Маркоманы (лат. Marcoman(n)
Маркома́ны (лат. Marcoman(n)i, нем. marcomannen — «обитатели рубежей») — древнегерманское племя, обитавшее в начале I тысячелетия нашей эры на территории современной Чехии (они заняли её после того, как эти области были покинуты гельветами), и впоследствии образовали общность баварцев.
В конце I столетия нашей эры германцы могли быть разделены реками на три группы:
западные, к ней принадлежали:
ингевоны (фризы, хавки, саксы, англы);
гермионы (свевы, лангобарды, херуски, маркоманны и квады);
истевоны (хатты, гессенцы, убии, батавы, сигамбры и другие);
восточные;
северные.
В других источниках указано что Маркоманны (Marcomanni — «люди, живущие на марке», то есть границе) — германское племя, принадлежавшее к союзу свевов (свевской группы) и жившее между средней Эльбою и Одером (между средним, верхним Майном и верхним Рейном и Дунаем), и с IV столетия их имя исчезает. В другом источнике указано что последнее упоминание о маркоманнах относится к середине V столетия, когда они фигурируют в числе племён, входивших в полчища Аттилы.
Этимология
Считается, что их название может происходить от протогерманских форм слова «march» (что означает «граница») и слова «мужчина» (нем. Markōmanniz), которое в латинизированной форме можно было бы перевести как Marcomanni. По другой версии название племени происходит от немецкого march, другого названия реки Морава, притока Дуная, где первоначально обитало племя маркомманов.
История
Первое упоминание маркоманов встречается у Юлия Цезаря в «Записках о Галльской войне»:
"Только тогда германцы уже по необходимости вывели из лагеря свои силы и поставили их по племенам на одинаковом расстоянии друг от друга: это были гаруды, маркоманы, трибоки, вангионы, неметы, седусии и свебы. Всё своё войско они окружили повозками и телегами, чтобы не оставалось никакой надежды на бегство."
Во второй половине 1-го тысячелетия до нашей эры маркоманы обитали на территории современных Саксонии и Тюрингии.
В конце II века до нашей эры — начале I века до нашей эры они продвинулись в верховья и среднее течение Майна.
В 58 году до нашей эры маркоманы, вероятно, входили в союз племён, возглавлявшийся Ариовистом, и приняли участие в походе на Галлию.
В 8 году до нашей эры после вторжения римлян под командованием Нерона Клавдия Друза в Северную Германию маркоманы, потерпев поражение, переселились на территорию современной Чехии, где вошли в союз племён, возглавляемый Марободом, где они составили ядро его государства. При этом маркоманы вытеснили с этой территории бойев (от которых происходит название Богемия). Маркоманы занимали господствующее положение в союзе германских племён, куда также входили квады, лугии, семноны и буры. Этот союз был недолговечным.
В 17 году нашей эры войско Маробода было разбито вождём херусков Арминием. Маркоманы были вынуждены отступить к Дунаю. Сам Маробод в 19 году был свергнут германской знатью и был вынужден просить убежища у римлян.
В I—II веках маркоманы и квады, часто выступая вместе, нападали на формирования римлян на дунайской границе.
В 166—180 годах экспансия маркоманов переросла в Маркоманскую войну.
Аврелиан, провозглашённый римским императором мезийскими легионами в 270 году, изгнал маркоманнов и алеманов из Италии.
С lV века маркоманы участвовали в Великом переселении народов.
В конце V века под именем алеманны они осели на территории современной Швабии. Другая группа маркоманов вместе с квадами и бурами в составе союза племён, известного как свевы, в 409 году переселилась на Пиренейский полуостров, основав там своё королевство. Впоследствии королевство свевов в Испании было завоёвано вестготами.
Aquila Телеграм - сообщество любителей истории
Лига историков
18.4K постов54K подписчика
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения