116

Мученик МиГ-35

В конце 80-х годов была создана палубная модификация истребителя МиГ-29К. В 1988 году корабельный МиГ впервые поднялся в воздух, а в 1989 году впервые совершил посадку на палубу авианесущего крейсера «Тбилиси» (сейчас «Адмирал Кузнецов»). Но тогда предпочтение было отдано тяжёлому истребителю Су-33 — палубной модификации Су-27.

Проект МиГ-29К был возобновлён в 1999 году, когда Индия заинтересовалась покупкой и последующей модернизацией авианесущего крейсера «Адмирал Горшков». Самолёт был полностью переработан. Был разработан новый планер и установлены новые двигатели. Максимальная взлётная масса возросла с 22 400 до 24 500 кг. А максимальная боевая нагрузка с 4500 до 5500 кг. Обновлён был и радиоэлектронный комплекс. Если ранняя модификация РЛС Н010 «Жук» могла обнаружить цель типа «истребитель» с 80 км, то РЛС «Жук-МЭ», стоящая на «индийских» МиГ-29К, теперь могла обнаружить такую цель со 130 км. Первые серийные МиГ-29К были переданы заказчику в 2009 году.

После успешной поставки этих самолётов в Индию, МиГ-29К заинтересовался и ВМФ России. Эти самолёты сейчас входят в авиагруппу авианесущих кораблей России и Индии.

Успешный экспортный контракт с Индией позволил модернизировать МиГ-29, и создать не только обновлённую палубную модификацию, но и самолёт для ВВС. Он получил название МиГ-35С и МиГ-35Д (двухместный).

В отличие от МиГ-29К, МиГ-35 не имеет складывающихся крыльев. На нем стоит облегчённое шасси, а вместо тормозного гака стоит парашютная тормозная система. Максимальная взлётная масса у МиГ-29К и МиГ-35 одинаковая. Отказ от складного крыла и более прочного шасси на МиГ-35 позволил взять больше топлива на борт и увеличить боевую нагрузку до 6500 кг.

Разработка МиГ-35 идёт с начала 2000-х годов. Первые летные образцы истребителя, совершившие первый полет в 2007 году, были собраны на базе МиГ-29М2. Более поздние прототипы были выполнены уже на базе корабельных истребителей МиГ-29К.

Тридцать пятый участвовал в тендере на поставку 126 истребителей для индийских ВВС. Но на 2012 год, МиГ-35 это была довольно сырая машина. Одним из требований Индии было наличие на борту РЛС с активной фазированной антенной решёткой (АФАР), чего на прототипах МиГ-35 не было. МиГ-35 тогда не производился серийно, и не состоял на вооружении ВВС России. Это и обусловило то, что индусы решили выбрать французский «Рафаль».

Неудачный дебют не остановил отечественных авиастроителей. К тому же, с поставками французских истребителей в Индию наметились серьёзные проблемы. Французы отказались передавать технологию производства в Индию. В итоге, из планируемых 126 машин, было заказано всего 36 истребителей «Рафаль». Индия объявила новый тендер на поставку 118 истребителей. И МиГ-35 имеет шансы в этом тендере победить.

В 2016 году в воздух поднялся первый МиГ-35, изначально построенный по этому проекту, а не переделанный из более ранних машин. Его главная особенность это новая РЛС с фазированной антенной решёткой «Жук-А», способная обнаруживать цели типа «истребитель» на расстоянии в 148 км, что не уступает показателям французского радара RBE2-AESA, установленного на «Рафале». В перспективе, на модернизированной версии РЛС «Жук-АМ», будет достигнута дальность обнаружения истребителей противника на расстоянии в 225 км.

"Жук-АМ" может одновременно сопровождать 30 целей и наводить ракеты на 8 из них. Также, радар может ставить помехи и имеет функцию картографирования местности, что позволяет применять ракеты класса «Воздух-Поверхность».

На самолёте имеется комплекс ОЛС-УЭМ, предназначенный для обнаружения целей и выдачи целеуказания. Он имеет оптический и тепловизионный каналы обнаружения и встроенный лазерный дальномер.
Истребитель имеет широкую номенклатуру вооружения.

Ракеты класса «Воздух-Воздух» Р-73, Р-27, Р-77 (РВВ-СД)
Ракеты класса «Воздух-Поверхность» Х-25 и Х-29
Противокорабельные ракеты Х-35У и Х-31А
Ракеты для поражения РЛС Х-31П
Может применять авиабомбы, включая корректируемые по лазерному лучу или по ГЛОНАСС
Возможно применение блоков неуправляемых ракет
Штатно имеется 30-мм пушка ГШ-301.

Уже ведётся разработка модернизированной ракеты Р-77М с увеличенной до 200 км дальностью пуска.

МиГ-35 оснащён 2 турбореактивными двигателями РД-33МК2 с отклоняемым вектором тяги. Это даёт истребителю высокую манёвренность в воздушном бою, и позволяет уклониться от ракеты противника.
По сравнению с МиГ-29, МиГ-35 стал менее заметным на радарах, благодаря применению в конструкции планера композитных материалов.

Подводя итог, стоит сказать, что МиГ-35 «вырос» из класса лёгких истребителей. Имея максимальную взлётную массу в 24500 кг, боевую нагрузку в 6500 кг, и боевой радиус в 1000 км, имея в распоряжении широкую номенклатуру вооружения и РЛС с АФАР, МиГ-35 уже может считаться в одном классе с такими истребителями как «Рафаль», «Еврофайтер Тайфун» и F-18.
Эксплуатационные характеристики МиГ-35 сильно возросли по сравнению с МиГ-29. Стоимость обслуживания упала в 2,5 раза. Планер получил улучшенное покрытие, что замедляет коррозию.

С момента презентации обновлённого МиГ-35 в 2017 году, новым российским истребителем заинтересовались несколько стран. МиГ-35 принят на вооружение ВКС России. На 2025 год всего 6 самолётов поставлено в войска. Сейчас выполняется контракт на поставку 30 МиГ-35 в ВКС России. В будущем, вполне возможен новый более крупный заказ.

За рубежом, интерес к новым МиГ-35 проявляют Малайзия, Перу, Бангладеш, Мьянма, Азербайджан, Аргентина и Индия. Новый МиГ-35 имеет РЛС с АФАР, более низкую стоимость, и главное, что Россия готова передать технологии производства в Индию. Возможный контракт на поставку 118 истребителей в Индию это очень крупный оборонный заказ.

В 2024 году в СМИ ходили слухи о применении МиГ-35 в военном конфликте на Украине, но эти сообщения не подтвердились.

ТТХ:

Длина-17,30 м. Высота-4,7 м. Размах крыла-12,00 м. Площадь крыла-38,0 м². Масса пустого-11 000 кг. Масса снаряжённого самолёта-17 500 кг. Максимальная взлётная масса-29 700 кг. Масса топлива (без ПТБ)-5 830 кг. Боевая нагрузка-7 000 кг. Узлов подвески вооружения- 8+1. Двигатель-2 × РД-33МК. Максимальная тяга- 2 × 5 400 кгс. Максимальная тяга на форсаже- 2 × 9 000 кгс. Максимальная скорость на высоте- Число Маха = 2,25. Дальность полёта- до 2 400 км (расчётная, официальных данных нет). Боевой радиус- до 1 200 км (расчётный, официальных данных нет). Дальность полёта с 3 ПТБ- до 3 100 км. Практический потолок- 17 500 м. Скороподъёмность- 330 м/с. Тяговооружённость- 1,03. Управляемый вектор тяги, есть БРЛС с АФАР«Жук-АЭ» (FGA-29).

Авиация и Техника

11.6K постов18.5K подписчиков

Правила сообщества

Правила Пикабу

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества