Роршах, Фрейд, Юнг и сектанты
Герман Роршах
Два десятилетия в профессии
В 1909-1912 годах Роршах работал психиатром и трудился над диссертацией, которую успешно защитил. В 1914 году супружеская чета провела семь месяцев в России, совершив поездки в столицу и по Волге к родственникам жены.
Герман Роршах работал психиатром в санатории при ст. «Крюково» Николаевской жел. дор. Е.Н. Рукавишниковой и д-ра мед. Н.А. Вырубова в Московской губернии. Санаторий располагался в трех верстах от одноименной станции, здесь отдыхал писатель Владимир Короленко, приезжал навестить свою мать поэт Александр Блок. Старое Крюково ныне микрорайон Зеленограда.
Анна Роршах писала биографу о брате: «Крюково было интересным местом, однако аристократические пациенты полностью отбирали у Германа его силу и его время, так что у него вовсе не оставалось времени на досуг или даже на то, чтобы собранный материал записать в свой дневник и реализовывать его. Герман как-то сказал мне, что он как художник, который стоит перед красивым ландшафтом без холста и красок. Я полагаю, что едва ли у Германа после его российского опыта позднее возникло серьезное намерение еще раз приехать работать в Россию. Это желание, однако, сохранялось у его жены».
Досуг Роршах посвящал науке. Его отличал независимый и оригинальный исследовательский ум, а главным интересом были религиозные секты. В осмыслении проблемы сектантства обнаруживаются реминисценции как опыта студенческих лет, когда он наблюдал народовольцев в эмиграции и «кружковщину» русских социал-революционеров, так и работы в среде врачей, увлечённых «Толкованием сновидений» Фрейда (1904-1910), и событий последующих лет, когда Юнг прекратил сотрудничество и с Блёйлером, и с Фрейдом и предложил свои теории коллективного бессознательного, индивидуации и архетипов (1916-1919). И в двадцать первом веке тема ненадлежащего обращения – abuse – в замкнутых социальных группах продолжает волновать общество.
Современники знали Роршаха как учёного, который применил психобиографический метод, чтобы воссоздать общую картину религиозных сект Швейцарии. «Собранные им документальные доказательства уходят корнями в глубину XII века. Общая идея сектантов, что «пенис свят», «пенису необходимо поклоняться», «моча пениса это небесная капля и небесный бальзам», половые сношения как средство изгнания демонов из юных девушек, «святость инцеста» - передавалась из семьи в семью.
Роршах установил, что секта Бинггели (так звали пациента, арестованного за инцест с дочерью, лечащим врачом которого он был) восходит к более старой секте, и в течение четырех столетий десять его предков сыграли в жизни таких сект важную роль. Роршах доказал, что секты всегда встречались в местностях, совпадавших с родовыми границами, и были распространены среди населения, религиозное воодушевление которого находилось в резком контрасте с отсутствием политических интересов.
Глав сект он разделял на два типа: пассивные, которые использовались общиной, оставаясь без значительного личного влияния, и активные, называвшие себя пророками. В соответствии со взглядами Роршаха, шизофреничный пророк оказывает значительно более сильное влияние; его учение содержит не только «низменную мифологию» невротичного пророка, происходящую из его личных комплексов, но и «высокую мифологию», истоки которой в архетипах и глубинах бессознательного, что производит более сильное впечатление на его приверженцев».
Роршах не публиковал свои материалы о сектантах, хотя регулярно печатал научные статьи на другие темы. Ричард Нолл пишет в монографии: «Фрейд столь сильно вознесся в двадцатом веке, что мы порой склонны забывать, сколь малой известностью он пользовался в начале своей карьеры. До Первой мировой войны средний статистический гражданин Австро-Венгерской империи, вероятно, даже не знал его имени (в сегодняшней Австрии его изображение имеется на денежных купюрах.)
Вплоть до 1902 г. Фрейд по большей части работал в «царственном уединении» и, по сути, сам и был психоаналитическим движением. К тому времени, когда Фрейд с Юнгом начали свою переписку, количество членов общества выросло до семнадцати. Еще через два года (в 1908 г.) сорок участников из шести стран посетили первый конгресс Международной психоаналитической ассоциации в Зальцбурге.
Тот факт, что психоанализ, рассматривавшийся до тех пор как чисто еврейское событие, привлек внимание Блёйлера и его штата, состоявшего преимущественно из швейцарцев-христиан, был большой удачей для Фрейда и расширил его влияние. Юнг был главным организатором движения, а когда в 1910 г. была основана Международная психоаналитическая ассоциация, стал ее первым президентом. Первый официальный письменный контакт между этими двумя людьми состоялся в 1906 г., а встретились они впервые в квартире Фрейда в Вене в 1907 г. В 1913 г. они обменялись письмами, в которых выразили согласие прекратить личные отношения».
Роршах учился в университетской психиатрической клинике в Бургхёльцли студентом, затем под руководством Блёйлера писал диссертацию, в 1920-х годах был вице-президентом швейцарского психоаналитического общества, и, вероятно, имел основания для решения писать о сектах и их невротичных и шизофреничных пророках «в стол».
Окончание в следующем посте.
По материалам
Бермант-Полякова О.В. Современные тенденции в психодиагностике на примере Роршах-теста // Арбайтен, Ольга Викторовна! Издательские решения, 2016. 384 с.
Bermant-Polyakova O.V. (2010) Advanced Trends in Psychodiagnostics on the Rorschach // Psychotherapy. № 8 (78). P. 16-25.
Начало здесь
http://pikabu.ru/story/german_rorshakh_byil_zhenat_na_russko...

Роршарх и Зеленоград -впечатлило
Секты Роршаха интересовали значит. Странно и непонятно.
Какой фон у сообщества сегодня красивый.
Так это же почти Фрейд)