!", и к этому не ест сама, а подперев щеку любуется. Так бабушки предыдущих поколений смотрели как внуки едят, с умилением.


По фильму, она в таком стрессе, и все время плачет, из комнаты не выходит, так что друзья проводят с ней весь день.

Но хозяйкой быть отменной всенепременно женщина советская должна! Стол сервирован двойными тарелками, борщ из супницы, (и борща там этого много, не на мама+дочка), метнулась-подала. А он, на минуточку, хоть и в костюме, но полчаса всего как из запоя.

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий
Вот с этим запоем загадка для меня. После развода уйдя в коммуналку и оставив квартиру жене не спился. А из-за ссоры с Катериной - запой. Какая-то нетривиальная реакция у него, получается. Как и у неё с этими тарелками и супницей. Вот из этого я могу предположить про взаимную любовь, но что-то она какая-то мазохистская у них у обоих.
раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Вариант - сам себя посадил в лужу, опозорился, можно сказать. Он же, до того как это всё узнал, разливался на тему важности статуса и того, что Катерина работает, вероятно не выше такой-то должности, это вызывало даже заминку в разговоре, но Гоша всё это проглядел, а тут его внезапно догнало. И абсолютная невозможность это признать, почувствовать себя "лопухнувшимся", как обычный человек. Плюс очень настойчивое стремление создателей фильма помочь персонажу "сохранить лицо".

1
Автор поста оценил этот комментарий

Я не смотрела фильм до вчерашнего дня. Но фразы из беседы Гоши с (Мужем подруги) в разных контекстах были знакомы: Что в мире делается?

Эта сцена - кухонного мужского понимания, (в коммунальной квартире, при подслушивающих старушках), она была очень близка массам.

Я думаю что Гоша пил ради того чтобы эту сцену вставить в фильм. а не по сюжету роли.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Возможно. С этой стороны я не думала. Какая интересная мысль! Спасибо :)
Автор поста оценил этот комментарий

Мне показалось, что героиня была в прострации, а борща наготовила более домовитая подруга, чтобы поесть самим и накормить великовозрастную дочь-тунеядку :)

Автор поста оценил этот комментарий
Очень нормативная, на всю страну сцена. "Счастье женщины - смотреть как мужчина ест борщ".

О да! Как-будто маячок в мозг установить пытаются.

1
Автор поста оценил этот комментарий

это архетипическая сцена


Баба Яга кормит Иван Царевича


первобытные женщины кормят мужчин, чтобы завтра было что есть и было как защититься


женщина кормит грудью младенца и ей это в удовольствие - для любителей психоанализа


сводить ее, сцену, как ниже или выше сводят к "маячкам" или к "ссср" не верно, имхо

эти маячки стоят в нашей голове давно

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

это да.


а также архетип БОРЩа ))!

я от архетипа борща - не откажусь.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Да!

1
Автор поста оценил этот комментарий

тогда бы это кино не вызвало такого протеста у киношных чиновников и киношников

оно было очень холодно встречено в проф соо

и очень горячо людьми

2
Автор поста оценил этот комментарий

я Баталова люблю как актера очень, а герой его мне нравится тем, что он очень живой


"прокачанный" и "спонтанный", как, наверное, сказали бы в блоге уважаемой Эволюции :)

3
Автор поста оценил этот комментарий

но он эффектный,этим и берёт. Он говорит не штампами,он пытается понять человека напротив него,разобрать что в его голове и тем самым со-подстраивается.

раскрыть ветку (67)
3
Автор поста оценил этот комментарий

он, имхо, соединяет в себе две тенденции


с одной стороны, это патриархальный идеал (только без иерархического статуса)

с другой стороны, это эмпат, который знает как склеить женщину и явно умеет хорошо заниматься сексом


поэтому он - герой - так многим полюбился, а у фильма - Оскар


если бы Меньшов дал Гоше статус, то есть Гоша бы оказался не мастером, а ведущим инженером хотя бы, или руководителем НИИ, то контраст с Героиней был бы не таким ярким, и само появление Гоши - было бы еще больше натянутым, нереальным, слишком киношным

раскрыть ветку (9)
5
Автор поста оценил этот комментарий

с одной стороны, это патриархальный идеал (только без иерархического статуса)

это взгляд со стороны. а сам Гоша считал, что мужик должен зарабатывать деньги больше чем его женщина. (сцена с пикником)

раскрыть ветку (3)
4
Автор поста оценил этот комментарий

не поняла

так Гоша и есть патриархальный идеал - денег должно быть больше у мужа

раскрыть ветку (2)
4
Автор поста оценил этот комментарий

он приветствует иерархию - "денег у мужика должно быть больше",

а вы написали что патриархальный идеал (только без иерархического статуса)

раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий

а, поняла


патриархальный идеал: больше денег, выше статус (как две несвязанные, отдельные вещи, два параметра)

из такой аксиомы я исходила

4
Автор поста оценил этот комментарий

фильм весь построен на контрастах.

провинциалка катя, студентка и роман с москвичом, подающем большие надежды.

муравьева там конечно отжигает, молодец)) крушит вообще все границы.

бронетранспортер.

и лишь третья пара-пара ровни! и она есть в фильме, и она показана.

та пара, которая строит равные отношения.

та пара, которая несет равную ответственность за свои отношения.

семья мужа показана-очень достойная, очень хорошая.

я подозреваю что и у жены там очень теплая и хорошая семья.

я правда их имена забыла, но не суть)))

я же помню атмосфЭру.


и вот студентка-провинциалка катя вырастает в директора комбината.

и опять контраст.

и опять неравные отношения.

и опять бьют больно.

и опять отдает себя на волю мужчины.

как и в первом случае, как и в романе с женатым, там и сейчас.

классная тетка, хороший человек, добрая подруга-вот почему так а?


с героиней муравьевы сложнее разобраться)))

та всегда хотела яркой жизни и жизнь ее ничему не научила-в том месте, где она засмотрелась на генерала.

а судя по тому, что она работала в химчистке, она так и не выучилась-все порхала! как только мужику на шею села, так похоже учебу и бросила.

или она уже на момент первого кадра не училась?

но ведь должна была учиться, нет?

чего она тогда в москву приехала?

тоже не смогла выстроить равные отношения с равной ответственностью в паре.

раскрыть ветку (4)
4
Автор поста оценил этот комментарий

По сюжетному - нужна была какая-то третья героиня, которая запускает сюжет собою, ведь не будь героини Муравьевой, не было бы героини Алентовой.


Муравьева рисует сценарий "потребителя" - когда они у родственников богатых Алентовой живут, она рассказывает свой жизненный план - обман мужа, муж должен быть из "богатых", рождение ребенка для привязки мужа, в том числе. Также она рассказывает про "чистые" профессии - для галочки, чтобы было, а не для "себя".


по сценарию , Муравьева работает на хлеб заводе и вроде нигде не учится.

Видимо, садится на шею к мужу-талантищу, но чтото в карьере идет не так у того и он начинает пить.

Жизненный план дает сбой еще на более раннем этапе - когда Муравьева выходит за любимого и преспективного, а не уже состоявшегося и с подпиткой от семьи-богатой.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

вот оно что)))

4
Автор поста оценил этот комментарий

то есть, она хотела не яркой жизни, имхо, а нормальной советской жизни, только на уровне более высоком, чем условный рабочий класс (уровня, на котором осталась третья героиня со своим мужем,  которые в счастье прожилили всю жизнь)

4
Автор поста оценил этот комментарий

Муравьева самая интересная героиня, имхо, особенно, если смотреть фильм сейчас, из сегодняшних реалий.


Я думаю, что может быть два пласта анализа, один сюжетный, нарративный, и второй - психологический.

2
Автор поста оценил этот комментарий

Уверенный, это обычно привлекает, да...

Но местами он прямо самоуверенный. Чересчур. Хотя, может быть, Катерине в таком состоянии


после того первого всё как оборвалось,она только и жила чтобы выжить

как раз и надо было вот этой уверенности через край, чтобы напитаться-отогреться...

раскрыть ветку (56)
4
Автор поста оценил этот комментарий

вот и я думаю в этом направлении. Она устала тянуть на себе,а он так самопредставился со своей уверенностью что ей захотелось облокотиться на него,побыть слабой.

раскрыть ветку (55)
5
Автор поста оценил этот комментарий

я думаю, что у них был хороший секс ))


этот фильм, как и все фильмы Меньшова, просто дышит сексом

что для советского фильма большая редкость и большая удача


в нем - в фильме - телесности много, энергии притяжения

раскрыть ветку (54)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Разрешите до Вас докопаться? Вот сцена пикника, что Вы подразумеваете тут под телесностью? https://www.youtube.com/watch?v=8m5Hzzt8Wws

раскрыть ветку (51)
3
Автор поста оценил этот комментарий

до меня всегда можно докапываться, не спрашивая разрешения :)


но сначала я в своем стиле позволю себе докопаться до Вашего вопроса:


Вы хотите, чтобы я именно в этой сцене нашла телесность? Почему именно в этой?

раскрыть ветку (50)
1
Автор поста оценил этот комментарий

вы написали что в нем - в фильме - телесности много, энергии притяжения

я взял первую попавшуюся сцену - пикник, где на мой взгляд притяжения мало.

Потом мне интересно, что подразумеваете под этим термином - телесность?

раскрыть ветку (49)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Третье - симоволическое.


Это плед, которым Гоша укрывает Катерину.


У пледа есть фактура, есть тяжесть, есть тепло. Все эти три вещи - кинестетические, то есть про тело и телесность.


кроме того, плед - это про объятия, про контакт, завернуться в плед - символически воссоздать вокруг себя существование другого человека, как Покров Богородицы, что-то, чем тебя покрывают, чтобы защитить, согреть, проявить заботу

3
Автор поста оценил этот комментарий

Второе


мне как зрителю очевидно, что у Гоши и Кати будет секс (или он у них уже был? я не помню)

я не знаю, как это сделано режиссером, но это очевидно, это чувствуется, если подключаться эмпатически к происходящему на экране


возможно, сюжет (свидание), возможно, игра актеров - но понятно, что эти двое тянутся к друг другу, ощущается это


это тоже про телесность

каждый из нас был в такой ситуации (сюжет свидание), за каждой из нас ухаживали (с последующим сексом), каждый из нас делал чтото по отношению к женщине, которая ему нравится (и с которой хотел бы заняться сексом)


в эмпатическом единении с героями в этой сцене возникает "воспоминание" о себе в такой ситуации - это задача кино, создать со-переживание у зрителя

и это со-переживание в частности - про тело (про секс)

раскрыть ветку (24)
3
Автор поста оценил этот комментарий

если посмотреть там много режиссерских ходов, самый главный, имхо - это настроение, которое передает музыка:


— Чем же все это окончится?— Будет апрель.

— Будет апрель, вы уверены?— Да, я уверен.

Я уже слышал, и слух этот мною проверен,

будто бы в роще сегодня звенела свирель.



— Что же из этого следует?— Следует жить,

шить сарафаны и легкие платья из ситца.

— Вы полагаете, все это будет носиться?

— Я полагаю,что все это следует шить.

раскрыть ветку (23)
4
Автор поста оценил этот комментарий

аа, поняла Вас


в чем я вижу телесность

я сценку по ссылке не пересматриваю, так как лень, и помню ее в красках :))


первое


телесность - в природе

в природе, которой Баталов позволяет Алентовой наслаждаться

до этого и после в фильме природа показана с... эээ... ну так скажем, эксплуататорским переносом, на ней работают, беря из нее еду

а в этой сцене - она чуть ли не единственная не в городе и без работы, вроде еще Муравьева лежала на траве с Алентовой и болтали, тоже телесная сцена


так вот, в этой сцене - красота природы показана (а Меньшов как режиссер умеет снимать природу) и контакт с природой

что в человеке от природы? Его тело. Ни работа, ни машина, ни квартира, ни статус - не от природы, а тело - от природы.

Метафорически - в этой сцене, где Алентова сидит в кресле под пледом и любуется видом и отдыхает - Баталов позволяет Алентовой соприкоснуться с природой, а значит, и с собой, со своим телом, не функцией ей быть (например, жарить как советской бабе шашлыки или овощи чистить, или закатывать консерву), а быть собой, телом

раскрыть ветку (22)
4
Автор поста оценил этот комментарий

ого, вы это красиво завернули -)

раскрыть ветку (3)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Мне фильмы Меньшова не нравятся, хотя вы красиво написали.

Недавно в теме про Роршаха обсуждали спутанную или диффузную идентичность, которая есть у советского человека. Мне герои все кажутся фальшивыми с наигранными чувствами у Меньшова.

раскрыть ветку (6)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Эх, хоть это всё мне совершенно не близко и "не моё", но вы так здорово всё расписали в этой серии комментариев, прямо попадаешь под влияние текста, спасибо.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Супер!
раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Чаще моя жена жарит шашлык. Моя задача собрать мангал, раздобыть дрова, напалить жар. Шашлыки жарили не менее 30 раз в этом году. Как-то обесценивающе читается этот текст у вас в комментарии :)
На удивление, в єтом году больше обычного закрыли консервации. Обычно клубничного варенья литр 10 и все.
Почему это не может приносит наслаждение? Почему сразу функция?
раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Да, я была удивлена увидев еще в первой серии проходящую-мимо-в-душ работницу завода топлесс. Она майку стягивает и шагает в душ, полсекунды.
Мне казалось, что была мощнее цензура.
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

да! там и разговоры некоторые весьма откровенные

и сцена соблазненния Рудиком Кати

и сцена с Табаковым

и как Гоша с Катей кровать в спешке застилают

и про аборт

3
Автор поста оценил этот комментарий

а мне кажется он её разбудил,как женщину. Она вспомнила что может быть любима,любить и страдать от любви,ведь у неё после того первого всё как оборвалось,она только и жила чтобы выжить,поставить дочь на ноги.

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

у нее был женатый любовник, Табаков его играет

гениальные сцены про их связь

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

точно...как я про него забыла,наверное потому что он никакой :)

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку