2106

Навечно на посту....

3 октября 1986 года в Саргассовом море, в 1000 км северо-восточнее Бермудских островов, в 4-м ракетном отсеке подводной лодки К-219 вспыхнул пожар. Как следует из официальной информации того времени: «В целях обеспечения ядерной безопасности реактора для ручного опускания его компенсирующих решёток в 7-й отсек трижды вводились специалисты электромеханической боевой части». Одним из этих специалистов был командир трюмной группы дивизиона движения старший лейтенант Николай Беликов, другим, его подчинённый — матрос Сергей Преминин.Беликов с Премининым работали по очереди. Они опустили три решетки из четырёх. Из-за высокой температуры (около 70 градусов) Беликов потерял сознание. Оставшись в реакторном отсеке один, Сергей Преминин заглушил реактор, но выйти из отсека ему не удалось: возросшим давлением поджало переборку. Заклиненную дверь пытались открыть снаружи, но безрезультатно...Утром 6 октября было принято решение эвакуировать личный состав на подошедшие советские суда. В 11:03 субмарина затонула при буксировке на базу и опустилась на глубину 5500 метров, унося в своем корпусе Сергея Преминина, навечно оставшегося на боевом посту в реакторном отсеке...

Навечно на посту.... к-219, Герои, Реактор, Трагедия, Подводная лодка, Длиннопост
Навечно на посту.... к-219, Герои, Реактор, Трагедия, Подводная лодка, Длиннопост
Навечно на посту.... к-219, Герои, Реактор, Трагедия, Подводная лодка, Длиннопост
Навечно на посту.... к-219, Герои, Реактор, Трагедия, Подводная лодка, Длиннопост
Навечно на посту.... к-219, Герои, Реактор, Трагедия, Подводная лодка, Длиннопост

Найдены дубликаты

+126

7 октября 1986 года затонула подводная лодка К-219, возвращаясь из своего тринадцатого похода. Погибли четверо человек, остальной экипаж был спасён командиром - капитаном 2 ранга Британовым, который был назначен "крайним" в этой аварии и с позором уволен с флота. Авария произошла из-за негерметичности ракетной шахты №6, о которой знали все и много лет, но никто из штабов и командований не взял на себя смелости доложить о неисправности верховному командованию. Из-за раздавления корпуса ракеты в шахте в отсек начал поступать окислитель ракетного топлива. Была объявлена аварийная тревога, и личный состав покинул отсек. В отсеке остались три человека, погибшие от удушья. Далее в ракетной шахте №6 произошёл взрыв. Подводная лодка резко провалилась по глубине, но благодаря решительным и оперативным действиям экипажа всплыла на поверхность, продув главный балласт. В то же время было замечено критическое повышение температуры реактора, что могло привести к расплавлению активной зоны и радиоактивному загрязнению Бермудского залива. Дистанционно стержни компенсирующих решёток не управлялись, и было принято решение опустить их вручную. Старший лейтенант Николай Беликов и матрос Сергей Преминин, которому на тот момент было 20 лет, вошли в аппаратную выгородку, в которой к тому моменту температура достигала 70 градусов, кроме того по всей лодке распространялись ядовитые газы от сгоревшего ракетного топлива. Вручную стержни опускаются такой ручкой, как на мясорубке, только больше по размеру. После того, как три из четырёх решёток были опущены, Николай Беликов потерял сознание. Матрос Преминин вынес его и вернулся для того, чтобы опустить четвёртую решётку. Он её опустил, но выйти из отсека уже не смог - от перепадов температуры и давления дверь заклинило, и никакими усилиями открыть из соседнего отсека её не смогли. Сергей погиб либо от удушья, либо от перегрева.


Знали вы что-нибудь про него? А знали вы, что звание Героя Российской Федерации посмертно за то, что он предотвратил ядерную аварию, ему было присвоено только в 1997 году благодаря некоторым общественным деятелям.


Командир Британов приказал экипажу покинуть корабль и перейти на подоспевшее советское торговое судно.


Сам он до последнего стоял на мостике и охранял корабль от возможных попыток захвата вражескими силами с автоматом Калашникова в руках. Он покинул корабль только тогда, когда от кромки воды до рубки оставалось несколько сантиметров. А потом он почти год ожидал суда, но был помилован, но с флота уволен.


А потом лётчики морской авиации, которые сбрасывали на лодку изолирующие дыхательные аппараты, которые оказались почти все без регенеративных патронов, устроили массовую драку с офицерами тыла в Калининграде. Но вы же об этом не знали, правда? А потом четыре страны сняли фильм "Враждебные воды", посвящённый подвигу матроса Сергея Преминина. А знаете, какие это страны? Франция, Германия, Великобритания и США. А Питер Хутхаузен, военно-морской атташе Американского посольства в Москве, собрал и направил в правительство США документы на награждение Сергея Преминина медалью "Пурпурное сердце"...

раскрыть ветку 13
+68

не прикрепилась (((


На снимке капитан 2 ранга Британов отправляет поледнюю партию подводников с борта АПЛ и остаётся на корабле один. На заднем плане - разведывательный самолёт НАТО "Орион".

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 4
+5

Подлодку затопили поглубже от нато или она там течь дала какую то и сама?

раскрыть ветку 3
+30

«Игорь Британов — командир атомной подлодки К-219, восемнадцать лет назад потерпевшей катастрофу, — выиграл суд у создателей фильма «Враждебные воды». Прототип главного героя обвиняет авторов в намеренном искажении фактов... Авторам американского блокбастера «Враждебные воды» пришлось заплатить русскому подводнику несколько десятков тысяч долларов.


Фильм основан на реальных событиях 1986 года. В водах Атлантики неподалеку от США сталкиваются две подводные лодки: советская и американская. На борту русской субмарины возникает пожар. Ядерные реакторы в опасности.


Игорь Британов был командиром той самой субмарины. Американские продюсеры приехали к нему за консультациями, обещали заплатить за это приличный гонорар, но обманули. Уже накануне премьеры фильма они предложили Британову 5 тысяч долларов в обмен на право использования его образа...


Образ самого Игоря Британова, командира субмарины, в фильме воплотил звезда Голливуда Рудгерт Хауэр. Его игра бывшему подводнику понравилась.


Однако в фильме слишком много вымысла. Матросы грубят старшему по званию. Игорь Британов враждует с офицером КГБ, а в жизни они были друзьями. Но больше всего подводника задело то, что его в картине выставляют некомпетентным командиром.»

+35
Вот так вот, из-за тыловых пидарасов можешь и подохнуть, а хуле, им диточек кормить надо и продать налево казённое. Ублюдки
раскрыть ветку 3
+6

ЕМНИП просто никто из тыловиков не рискнул списать рег. патроны (содержащие платину) и выдать летунам... А вот в 90х исправных рег. патронов на складах уже практически не было.

раскрыть ветку 2
+8

Если бы не ваш комментарий, я бы так и не понял из текста ТС, что такого геройского сделал Преминин, попав в заклинивший отсек. Теперь очевидно

-9

Что за камент - упрёк? Упрёк кому? А главное за что? Что всем читателям пикабу по штату было положено об этом знать? Или как в песочнице на уровне 5 лет, я знаю, я перец, а Вы все остальные ещё не доросли?

Вы ещё упрекните, что США фильм про снайпера товарища Зайцева сняли.

-14
Теперь "героя" дают за то, что тебя подбили летящего на самолете ! Слава настоящим героям!
ещё комментарии
+722

Есть такая воинская традиция памяти, как зачисление в списки части навечно.
"Для военнослужащих, зачисленных навечно в списки личного состава воинской части (подразделения), в спальном помещении устанавливается кровать, которая постоянно содержится в образцовом состоянии. Над кроватью вывешиваются портрет военнослужащего и описание его подвига.

Фамилии военнослужащих, зачисленных навечно в списки личного состава, называются на каждой вечерней поверке."
Чтобы помнили...

раскрыть ветку 67
раскрыть ветку 1
+19
22 июля 2015 заложили корвет проекта 20380 Алдар Цыденжапов. Для информации
+291

спасибо за комментарий, хорошая традиция.

+18
До сих пор помню. " Сержант Таташвили. Погиб 31 декабря 1999 года, в бою под селом Харачой." Каждый вечер. Честь ему и вечная память.
раскрыть ветку 2
+1

http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=8162 может кому интересно

0
Офигеть, в новый год
+18
До мурашек че То...
+69
Было бы ещё неплохо родным ЗП выплачивать вечно.
раскрыть ветку 5
+54
Насколько я помню, матпомощь Героям России выплачивается в случае их смерти семье (родителям, супруге до нового брака или детям до совершеннолетия).
раскрыть ветку 2
+12

Увы и ах, сие было бы просто здорово, но зависит это не от армии, не от командира, а от государства. А то, что вчерашние мальчишки видят, на кого равняться- имхо, плохого здесь нет.

+3

Выплачивается за погибших при исполнении пенсия.

+16

Странно, но в списках пусть не на вечно, но на долго также остаются и безвести пропавшие солдаты СОЧ. В одной из частей места моей службы был такой, вроде как лет 10 в списках был.

раскрыть ветку 4
+2
А если не самовольно? Как тогда поступают?
раскрыть ветку 1
+3

Простите, но нашли что с чем сравнивать.

раскрыть ветку 1
+6

Служил в в/ч 59075 (Северодвинск). В нашей роте стояла койка Преминина. И на каждой вечерней поверке называют фамилию "Преминин!", и в ответ, как сейчас помню (10 лет прошло): "Матрос Сергей Преминин, погиб 3 октября 1986 года на атомной подводной лодке К-219, до конца выполнив свой воинский и конституционный долг".

+8

Вечная память!

раскрыть ветку 1
+9

И вечная слава всем жизнь положившим за други своя...

+42
Фамилии военнослужащих, зачисленных навечно в списки личного состава, называются на каждой вечерней поверке.

Но ведь никто не скажет "Я", что тогда говорят? "Отсутствует"?

раскрыть ветку 18
+259
Говорят громко что сделал. Слышит весь полк, если общеполковая поверка на плацу. Вообще производит впечатление каждый раз. Фио, звание и роту, а дальше к примеру "Погиб при выполнении служебной боевой задачи по разминированию того-то, того-то. Посмертно награждён орденом мужества, навечно зачислен в состав такой-то роты." и таких в полку не один. И слышишь про всех на каждой проверке. И частенько думаешь про них во время поверки, равнодушным мало кого оставляет.
раскрыть ветку 2
+42
У нас было двое закрикивающих. Один называет звание и имя: "рядовой Кадырбулатов", второй: "Герой Российской Федерации, рядовой Кадырбулатов, пал смертью храбрых в бою за единство и целостность России"
раскрыть ветку 1
+91

Батальон, приготовиться к вечерней поверке!

1. Майор Куников!

(выходит дежурный по роте)

Майор Цезарь Куников. Пал смертью храбрых в боях за свободу и независимость нашей Родины.

Навечно зачислен в списки части

2. Остальной личный состав

раскрыть ветку 1
+29
У нас в ответ говорили: "Пал смертью храбрых в бою за свободу и независимость Отечества Российской Федерации"
раскрыть ветку 2
+4
Говорят либо "На боевом дежурстве", либо если герой ВОВ то "Пал за свободу и независимость нашей родины".
+4

Прочтите выше, ст. 231 Устава внутренней службы

раскрыть ветку 4
0

В ПВ говорят 《Служба》, т.е находится на службе в данное время. Называется первым на боевом расчете, на пример: герой сов. союза Такойто...

-28
Обычно говорят - я за него...
ещё комментарий
+19
А если через какое-то время станет слишком много таких пустых кроватей? Только с практической точки зрения как тогда поступать?
раскрыть ветку 6
+44

Надо сильно отличиться, чтобы попасть в такой список. Просто пасть в бою недостаточно. Так что пока проблемы нет.

+5

Значит полк безусловно заслуживает новой казармы. Скажем так, "Вечные" - штучный товар, и их никогда не бывает много.

+13

Почему минусы? Мб человек реально не понимает что нужно проявить для вечно зачисленных. @tarekon,  объяснил

+2
У нас было 46 таких ребят
раскрыть ветку 2
+3
Появилась у нас в части такая койка, да части уже нет, служил 1994-1996 в/ч 25051
0

Было бы еще лучше, если б довольствие родителям перечисляли на счет.

-14

Как происходит процедура поверки? При поверке надо отзываться? После произношения фамилии короткое молчаливое ожидание, затем перечисляют дальше?

раскрыть ветку 17
+46

Нет.
Ст.231 Устава Внутренней службы ВС РФ:
"Старшина роты или лицо, его замещающее, подает команду "СМИРНО" и приступает к вечерней поверке. В начале вечерней поверки он называет воинские звания, фамилии военнослужащих, зачисленных за совершенные ими подвиги в список роты навечно или почетными солдатами. Услышав фамилию каждого из указанных военнослужащих, заместитель командира первого взвода докладывает: "Такой-то (воинское звание и фамилия) пал смертью храбрых в бою за свободу и независимость Отечества".

раскрыть ветку 14
+16

Надо отзываться. За отсутствующих отвечает их командир с указанием причины отсутствия.

раскрыть ветку 1
ещё комментарии
+21

Интересный нюанс. Именно комплекция Сергея Преминина позволила ему выполнить долг до конца, т.к. потребление кислорода организмом ниже, чем у более крупного Николая Беликова, потерявшего сознание.

+37

Алдар Баторович Цыденжапов (4 августа 1991 — 28 сентября 2010) — матрос Тихоокеанского Флота России, погибший во время несения службы на эсминце «Быстрый». Предотвратив ценой своей жизни крупную аварию на военном корабле, спас от возможной гибели сам корабль и экипаж в составе 348 человек. Герой Российской Федерации (16.11.2010, посмертно).

раскрыть ветку 1
+30

Один из корветов проекта 20380 "Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов" назван в его память.

Иллюстрация к комментарию
+54

"Кто о смерти скажет нам пару честных слов

Жаль нет чёрных ящиков у павших моряков" (С)

раскрыть ветку 3
+44

"Карандаш ломается, холодно, темно...
Капитан Колесников пишет нам письмо."
Черт, угораздило же меня услышать эту песню ДДТ и увидеть клип в первый раз 1 января лет пять назад... Новый Год был испорчен.

раскрыть ветку 2
+3
Та же история. 1 января в состоянии изрядного похмелья увидел клип на эту песню ДДТ. Ближайшие после этого сутки изучал материалы из интернета про гибель "Курска".
-1
нам же с ухмылочкой ответили, что там случилось https://youtu.be/A2CGUVRVuew
+49

Утром 24 сентября, когда весь экипаж эсминца «Быстрый» находился на борту и готовился к боевому походу из Фокино на Камчатку, в машинном отделении корабля вспыхнул пожар из-за замыкания электропроводки в момент прорыва топливного трубопровода. Алдар, заступивший на дежурство в качестве машиниста котельной команды, сразу кинулся перекрывать утечку топлива. Около девяти секунд он находился в центре пожара. После устранения утечки он смог самостоятельно выбраться из охваченного пламенем отсека, получив сильнейшие ожоги. Оперативные действия Алдара и его сослуживцев привели к своевременному отключению энергоустановки корабля, которая в противном случае могла взорваться и нанести мощный урон эсминцу, на котором было около 300 человек.


Алдар в тяжелейшем состоянии был доставлен в госпиталь Тихоокеанского флота во Владивостоке. Врачи четыре дня боролись за его жизнь, но 28 сентября его не стало. Алдару оставалось служить меньше месяца[1].

раскрыть ветку 2
+16
У меня в это время друг служил на быстром. Рассказывал. Жалко мальчишку. Но он сделал то, что должен был сделать.
раскрыть ветку 1
+17

Эх, если бы все делали то, что должны были сделать...

+16

Спасибо вам, ребята, за эти истории. И автору поста, и комментирующим. Побольше бы таких.

+12

Аж мурашки... Вечная память.

+35
Парень Герой и такой молодой еще...
+13
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 1
+3

Запилил пост о той трагедии из статьи в газете:

https://pikabu.ru/story/proisshestvie_na_apl_quotveprquot_61...

+5

В Вологде и Великом Устюге есть улица в его честь.

+20

Почему герой РФ, когда дело было при СССР?

раскрыть ветку 16
+18

наградили в 1997

+4

Возможно звание присвоили уже после распада СССР

-31

Т.е. как долги СССР - то это российские, как "тиран Сталин" - тоже российский, "гэбня кровавая" - тоже российская, и вопросов ни у кого нет. Но вот если герой, или что-то хорошее, то начинают пиздеть "а чё это российский, если это СССР?". Определитесь уже.

раскрыть ветку 13
+12

СССР больше и круче, стало быть и звание Героя СССР, условно говоря, почётнее. Почему власть СССР не сочла моряка героем?

раскрыть ветку 11
+3

Вы о чём вообще? Я лишь о сроках награждения.

ещё комментарии
+4

Вечная память... Набережная, названная его именем, и школа им. С.Преминина в нашем городе всегда будут напоминать всем поколениям о его подвиге.

+4

В "Эхо планеты" читал, 91 г, 9 лет мне было

+4
Служил как раз в учебке, где и Преминин служил. Северодвинск
+1

Предполагаю, что большими буквами на табличке надо было не КОЙКА выделить, а ПРЕМИНИН СЕРГЕЙ..

0
Вот у нас какие солдаты бойтесь нас американские хохлаты🎍😁😀
0

Давненько читал про эту катастрофу. Очень странно осознавать, что где-то в море, на глубине в 5 километров лежит подлодка с человеком на борту. Действительно геройский поступок.

0

Кто знает, за сколько лет проржавеет/разрушится корпус ядерного реактора и что тогда будет? Надо ли опасаться заражения океанских вод?

раскрыть ветку 1
0
Там же не порошок. Там цельная конструкция.
будет фонить в воду и делать из рыб мутантов.
-27

Вот и жертвуй жизнью, за это государство, упорно именующее себя Родиной.

Дадут значок посмертно и кровать на плац выволокут. Радуйся, ты теперь Герой.

Б -Благодарность.

раскрыть ветку 3
+1

Не путай РОДИНУ и Государство.

ещё комментарии
-9

Вот герой, а не те псы которые мородерствуют в Украине и Сирии или рамзанят по России.

раскрыть ветку 1
+6
Кастрюлеголовые - вы обладаете удивительной способностью нагадить абсолютно в любом месте.
-26
Хуевая участь
раскрыть ветку 10
+49

Хуевая участь это сдохнуть на теплотрассе от цироза печени. А погибнуть спасая корабль и своих товарищей это героический поступок.

раскрыть ветку 3
+10

Хуево вообще умереть любым способом, кроме как от старости.

раскрыть ветку 2
0

Хуже не придумать, уйти но дно запертым в реакторе (если он ещё жив на тот момент был)

P.S. Так он ещё и срочник по ходу был

раскрыть ветку 5
+8

Пиздец жуть какая на самом деле.

Всё это ещё и по времени растянуто я так понимаю. Что нужно было сказать человеку запертому в реакторе когда эвакуировали команду?  - Всё будет ок мы щя лодку отбуксируем и тебя вытащим?

Что можно было успеть подумать и передумать пока буксировали лодку. Был ли он ещё жив когда лодка сорвалась с буксира и пошла ко дну? Тут бы пулю в висок, да откуда у матроса...

раскрыть ветку 3
0

Серьезно? По моему медленно умирать в агонии от рака, или быть парализованным и запертвм в своем теле не имея возможности связаться с внешним миром намного хуже. Тут он умирал ну час, или типа того, это мелочи в сравнении с вышеописанным

ещё комментарии
-3

качественный расходник.

-4
Читаю пост и в наушниках заиграл Digimortal-100 ночей!
-16
Иллюстрация к комментарию
-5

А че она затонула то? Пожар же не дыра в корпусе

раскрыть ветку 2
+1
Скорее в целях безопасности было принято решение затопить лодку
0

В результате взрыва в ракетной шахте был повреждён прочный корпус и т.п.

-14
Нико Беллик?
ещё комментарии
Похожие посты
198

Среди моряков на подлодке в Баренцевом море был гражданский человек. Его спасли

Трагедия в Баренцевом море обрастает подробностями. Сегодня Сергей Шойгу заявил, что на борту подлодки был гражданский человек. его удалось спасти. Цитата отсюда: http://www.spb.aif.ru/incidents/chp/sredi_moryakov_na_goryas...


«Находившиеся на борту подводники были уникальными военными специалистами - высококлассными профессионалами, проводившими важные исследования по изучению гидросферы Земли», - заявил Шойгу.


По словам министра, на борту лодки также был гражданский человек, он смог спастись. Подводники вытолкнули его из горящего отсека, задраив за ним люк, чтобы не допустить распространения пожара. Сами моряки боролись за то, чтобы спасти судно.

13281

Герои среди нас

Герои среди нас Пожарные, Трагедия, Герои

Николай Шульгинов мечтал стать пожарным с раннего детства, а в 1997 году устроился в московскую пожарку. На протяжении 8 лет он  спасал жизни людей, пока в 2005 году его отряд не отправили на тушение одного из московских складов. Внутри находились 20 баллонов с кислородом, которые взорвались из-за перегрева, и спасатель остался без ноги.

Герои среди нас Пожарные, Трагедия, Герои

Шульгинов выжил, оправился, но не захотел покидать пожарную часть. Начальник предложил ему поработать радиотелефонистом, и Николай согласился. Теперь он, конечно же, скучает по выездам, но счастлив помогать людям и таким образом. Такие люди действительно достойны уважения, ведь они круче любых супергеров.

186

Трагедия в истории российского флота: виновных не нашли

Трагедия в истории российского флота: виновных не нашли Нерпа, Подводная лодка, Трагедия, История, Флот, Длиннопост

8 ноября 2008 года — очередная чёрная страница в истории российского подводного флота. Нелепое стечение обстоятельств унесло жизни 20 членов экипажа атомной подлодки «Нерпа»: неведомым путём на борту сработала система пожаротушения. Позже следствие установит — вместо относительно безопасного хладона в систему был закачан ядовитый тетрахлорэтилен.


Долгое рождение


Судьба подлодки «Нерпа» сразу складывалась тяжело и подчас трагично. Её начали строить, присвоив заводской номер 518, на страпелях Амурского судостроительного завода в 1991 году. Обычно подводные суда такого класса делают четыре-пять лет. Но с «Нерпой» всё вышло иначе…


К 1991 году уже четыре подобных подлодки несли службу в составе Тихоокеанского флота. «Нерпа» должна была встать в строй в 1996 году. Однако в начале девяностых для российской армии настали трудные времена. Амурский судостроительный завод реструктуризировали в ОАО — и предприятие практически сразу лишилось всех оборонных заказов. Атомное судостроение на Дальнем Востоке полностью свернули, а «Нерпа» «зависла» на страпелях.


В 1999 году в Комсомольск-на-Амуре прилетел Владимир Путин. Среди объектов, которые он посетил во время рабочего визита, был и ОАО Амурский судостроительный завод.

— Лодку будем достраивать на месте, — озвучил Владимир Путин судьбоносное решение.


«Нерпу» строили не торопясь. Работы по проекту ощутимо оживились лишь в 2004 году, когда тогдашний министр обороны Сергей Иванов побывал в Индии и договорился о передаче индийцам в аренду двух подлодок.


В июле 2008 года «Нерпу» вывели из страпельного цеха и на плавдоке по руслу реки Амур доставили в город Большой Камень в Приморье. В Большом Камне находилась достроечная база завода, где трудились специалисты, осуществлявшие заводские и государственные испытания подлодок.


В октябре этого же года АПЛ впервые вышла в море, а 31 октября совершила первое погружение.

Хронология трагедии

На борту судна — 208 человек, втрое больше штатного экипажа, что объясняется необходимостью провести испытания и отладки. В основном это гражданские специалисты: сдаточный экипаж и представители завода. Военнослужащих на подлодке было 81 человек.

8 ноября в 11:00 по местному времени «Нерпа» вышла на ходовые испытания из порта Большой Камень в Японское море.

9 ноября в 3:30 на АПЛ неожиданно срабатывает система пожаротушения ЛОХ (лодочная объёмная химическая система). Два носовых отсека, как и положено, автоматически герметизируются, и туда начинает поступать фреон, задача которого — вытеснить кислород и погасить пламя. По инструкции экипаж в таком случае должен оперативно надеть ПДА (портативные дыхательные аппараты). Как выяснится позже, люди элементарно не успели это сделать.

Срабатывание ЛОХ происходит на глубине 80 метров. В это время в загерметизированных первом и втором отсеках находится 41 человек. Почти половина из них погибла мгновенно. Члены экипажа из других отсеков пытаются помочь пострадавшим, надевая на них ПДА. Командир лодки запросил помощи у ближайших судов.


В 4:30 лодка всплывает на поверхность воды.


В 12:00 9 ноября она входит в порт практически одновременно с другими судами. Раненых отправляют в госпиталь в соседний военный городок Фокино.


В Большом Камне и в Фокино практически вводится военное положение. В города пускают только тех, кто имеет местную прописку. Журналистов и других разворачивают обратно. Завод в Большом Камне также оцеплен военными.


Официальная версия


Обвиняемых, однако, нашли довольно быстро. Ими стали матрос-контрактник Дмитрий Гробов и командир АПЛ Дмитрий Лаврентьев. На Гробова возлагали львиную долю вины. 24-летний матрос якобы от скуки нажимал на различные кнопки запуска системы ЛОХ. Пароли для запуска по некоторым данным на время испытаний были записаны карандашом на листах бумаги, прикреплённых практически в каждом отсеке. Лаврентьева вначале обвинили в халатности: плохо инструктировал подчинённых; а затем — в превышении должностных полномочий.


Вскоре Дмитрий Гробов дал признательные показания. Правда, матрос находился в шоковом состоянии, и показания были довольно невнятными. Выходило, что матрос был уверен, что ЛОХ отключён, и потому контрактник баловался с запуском системы.


В марте 2011 года дело Гробова и Лаврентьева передали в суд. Матрос проходил по двум статьям: причинение смерти по неосторожности и причинение тяжкого вреда здоровью по той же причине.


Обвиняемый в халатности Дмитрий Лаврентьев (мол, командир принял решение о готовности выхода АПЛ в море при условии слабой подготовленности экипажа в вопросах знания и умения эксплуатировать вверенную матчасть) на заседаниях суда держался уверенно и заявлял о своей невиновности. Его адвокат говорил, что причиной трагедии на самом деле стало воровство государственных денег при строительстве. Дело рассматривалось судом присяжных. Военное сообщество и строители «Нерпы» настаивали, что Лаврентьев и Гробов лишь «стрелочники».


В мае 2011 года начались слушания в закрытом режиме. В августе Дмитрий Гробов заявил, что оговорил себя под воздействием следствия.


— Я даже не подходил к компьютеру. В момент аварии я был в первом отсеке, услышал команду о смене вахты и отправился заступать. Уже во втором отсеке услышал ревун, направился на верхнюю палубу, чтобы узнать, в чём дело. И тут сразу же полилась жидкость. Я понял, что это огнегаситель, и побежал в первый отсек на свой боевой пост. По дороге встретил гражданских, помог им включиться в ПДА. Успел предупредить людей на камбузе. Сам ПДА я не надел, нужно было объявлять тревогу. Удивлён, что остался жив, — рассказал Дмитрий Гробов.

11 ноября 2008 года, по словам матроса, его забрали сотрудники ФСБ и угрозами вынудили подписать признание.

30 сентября 2011 года коллегия присяжных оправдала обоих обвиняемых. Родственники погибших плакали в зале суда и говорили, что за смерть их близких так никто и не ответит. Прокуратура с решением присяжных не согласилась — дело было отправлено на повторное рассмотрение в Тихоокеанский флотский военный суд. Однако и там в 2013 году Гробова и Лаврентьева оправдали.

Прокуратура вновь подала апелляцию в Верховный суд, который в очередной раз оставил приговор без изменений. Гробов и Лаврентьев были окончательно оправданы.


Официально виновных до сих пор нет. Делу присвоили гриф «Совершенно секретно».

«Нерпа» стала «Чакрой»


После трагедии, чтобы восстановить подлодку, потребовалось почти два миллиарда рублей. Часть оборудования разрушилась под воздействием тетрахлорэтилена — активного растворителя. Фальшивый огнегаситель заменили на штатный, изменили алгоритм управления системой ЛОХ и переподготовили сдаточную команду.


Команду пришлось формировать достаточно долго, поскольку люди отказывались выходить в море на «проклятой» лодке. 10 июля 2009 года всё же начались повторные ходовые испытания.

Сроки передачи АПЛ Индии вновь переносились: испытания шли достаточно медленно. Индия была бы уже и рада отказаться от «Нерпы», но условия контракта не позволяли этого сделать. И в январе 2012 года многострадальная подлодка всё же была передана Индии сроком на 10 лет.

Но на этом злоключения АПЛ не закончились. В октябре 2017 года стало известно, что «Чакра» получила повреждения в порту Вишакхапатнам. Индийские ВМС умалчивают об обстоятельствах аварии, однако известно, что в обтекателе носовой антенны гидроакустического комплекса образовалась дыра размером полтора на полтора метра.


Источник Дальний Восток

Смотрите также:

Героизм и трусость на подводной лодке, первой одолевшей Северный морской путь

Показать полностью
440

Кубынин

В каждом городе любой из стран нашего земного шара есть свои настоящие герои, и Владивосток не является исключением. Кто же такой герой? Герой – это смелый человек с большим сердцем, готовый пожертвовать своей жизнью ради других. Одним из таких героев по праву можно считать нашего соотечественника Сергея Кубынина. Мало кто знает о его подвиге, потому что информация о нем долгие годы была засекречена. Но этот подвиг нельзя оставить незамеченным.


21 октября 1981 года в Японском море на подходе к проливу Босфор Восточный после столкновения с рефрижераторным судном погибла подводная лодка «С-178». После получения смертельного удара, подлодка легла на грунт на глубине 33 метра с пробоиной в шестом отсеке. По большому счету в аварийной ситуации был виноват оперативный дежурный бригады ОВРа Приморской флотилии, разреши выход «Рефрижератора-13» из бухты, а его помощник, прибыв после ужина, «дал добро» на вход «С-178», забыв передать на неё информацию о выходящем судне.


После рокового удара, практически сразу, в кормовых отсеках погибли матросы и мичманы. В первых двух носовых отсеках остались несколько офицеров и два десятка матросов. Командование на себя принял старший помощник – капитан-лейтенант Сергей Кубынин.

Всем им была уготована участь быть заживо погребенными в стальном гробу. Но С.М. Кубынин вместе с инженер-механиком капитан-лейтенантом Валерием Зыбиным попытались выпустить экипаж через трубу торпедного аппарата. К сожалению, на всех спасательных комплектов для выхода за борт не хватило. Необходимо было ждать, когда спасатели доставят недостающие «ИДАшки» (ИДА- индивидуальный дыхательный аппарат). Ждали долго, трое суток. Время в темноте, холоде, отравленном воздухе тянулось мучительно долго. Силы молодых (им было 19-20 лет) и крепких подводников таяли. Кубынин был старшим – ему было больше 26 лет. Как старший по возрасту, званию и должности, он стал для них уже не старпомом, а командиром затонувшего корабля. Он объявил своим, теряющим веру в жизнь морякам, что повышает их всех в звании и классности на одну ступень. При нём оказалась корабельная печать, и Кубынин вписал всем в военные билеты новые звания. Писал он при свете аварийного фонаря. Потом нашёл коробку с жетонами «За дальний поход» и вручил каждому этот моряцкий знак. Настроение в полузатопленном отсеке поднялось.

После долгожданной передачи от водолазов «идашек», Кубынин и Зыбин стали выпускать моряков тройками. Там на выходе ребят поджидали водолазы, пришедшие сюда с подводной лодки «Ленок».


Самым последним, как и подобает командиру корабля, подводную лодку «С-178» покинул Сергей Кубынин. Сделать это одному человеку было безумно сложно! Необходимо было затопить первый отсек, дождаться пока вода достигнет казенной части торпедного аппарата, нырнуть в него и ползти семь метров железной трубы 533 мм! Работа на пределе человеческих возможностей и откровение на выходе из аппарата и… вокруг никого! Как оказалось позднее, спасатели и предположить не могли, что последний человек сможет в одиночку покинуть подлодку и свернули операцию. Сергей Михайлович выбрался на надстройку, решив добраться до рубки, а уж за тем всплывать на поверхность. Увы, не получилось – потерял сознание и поддутый гидрокостюм вынес его на поверхность. Чудом его заметили среди волн со спасательного катера.


Кубынин пришел в себя в барокамере на спасателе «Жигули». В вену была воткнута игла капельницы, но боли он не ощущал. Врачи поставили ему 7 диагнозов: отравление углекислотой, отравление кислородом, разрыв легкого, обширная гематома, пневмоторакс, двусторонняя пневмония, порванные барабанные перепонки. По-настоящему пришел в себя, когда увидел лица друзей и сослуживцев в иллюминаторе барокамеры. Ребята пробились к нему не боясь строгих медицинских генералов.


Потом был госпиталь. В палату к Сергею Михайловичу приходило огромное количество людей; пожимали ему руку, благодарили за стойкость, за спасенных матросов, дарили цветы, несли виноград, дыни, арбузы, мандарины. И это в октябре месяце! Палату, в которой лежал Кубынин, в госпитале прозвали «Цитрусовой».


В настоящее время Сергей Михайлович Кубынин служит в МЧС, в должности оперативного дежурного МЧС Юго-Западного округа Москвы. По-прежнему на посту спасателя.

Кубынин Lifereview, СМИ, Блог, Владивосток, Герои, Кубынин, Подводная лодка, Журналистика, Длиннопост
Кубынин Lifereview, СМИ, Блог, Владивосток, Герои, Кубынин, Подводная лодка, Журналистика, Длиннопост
Кубынин Lifereview, СМИ, Блог, Владивосток, Герои, Кубынин, Подводная лодка, Журналистика, Длиннопост
Кубынин Lifereview, СМИ, Блог, Владивосток, Герои, Кубынин, Подводная лодка, Журналистика, Длиннопост
Показать полностью 4
4008

Вечная Память.

12 августа — День Памяти моряков погибшей атомной подводной лодки «Курск»

В этот день, 12 августа 2000 года, в результате катастрофы, произошедшей во время учений в Баренцевом море, на глубине 108 метров затонула АПРК К-141 «Курск». Весь экипаж, состоявший из 118 моряков-подводников, погиб.

Вечная Память. История, Рассказ, Трагедия, Подводная лодка, Курск, Без рейтинга
1059

Герои нашего времени 2

По мотивом поста https://pikabu.ru/story/geroi_nashego_vremeni_5980182, но без хэппи-энда.

Герои нашего времени 2 Герои, МЧС, Спасатели, Новости, Трагедия, Ростовская область, Новочеркасск, Длиннопост, Негатив

Днем, 16 июня, в городе Новочеркасске Ростовской области произошла трагедия: 17-летний парень утонул в реке Тузлов, спасая 7-летнего ребенка. О происшествии стало известно из социальных сетей.


Как пишут знакомые погибшего, студент местного колледжа Артем Р. отдыхал вместе с членами своей семьи на берегу реки Тузлов. Вдруг с середины водоема раздался голос  мальчика, который звал на помощь. Парень  бросился на выручку. У него уже были развиты навыки спасателя, ведь он учился по специальности "Пожарная безопасность" и носил форму МЧС. Артем добрался до мальчика, поднял его на поверхность воды и вытолкнул к берегу. К счастью, ребенок смог добраться до суши, где его подхватили взрослые. Но дальше произошло нечто, в чем еще предстоит разобраться сотрудникам правоохранительных органов. Здоровый и физически развитый парень сам стал тонуть, на несколько минут ушел под воду и захлебнулся.


"Мужчины сразу кинулись его искать, но, увы, нашли только спустя десять минут, так как было течение, и его унесло в другую сторону", - рассказал в социальной сети друг погибшего. - "Вытащили. Скорая помощь пыталась его спасти сорок минут, но не удалось. Ребята, он был позитивным и добрым парнем, веселым и энергичным, но, увы, спасая людей, ты рискуешь собой. Он стал бы прекрасным спасателем..."


7-летний мальчик, которого Артем вытащил из воды, не пострадал, но находится в состоянии шока. По поводу загадочной гибели подростка сейчас проводится проверка. У близких погибшего пока только одна версия произошедшего: коварное течение реки, которое унесло уже не одну жизнь купающихся.


Министр МЧС России Евгений Зиничев выразил соболезнования родным и близким 17-летнего студента из Новочеркасска Артема Ракитова и заявил о том, что  МЧС России окажет содействие в ходатайстве о награждении его посмертно государственной наградой. 

Герои нашего времени 2 Герои, МЧС, Спасатели, Новости, Трагедия, Ростовская область, Новочеркасск, Длиннопост, Негатив

https://www.samara.kp.ru/daily/26843.7/3884354/

https://www.samara.kp.ru/daily/26845.4/3886681/

Показать полностью 1
806

Матери погибшего 13-летнего героя в Удмуртии подарили квартиру.

Матери 13-летнего мальчика, отдавшего жизнь за спасение сестры, вручены ключи от квартиры по поручению главы Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина.


Сегодня в Удмуртской Республике по инициативе регионального подразделения СК России прошли мероприятия, посвященные Дню Героев Отечества и памяти 13-летнего Андрея Касимова. Этот мальчик был посмертно награжден Указом Президента медалью "За спасение погибавших".


Напомним, трагические события произошли 27 октября 2014 года. Тот день в следственные органы поступила информация об исчезновении 13-летнего Андрея и 11-летней Александры Касимовых в поселке Балезино. На их поиски были незамедлительно брошены лучшие следственно-оперативные группы. Спустя сутки в близлежащем лесном массиве были обнаружены тела погибших детей с признаками насильственной смерти.


За пять дней следователям удалось установить и задержать подозреваемого в совершении преступления - ранее судимого Константина Русских, рассказала корреспонденту "РГ" официальный представитель СКР Светлана Петренко. По ее словам, в ходе расследования было установлено, что Андрей Касимов, насколько это было в его силах, до последнего оказывал сопротивление физически крепкому мужчине и погиб, пытаясь спасти сестру от насильника. Благодаря собранным следователями СУ СК России по Удмуртской Республике неопровержимым доказательствам, Русских был приговорен к пожизненному лишению свободы.

Матери погибшего 13-летнего героя в Удмуртии подарили квартиру. Касимов, Герои, Спасение, Братья и сестры, Следственный комитет, Трагедия

Сотрудники Следственного комитета не понаслышке знают, что такое горечь от утраты близких и коллег, погибших при исполнении служебного долга, долга чести и совести, ценой которых порой оказывается собственная жизнь, и чтят их память. Сегодня Удмуртскую Республику посетил помощник председателя СК России Игорь Комиссаров. На государственном приеме в резиденции Главы Удмуртской Республики, по поручению Александра Бастрыкина, он вручил матери погибших детей ключ от предоставленной государством квартиры.


Затем сотрудники регионального СК России подвели итоги ежегодного конкурса детского творчества памяти Андрея Касимова, в котором участвовали свыше 300 работ. Победителям вручили дипломы и призы. В следственном управлении открыт уголок памяти мальчика.


В этот же день состоялся ежегодный турнир единоборств, также посвященный памяти Андрея Касимова. В спортивном празднике приняли участие свыше 250 человек в составе десяти команд из Удмуртии и соседних регионов. В открытии турнира приняли участие учащиеся кадетского класса имени Андрея Касимова, созданного по поручению Александра Бастрыкина в школе, где учился юный герой.


Два года назад Андрей Касимов доказал, что героизм и мужество не знают возраста. Его поступок стал олицетворением воспитания, высоких морально-нравственных и патриотических качеств, ведь, как известно, Родина начинается с семьи. Хочется верить, что решение 13-летнего мальчика отдать жизнь за спасение родного человека станет примером для подрастающего поколения и множества неравнодушных граждан, среди которых учащиеся кадетских корпусов Следственного комитета и сотрудники ведомства, - заявила Петренко.


Источник -  https://rg.ru/2016/12/09/reg-pfo/materi-priznanogo-geroem-po...

Показать полностью
206

Курск. Последний поход.

Курск. Последний поход. I legal alien, Подводная лодка, Курск, Память, Трагедия, Катастрофа, Хронология, Длиннопост

«По моему убеждению, главной предпосылкой для них (катастроф атомных ПЛ прим. автора) явились грубейшие нарушения четких регламентов ввода в постоянную боевую готовность экипажей подводных лодок, невыполнение обязательных мероприятий для поддержания линейных экипажей в боеготовом состоянии, превышение предельных сроков перерыва в плавании и превышение норм допустимой замены штатного личного состава. В условиях действия этих предпосылок конкретные причины аварий не замедлят явиться, а перерастание аварии в катастрофу – тем реальнее, чем грубее изначальная предпосылка.»


Из письма Героя Советского Союза вице-адмирала в отставке Е.Д. Чернова Председателю Президиума Верховного Суда РФ В.М. Лебедеву.


Эти слова вице-адмирала Чернова касаются периода 1983-1989 годов, но, прочитав весь нижеследующий текст вы поймёте, почему я взял их в качестве эпиграфа.


Описывая события и хронологию катастрофы АПЛ «Курск» я буду пользоваться только известными мне фактами, а также фактами из книги вице-адмирала В. Рязанцева «В кильватерном строю за смертью» или другими сведениями, полученными мной из открытых источников, которые не вызывают лично у меня сомнения. Всё, что здесь описано, является моим личным субъективным взглядом и не претендует на звание истины. Всё чего я хочу – это подтолкнуть заинтересованных читателей к поиску информации, критическому её анализу и составлении собственного мнения по данному вопросу.


Также, если вы хотите более детально изучить этот вопрос, то я рекомендую вам прочитать книги Е.Д. Чернова «Тайны подводных катастроф» и В.Д. Рязанцева «В кильватерном строю за смертью».


Успешное и безаварийное выполнение задач в море на подводной лодке критически зависит от двух основополагающих параметров:

- подготовленность экипажа;

- исправность и готовность технических средств корабля, которые обеспечиваются как грамотными проектными решениями, так и поддержанием их состояния в процессе эксплуатации.


По моему убеждению, подготовленность экипажа не являлась критическим параметром в развитии аварии в катастрофу на АПЛ «Курск», за исключением одного нюанса, который мы рассмотрим ниже, но, в целях освещения общей обстановки на флоте в те годы, я приведу вам некоторые сведения о ней.


В середине 1999 года АПЛ «Курск» провела поход в Средиземное море, окончив его в конце октября. Предпоходовая подготовка экипажа в учебном центре, в связи с недостаточностью средств на Северном флоте, была значительно сокращена, в нарушении Приказа Главнокомандующего ВМФ, и, в заключительном акте проверки подготовки, командование учебного центра ВМФ отметило тот факт, что экипаж К-141 из-за малых сроков обучения не прошёл в полном объёме подготовку по вопросам борьбы за живучесть, практического применения торпедного оружия и мерам безопасности при проведении практических упражнений в море.


Кроме того, ни в 1998, ни в 1999 годах экипаж не проводил практических торпедных стрельб в море. Экипаж К-141 никогда не производил практических стрельб парогазовой торпедой 65-76 А, никогда не готовился к её эксплуатации и никогда не грузил её на борт. На борту не было даже эксплуатационных документов завода – изготовителя по эксплуатации торпед такого типа.


И сели недостатки по теоретической подготовке в вопросах борьбы за живучесть, слаженности действий экипажа в море были стократ компенсированы (в чём я абсолютно уверен) практическими отработками во время похода в Средиземное море, то недостатки по торпедной подготовке и явно неудачным конструкторским решениям экипаж не мог компенсировать ничем и никаким образом.


В середине декабря 1999 года подводники К-141 убыли в отпуск за 1999 год, прибыв из отпуска, экипаж, в связи с планами на 2000 год тут же убывает в отпуск за 2000 год, из которого возвращается к 25 мая. А 26 мая, минуя все необходимые оргмероприятия, экипаж начинает принимать К-141 от второго экипажа. То есть, люди, знакомые с организацией службы на флоте, к этому моменту уже понимают, что экипажем К-141, по воле командования, были пропущены два организационных периода: в декабре 1999 года и в мае 2000.


К 22 июня 2000 года, экипаж сдаёт первую курсовую задачу и, без предоставление ему времени на устранение недостатков, начинает планово-предупредительный ремонт корабля. Рапорт командира АПЛ «Курск» об устранении замечаний, выявленных в ходе проверки первой курсовой задачи датирован тем же 22 июня, то есть все замечания экипаж якобы устранил в тот же день.


Подпись командира К-141 на этом рапорте вызывает сомнения в своей подлинности, как и подписи ряда других должностных лиц во многих документах, которые были предоставлены следствию, но графологической экспертизы члены Государственно комиссии не назначают. Я вижу тому две причины:

- экономят государственные средства, считая это неважным;

- покрывают должностных лиц приказавших изготовить эти документы и изготовивших их.


Если кто-то из военных моряков читает эти строки, ответьте мне пожалуйста, исходя из своего личного опыта: возможно ли менее чем за месяц, подготовиться к сдаче первой курсовой задачи и сдать её имея такой перерыв в службе? Я не спрашиваю вас, делали ли вы так, я подчёркиваю – считаете ли вы возможным сделать это качественно?


К чему такая спешка, возможно в данный момент думает читатель, который не знаком с особенностями боевой подготовки флота. А это легко объяснить, зная один из главных показателей боеготовности флота: количество экипажей первой линии. Экипаж первой линии – это экипаж, который имеет право выходить в море, говоря простым языком. Экипаж однозначно теряет свою перволинейность при перерыве в плавании 9 месяцев и начинает заново отрабатывать весь курс подготовки, включая теоретическую подготовку в учебных центрах ВМФ. Помня о том, как проходил подготовку экипаж К-141 перед походом в Средиземное море и зная о состоянии (в первую очередь материальном) Северного флота в девяностых годах, не сложно предположить, что командование Северного флота не могло допустить потерю линейности экипажем «Курска», поставив на карту их жизни против своего спокойного существования.


Я ничуть не преувеличиваю сейчас, - если вы обладаете хоть толикой логического мышления и здравого смысла, то ответьте мне на вопрос, сильно ли отличаются уровень подготовки экипажа не ходившего в море 9 месяцев и экипажа, не ходившего в море 8 месяцев и 21 день (перерыв в плавании у экипажа К-141 с 19 октября 1999 года по 11 июля 2000 года, причём в этот период экипаж дважды побывал в отпуске, то есть не проводил даже теоретической подготовки). Если бы экипажу на сдачу первой курсовой задачи отвели не менее двух положенных месяцев, то он, однозначно, потерял бы свою линейность и все 118 человек остались бы живы, но Северный флот ухудшил бы свои показатели в глазах Москвы.


Окончив планово-предупредительный ремонт с многочисленными нарушениями его регламента (выходы в море, проверки), экипаж К-141 готовится к участию в сбор-походе кораблей Северного флота в августе 2000 года.


Сбор – поход кораблей является одним из видов боевой подготовки на флоте и даже человеку далёкому от флота вообще понятно, что это очень сложный и потенциально опасный вид боевой подготовки – он предполагает нахождение в полигонах большого количества надводных кораблей и подводных лодок, со сложными задачами по маневрированию и взаимодействию и, безусловно, требует тщательной и детальной подготовки к проведению каждого его этапа.


Всё, что вам нужно (достаточно) знать про подготовку к сбор-походу кораблей Северного флота в августе 2000 года это то, что в ходе подготовки к нему не были не то, что проведены, но даже не разрабатывались учения спасательных сил флота и спасательных сил ВМФ. Командир единственного на Северном флоте спасательного судна «М. Рудницкий» даже не получал задач для подготовки к учениям флота. Спасательные аппараты АС-32, АС-34 и АС-36 также не готовились к использованию.


Вот подумайте логически, если проводится какое-нибудь мероприятие с потенциальной опасностью, митинг, салют, детский утренник etc, готовятся ли заранее какие-нибудь силы и средства для обеспечения безопасности людей? Ну конечно же готовятся – это и полиция, для охраны порядка и пожарные со спасателями, для оказания помощи и бригады скорой помощи. Посмотрите внимательно вокруг себя на любом массовом мероприятии и вы обязательно увидите их, - они будут находится рядом в готовности оказать помощь населению, не так ли? А теперь скажите, посчитаете ли вы потенциально опасным мероприятие, когда практически весь Северный флот находится в море и воюет сам с собой? Да? А теперь вот вам перечень сил и средств, которые были назначены для оказания помощи директивой штаба флота:

- спасательный буксир;

- противопожарное судно;

- водолазный катер (на флоте нет ни одного глубоководного водолаза);

- килектор;

Всё. Согласитесь, это могло бы вызвать бурный смех, если бы не окончилось трагедией.


Подводная лодка К-141 в ходе подготовки к сбор-походу кораблей и выполнению поставленных ей задач в ходе учений, в июле загружает на борт боевые торпеды 65-76А и практическую торпеду 65-67 ПВ (точная копия 65-67А без взрывчатого вещества), которая была загружена позже, в начале августа. Погрузкой руководил командир минно-торпедной боевой части, прибывший в экипаж в день погрузки с лодки другого проекта, который даже не был допущен к самостоятельному управлению боевой частью (он так и остался не допущенным на момент выхода лодки в море, что категорически запрещено).


Понимаете в чём тут основной момент, который гложет меня и не даёт покоя: на каждого боевого моряка на флоте существует не один десяток офицеров вышестоящих штабов в обязанности которых, по моему личному убеждению, должно входить следующее:

- обучение моряка высокой степени владения своей специальностью;

- обеспечение его всем необходимым для профессиональной подготовки;

- создание условий (в том числе и морально-этического характера) для несения им службы на должном уровне;

- контролирования уровня его готовности к выполнению задач;

- личная ответственность за выполняемые функции и достигнутые результаты.


Но в случае с К-141 вышло так, что единственным человеком, который спросил моряков «Курска» готовы ли они к эксплуатации торпед данного класса, явился старшина команды торпедистов, матрос контрактной службы с соседнего корабля, которого торпедисты «Курска» позвали, чтоб он показал им как подключить эти торпеды к системе контроля окислителя.


«Плохо, когда предпосылки гнездятся в среде людей штабных – пришедший от них вирус неорганизованности, безответственности или безграмотности может поразить экипажи кораблей. Тут и до беды недалеко, если плохая работа конкретных офицеров штаба не будет своевременно замечена и исправлена людьми, командующими корабельными соединениями…Но самый опасный случай, когда безграмотность и безответственность, обострённые волюнтаризмом и уверенностью в безнаказанности любых своих решений и действий, становится нормой служебной деятельности флагманов Флота»

Е.Д. Чернов


10 августа 2000 года атомная подводная лодка «Курск» вышла в свой последний поход. 12 августа, по плану практических стрельб АПЛ «Курск» с 11.40 до 13.40 должна была произвести практический пуск торпеды 65-67 ПВ в назначенном полигоне (а вы же помните, что на борту не было даже документации по эксплуатации этих систем?). Последний доклад от командира АПЛ поступил в 8.45 о выполнении учебной ракетной атаки по плану.


После 10 часов подводная лодка всплывает на перископную глубину для определения ордера надводных кораблей с помощью РЛС, по которым она должна будет произвести стрельбу.


В 11.20 гидроакустики «Петра Великого» фиксируют активное излучение ГАС «Курска».

В 11 часов 28 минут 32 секунды в торпедном аппарате № 4 взрывается торпеда 65-76 ПВ (мощность взрыва эквивалентна 150-200 килограмм тротила). Взрывом вырывает переднею и заднюю крышки торпедного аппарата, разрушается часть лёгкого корпуса, давление в первом отсеке подводной лодки повышается ударной волной до 5-8 кг/см2, весь личный состав первого отсека мгновенно погибает.


Система стрельбы подводных лодок данного проекта сконструирована так, что, при залповой стрельбе (более одной) торпедами в целях снятия избыточного давления с первого отсека переборочные захлопки системы вентиляции во второй отсек должны быть открыты, согласно инструкции завода – изготовителя.


Трудно, а вернее невозможно себе представить, чем было мотивировано такое техническое решение.


Главным параметром устойчивости боевого корабля в море является его непотопляемость и достигается она, в том числе, герметичностью его отсеков, о чём знают даже полуграмотные (в вопросах подводного флота) редакторы первого канала. Не скажу за надводные корабли, но все подводные лодки конструируются и строятся из расчёта, что при полном затоплении одного отсека и прилегающих к его борту с одной стороны ЦГБ, корабль остаётся на плаву и не опрокидывается. Все, кроме проекта 949А, очевидно, потому, как во время выполнения основного своего предназначения – применения оружия, корабль остаётся негерметичным, причём негерметичны 1 и 2 отсеки, - те, в которых по боевой тревоге находятся примерно 60-70 % всего экипажа, в районе которых находится аккумуляторная батарея, и торпедо-ракетное вооружение корабля. И да, 2 отсек – это ГКП (главный командный пункт) корабля, то есть все люди, которые управляют кораблём, находятся в нём. Пиздец, как грамотно, да, если по-нашему, по рабоче – крестьянскому? И это тем ещё удивительно, что конструировал эту лодку ЦКБ «Рубин», который на 941, например, проекте, разместил ГКП, отдельно (выше) от других отсеков, снабдив его переборками повышенной прочности, то есть нельзя сказать, что конструктора не понимали всей важности этого участка на ПЛ – явно понимали же.


«Кажется, чего проще понимание того, что плавучесть и остойчивость корабля обеспечиваются целостью и водонепроницаемостью его борта и палуб, а между тем множество кораблей погибло из-за непонимания этого принципа» Академик А.Н. Крылов «Мои воспоминания»


Переборочная дверь между 1 и 2 отсеком рассчитана на давление 10 кг/см2 и она, безусловно, выдержала бы этот взрыв, но давление через открытые переборочные захлопки системы вентиляции ударило и во второй. Давление, конечно, отчасти погасилось, но, для сведения, хочу вам заметить, что при моментальном повышение давления на 1-2 кг/см2 на тело человека, человек получает тяжёлые травмы и, скорее всего, погибает. Допустим, давление ослабло до 3 кг/см2: с уверенностью можно предположить, что весь состав ГКП был моментально выведен из строя, получив увечья и контузии. Скорее всего, в этот момент некоторые ещё оставались живы, но о их работоспособности говорить не приходится ни при каком допущении. В первый, а в последствии и во второй отсеки начинает поступать забортная вода, лодка теряет ход и движется по инерции, практически моментально начиная дифферентоваться на нос и погружаться, так как на перископной глубине она удифферентована «тяжела-тяжёл нос» (для того, чтобы не «выпрыгнуть» на волне, что даже на учениях моветон) и «висит» только за счёт хода и рулей, а носовые рули после взрыва в первом отсеке перестают работать. Подводники с 3 отсека в корму живы, но не понимают, что происходит, не получают команд с ГКП, аварийная тревога не объявлена.


В этот момент подводную лодку и оставшийся экипаж ещё можно спасти: на любой подводной лодке, помимо ГКП, есть ещё ЗКП (запасной командный пункт), с которого можно продуть цистерны главного балласта и всплыть в надводное положение. Цистерны главного балласта можно также продуть вручную или дистанционно с клапанов, которые находятся в отсеках, но все манипуляции на подводных лодках строго регламентированы и имеют незыблемую систему иерархии приказов на выполнение каких-либо действий. Основной документ по борьбе за живучесть РБЖ-ПЛ (который подводники учат наизусть) определяет следующий порядок перевода управления с ГКП на ЗКП: при отсутствии связи с ГКП, ЗКП принимает на себя руководство по борьбе за живучесть, а при отсутствии связи с ГКП и ЗКП, решения по борьбе за живучесть принимает на себя командир отсека самостоятельно. Находился ли на ЗКП его командир, то, вероятнее всего, нет.


Знаете, сколько у командира отсека было времени на то, чтобы действовать согласно РБЖ, то есть определить, что ГКП и ЗКП вышли из строя, либо с ними потеряна связь и, приняв решение, приказать продуть главный балласт? В случае с К-141 – чуть более двух минут. При этом вы должны понимать, что на лодке начал резко расти дифферент и, в момент столкновения с грунтом, то есть менее чем через три минуты, мог достигать 40 градусов, что внутри подводной лодки ощущается почти «вертикально». Ощущается, я подчёркиваю это слово. Кроме этого, командир отсека, безусловно, знал, что одной из причин разрастания аварии на К-429 было именно самостоятельное продувание цистерн главного балласта личным составом 1 отсека. Воздух высокого давления на ПЛ во время нахождения в подводном положении – единственный, причём невосполнимый, ресурс, способный спасти лодку от затопления.


АПЛ ударилась носом о грунт на глубине 108 метров и по инерции двигалась по грунту ещё несколько метров, при этом метацентрическая высота (возвышение метацентра над центром тяжести) её стремилась к нолю, то есть никакой поперечной остойчивостью лодка не обладала (продольная оставалась из-за точки контакта с дном), то есть крен подводной лодки менялся с борта на борт как угодно и очень быстро и нет ничего удивительного в царапинах на её борту и в пробоине, которую приписывают, то иностранной торпеде, то нашей же собственной противокорабельной ракете.


При ударе о дно, в 11.30 сдетонировал боезапас, который находился в первом отсеке и взрывную волну остановила только переборочная дверь повышенной прочности реакторного отсека. Все подводники, находившиеся в носу до реакторного отсека погибли – они были смяты давлением либо расплющены и переломаны сорванными с креплений оборудованием, механизмами и приборами.


Оставшиеся в живых к этому моменту, 23 человека собрались в кормовом, девятом отсеке подводной лодки. Подводная лодка без движения лежала на глубине 108 метров в собственном полигоне военно-морских сил Северного флота (это важно для дальнейшего понимания развития ситуации). На подводной лодке отсутствовало освещение (свет мог быть только от аварийных переносных аккумуляторных фонарей).


При покидании своего отсека, каждый подводник должен нести с собой в отсек-убежище свой спасательный комплект ССП (гидрокомбинезон СГПК и дыхательный аппарат ИДА – 59М), а также средства регенерации воздуха (РДУ), но следует понимать, что все эти люди к этому моменту были травмированы и получили увечья различной степени тяжести, а ССП даже здоровому человеку в нормальной обстановке тащить не просто потому, что он тяжёлый и объёмный. Поэтому со стопроцентной уверенностью я могу утверждать, что средств для самостоятельного выхода на всех людей, находившихся в девятом отсеке не было, а имеющиеся в наличии, вероятнее всего могли оказаться частично некомплектными. В них можно было выйти в первые несколько минут после аварии методом свободного всплытия, убив тех своих товарищей, на которых не хватило комплектов, либо позже с использованием буй-вьюшки, соблюдая режим декомпрессии


На самом деле, как вы увидите из дальнейшей хронологии событий, эти 23 человека уже были обречены, хотя сами они об этом ещё не знали.


Если здесь есть люди, знакомые с водолазным делом, то они подтвердят мои слова: выходить самостоятельно из подводной лодки с глубины 100 метров пиздец, как страшно и физически находится на грани возможности человеческого организма – я хочу, чтобы вы это понимали. Даже при выходе с глубины 40 метров двое подводников К-429 погибли. Кроме того, я хочу чтобы вы понимали, что человек не может находится бесконечно на поверхности Баренцева моря даже в августе (температура воды не выше 8 град) и даже в ССП – он умрёт от переохлаждения, в зависимости от внутренних резервов своего организма в течении нескольких часов, либо в течении суток, в случае чуда. Не знаю как вы, а я уверен, что чудес не бывает.


Кроме того, я хочу, чтобы вы чётко уяснили себе, что каждый из 23 человек знал, что они находятся в своём полигоне боевой подготовки, в котором также находятся десятки кораблей и подводных лодок Северного флота, в котором на борту «Петра Великого» находится командующий Северным флотом, офицер, в теории, обладающий несгибаемой волей и решительностью в принятии решении, который не боится взять на себя ответственность и, опираясь, на недюжинный багаж знаний и умений, ринется их спасать, а иначе как бы его назначили командующим целым флотом? Да ещё Северным. Даже если весь флот проебал первый взрыв на борту подводной лодки, то уж второй, который зафиксировали даже норвежские сейсмические станции, он точно не мог проебать! Ладно, даже если мог, то лодка, после выполнения задачи, должна всплыть на сеанс связи, а она же не всплывёт, а это ЧП, - ну без вариантов же! Казалось бы…


В той ситуации, в которой оказались моряки и зная то, что знали они, я не уверен, что кто-то принял бы решение о самостоятельном выходе из ПЛ. Ну откуда им было знать, что во время проведения учения такого масштаба, единственное спасательное судно Северного флота, «М. Рудницкий» стояло у пирса и находилось в повседневном режиме (готовность к выходу в море – 4 часа), то есть, его даже никто в режим повышенной готовности не приводил. Как такое может быть, спросите вы? А я не знаю, я тоже думал, что не может, но теперь вы, так же как и я, только раньше вас, знаете, а в дальнейшем узнаете, что и не такое ещё может быть.


В 11.30 моряки атомного крейсера «Пётр Великий» почувствовали содрогание корпуса корабля, а гидроакустики зафиксировали сильный сигнал, похожий на подводный взрыв по пеленгу нахождения АПЛ «Курск» - никто из командования не обращает внимания на доклад гидроакустиков и содрогания корабля.


Через семнадцать минут отряд кораблей, по которым должен был стрелять практической торпедой «Курск» вошёл в полигон, время начала стрельбы – через три минуты.


12.30 минут – командующий Северным флотом на корабельном вертолёте покидает полигон и отправляется в штаб флота в Североморск.


То есть человек, который, мало того, что руководит масштабными учениями ( ладно – хер с ними), является ещё ответственным за действия спасательных сил и безопасность покидает место проведения учений. Я честно не понимаю как это можно объяснить – прошёл час с момента подводного взрыва, 50 минут с момента начала практических стрельб «Курском», а стрельбы нет. Но я и не должен этого объяснять, к счастью для меня.


13.40 – время окончания торпедной стрельбы. Надводные корабли не наблюдают атаки, подводная лодка «Курск» не всплывает для передачи радиодонесения.


Я вот честно не понимаю, с какой силой нужно ссать за свои погоны и сытую жизнь, чтоб имея на руках эти три события не сложить один и один и не начинать трубить во все каналы связи, включая СМИ, что, похоже, пиздец какой-то приключился и не сворачивать учения, начиная поиски подводной лодки. Ну ладно, нашли бы потом подводную лодку и оказалось бы, что все живы и здоровы, просто уснули и проспали всё, но это же не война – хрен с ними с учениями, командира наказали за разгильдяйство, учения продолжили и с помпой завершили, пришив себе на тужурки очередные орденские планки.


14.15 – ордер надводных кораблей покидает район и направляется на обеспечение торпедных стрельб других лодок. «Пётр Великий» остаётся на кромке полигона, ожидая всплытия «Курска»


14.40 С «Петра Великого» взрывными сигналами подана команда на всплытие подводной лодки. Эти сигналы невозможно не услышать и нет ни единой причины, по которой командир подводной лодки имеет право их проигнорировать. Ни единой – он обязан немедленно выполнить манёвр «всплытие».


Подводная лодка не всплывает, о чём докладывают командующему флотом. Кроме того, согласно руководящим документам, время 14.40 – является временем объявления тревоги на флоте по потере лодки, которая не всплыла на сеанс связи в 13.40. Ну уж сейчас-то забили тревогу, подумаете вы. Нет. Не забили.


15.40 – время в которое руководство флота должно было объявить тревогу по потере лодки, не выполнившей сигнал на всплытие. Ну уж сейчас-то, да, подумаете вы. Нет.


17.30 Оперативный дежурный Северного флота переводит «М. Рудницкого» в режим часовой готовности к выходу в море.


18.30 – развёрнут поисково-спасательный пост на КП Северного флота. Тревога по-прежнему не объявляется.


19.00 на поиск подводной лодки вылетает морская авиация.


22.00 подводная лодка не обнаружена – самолёты возвращаются на аэродром.


Ну уж сейчас-то точно забили тревогу, подумаете вы. Неа. И сейчас не забили.


Вот этот момент, примерно 19.30-21.30 и был бы моментом обнаружения (не спасения, я подчёркиваю, а обнаружения) подводников, если бы они начали покидать подводную лодку сразу после аварии в 11.35-11.40. То есть к этому моменту люди провели бы в воде с температурой менее 10 градусов от 8 до 10 часов. Возможно, но маловероятно, кто-то из них ещё не умер бы от переохлаждения.


23.30 На Северном флоте объявлена аварийная тревога в связи с аварией на АПЛ «Курск».


С момента аварии прошло двенадцать часов.


23.40 – надводные корабли прекратили учения и приступили к поиску подводной лодки «Курск»


00.30 13 августа – «М. Рудницкий» вышел к месту аварии «Курска» имея на борту два спасательных аппарата АС-32 и АС-34.


Аппарат АС-32, отмечу, для понимания, не предназначен для проведения спасательных операций – его назначение поиск подводной лодки и присоединения шлангов ЭПРОН для подачи на подводную лодку воздуха.


На некоторых проектах, но не на проекте 949А – на нём выгородками ЭПРОН могут управлять только водолазы вручную. Глубоководных водолазов на Северном флоте нет ни одного. На флоте есть более новый спасательный аппарат АС-36, но, я так понимаю, что о нём просто забыли на текущий момент, а вспомнили о нём только 14 августа и более трёх суток тащили к месту аварии «Курска» плавкраном и буксиром. В итоге, доставили его к месту аварии 17 августа, повредив на нём при транспортировке системы гидравлики, наведения, погружения-всплытия и аккумуляторную батарею. Первый раз спустится к подводной лодке ему удалось только 19 августа.


11.00 — 13.00 13 августа - Командующий СФ адмирал В. Попов дает интервью представителям СМИ и высоко оценивает результаты учений, мастерство моряков и состояние боевой техники.


Для примера, я приведу вам действия другого офицера военно-морского флота, начальника АСС ЧФ кап 1 ранга Жбанова в момент аварии на БПК «Отважный» в 1974 году:


« В тот день я находился в штабе флота и на пост прибыл через 3 минуты после объявления тревоги… ситуация с самого начала сложилась непонятной, и я попросил разрешение у ВРИО командующего флотом вице-адмирала В. А. Самойлова убыть в район аварии.


Разрешение я получил мгновенно.Обгоняя на быстроходном ракетном катере суда спасательного отряда, идущие самым полным ходом в район аварии, я принял доклады их командиров о готовности к проведению спасательных работ, отдал необходимые распоряжения. На борту дежурного ракетного катера, управляемого капитан-лейтенантом В. Исаковым, на котором я прибыл в район аварии, находились боевые ракеты и ему, от имени В.Х. Саакян, было запрещено подходить к аварийному кораблю, на котором продолжал в пламени пожаров взрываться боезапас. Я был вынужден прыгнуть в море, и вплавь добираться до ошвартованного к борту “Отважного” противопожарного судна, экипаж которого под руководством командира старшего лейтенанта И.X. Нагервадзе сдерживал распространение пожара в носовую часть аварийного корабля.»


И так далее. Вы можете найти его рассказ в сети и почитать для того, чтобы сравнить его действия с действиями командных сил Северного флота в 2000 году. Благодаря его решительности и настойчивости, часть экипажа «Отважного» была спасена, но, по результатам разбора, он получил строгий выговор «за недостаточную инициативу».


Продолжение в комментариях.

Сайт автора: http://legal-alien.ru/legal-alien

Показать полностью
1103

Глава МЧС Владимир Пучков наградил девочку, спасавшую детей на Сямозере в Карелии

К посту http://pikabu.ru/story/_4338473



Глава МЧС России Владимир Пучков наградил 14-летнюю Юлию Король медалью «За спасение погибающих на водах» за участие в спасении детей на Сямозере в Карелии.

«Юля проявила мужество и отвагу, самоотверженность, спасая детей в критической, страшной ситуации», - приводит слова Пучкова ТАСС.


Во время трагического похода на лодках Юлия самостоятельно вытащила из воды нескольких сверстников, чем спасла им жизнь. Потом, преодолев пешком несколько километров, она добралась до ближайшего посёлка Кудам, сообщив о трагедии местным жителям, которые и вызвали МЧС. Благодаря этому удалось спасти жизни 33 подростков.



Источник: https://russian.rt.com/article/312465-glava-mchs-vladimir-pu...

Глава МЧС Владимир Пучков наградил девочку, спасавшую детей на Сямозере в Карелии Карелия, Трагедия, Награждение, Герои, Текст
1282

Белорус Иван Кулаков - простой парень, который спас мир от ядерного взрыва и третьей мировой войны.

Иван Петрович Кулаков единственный член экипажа атомной подводной лодки «К-19», который заходил чинить реактор 3 раза.
Белорус Иван Кулаков - простой парень, который спас мир от ядерного взрыва и третьей мировой войны. Иван Петрович Кулаков единственный член экипажа атомной подводной лодки «К-19», который заходил чинить реактор 3 раза.
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: