О кинодилогии "Брат"

Почти год не публиковался здесь. Сейчас самому это странно, потому что значительная часть 2020-го прошла в режиме карантина из-за Covid-19. Но, несмотря на это, по вашим плюсам и минусам я соскучился только сейчас (в январе 2021-го).

В августе прошлого года я съездил в Питер, и до сих пор иногда вспоминаю поездку. Одной из примечательных черт города на Неве является то, что там, судя по сувенирам и товарам для туристов, самыми популярными являются 3 персонажа: Шнур, Путин и Данила Багров из фильмов "Брат" и "Брат 2". И если первый вызывает противоречивые впечатления, последние - резко отрицательное. С Путиным всё понятно, но "Брата" многие любят, поэтому сейчас объясню, почему для многих россиян культовый персонаж в исполнении Сергея Бодрова на самом деле является отрицательным.

Сразу обозначу, что к актёру Сергею Бодрову и режиссёру Алексею Балабанову негативных чувств и эмоций не испытываю, считаю их настоящими профессионалами. Но франшиза "Брат" получилась ужасной, и в этом вина не только создателей фильмов.

Начнём с того, что при последовательном просмотре обоих фильмов бросается в глаза их полярность. Первый "Брат" снят в мрачных желтоватых оттенках (и дело не только в осеннем Петербурге), второй - яркий и красочный. В первом Данила Багров предстал недавно вернувшимся с войны человеком без жизненных целей и с потерянным взглядом; во втором он уже относительно богат, мелькает на ТВ и спит с известной певицей. Первый фильм уделяет основное внимание одному главному герою, во 2-й части главных героев по сути два (Данила и его брат Виктор).

О чём это может свидетельствовать? Явно не о каком-то развитии героя, о котором говорят поклонники франшизы. Дело в том, что Балабанов снимал фильм и писал героя так, чтобы он был близок к типичному российскому зрителю. Первая часть вышла в 1997-м (конец 90-х), когда лицом эпохи был бандит с оружием и отсутствием осмысленности на лице. Именно такими были и сам главный герой, и большая часть персонажей 1-й ленты.

2-й фильм вышел в 2000-м, когда бандиты массово переходили от убийств и рэкета к сидению в тёплых чиновничьих и предпринимательских кабинетах (цитируя героя другого балабановского фильма: "А вы чё, ребята, всё стреляете? А уже не стреляют. Сейчас по-другому бизнес делается"). Поэтому и основные персонажи показаны не отморозками из подворотни, а этакой российской разновидностью мафиози из итальянского кино. И противостоят Багровы уже не рыночным Таджикам в Питере, а американским бизнесменам.

Но это всё лирика. Перейду напрямую к обозначенной в заголовке теме статьи. Вот за что я ненавижу эти фильмы и их персонажей:

1. Это фильм про отморозков. Более того, главный герой - отморозок. Данила Багров легко и хладнокровно убивает кучу людей, является выраженным расистом, ведёт себя как гопник... И основная проблема не в этом, а что именно в таком персонаже многие россияне увидели себя. и, судя по питерским товарам и пацанским сообществам в соцсетях, до сих пор отождествляют себя с ним. Вряд ли Балабанов и Бодров этого хотели, но они воспитали поколение быдла

2. Цитаты из фильма, которые знает наизусть практически каждый россиянин и которыми пестрят быдлопаблики в соцсетях. Что первое приходит в голову? Конечно же: "сила в правде", "не брат ты мне, гнида черножопая", "я сам милиционер", "ты ж мне брат", "вот уроды"... То, что эти высеры разлетелись по головам и языкам людей, свидетельствует об упадке культуры и интеллекта. И фильм в этом отчасти виновен

3. Противопоставление русского всему инородному. В первом фильме явная враждебность к представителям Средней Азии и Кавказа, во втором содержатся агрессивные выпады против украинцев и американцев. Народ при просмотрел действительно угорал над шутками героя Сухорукова в духе "вот уроды" и "вы мне ещё за Севастополь ответите". Я сам смеялся, когда в детстве смотрел эти фильмы. Только с возрастом я понял, какое быдло является главными персонажами этой франшизы

4. Неадекватное отображение США. В первом фильме показан Санкт-Петербург в эпоху "лихих 90-х". Такой антураж массовому зрителю понравился, поэтому Балабанов решил показать, чтобы было бы, если б этот период был в Америке. Но в Америке не было "лихих 90-х", поэтому "Брат 2" выглядит как жалкая попытка очернить заокеанских соседей, потому что в фильме на самом деле показан не Чикаго, а всё тот же "бандитский Петербург" на фоне блистательных небоскрёбов. А многие российские зрители ведь поверили

5. Деградация. Имею в виду падение уровня 2-й части относительно и так посредственной 1-й. Первый "Брат" цеплял хотя бы русской атмосферой и видами осеннего Питера. Главного героя нельзя принять, но можно понять. Парень вернулся с войны, умеет только убивать и исполнять приказы, крайне беден, поддался влиянию ставшего отморозком старшего брата, не имеет жизненной цели и чётких ценностей... В конце - любимый русский мотив со всепрощением.

Что же во второй? Из вчерашнего мальчишки-киллера сделали какого-то полумажора, хотя в конце предыдущей части он демонстративно отказался от денег. Из его брата, бывшего фактически главным антагонистом 1-го фильма, слепили второго главного героя, по харизме уделывавшего персонажа Бодрова. Вспомните, что Вы испытывали по отношению к Виктору при просмотре 1-го фильма и что испытывали, когда смотрели "Брат 2"... А ведь это один и тот же быдлан-отморозок. Только во второй части его сделали "своим парнем", которого затем разобрали на цитаты и на которого равнялись подростки. И шороху наводить они поехали в благополучную Америку (вообще, судя по фильму, туда из России переехали в основном проститутки и бандиты, а это не так).

Есть ли у франшизы положительные моменты? Да - музыка рок-групп ("Наутилус Помпилиус", "Аукцыон", Земфира, "Би-2", "Агата Кристи", "Сплин"...).
А как Вы относитесь к фильмам "Брат" и "Брат 2"? Одинаково ли отношение к обеим частям?

Ставьте плюсы при согласии с моим мнением и минусы, если являетесь фанатом фильмов про отморозков